Накануне ФГП. Бантики и пуфики © мужского турнира. Часть вторая
----------------------///----------------------///----------------------
Развиваться и усложняться должны все аспекты фигурного катания, иначе это сложно назвать эволюцией (с) Юзуру Ханю
----------------------///----------------------///----------------------
Сегодня в нашем блоге вторая часть разбора связок между элементами ("бантиков и пуфиков") в произвольных программах участников мужского турнира ФГП.
Первая часть (разбор короткой программы) здесь http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dobroefk/1118831.html
Сегодня попробуем оценить произвольные программы фигуристов с точки зрения слитности (непрерывности), сложности и разнообразия связок между элементами и заходов на них, выбрав для сравнения основные критерии компонента Transition. Дорожки шагов StSq и хореографические последовательности ChSq не учитываем, так как они являются отдельными элементами программы.
Проанализируем критерии компонента TR (разнообразие, непрерывность движения от элемента к элементу - "слитность", сложность и качество) в произвольных программах финалистов.
В таблице представлено разнообразие связок в произвольной программе
Диаграмма представляет характеристику критерия "разнообразие" как количественное соотношение одноножных связок к количеству беговых (подсечек) и других связок (skating movement transition и non listed element transition)
Из таблицы и диаграммы видно, что лучшее разнообразие связок в произвольной программе демонстрирует Юзуру Ханю. Превалируют коньковые одноножные связки (тройки), а также сложные повороты и шаги (два крюка, скобка и три чоктау). Программа содержит наименьшее количество беговых и подсечек при достаточном количестве других шагов и вариативности связующих элементов (два кораблика, циркуль, спираль, бауэр, два выпада, две подпрыжки). Все виды связок представлены в программе в различных сочетаниях. Разнообразие связок очень хорошее.
Произвольная программа Патрика Чана содержит достаточное количество одноножных связок (троек), а также сложные коньковые связки - крюк, твизл и два чоктау. Одинаковое количество беговых шагов и одноножных связок (но беговых почти на треть больше, чем в программе Юзуру). Использованный инструментарий связующих элементов (кораблик и две подпрыжки) недостаточно вариативен. Разнообразие связок хорошее.
Количество беговых (подсечек) в программе Хавьера Фернандеса сопоставимо с программой Чана. Но при сопоставимом количестве беговых в программе первого меньше одноножных связок (троек) при большем количестве двуножных связок в виде простых шагов. Есть и другие связующие элементы (циркуль, два кораблика, бауэр, выпад и подпрыжка). Разнообразиесвязок хорошее. Однако произвольная программа Фернандеса выделяется на фоне программ других участников финала одной особенностью - бОльшим количеством хореографических остановок-растанцовок для того, чтобы перевести дыхание между элементами (body movement transition) в количестве четырех - после каскадов 4S+3T, 3А+2Т, 3F+1Lo+3S и после хореографической последовательности. Все-таки нужно учитывать, что в фигурном катании во главу угла ставится ценится прежде всего коньковая подача программы (в том числе и в связках между элементами), где фигурист демонстрирует владение коньком в том числе и при выполнении связок при достаточной эмоциональной вовлеченности и контакте с зрителями и судьями. В ПП Фернандеса мне не хватило первого и было слишком много второго.
Разнообразие связок в произвольной программе Адама Риппона ближе к хорошему. Беговых и подсечек больше, чем одноножных связок. Последние представлены в основном тройками, присутствуют также сложные одноножные связки - четыре крюка и скобка. Связующие элементы в программе Риппона недостаточно вариативны и ограничиваются выпадом, валлеем и ойлером. Однако не могу не отметить разнообразие body movement transition, заключающихся в движениях торса, головы и рук в различных сочетаниях и сопровождающих выполнение связующих шагов и элементов. В целом программы Риппона и Фернандеса по разнообразию связок располагаются почти на одном уровне. Разница заключается лишь в большей вариативности связующих элементов в программе последнего.
В произвольных программах Шомы Уно и Натана Чена превалируют беговые (подсечки) и двуножные коньковые связки. Сравнивая разнообразие связок в обеих программах хочу отметить, что программа Уно все-таки вариативнее за счет бОльшего количества одноножных связок (троек) и связующих элементов.В программе Уно чуть больше беговых (подсечек) и одноножных связок (18 против 11 у Чена). Программа Уно вариативнее программы Чена и по набору связующих элементов: выпад, бести и два кораблика против сиротливого бауэра у Чена.
Остальные критерии компонента Transitions рассмотрим конкретно в программе каждого участника финала.
Непрерывность (слитность) движения между элементами в программе Шомы Уно определяется целыми блоками беговых (подсечек) с редкими тройками и моухоками для смены направления движения. Более сложные блоки связок расположены перед некоторыми прыжковыми элементами. Перед кубком Ростелекома Уно добавил в программу некоторое количество одноножных связок (троек): перед тройным риттбергером, в шаги перед каскадом 3A+1Lo+3F и 3S.
На первой гифке показаны связки перед 3Lo: две подсечки-разворот-бести-шассе-тройка-тройка пауза перед прыжком. На второй - связка после каскада 3А+3Т перед заходом на каскад с четверным тулупом.
Сложность связок в программе Шомы выше средней. Связки распределены неравномерно. Блоки простых коньковых связок беговых(подсечек) сконцентрированы между элементами, часть одноножных связок (троек) расположена перед элементами. Каскад 4Т+2Т и 4Т исполняются с шагов (многократных троек), каскад 3А+3Т - с кораблика, а 3Lo имеет комбинированный заход (связующий элемент и шаги на заходе). Креативных выездов с элементов нет.
Качество исполнения связок хорошее.
Хавьер Фернандес передвигается между элементами на простых шагах и связующих элементах с с хореографическими остановками-растанцовками. При выполнении связок между элементами используется практически полный диапазон body movement transition (пожимание плечами, поглаживание бицепсов и головы с игривыми взглядами в сторону зрителей и судей) *смайлик*. На второй гифке показана харАктерная связка хореографическая растанцовка после каскада 4S+3T в первой половине программы перед заходом на каскад 3А+2Т.
Большая часть одноножных связок и связующих элементов расположена непосредственно перед элементами и является заходами на них. Заход на 4Т простой (обманный шаг-тройка). Остальные прыжковые элементы в основном исполнены с шагов: оба 4S (сольный и в каскаде) - с серии троек и моухоков, каскад 3А+2Т - с захода: крюк-шассе-выкрюк-перетяжка-разворот (на первой гифке), каскад 3F+1Lo+3S - с троек. Сольный 3А имеет комбинированный заход (два кораблика, две перетяжки, разворот), а 3Lo выполняется с игривого бауэра. Каскад 4S+3T имеет усложненный выезд в перетяжку. Сложность связок хорошая.
Качество исполнения связок хорошее.
В произвольной программе Патрика Чана исполнение коньковых связок сопровождается движениями рук и головы и постоянной сменой направления движения. То же катание на длинных дугах и глубоких ребрах, что и в короткой программе отличается только музыка. Простые шаги сменяются одноножными связками. На первой гифке показана связка перед началом второй половины программы, на второй после первой дуги для смены направления выполняется чоктау.
Сложность связок в программе Патрика хорошая. Связки сконцентрированы в основном между элементами и не являются сложными заходами/выездами (за исключением тройных прыжков). Ни один из прыжков не имеет сложного (комбинационного) захода. Все 4Т (сольный и в каскаде) и 3А (сольный и в каскаде) выполнены с простых однотипных заходов. С шагов исполнены: 4S (моухок-тройка-моухок), 3Lo ( подпрыжка-шассе-чоктау), каскад 3Lz+2T+2Lo (с серии моухоков) и 3F (тройка-моухок). Два прыжковых элемента (каскад 3А+2Т и 3F) имеют усложненные выезды (тройка-кораблик и подпрыжка соответственно).
Качество исполнения связок очень хорошее.
В произвольной программе Юзуру Ханю связки распределены равномерно (часть из них являются заходами на прыжковые элементы). Превалируют одноножные коньковые связки, которые сменяются шагами и другими связующими элементами, сопровождаются движениями головы, рук и тела и постоянной сменой направления движения.Перед NHK Trophy над программой хорошо поработали. Были внесены следующие изменения: усложнили связки перед 3F и после него до каскада с 4S во второй половине; изменили связки перед заходом на 4Т; добавили одноножные связки при заходе на каскад 3А+2Т и после него; усложнили корабликом выезд с каскада 3A+1Lo+3S. *Также внесли небольшие изменения в дорожку шагов и хореографическую последовательность*
Сложность связок очень хорошая. Несмотря на убойный контент с четырьмя четверными и двумя тройными акселями в каскадах во второй половине, прыжки возникают словно из ниоткуда и исполняются практически без подготовки. При всем этом в наличии красивое и плавное катание между элементами с гармоничным и спокойным выражением на лице.
Все четверные прыжки исполнены с шагов: 4Lo - с серии моухоков, оба 4S (сольный и в каскаде)- с серии троек и моухоков, 4T - с короткого захода (тройка-моухок-тройка). Оба каскада с тройным акселем исполняются без подготовки. Каскад 3A+1Lo+3S, кроме того, еще и с захода в "противоход" (шаги на заходе исполнены по часовой стрелке, тогда как сам прыжок против часовой). На первой гифке показан 3F, исполненный со сложного захода и шагов и отлично вписанный в рисунок программы сразу после дорожки шагов: скобка-скрещенное шассе-разворот-тройка-тройка. На второй гифке показан комбинационный неожиданный заход с бауэра и шагов на 3Lz в конце программы.
Качество исполнения связок очень хорошее.
Произвольная программа Натана Чена - это борьба с заявленным контентом, в которой связкам между элементами отведена минимальная роль. Особенно эта тенденция прослеживается в первой половине программы, где фигурист пытается исполнить подряд четыре четверных прыжка, два из которых - в каскаде. Пока Натан проигрывает в этой битве:) Между элементами фигурист передвигается сериями беговых и подсечек. Связующие элементы non listed element в программе не используются вообще не до них. Самая интересная, на мой взгляд, связка представлена на первой гифке.
Сложность связок в программе Натана средняя. Простые коньковые связки сконцентрированы между элементами программы. Заходы на четверные прыжки и тройной аксель просты и незатейливы. 3Lo и каскад 3F+3T+2T (на второй гифке) исполнены с шагов: моухок-тройка-моухок.
Качество исполнения связок выше среднего.
В программе Адама Риппона простые шаги сменяются одноножными связками. Исполнение связующих шагов между элементами сопровождаются движениями тела, рук и сменой направления движения (на второй гифке). Такое сочетание увеличивает трудность исполнения связок и оценку за компонент TR.
Сложность связок в программе ближе к хорошей. Они равномерно распределены по программе и частично являются сложными заходами/выездами. Единственный четверной прыжок (4Т) Адам исполняет со сложного захода: валлей-скрещенное шассе-чоктау-разворот-тройка (на первой гифке выше). Каскад 3Lz+2T+2Lo - с шагов (кросс ролл-крюк). Заход на 3Lo попадает под критерий unexpected ("неожиданный"). Усложненные выезды имеют 3S (тройка) и каскад 3A+2T (перетяжка).
Качество исполнения связок хорошее.
Итак, с учетом количества четверных прыжков в программе, слитности движений от элемента к элементу, сложности связок перед элементами, их плотности и разнообразия именно Юзуру Ханю опять демонстрирует самую сложную и насыщенную связками произвольную программу.
Ждем ФГП:)
Спасибо за внимание.
С уважением, Юлия.
Чен 7,9
Риппон 8.26
Шома 8.84
Ханю 8.95
Чан 9.1
Фернандес 9.2
Получается, по мнению судей, Шома здесь почти как Ханю, при этом существенно лучше, чем Риппон и Чен. А сам Ханю далеко не первый... Вот откуда что берётся?
А Юдзуру даже на домашнем NHK не особо баловали. Тут доходило даже до смешного - американский судья в ПП поставил Transitions Ханю ниже, чем Transitions у Натана Чена!!! )) Он и Composition им одинаковую нарисовал. Вроде как безупречно-гармоничная изысканная ПП Юдзуру ничем не лучше задорной, но сырой и несбалансированной ПП Чена.
В общем, посмотрим, как сложится картина, когда все спортсмены сойдутся вместе на одном нормальном турнире.....
...поневоле начнешь соглашаться с утверждением Мага о том, что Сёму искусственно с помощью судейских оценок тянут вперед. На самом деле, мне лично кажется, что в его оценивании есть взаимосвязь между отличным мягким скольжением и транзишинами. Сёме еще в прошлом сезоне завышали оценки за транзишины. Об этом Юлена тоже писала http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dobroefk/927138.html
Как сказал Гришин после одного из его рекордных прокатов - " Так катать невозможно... просто потому что невозможно... " )))
Скольжение у него действительно мягкое и плавное, но, по моему скромного разумению, скольжение должно оцениваться не в Transitions, а в Skating skills. Которые, к слову, у него с Ханю получились абсолютно одинаковые до сотых долей балла: 9.16 (среднее значение по двум этапам). Скорее всего, это просто совпадение, но тенденция настораживает.