Гран-при 2016. Этап 6: NHK Trophy
Саппоро… С названием этого японского города у любителей фигурного катания со стажем возникает масса ассоциаций: именно здесь почти 45 лет назад (с ума сойти можно, неужели это было так давно?) проходили олимпийские игры, и именно на катке Макоманаи «золото» и «серебро» завоевали наши великолепные дуэты Ирина Роднина – Алексей Уланов и Людмила Смирнова – Андрей Сурайкин, несомненные «законодатели мод» в парном катании того времени, а «прекрасный принц фигурного катания» Сергей Четверухин открыл дорогу советским одиночникам на олимпийский пьедестал, впервые в истории поднявшись на его «серебряную» ступень. Воспоминания о той Олимпиаде живы в моей памяти до сих пор, и когда-нибудь я ими непременно поделюсь. Ну а сегодня хочу написать о своих впечатлениях о последнем этапе Гран-при нынешнего сезона.
Парное катание в отсутствии наших пар оказалось для меня наименее интересным видом. Заранее было ясно, что победят канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд. За время своего чемпионства они сумели, кажется, создать непререкаемый авторитет своему дуэту в глазах арбитров, который и водит зачастую рукой последних, ставящих недрогнувшей рукой высочайшие баллы за компоненты фигуристам, которым под силу демонстрировать в своих программах элементы ультра-си, но совсем не под силу создать на льду нерасторжимое единство двоих.
Конечно, постоянная готовность Меган и Эрика идти на риск вызывает уважение, но мое эстетическое чувство при этом молчит. На сей раз в короткой программе Дюамель и Редфорд допустили одну ошибку – падение с выброса 3А (мимолетную потерю синхронности в параллельном вращении в расчет можно не брать), но смотреть на эти перестроения в программе между элементами под не самую выразительную мелодию мне было попросту скучно.
И каким же приятным контрастом к этому «Киллеру» (так называется песня, под которую катаются канадцы) оказалась короткая программа китайского дуэта Чен Пен – Ян Цзинь! Казалось бы, вот уж кому было бы совсем не зазорно демонстрировать катание партнеров, только ищущих контакта друг с другом – ведь в пару они объединились сосем недавно.
Ан нет: именно Чен и Ян выглядели на льду так, словно они катаются вместе с незапамятных времен, потому что как раз им удалось показать настоящее взаимодействие партнеров, когда движение одного находило немедленный отклик у другого, каждый элемент находился на своем месте, и пусть и параллельный прыжок, и выброс уступали в сложности «джентльменскому набору» Дюамель и Редфорда, зато в качестве исполнения и зрелищности давали ему явную фору, а особенно хороша была их подкрутка. Неожиданно приятным открытием оказались для меня артистические способности обоих партнеров, которые до поры до времени не проявляли себя (во всяком случае, так ярко) в прежних составах. И пусть на какие-то крохи, но им удалось обойти канадцев в первый день соревнований.
Прекрасно зарекомендовала себя в короткой программе и вторая китайская пара – Сюехан Ван и Ли Ван. Они показали жизнерадостную, темповую программу, подав, как на блюдечке, все элементы и передав настроение песни, служащей музыкальной канвой их выступления. В произвольной программе Сюехан и Ли были менее убедительны, были у них мелкие недочеты, но смотреть на их катание мне было, тем не менее, приятно, так что я порадовалась их «бронзовому» успеху.
Ожидать, что Дюамель и Редфорд отдадут итоговую победу, было бы слишком наивно, но в глубине души я надеялась, что китайцы смогут показать, что их нужно не менее серьезно принимать во внимание при «дележке пирога». Однако Чен упала с первого же, достаточно интересно вставленного в их программу, 2А, а затем последовало ее падение на 3Т. Но все остальное, если не считать небольшого сбоя на одной из поддержек, практически незаметного глазу неспециалиста, было выполнено на самом высоком уровне.
Мне очень понравилась сама их программа под музыку из «Шербурских зонтиков», которая хоть и не раз звучала в разные годы во всех видах фигурного катания, но совершенно не воспринималась заезженной как благодаря удачному исполнению неизвестного мне певца, так и проникновенному исполнению фигуристов, которые все время находились «на одной волне» - плечом к плечу и глаза в глаза.
Меган Дюамель и Эрик Редфорд вновь катались далеко не безупречно: после хорошего параллельного 3Л Меган чиркнула ногой на выезде из 4С, дальше оба изрядно напортачили в комбинации прыжков, а в конце программы Эрик с большим трудом выжал Меган в поддержку. Сама же программа выглядит, скорее, набором элементов, как в цирке, чем законченным, логически связанным целым, тем более что и музыкальное сопровождение целостности восприятия не способствует. Одним словом, не так, по моим понятиям, должно выглядеть катание истинных чемпионов, которые на годы вперед определяют развитие этого вида фигурного катания и примеров которых можно привести множество, как из далекого, так и достаточно близкого прошлого.
Женское одиночное катание было единственным видом, в котором мы могли рассчитывать не только на победу, но и на попадание на пьедестал обеих наших девушек – Анны Погорилой и Марии Сотсковой.
Первой из них в борьбу с соперницами, самой опасной из которых на этом этапе была Сатоко Мияхара, вступила Аня. Обе ее программы этого сезона я считаю истинными шедеврами: невозможно представить, чтобы их мог исполнить кто-то другой, и они наилучшим образом подчеркивают все сильные стороны фигуристки.
Уже с первых же тактов короткой программы под музыку из фильма «Запах женщины» Аня завораживает неповторимыми движениями рук, а дальше разворачивается настоящее действо, поскольку все элементы так логично выстроены, так искусно вплетены в ткань программы, и их исполнение находится на таком высочайшем уровне, что попросту забываешь о том, что это спорт, а не искусство. Анечка здесь предстает такой «леди-дамой-синьорой-феминой», что вся программа звучит ярким прославлением женственности и красоты. Недаром по ее окончании зрители вскочили со своих мест, приветствуя нашу фигуристку. О небольших недочетах в исполнении – спорном недокруте на 3Т и небольшом сбое на заключительном «бильмане» даже упоминать не хочется: впечатления они не испортили.
Маша Сотскова уже в прошлом году, в особенности на чемпионате России, демонстрировала превосходное катание, но, пожалуй, еще переходное от юниоров к взрослым. В этом же сезоне, повзрослев, она раскрылась совершенно по-новому, доказав, что в элите наших девочек у нее свое законное место и свой неповторимый почерк.
Нестандартность подхода заключалась уже в том, что для обеих своих программ Маша выбрала музыку Шнитке, отнюдь не простую для ледового воплощения и для зрительского восприятия. Произведение «Эти свободные бабочки» послужило музыкальной основой ее короткой программы. В платье необыкновенной красоты Машенька действительно порхала по льду, как бабочка, великолепно исполнив и каскад 3Л – 3Т, и 3Ф уже во второй части программы, и 2А, а ее дорожки и вращения были выше всяких похвал.
Японка Сатоко Мияхара в этом сезоне стала проявлять хоть какие-то эмоции – улыбнулась перед началом короткой программы. Она у нее хорошо поставлена – под вальс из оперы Пуччини «Богема», и Сатоко была, пожалуй, на сей раз более раскованна, чем обычно, но вот технически подкачала: упала с 3Л и сдвоила заключительный Т в каскаде с 3Р. Что же касается вращений, то здесь к ней нет никаких претензий – они великолепны, а вот дорожки у меня восторга не вызвали.
Неплохое впечатление о себе в целом оставила после своей лирической короткой программы другая японка – Вакаба Хигучи, хотя ошибок и у нее хватало: после неудавшегося приземления с 3Л ей не удалось исполнить каскад, тулуп же, который она по ходу дела «прицепила» к 3Ф, оказался лишь двойным.
Третья японская фигуристка – Юра Мацуда интересна хотя бы тем, что прыгает редко исполняемый каскад 3Р – 3Р, но ее катание местами показалось мне излишне старательным, немного ученическим.
Красивая короткая программа у американки Мираи Нагасу, с мягким скольжением и эффектными вращениями, но недокрутов в прыжках – своей застарелой болезни - ей не удалось избежать и на сей раз.
Все пытаюсь присмотреться к фигуристке из Казахстана Элизабет Турсынбаевой, но она меня и на этот раз разочаровала. После того, как пустила «бабочку» на 3Л, Лиза дальше все же исполнила каскад, но все эти мелкие шажочки, производящие впечатление какой-то суетливости, мне совсем не по душе. Фигуристке, по сведениям, 16 лет, но на вид ей больше 12-ти трудно дать, поэтому, наверно, мне бы казалось более уместным видеть ее соревнующейся с юниорами.
Симпатична мне канадская фигуристка Ален Шартран, и короткая программа у нее мне нравится. Интересно, что мелодию этой песни я помню лет с четырех: у моей тетушки был проигрыватель с пластинками, среди которых была и запись этой песни в исполнении – не поверите!.. Клавдии Шульженко, а сама песня, помню, была обозначена как «кубинская народная песня» под заглавием, если не ошибаюсь, «Кто ты». Услышав ее через много-много лет на английском языке, я была, признаюсь, очень удивлена.
Так вот, возвращаясь к Ален Шартран, скажу, что эта фигуристка на сей раз меня огорчила: «клюнула носом» после первого 3Л, сорвав тем самым каскад, правда, потом присовокупила 2Т к 3Р, чем отчасти спасла положение, неплохо исполнила некоторые вращения, но то ли она набрала вес, то ли это фасон платья неудачный, но Ален как-то погрузнела, и ее катание выглядит несколько вымученным.
В произвольной программе мне понравилась Мираи Нагасу. Даже если она что-то там и недокрутила, за что ей понизили оценку за технику, то когда она катается без явных сбоев, мне смотреть на нее приятно: настоящее женское катание, с прекрасным скольжением и неплохой хореографией.
Примерно то же самое могу сказать и о другой американке – Карен Чен, которая понравилась мне как раз в произвольной программе и в постановке которой она, как оказалось, принимала самое непосредственное участие: танго Jalousie в ее исполнении смотрелось свежо и выразительно.
Падение с 3Ф было едва ли не единственной грубой ошибкой в произвольной программе Элизабет Турсынбаевой, но сама ее программа на японские мелодии, наверняка близкие сердцу японского зрителя, оставила меня равнодушной.
Юра Мацуда, катаясь под испанские мотивы, была, как мне показалось, далека от того, чтобы передать в своей произвольной программе дух испанского танца.
Сатоко Мияхара свою произвольную программу исполнила практически безошибочно, но все же в очередной раз я убедилась, что «не моя» это фигуристка – слишком уж чинно-размеренна она в своем катании, а особое благоволение к ней судей, накидывающих фантастические баллы за компоненты, моих симпатий к ней отнюдь не прибавляет, хоть умом я и понимаю, что сама фигуристка в этом не виновата.
На сей раз было очень обидно за Машу Сотскову, чье катание лично для меня было намного техничнее и выразительнее катания японки. Просто удивительно, как это у Маши, при ее амплитудных прыжках, судьи углядели столько недокрутов, тогда как у Сатоко с ее микроскопическими прыжочками их оказалось не в пример меньше.
Под волшебную музыку Шнитке Маша каталась невесомо, проникновенно, нежно, вся - воплощение расцветающей юности, отразив в катании все музыкальные нюансы.
Не менее сильное впечатление произвела на меня только произвольная программа Анны Погорилой, хотя Ане и не покорился заключительный 2А и она чуть выбилась из музыкального графика. Программа оставляет впечатление удивительной цельности и заставляет зрителя сопереживать не только ее спортивному, но – и едва ли не больше - художественному воплощению.
После аниного проката я поймала себя на том, что перестала дрожать за каждый ее прыжок, как это было раньше – просто смотрю и наслаждаюсь каждым ее движением. Пожалуй, только в третьей – самой, на мой взгляд, сильной части программы – хотелось бы пожелать Ане большей эмоциональной отдачи, на сей раз мне немного не хватило той энергетики, которая заложена в музыке и которая призвана вести за собой исполнительницу. Но то, что Анечке под силу выдать этот эмоциональный взрыв, я нисколько не сомневаюсь.
Молодцы наши девочки, сердце радуется от тех результатов, что они показали! Все остальные участницы соревнований, даже и с хорошими прокатами, померкли на их фоне.
В соревнованиях мужчин у Михаила Коляды, в общем, были призрачные шансы побороться за пьедестал, но при данном составе участников для этого надо было, чтобы звезды уж очень благоволили нашему спортсмену. Увы, не сложилось.
В короткой программе Миша практически упал с 4Т (не коснувшись при этом льда «пятой точкой»), сделал прекрасный 3А и каскад 3Л – 2Т, и хотя все остальное было сделано хорошо и до самого конца фигурист катался под непрерывные зрительские аплодисменты, я не могу отделаться от ощущения, что самому Мише эта программа в высшей степени надоела и он исполняет ее «на автомате».
Юный американец Нэйтан Чен, хотя выступил и не безошибочно – упал с 4Л, прыгнул редчайший каскад 4Ф – 3Т и сорвал 3А – оставил о себе очень благоприятное впечатление. У него прекрасно поставленная программа под музыку из балета «Корсар», которая вызвала у меня ассоциации с победной программой англичанина Джона Карри на ОИ 1976 года, хотя тот катался под музыку из балета «Дон Кихот». Роднит их отточенность движений и абсолютная музыкальность, хотя пластика, разумеется, у каждого своя. Дорожки шагов и вращения Нэйтана вызвали у меня мурашки восторга.
Японец Кейджи Танака, катавшийся под танго Пьяццолы, хоть и поднял после своего проката зрителей на трибунах, в моей душе отклика не нашел. И дело даже не в исполненном с ошибкой 4С – сама программа мне показалась далекой от того, чтобы передать дух аргентинского танго. И опять-таки трудно было не вспомнить шикарное танго, которое несколько лет назад исполнял Дайсуке Такахаши. Конечно, у Кейджи нет того темперамента и той харизмы, которая была у Дайсуке, может быть, поэтому мне показалось, что он взялся не за свою мелодию.
Денис Васильевс из Латвии, тренирующийся с этого сезона у Стефана Ламбьеля, в короткой программе исполнил не все, что задумано: так, каскад 3Л – 3Т превратился у него в 3Л – 2Т, но зато в ней прекрасно исполнены дорожки и найдены интересные позы во вращениях.
Американец Джейсон Браун неизменно восхищает меня своей работой конька и своеобразной пластикой, а в этом сезоне в его техническом арсенале появился, наконец, и квад, пусть даже и один, но – «лиха беда начало». На сей раз, правда, на выезде с 4Т Джейсон подставил вторую ногу и в каскаде после 3Л исполнил только 2Т. Но как красив в его исполнении прыжок в шпагат: кажется, что он просто взмывает в воздух на какой-то невидимой волне! И бесподобно хороши некоторые вращения.
Конечно, наибольший интерес вызывало у меня выступление Юзуру Ханью: на своем предыдущем этапе он был далеко не безупречен, и хотелось убедиться в том, что он обретает свою привычную форму.
Первый прыжок, 4Р, Юзуру, тем не менее, сорвал (уже по тому, под каким углом он находился в воздухе, было понятно, что чисто приземлить его не удастся), и вплоть до исполнения касада 4С – 3Т был несколько скован. Зато после каскада, который получился у него на загляденье, он расслабился и полностью отдался стихии танца, где все остальные элементы, включая роскошный 3А, были исполнены просто здорово. Наконец можно было почувствовать, что сам фигурист получает удовольствие от катания, которое передавалось и зрителям.
К сожалению, просмотру соревнований мужчин в произвольной программе сопутствовала большая нервотрепка, которую, уверена, испытали все, смотрящие канал «Арена». Мне осталась совершенно непонятной политика канала, при которой в обозначенное в программе время соревнований фигуристов можно было увидеть все, что угодно – в немыслимых объемах рекламу, передачу о девочке с ограниченными возможностями, соревнования лыжников, - только не произвольную программу мужчин.
Причем, как апогей издевательства воспринимался просмотр программы передач: в ней по-прежнему значилось фигурное катание, которого и близко не было на экране. Уж не знаю, ценой каких усилий некоторым любителям ФК удалось найти эти соревнования на неведомых мне зарубежных каналах и выложить затем видео некоторых программ на youtube. К сожалению, я нашла далеко не все и не всегда хорошего качества: по программам некоторых фигуристов невозможно составить адекватное представление о прокате из-за того, что изображение местами «тянет».
Очень огорчилась из-за Миши Коляды: падения на 4Л и 4Т, «бабочка» на 3А, да и кроме этого ошибок было немало. Конечно, с одной стороны хорошо, что Миша идет на риск - ведь 4Л он попробовал исполнить впервые в своей карьере. Но очень не хочется, чтобы у него появился «мандраж» перед квадами и он шел на них, как на заклание. Дай Бог, чтобы им вместе в тренером Валентиной Чеботаревой удалось выбрать верную тактику тренировки этих элементов и постепенного введения их в программы.
В самой же произвольной Миши меня совсем не впечатлила работа рук – какое-то беспорядочное махание, отнюдь не создающее цельный образ и не помогающее восприятию. Вообще программа до сих пор выглядит достаточно сырой, хотя музыка мне понравилась. Надеюсь, что к чемпионату России она уже обретет свои настоящие очертания.
4Л оказался камнем преткновения и для Нэйтана Чена, исполнившего в своей произвольной аж четыре квада. Далеко не все у него получилось на сей раз, но напор, заложенный в музыке, он выдержал до конца программы. Этот фигурист растет прямо на глазах и очень мне нравится, поскольку, делая упор на техническую составляющую, не забывает при этом о художественном впечатлении: красивые, мощные прыжки гармонично соседствуют у него с прекрасными дорожками и интересными вращениями. Мне кажется, что Нэйтану под силу воплотить на льду любой образ.
Денис Васильевс в произвольной программе смотрелся значительно лучше, чем накануне. Во всяком случае, никаких технических срывов он не допустил. Сотрудничество со Стефаном Ламбьелем пошло ему на пользу: не копируя стиль своего тренера, он, тем не менее, явно находится под его влиянием, поскольку стал кататься интереснее, больше прислушиваясь к музыке и получая видимое удовольствие от дорожек и вращений.
Когда на лед для исполнения своей произвольной программы вышел Кейджи Танака, я подумала: «Ну вот, опять музыка к фильмам Феллини…» И первая часть мне показалась малоинтересной: Кейджи катался без какой-либо искры, но по ходу программы произошло преображение, и Танака увлекал меня все больше и больше, так что в результате впечатление от него осталось очень положительное.
Но, конечно, самым ярким моментом соревнований мужчин стала для меня произвольная программа Юзуру Ханью. Если на предыдущем этапе еще бросалась в глаза невкатанность в нее фигуриста и ощущение того, что музыка идет как бы «за кадром», то здесь все встало на свои места, и программа предстала восхитительным зрелищем. При этом японская тема решена в ней иначе, чем в ставшем уже классическим «Сэймее», но не менее интересно. Юзуру полностью сливается с музыкой, она ведет его за собой, как река, текущая с гор в море, движения рождаются словно бы сами собой, без малейшего усилия, соединение техники и пластики выглядит абсолютным.
Для меня эта программа предстает как образ японской природы – нечто изменчивое и неизменное одновременно, располагающее к созерцанию и покою, к гармонии души с окружающим миром. С технической точки зрения к Ханью можно предъявить серьезные претензии лишь по поводу 4Т, завершившегося падением, все же остальное, включая еще два квада – 4Р и 4С – было исполнено либо хорошо, либо очень хорошо. Достойная победа японского фигуриста!
Наибольшую интригу таили в себе соревнования танцоров: ответ на вопрос, кто будет сильнее – французы Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон или канадцы Тесса Вирчу и Скотт Моир, – предугадать заранее было сложно.
Нашим танцорам на этом этапе, «ловить», к сожалению, было нечего. Наверно, только уж самые ярые поклонники Виктории Синициной и Никиты Кацалапова могли предполагать, что им удастся вмешаться в спор хотя бы за третью ступень пьедестала. Но действительность оказалась еще более грустной.
В коротком танце Вика предстала перед зрителями в красивом платье и почти что в образе Татьяны Навки – и не только с ее прической образца начала 2000-х и похожим макияжем, но и пластикой местами ее напоминала, разве что сымитировать темперамент Навки Вике не удалось. В блюзе она выглядела еще более-менее прилично, хотя Никита с самого начала танца «тянул одеяло на себя», но в свинге Вика «потерялась» совершенно, да и технических недочетов в танце было немало, в особенности в дорожке и твиззлах, лично для меня неэстетично выглядела вращательная поддержка «попой кверху», так что результат 68.85, в общем, меня не удивил и уж, конечно, не порадовал.
Но еще более печальным зрелищем предстал их произвольный танец. Не знаю, кому именно в голову пришла такая «гениальная» идея поставить танго – Зуевой, Волкову или кому-то из партнеров, но кажется, по меньшей мере, странным до такой степени не учесть «физику» партнеров. Ну какая из Вики исполнительница танго? В ней, при ее внешней красоте, нет ни внутреннего огня, ни темперамента для танго. Так и скользила она рядом со старавшимся за двоих Никитой бледной тенью, но никакого взаимодействия партнеров, никакой «химии» между ними и в помине не было.
«Не очень хорошо отплюсованы твиззлы третьего уровня», - заявил в своем комментарии Александр Гришин. Помилуйте, о каких плюсах вообще может идти речь, если партнеры по очереди в них изрядно напортачили? Весьма заурядными выглядели все поддержки в стиле «дежа вю». Но главное, повторюсь, это то, что дух танца не передан совершенно, и баллы 100.77 были за такое исполнение, на мой взгляд, даже несколько завышены.
Американцы Кейтлин Хавайек и Жан-Люк Бейкер входят в сезон так стремительно, как, пожалуй, никогда раньше. Мне понравился их короткий танец, где одна и та же мелодия интерпретируется в ритме сначала блюза, а затем хип-хопа, и оба партнера выглядят в нем очень органично.
Но совершенный восторг вызвал у меня произвольный танец Кейтлин и Жан-Люка! Кто только не танцевал под «Грезы любви» Листа! Этот показательный танец стал в свое время «визитной карточкой» Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, с произвольной программой на эту мелодию одержали свою олимпийскую победу в 1992 году Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев, и это я только так, «навскидку» вспомнила.
Но Хавайек и Бейкер станцевали свои «Грезы любви», не похожие ни на какую другую интерпретацию. Если, например, у Белоусовой и Протопопова это был рассказ о зрелой любви двоих взрослых, сложившихся людей, то у Кейтлин и Жан-Люка – рассказ о зарождающейся любви двух юных существ, об изумленном открытии этого мира и себя в этом мире в новом качестве. Я просто боялась дышать, глядя на то, как танцуют эти ребята. Ни одного лишнего или неверного жеста, и технически – просто замечательно!
У меня сегодня все время какие-то ассоциации с фигуристами прошлого возникают, так вот, глядя на эту пару я вспоминала романтические танцы юных Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова, в особенности танец 1975 года – то же единение душ я ощутила в Кейтлин и Жан-Люке. И, наверно, это прозвучит странно (хотя эта пара мне была всегда симпатична, однако я никогда даже не ждала от нее того, что она может по-настоящему взять за душу), но впечатление от их произвольного танца на этом этапе у меня, пожалуй, самое сильное из всех. А оценки американцев позволили им с большим запасом выиграть у Синициной и Кацалапова произвольный танец и обойти их в итоге, хоть и на крохи, и встать на ступень выше.
Из фаворитов первыми вступили в борьбу Габриэлла Пападакис и Гийом Сизрон. На мой взгляд, свой короткий танец они прокатали превосходно во всем, за исключением секундной потери равновесия партнершей во второй части танца. Сам же этот танец считаю большой удачей фигуристов. Гийом, как всегда, показал себя образцовым ведущим, но и Габи отнюдь не выглядела статисткой на балу – единение партнеров было на каком-то супервысшем уровне. И блюз, и свинг представали как единое развитие темы, но со всеми особенностями, присущими каждому из жанров. Я, честно говоря, ожидала более высоких оценок. Не поняла, почему дорожку шагов оценили лишь на второй уровень.
Тесса Вирчу и Скотт Моир по сравнению с канадским этапом продемонстрировали гораздо большую уверенность и чистоту исполнения элементов, но понять, почему их сумма баллов оказалась почти на 4 (!) балла выше, чем у Пападакис и Сизрона, попросту не могу. Сам по себе их танец мне по-прежнему не нравится – ни музыкальное сопровождение, ни хореография, а заключительную поддержку воспринимаю просто как китч, чем в прежней своей спортивной жизни Тесса со Скоттом не грешили. Разумеется, «на вкус, на цвет товарищей нет», и я высказываю здесь сугубо свое мнение об их танце.
Но мне пришла на ум параллель с недавним прошлым, когда в последние годы перед ОИ 2014 года Вирчу и Моира с начала любых соревнований, где участвовали Мерил Дэвис и Чарли Уайт, сразу же «задвигали» в угол, даже не допуская по-настоящему честной борьбы между этими дуэтами. Уж не становятся ли теперь Тесса и Скотт на место Мерил и Чарли в споре с лидерами последних двух лет?
Несмотря на значительную фору в пользу канадского дуэта, я все-таки ожидала, что Габи и Гийом просто так не сдадутся. Их произвольный танец этого сезона я считаю новой краской в их творческой палитре. Да, конечно, они всегда узнаваемы, но, лично для меня, настроение их танцев всегда разное. Этот танец, пожалуй, дает наибольший простор для интерпретаций, и, например, я воспринимаю его как танец без начала и конца, подобный одному из звеньев в бесконечно разворачивающейся цепи Жизни, танец – состояние душ двоих, слитых в единое целое.
Легкие, воздушные поддержки рождаются, словно бы ниоткуда, сами собой – Габи просто влетает в них и в один миг оказывается в руках Гийома. Я просто не воспринимаю отдельно партии партнера и партнерши – настолько нерасторжимое единство демонстрируют фигуристы. Не будучи специалистом, я увидела в их танце лишь одну явную ошибку – партнера на выходе из низкой поддержки, и никаких «мелких погрешностей в большом количестве» обнаружить так и не смогла при неоднократном пересмотре. Почему твиззлы этого дуэта получили второй уровень, тоже осталось для меня загадкой. И результат в 111.06 балла тоже оставил в недоумении.
Тесса Вирчу и Скотт Моир, зная результаты соперников, могли кататься в собственное удовольствие – фора в четыре балла на этом уровне практически не отыгрывается. Они катались очень хорошо, слаженно, правда, поддержки Скотту выполнять, как мне показалось, было тяжеловато – не ощущалось в них легкости, да и мелкие погрешности как раз у них я заметила. Тем не менее, результат в 116.06 балла не оставил никаких сомнений в победе канадцев.
Но вот, наблюдая за их танцем, я поймала себя на том, что он меня не трогает: смотрю – и ничто в душе не откликается. Сама понять не могу, в чем тут дело, ведь поклонницей этого дуэта я была всегда, с первого их появления на международной арене. Но – поклонницей тех Тессы и Скотта, которые были раньше. А этих я воспринимаю как чужих, они даже внешне сильно изменились – как-то «заматерели», я бы сказала, в особенности к Тессе это относится. Не знаю, возможно, со временем это пройдет, и они вновь станут для меня «своими», но пока что есть, то есть.
Вот вроде бы и не скажешь так прямо, что Вирчу и Моир победили «не по делу», но какое-то горькое послевкусие осталось у меня от турнира танцоров.
А вот, как ни странно, порадовали итальянцы Анна Капеллини и Лука Ланотте, хотя уж они-то в спор лидеров вмешаться и не пытались. Они просто катались оба дня в свое удовольствие и такое же удовольствие доставили и зрителям. Недаром аплодисменты то и дело сопровождали их произвольный танец, хотя, казалось бы, зрители должны были бы находиться под впечатлением от танцев лидеров, и какое им дело до каких-то там Анны и Луки, больше чем на «бронзу» не претендующих.
Между тем, итальянские танцоры доработали свой танец, заменив эффектную, но фигурирующую уже в прошлогоднем танце поддержку не менее впечатляющей новой, и все задуманное выполнили с таким настроением, таким драйвом, что танец, полный маленьких остроумных находок, заиграл в полную силу и ничуть не затерялся на фоне танцев первых двух дуэтов и «Грез любви» Хавайек и Бейкера. А вскочивший в едином порыве зал устроил Анне и Луке настоящую овацию. Жаль, что их не будет в финале Гран-при…
В целом этот этап выдался очень интересным, ну а с тем, что наши фигуристы смогли нас порадовать лишь в одном виде, похоже, пока приходится смириться. Пусть не количество, а качество определяет сегодня наши эмоции.
__________________
На второй серии твизлов Гийом не сразу схватил лезвие конька. Это понижает уровень твизлов без вариантов.
Просто с момента ухода канадцев наши то болели, то были дисквалифицированы, а прочие катили не самым лучшим образом. Таким образом на пьедестале и оказывалась "воздушная легкость", которая собственно к технике фигурного катания имеет весьма слабое отношение. Сейчас вернулись катальщики и ... предыдущая шкала ценностей - медали за легкость раздавать не будут.
"но понять, почему их сумма баллов оказалась почти на 4 (!) балла выше, чем у Пападакис и Сизрона, попросту не могу." - У ПС ниже уровень на параллельной дорожке, ниже уровень на второй. Это только в базе 3 балла. Еще балл набрался в ГОЕ и компонентах, но это крохи.
Про мальчиков почитала с огромным интересом, т.к. сама не очень разбираюсь :)
_____________
Миша не прыгал 4Т, а только 3Т, поэтому и пришлось сдвоить тулуп 3Л-2Т. Хорошо, что догодался.