Гран-при 2016. Финал
Как же все-таки я люблю финалы Гран-при: три вечера подряд лицезреть только «сливки» мирового фигурного катания, не растрачивая внимания на второстепенных фигуристов, среди которых хоть и встречаются порой открытия, но все же отнюдь не всегда и далеко не везде. И если на чудо можно надеяться, в принципе, почти на каждом соревновании, то уж ожидание финала Гран-при всегда таит в себе практически уверенность в том, что уж хотя бы один мировой рекорд на сей раз будет перекрыт. Во всяком случае, финалы последних лет нас к этому приучили. Я говорю, в первую очередь, о финалах взрослых, так как финалы юниоров оставляю за скобками: я смотрела из них лишь кое-что по выбору, и в целом они меня, за редким исключением, как я уже неоднократно говорила, мало интересуют.
Первыми медали разыграли пары. Бесспорными фаворитами здесь были чемпионы мира Меган Дюамель и Эрик Редфорд из Канады, конкуренцию которым, как ожидалось, могли составить наши Евгения Тарасова – Владимир Морозов и китайцы Сяою Ю – Хао Чжан. В меньшей степени на медали мог претендовать еще один китайский дуэт – Чен Пен и Ян Цзинь, ну а «маленькие канадцы» Джулианна Сегэн и Чарли Билодо и наши Наталья Забияко – Александр Энберт, заменившие в последний момент немцев Алену Савченко и Брюно Массо, звезд с неба явно не хватали и ни на что особенное не рассчитывали.
Соревнования, однако, стали разворачиваться отнюдь не по уготовленному многими заранее сценарию. Меган Дюамель и Эрик Редфорд в оба дня соревнований демонстрировали зрелище из разряда «не верь глазам своим»: столь расхлябанно и неуклюже, похоже, они никогда еще не катались. В короткой программе уже первый по счету обязательный элемент – подкрутка – был выполнен с весьма скромной для лидеров мирового ФК амплитудой, далее партнерша на выезде из параллельного 3Л коснулась льда обеими руками, а затем «приледнилась» пятой точкой с недокрученного выброса 3А, который весь сезон является камнем преткновения для этой пары.
Не лучше выглядели эти фигуристы и в произвольной программе: Меган сначала прыгнула параллельный 2Л вместо 3Л, затем коснулась обеими руками льда на выезде с выброса 4С и в довершении всего сорвала каскад прыжков. Но самое печальное здесь заключается в том, что и та, и другая программы выглядели просто набором элементов без какой-либо логической связи, без красивых связок и сложных подходов, я уж не говорю о проникновении в музыку (впрочем, при том музыкальном сопровождении, которое фигуристы выбрали в этом сезоне, говорить о проникновении в музыку и при гораздо лучшем прокате можно бы было говорить с большой натяжкой), о взаимодействии партнеров – обо всем том, что составляет саму сущность парного катания.
Но если при идеальном исполнении на все эти упреки в адрес чемпионов можно ответить: «А зато элементы ультра-си – кровь из носу! – исполняют, и гори синим пламенем ваша «химия» в паре!», то при подобных прокатах приходит на ум метафора с большим надутым шаром, в который хулиган-мальчишка пальнул из рогатки, и тот повис жалкой тряпочкой. Вот и из катания Дюамель – Редфорда словно ушел весь тот «воздух», который еще как-то скреплял между собой все элементы, и все оно, как кусочки стекла в разбитом калейдоскопе, рассыпалось на отдельные элементы.
При этом абсолютно права ТАТ, сказавшая, что катались канадцы не по-чемпионски, но судили их, как чемпионов. Так что ни о какой объективности в ФК речь по-прежнему не идет, а НСС, похоже, позволяет манипулировать с результатами намного более вольготно, чем при прежней системе.
Евгения Тарасова и Владимир Морозов в короткой программе вышли на лед вторыми после китайцев Чен Пен – Ян Цзинь. И этот жребий оказался счастливым для наших ребят: выступая до своих основных соперников и не скованные гаданием того, какие оценки те могли получить, Женя и Володя катались просто ошеломляюще. Начав с высоченной тройной подкрутки, они идеально синхронно и на высокой скорости исполнили параллельный 3Т, затем Женя четко выехала с выброса 3Р со сложным выездом, в струнку стелилась надо льдом в тодесе… Очень хороша была их поддержка, и только, пожалуй, мимолетную потерю параллельности во вращении можно бы было поставить им в упрек.
Но главное даже не это: Тарасова и Морозов продемонстрировали то, каким должно быть именно парное катание, когда партнеры каждое мгновение находятся «на одной волне» и не только движутся, но, кажется, и дышат в унисон, а при этом еще и живут в музыке, обыгрывая хореографически каждый ее нюанс. Абсолютная параллельность всегда была козырем этих фигуристов, но на этот раз она получила свое воплощение в программе, исполненной без малейшей оглядки на элементы и уровни, жизнерадостной и азартной, оставляющей у зрителя впечатление полной импровизации. Результат в 78.60 балла оставлял надежду на то, что Жене и Володе под силу всерьез бороться с признанными лидерами.
Произвольную программу они начали с четверной подкрутки, исполненной хоть и не идеально, но все же отнюдь не сорванной, а затем Володя ошибся в параллельном 3С, а потом и в каскаде 3С-2Т-2Т «недопрыгнул» последний прыжок. Но все остальные элементы, включая выбросы, на выезде из которых Женя стояла «железно», тодес и красивейшие поддержки, были исполнены ребятами на «ура». Тон в паре задавала Женечка: она вела за собой партнера, подбадривала его, буквально вся светилась на льду, и этот отсвет не давал потерять самообладание и Володе. Вот это было настоящее, а не вымученное единение партнеров! Интересно, как при ТАКОЙ разнице исполнения разрыв между Тарасовой – Морозовым и Дюамель – Редфорд в произвольном катании оказался в 0,6 балла за технику и 0,64 за компоненты?
И это еще не было здесь Савченко с ее новым партнером, а то – не сомневаюсь! – ее бы всеми способами за уши тянули на пьедестал при любом – абсолютно любом! – катании. Но на сей раз Женя и Володя победили – честь им и хвала! Победа эта была абсолютно заслуженной, кто бы что ни говорил там про исходную базу, уровни и т.п., которые у действующих чемпионов мира выше. А оценивать, по идее, надо каждый конкретный прокат на каждом конкретном соревновании, без оглядки на имена и титулы.
Понравились мне серебряные призеры этих соревнований Сяою Ю и Хао Чжан. В особенности короткая их программа была удачно исполнена: пожалуй, единственным серьезным недочетом в ней выглядело параллельное вращение, а все остальные элементы, в особенности выброс, поддержка и тодес были просто образцовыми.
Прекрасно поставлена у китайцев и произвольная программа – на красивую музыку, на которую логично ложатся все элементы, а уж исполнение некоторых из них – подкрутки, выбросов, поддержек способно вызвать искренне восхищение мастерством фигуристов. Очень необычно выглядел наружный тодес за «другую» руку: не могу сказать, что абсолютно эстетично, но взгляд к себе притягивал.
Несколько подпортили впечатление от программы ошибки партнерши – на каскаде 3Т – 2Т в начале программы и в самом ее конце, когда Сяою, не удержавшись в заключительной эффектной позе, уселась на лед. Тем не менее, образованная в нынешнем сезоне пара получилась очень интересной. Очаровательной «тростиночке» Сяою каким-то образом удалось снивелировать мужественный, но внешне словно бы вырубленный из скалы облик партнера, даже придать ему некоторый лоск, чего вовсе не получалось у прежних его партнерш. Думаю, что с появлением этой пары список претендентов на олимпийский пьедестал еще больше расширился.
У второго китайского дуэта Чен Пен и Ян Цзинь мне очень по душе обе их программы – и озорная, с юмором, короткая, в которой придраться можно было, пожалуй, лишь к расхождению на параллельном вращении ну и при очень придирчивом взгляде – к несколько замедленному темпу, и проникновенная произвольная под музыку из «Шербургских зонтиков».
Но вот как раз произвольная программа у Чен и Яна не заладилась: вылезли наружу застарелые «болячки» партнерши в виде сорванных прыжков – 2А и каскада 3Т – 2Т и нечеткого выезда после второго выброса. А потом и партнер сплоховал, почти уронив Чен с одной из поддержек. Но при этом не могу не отметить, насколько хороша сама программа и как украшают ее маленькие хореографические находки в виде «ласточки» глаза в глаза - у партнера на наружном ребре, у партнерши на внутреннем, параллельного кораблика-бауэра со сплетенными руками партнеров и в особенности проезд с припаданием на колено, в котором партнеры трогательно склоняют голову на плечо друг другу. Многочисленные ошибки отбросили Пен и Цзиня на последнее место, но моей симпатии к ним не убавили.
Достаточно удачным можно считать выступление на финале Гран-при второй нашей пары – Натальи Забияко и Александра Энберта, занявших 4-е место. Мне этот дуэт нравится с первого же своего появления на соревнованиях, и я очень болела за ребят. В короткой программе на дивную музыку Свиридова из «Метели» явно видимым техническим огрехом был неудачный выезд с выброса 3Р Наташи, подставившей вторую ногу. С артистической же точки зрения мне показалось, что фигуристы были излишне старательны, некоей доли раскованности им бы не помешало.
В произвольной программе на первом каскаде 3Т – 2Т – 2Т Забияко и Энберт далековато разошлись друг от друга, что несколько смазало впечатление, и у Наташи не получился 3С, все же остальное было исполнено очень достойно. Не могу присоединиться к тем, кто упрекает эту пару в недостатке индивидуальности и «скучном» катании: мне у Наташи и Саши как раз всего хватает, глаз радуется красивым линиям и взаимодействию партнеров в дуэте.
Канадцы Джулианна Сегэн и Чарли Билодо с самого начала оказались в аутсайдерах. У них нынешний сезон вообще складывается не лучшим образом: после победы на Skate America (правда, буквально отданной им в руки Евгенией Тарасовой и Владимиром Морозовым) – весьма проходное катание на московском этапе и «на тоненького» попадание в финал Гран-при.
И здесь в короткой программе Джулианна и Чарли по очереди наошибались: он упал с параллельного 3С, она – с выброса, да еще и разошлись во вращении, а в произвольной программе самой явной ошибкой было падение партнера в каскаде прыжков, все же остальное выглядело очень даже пристойно. Особенно эффектно смотрелись оба выброса и поддержка с вращением в обе стороны. Но главное, что Джулианне и Чарли удалось сохранить в неприкосновенности ниточку, которая связывала их на протяжении всей программы. Очень симпатичный дуэт!
В танцах на льду было совершенно ясно с самого начала, что медаль, даже бронзовая, не светит Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву ни при каких раскладах. Для этого надо было, чтобы ошиблись – и серьезно! – сразу обе пары, претендующие на то же место на пьедестале: Майя и Алекс Шибутани и Мэдисон Чок – Эван Бэйтс. (Тессу Вирчу со Скоттом Мойром и Габриэллу Пападакис с Гийомом Сизроном можно было сразу вынести за скобки как «непотопляемых» фаворитов). Но этого, естественно, не произошло.
Правда, Мэдисон Чок и Эван Бэйтс сразу же сами вычеркнули себя из списка претендентов на пьедестал: свой потрясающий короткий танец в ритме блюза и хип-хопа, который с первого же просмотра я причислила к открытиям этого сезона, фигуристы катали, как никогда, осторожно, с оглядкой на элементы, что категорически противопоказано по своей сути именно этому танцу. А потом Мэди неожиданно упала перед самой сменой ритма, и в довершение ко всему напортачила в твиззлах. Результат в 70.87 балла не оставлял фигуристам никакой надежды отыграться в произвольном танце, даже великолепное исполнение которого не изменило расклада сил.
Но как же хороши и раскованны были Чок и Бэйтс в своем новаторском произвольном танце, когда Мэди буквально с ходу влетала во все поддержки, ни одна из которых не была похожа на те, что они исполняли в своих прежних танцах, как четко и красиво отчеканили они дорожку шагов, как интересны были во вращении… И все это размашисто, на широком ходу и абсолютно непринужденно! Думаю, что результат в 108.45 балла мог бы быть и выше, если бы взгляд судей не был уже «зашорен» их неудачным коротким танцем.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев в первой серии твиззлов показались мне несколько суетливыми, словно с ходу бросились доказывать, что с ними надо считаться всерьез. Правда, они быстро овладели собой и дальше старались выдерживать характер блюза, но, на мой взгляд, им несколько не хватило плавности, кантиленности, которую предполагает этот танец. Гораздо больше они мне понравились во второй части – в свинге, где дали волю своему темпераменту и где это смотрелось весьма органично.
А вот их произвольный танец меня по-прежнему не убеждает, начиная с первых тактов, когда Катя, молитвенно сложив руки, рушится на руки Диме, как косой подрубленная (и что это должно означать?), а потом начинаются бесконечные извивы телом обоих партнеров, малоэстетичные (на мой вкус!) поддержки, вторая из которых, вращательная, была к тому же исполнена с явной ошибкой… Практически каждое движение к тому же сопровождается заламыванием рук и столь трагическим выражением лица Кати в первой части, что так и хочется задать ей вопрос: «Вы что, любимую бабушку потеряли?».
И почему она весь танец исполняет с открытым ртом? Ей что, дышать тяжело? А Дима как партнер теряется совершенно. Теряюсь в догадках, что должна означать последняя вращательная поддержка за шею (аж страшно за партнершу становится!) и заключительный пассаж, когда партнеры одним жестом закрывают руками, а потом открывают глаза. Они прозревают от чего-то? Как-то в этом танце всего не в меру, всего «слишком», и у меня это вызывает отторжение.
Вообще ловлю себя на том, что из всех просмотренных в этом сезоне танцев наших пар мне больше всего нравятся оба танца Александры Степановой и Ивана Букина и то, как ребята их исполняют. Все же остальные дуэты пока, увы, не убеждают.
Нравятся мне и короткий, и произвольный танец американцев Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью. Мэдисон считаю самой женственной из всех танцорш, и некая «крупноватость» нисколько ее не портит, а, наоборот, лишь подчеркивает ее индивидуальность: вот не боится она быть не такой, какой все стремятся быть - «тростиночкой», ей и так хорошо – и сама красавица, и партнер у нее на загляденье!
В особенности мне по душе их произвольный танец, в котором партнеры просто растворяются друг в друге (от первой низкой поддержки – ее изысканной линии – у меня мурашки бегут по коже!), танцуют так, словно сами поют эту песню – коньками, мягкими коленями, всей работой ног и вторящих им рук. И это – песня любви, которая проникает в душу! Да, была у них ошибка на твиззлах, но общего впечатления это не испортило.
Майя и Алекс Шибутани в оба дня соревнований не допустили, кажется, ни малейшего сбоя. С прошлого сезона я несколько «потеплела» к этим фигуристам, которые раньше не трогали меня абсолютно. Их танцы этого сезона мне кажутся интересными, но все же, по сравнению с танцами других топовых дуэтов, несколько «стерильными» что ли. Однако получать 4-й уровень на дорожках дано единицам, и Майя с Алексом входят в их число. Действительно, дорожки и твиззлы у них великолепные, а вот поддержки оригинальными мне не кажутся.
Но что бы там ни говорилось, а все четыре вышеупомянутых дуэта были все-таки секундантами в поединке, который разыгрывали между собой два великолепных дуэта современности – Габриэлла Пападакис - Гийом Сизрон и Тесса Вирчу – Скотт Мойр. Мне безумно нравится короткий танец французов, абсолютно – и очень оригинально! – отражающий суть обоих музыкальных ритмов – блюза и свинга. Но на сей раз две явные ошибки Гийома (сколько раз ни пересматривала танец, найти третью ошибку, о которой говорила ТАТ, я не смогла) бросились в глаза даже неискушенному зрителю. Все остальное было исполнено блестяще, но спасти положение не могло: 77.86 балла и третье место после короткого танца – совсем не тот результат, на который могли изначально рассчитывать чемпионы мира.
Зато победители в произвольном танце для меня – однозначно Габи и Гийом! С первых же секунд, с того момента, как они встали рука к руке, началось что-то необыкновенное… Как это можно описать словами? Они были ОДНИ на этом льду, в этом Дворце спорта, на этой Земле, и они танцевали лишь друг для друга танец, полный нежности и взаимопроникновения одной души в другую. Какие элементы они исполняли – твиззлы, дорожки, поддержки? Каждый из них не существовал сам по себе – все вместе они сливались в одно целое, творили какую-то необыкновенную, невероятную новую реальность, полную живого, трепетного чувства. И эта реальность завораживала сначала самих фигуристов, а вслед за ними и зрителей. Впечатление от этого танца Габриэллы и Гийома сродни тому, которое оставляют истинные шедевры искусства, в какой бы форме они ни представали – музыки, живописи, балета, скульптуры.
Разрыв с Вирчу и Мойром после короткого танца был неотыгрываемым, но, подобно тому, как Тесса и Скотт в моем сердце выиграли олимпийский произвольный танец у Мерил Дэвис и Чарли Уайта, так и на сей раз Габи с Гийомом выиграли для меня свой произвольный у Тессы и Скотта. В коротком танце победа канадцев была несомненной: они все исполнили чисто, получили свои +3 за дорожку 4 уровня и вообще, казалось, не испытывали ни малейшего волнения, в отличие от французов. Результат, правда, на мой взгляд, был выше, чем даже столь уверенное исполнение. Но я уже писала о том, что мне не по вкусу их короткий танец – ни он сам, ни музыкальное сопровождение, ни костюмы. Поэтому в моей душе он отклика не нашел.
Произвольный танец, в отличие от прошлых разов, мне понравился больше. Порадовалась я тому, что Тесса сменила костюм и предстала не в унылой серой «драп-дерюге» пейзанки, вышедшей в поле на прополку свеклы, а в красивом платье модного нынче цвета увядшей розы, что сразу сделало ее чисто внешне куда привлекательней.
Танец их, правда, для меня четко распадается на две части, и все, что исполнялось до вокала, показалось мне очень интересным, красивым и мастерски исполненным. А вот последняя часть с вокалом особого впечатления не произвела. Мне показалось, что она как-то «выпадает» из общего настроения, которое передает этот танец. Правда, великолепна была «летящая» поддержка незадолго до окончания программы. Результат в 116.72 балла мне показался, мягко говоря, завышенным. Но в том, что победа канадцев за два танца была заслуженной, сомнений нет, хотя я, скажу честно, огорчена за Габи и Гийома.
Больше всего я заранее волновалась за наших девочек: уж очень хотелось, чтобы они заняли весь пьедестал, что им вполне под силу. Правда, в нынешних реалиях, когда так здорово «выстрелили» в последнее время и Кейтлин Осмонд, и Сатоко Мияхара, это было весьма проблематично с точки зрения объективного судейства: ясно было, что наших фигуристок постараются по максимуму «разбавить» представительницами других федераций.
Так оно в результате и случилось, но необъективное судейство тут не при чем. К сожалению, Елена Радионова сама дала повод к тому, чтобы оказаться не только вне пьедестала, но и замкнуть шестерку финалисток. Обе ее программы нынешнего сезона я считаю просто великолепными: повзрослевшая Лена совсем по-новому раскрывается в них, воплощая не знакомые ей прежде образы, они отличаются удачным выбором музыки и интересной хореографией.
Но если короткая программа была выполнена Леной без явных технических огрехов, за исключением недокрученного 3Р, то для исполнения произвольной она вышла с таким испуганным лицом, что у меня сердце ёкнуло: «Что-то сейчас будет!». И оно не замедлило начаться, поскольку в произвольной Лена начала «сыпаться» с первых же секунд: упала с 3Л, споткнулась на выезде из каскада 3Р – ойлер – 3С, при этом не докрутила аж три (!) прыжка – 3Л, 3Т в каскаде с 3Л и 3С во втором каскаде. Было видно, что все прыжки даются Лене очень тяжело, и о каком-либо хореографическом воплощении программы и речи не было. Результат в 119.83 балла говорил сам за себя: до пьедестала – как до Луны. Очень, очень жаль!
Наша дебютантка Маша Сотскова оказалась с более крепкими нервами, хотя от нее в сложившейся ситуации трудно было ждать «прыжка на пьедестал». Свою короткую программу Маша прокатала очень уверенно, но, как оказалось, с недокрутом на 2А и сомнительным недокрутом на 3Ф, в результате чего оценка оказалась всего лишь 65.74 балла.
В произвольной программе Машенька была самим воплощением нежности, юности, входящей в пору расцвета, ну а уж насколько ее катание было связано с музыкой и говорить не приходится. Судьи таки углядели у нее недокруты в каскаде 3Ф – ойлер – 3С, но все остальное сомнений не вызвало. Оценка за такое катание могла бы быть и больше, чем 133.05, но отношение к Сотсковой как к дебютантке проявилось в этом в полной мере. Впрочем, 5-е место в столь почтенной компании можно считать ее несомненным успехом и, думается, что Маше вполне по силам войти в тройку лучших на предстоящем чемпионате России.
Потрясающее катание в короткой программе продемонстрировала канадка Кейтлин Осмонд! И опять при первых же звуках песни Sous le ciel de Paris мой муж закричал из соседней комнаты: «Лара, телефон!», поскольку эта мелодия стоит на звонке сына :)
То ли Кейтлин вдохновлял сам факт, что она катается на родине Эдит Пиаф, прекрасным посвящением которой является ее программа, то ли в тот день она была особенно в форме, но это было катание экстра-класса! Как высоко и при этом мягко она прыгает, как хороши ее вращения и дорожки, как интересны связки! Но главное – это то, что ей удалось на редкость убедительно воплотить французский дух, ауру Франции, словно бы она с этим родилась, а вовсе не является иностранкой.
Очень понравилась мне Осмонд и в произвольной программе, несмотря на то, что «сдвоила» два прыжка, что в немалой степени стоило ей места на пьедестале. Но сама программа на музыку Пуччини из оперы «Богема» мне кажется просто шедевром! Кейтлин в ней воплощает образ белошвейки Мими и очень точно расставляет по ходу программы все акценты. В первой части она – красивая юная девушка, счастливая от того, что любит и любима, и весь мир принадлежит ей и ее возлюбленному, поэту Рудольфу.
Вся первая часть программы светлая, ликующая, наполненная радостью жизни, и Кейтлин отражает в своем катании эту радость жизни, обыгрывая движением каждый музыкальный акцент. Во второй части программы в настроение гармонии и счастья врывается смятение – и Осмонд хореографически отражает его в сложной и красивой дорожке, словно показывая, что ее героиня борется, не хочет смириться с неизбежным. Наконец – третья часть, трагическая: Мими смертельно больна, и дни ее сочтены. Изумительна у Кейтлин при этом пластика рук, которые то обреченно обхватывают голову, то взмывают вверх вместе с прыжком в шпагат, подобно последнему всплеску надежды, то складываются в жест отчаяния, сопровождающий кораблик…
У меня просто сердце замирало, когда я смотрела на катание фигуристки: передо мной разворачивалась драма жизни, прерванной в самом цвету, и это было как в настоящем театре (я только относительно недавно слушала эту оперу, и впечатления от нее живы в памяти). Настолько неожиданно и ярко, и к тому же разносторонне раскрылась в этом сезоне Осмонд, что мне кажется, что именно ее следует считать самой опасной соперницей наших девочек и вполне реальной претенденткой не только на мировой пьедестал, но и на победу в ЧМ.
Вторая опаснейшая для нас соперница – японка Сатоко Мияхара – сделала на этом турнире еще один шаг вперед по упрочению себя в мировой элите. В короткой программе она тоже каталась под музыку из «Богемы», но интерпретировала ее совершенно по-иному, нежели Осмонд. Несмотря на то, что технически к японской «Дюймовочке» придраться было не в чем (ну кроме высоты прыжков, но это все равно, к сожалению, не учитывается судьями: высокий прыжок и низкий, как пришлось уже давно убедиться, судятся на равных), в эстетическом плане она оставила меня достаточно равнодушной, хотя не отметить отточенность всех ее элементов было бы несправедливо.
А вот в произвольной программе Сатоко была по-настоящему хороша – каталась, как никогда, с напором, с экспрессией, каждый элемент был вписан в ткань программы и смотрелся очень выигрышно. Особенно эффектны были ее дорожки и вращения, ну а главное – Мияхара каталась в музыку, что далеко не всегда ей удавалось раньше.
Конечно, не проиграй Аня Погорилая короткую программу, стояла бы она на пьедестале выше Сатоко, но что случилось – то случилось. Я уже говорила о том, что обе программы Ани, при удачном исполнении, приводят меня в абсолютный эстетический восторг. На сей раз в короткой программе Погорилая, видимо, настолько была выбита из колеи тем, что неожиданно оступилась еще при выезде на старт, что допустила неточность на выезде из 3Р. Больше «ляпов» у Ани не было, но и этот единственный несколько смазал впечатление от программы – из нее ушло ощущение туго натянутой струны, что отразилось и на судейской оценке – 73.29 балла.
Зато в произвольной программе Аня каталась просто замечательно, хотя и было видно, что борется за каждый прыжок. Но до чего же она все-таки молодец – не сдалась, выстояла! Единственный минус – не уложилась в музыку с последним вращением. Кстати, такое с ней уже бывало, надо ей на это обратить внимание.
От самой ее программы у меня дыхание перехватывает – такое это все НАСТОЯЩЕЕ, прочувствованное до каждого такта, до кончиков пальцев. Анечка мне нравилась всегда, но КАК она расцвела в этом сезоне! Я ничего не знаю о ее личной жизни, но мне кажется, что она счастливо влюблена, поэтому просто переполнена вся каким-то неземным внутренним светом, и это отражается и на ее катании. Очень хочу верить в то, что дальше ее успехи будут еще более весомыми.
Ну и, наконец, о победительнице. Женя Медведева в который уже раз доказала всем – и своим почитателям, и завистникам (не понять мне этих людей!), кто есть королева современного женского одиночного ФК. Обе свои программы – и проникнутую светлой грустью прощания с детством короткую, и драматическую произвольную – она прожила на таком высоком накале, исполнив все элементы (кроме 3Ф в произвольной программе, из-за ошибки на котором не получился у Жени первый каскад) на таком блестящем техническом уровне, что можно только диву даваться, как этой 17-летней девочке удается от соревнования к соревнованию не только не опускать, но все время поднимать планку своего мастерства. Настолько отточен – и точен! – у нее каждый жест, настолько проникновенно и музыкально она катается, что смотреть на это чудо хочется бесконечно! Браво, Женя!
Ну и, наконец, о мужском турнире, где все карты были спутаны с самого начала. Ну кто мог заранее предполагать, что чемпион мира Хавьер Фернандес фактически «провалит» свою короткую программу? После шикарного каскада 4Т – 3Т он лишь каким-то неимоверным усилием воли сумел так вывернуться с неудачного выезда после 4С, чтобы это не засчитывалось за падение, а потом произвел подобный маневр и после плохо приземленного 3А. Все остальное было им исполнено хорошо, но впечатление от эффектной «Малагеньи» было сильно подпорчено этими ухищрениями. Однако оценка в 91.76 балла еще оставляла фигуристу надежду отыграться.
Тем не менее произвольная программа у Фернандеса не задалась с первого же прыжка, когда он вместо 4Т прыгнул лишь 3Т, затем, с трудом выехав с 4С, сумел прицепить к нему лишь 2Т, повторив то же самое и после 3А, после чего последовал корявый выезд с 4Т и в довершение ко всему – падение с 3А.
Но даже с этими ошибками катание Хавьера вызывало отклик в зале: настолько хороша эта его программа на песни Элвиса Пресли, так органично смотрится в ней фигурист, что не поддаться танцевальному настроению, создаваемому ею, просто невозможно. 177.01 балла за произвольную программу хоть и оставили испанца за чертой призеров, но симпатий публики к нему не убавили.
Канадец Патрик Чан прокатал свою короткую программу безошибочно, исполнив и каскад 4Т – 3Т, и 3А, и 3Л так, как я давно уже не помню в его исполнении. Но я уже много раз писала, что не являюсь поклонницей этого фигуриста, так что и на сей раз его «божественное скольжение» не вызвало у меня никаких эмоций – ну ездил и ездил себе, размахивая руками, словно не зная, куда их приложить. Ну а его произвольное катание даже не хочу комментировать: «лежачего не бьют», а Патрик «лежал» всю дорогу, которую его поклонники, наверно, мысленно обливали слезами.
Результат хуже показал только американец Адам Риппон. Причем в короткой программе без квадов, но с великолепными вращениями он выглядел вполне пристойно. В произвольной программе Адам сделал попытку исполнить 4Т, но упал, падал он и дальше, и даже свой «коронный» 3Л с двумя понятыми над головой руками прыгнул крайне коряво, так что в целом образ Птицы, который он пытался воплотить на льду, как-то померк, словно бы «Птица» была подстрелена жестоким охотником и истекала кровью. То, что при должном техническом исполнении выглядело бы блестяще, стало казаться вычурным и излишне театральным.
Тренер Риппона Рафаэль Арутюнян, наверно, мысленно волосы на себе рвал от такого проката. К счастью, у него тут же нашелся достойный «утешитель» - другой его ученик Нэйтан Чен. Правда, в короткой программе он был не идеален: сложнейший каскад 4Л – 3Т сделал через «троечку», упал с 3Ф и лишь 3А прыгнул хорошо. Но зато все его дорожки и вращения, роскошный прыжок в волчок «чинян» были и очень музыкальны, и по-балетному отточены.
А уж в произвольной программе Нэйтан показал нечто фантастическое! Так, как катался он, не катался в тот день никто! Четыре шикарных квада в одной программе, причем два из них в каскадах, и 3А, исполненные с огромной амплитудой, сами по себе достойны восхищения. Но Нэйтан всю программу прокатал на одном дыхании, а она была построена как единое хореографическое целое, и каждый элемент в ней можно бы было снимать как образец для учебного фильма. Главное же ее очарование состоит в том, что Чену удалось перенести на лед атмосферу удалых «Половецких плясок», казалось, что он весь жил в музыке, и музыка его подгоняла.
Когда-то я читала высказывание знаменитого французского тренера, гранд-дамы французского ФК Жаклин Водекран об одном из лучших своих учеников Алене Жилетти: «У него были «золотые» ноги, очень эластичные». И вот это высказывание Водекран я вспомнила, глядя на катание Нэйтана – его ноги действительно оставляли впечатление эластичных. Удивительный фигурист и с этого сезона – один из моих фаворитов!
Заставил за себя попереживать один из моих самых больших любимцев японец Шома Уно (вот не понимаю, почему Гришин всегда называет его Сёмой, послушал бы хоть раз, как произносит его имя диктор на стадионе, и прежде всего в Японии: никогда "Сёма", всегда – "Шома", да и в написании по-английски это отражается).
В дивной по красоте короткой программе Шома, исполнив небезупречно 4Ф, упал с 4Т и остался без каскада. Но во всем остальном к нему не могло быть ни малейших претензий: великолепный 3А был вписан в комбинацию из двух «корабликов», первый из которых был обычным, а второй – его «коронным» – низким, и как же это было необычно и музыкально! Вращения Шомы, в которых он к концу набирает и набирает скорость – просто что-то запредельное! Ну а о его умении отразить в хореографии все музыкальные нюансы и говорить не приходится.
Но что особенно восхищает меня в этом фигуристе – это его сила воли, всегдашнее стремление к преодолению себя. И здесь ведь он выходил на произвольную программу с болью в ноге, но выступил так, что если бы не знать, то никто и не заподозрил бы, что у Шомы какие-то проблемы со здоровьем. Он с первых же секунд задал тон программе исполнением прекрасного 4Ф, потом последовал 4Т, правда, с выездом через «троечку»; внутреннее напряжение, исходящее от программы, буквально витало в воздухе, а сам фигурист был до краев наполнен ею, проживая каждый ее миг, отраженный в том или ином движении, с абсолютной точностью вписывающемся в ее художественную ткань. Эстетическое впечатление от катания Уно трудно передать словами, и результат здесь в принципе не имел никакого значения, хотя я, конечно, порадовалась успеху фигуриста.
Ну а победителем турнира стал фигурист, к которому я уже давно питаю особую симпатию – японец Юзуру Ханью. При исполнении его короткой программы у меня, правда, однажды ёкнуло сердце – когда он с трудом выехал из 4Р, но все же спас прыжок и, кажется, тут же забыл об этом небольшом инциденте, устроив дальше настоящую феерию на льду.
Не будучи в принципе поклонницей творчества певца Принца (вот и короткий танец Вирчу и Мойра на его песни совсем не лег мне на душу), я, тем не менее, не могла не поддаться атмосфере безудержного веселья, которую Юзуру создал в зале, и только мысленно ахала от восторга от его поистине роскошных 3 А и каскада 4С – 3Т, всех его фантастических дорожек и вращений. Даже странно сейчас вспоминать, что поначалу мне эта программа не понравилась: как это могло быть?
В произвольной программе Ханью допустил несколько ошибок: упал с 4С, который должен был быть в каскаде, сделал «бабочку» в одном из прыжков, но при этом он исполнил четыре квада, и три из них успешно – 4Р, 4С и 4Т, а еще каскад 3А – 3Т, да и все остальные элементы были у него хороши, так что очарование программы, ее внутренний посыл сохранились до конца. И этот завершающий жест Юзуру, ставящий точку, когда он широко разводит руки, словно мысленно обнимает всех, кто его любит, кому он дорог и кто так же дорог ему. Есть в этом что-то символическое.
Результат в 187.37 балла хоть и далек от прошлогоднего рекорда Ханью, все же позволил ему без особого труда стать победителем. И в этом есть какая-то высшая справедливость!
Подводя итоги марсельскому финалу Гран-при, можно еще раз порадоваться за наших фигуристов, одержавших победы в труднейшей, но честной борьбе – Евгению Тарасову с Владимиром Морозовым и Евгению Медведеву, за Анну Погорилую, добывшую почетную «бронзу», и за всех остальных, кому повезло меньше, но разве это последние соревнования, в которых они участвовали? Хочу верить, что все они еще дадут нам немало поводов для радости и гордости.