Гран-при 2016. Этап 1: Skate America
Ну что ж, теперь уже действительно можно сказать, что новый сезон фигурного катания начался, поскольку все прошедшие в разных уголках планеты многочисленные турниры серии «Б» - это лишь увертюра к ледовой симфонии, берущей начало с первого этапа серии Гран-при и заканчивающейся чемпионатом мира (не упоминаю здесь об этапах юниорской серии Гран-при по той простой причине, что в принципе не интересуюсь, за редким исключением, юниорским ФК).
Итак, Чикаго, родина легендарной американской фигуристки Джанет Линн, вошедшей в историю мирового фигурного катания как одна из самых лиричных и проникновенных исполнительниц произвольных программ и навсегда оставшаяся в памяти тех, кому довелось хоть однажды видеть ее на льду.
Я не могла не вспомнить о Джанет, наблюдая за соревнованиями женщин: а вдруг она присутствовала на какой-нибудь из трибун? Если да, то, думаю, она могла бы гордиться своей соотечественницей Эшли Вагнер, по праву ставшей победительницей этого турнира.
Эшли была несказанно хороша в оба дня соревнований – и в зажигательной короткой программе, подавая, как на блюдечке, каждый из предписанных элементов и излучая невероятную экспрессию и сексапильность (один ее роскошно-небрежный взмах ногой после выезда с двойного акселя чего стоит!), и в лиричной, мягко струящейся произвольной под такую уже, казалось бы, в зубах навязшую мелодию группы Muse, которая в исполнении Вагнер словно бы обрела новые краски и показала зрителям другую Эшли – прекрасно владеющую всем необходимым техническим арсеналом и при этом осознающую свою зрелую женственность и умеющую «держать» зал до последнего музыкального такта.
На ее фоне другая американка, Грейси Голд, выглядела как статистка из провинциального театра перед столичной примой. Дело даже не в том, что она допустила падения в обеих программах (в произвольной даже дважды) – именно того лоска, который отличал Эшли, не хватило Грейси: она как-то мельтешила, беспорядочные взмахи рук навевали ассоциации с ветряными мельницами, с которыми безуспешно боролся Дон Кихот, да и сами по себе ее программы явно проигрывали программам основной соперницы. Переборщила она и с костюмами: если платье для короткой программы было еще вполне приемлемо, то в костюме для произвольной программы, включая диадему, украшающую замысловато заплетенные волосы, было слишком уж много блеска, вопреки хорошему вкусу.
Приятно удивила третья американка, на которую, кажется, заранее никто не ставил – Мэрайя Белл. Разительный контраст с ее прошлогодними прокатами! Обаятельная «Маша Колокольчикова» американского разлива - Мэрайя и короткую программу под музыку из мюзикла «Чикаго» прокатала с настроением, и показала очень хорошую, выверенную в каждом жесте произвольную программу, исполнив ее легко и непринужденно и обойдя в произвольном катании даже Вагнер.
Понравилась мне и юная японка Маи Михара, в особенности в короткой программе на мелодию «Рондо капприччиозо» Сен-Санса, где она была нежна и воздушна, и при этом показала и уверенные прыжки, и интересные вращения.
А вот канадка Габриэль Делман, наоборот, понравилась мне в произвольной программе: «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, служащая ее музыкальной канвой, очень подошла Габи, она сумела оттенить музыку движением, и это впечатление не смазало даже падение с каскада. Не могу не отметить и удачный костюм фигуристки.
Наша Сима Саханович, занявшая в итоге 7-е место (не слишком радужный результат после успехов наших фигуристок в предыдущие годы), в общем и целом проявила себя на своем первом взрослом соревновании совсем неплохо. Да, ей по-прежнему не хватает стабильности, порой она несколько переигрывает актерски, но при этом смотреть на нее интересно, и виден ее потенциал. Есть надежда, что, пройдя период пубертата, она сможет составить настоящую конкуренцию тем, кто разыгрывает между собой награды крупнейших турниров.
Что касается Мао Асады, то артистизма и чистоты исполнения в короткой программе ей все же оказалось недостаточно, чтобы войти в лидирующую тройку, а недочеты при исполнении акселя и сальхова в произвольной программе напрочь смазали впечатление от произвольной, в которой, впрочем, я не увидела ничего принципиально нового. При всем моем уважении к Мао невольно возникает вопрос: а стоило ли возвращаться?
Ну и совершенно не в форме предстали перед зрителями японка Канако Мураками и латышка Ангелина Кучвальска. Но если то, что демонстрирует Канако, можно назвать «остатками былой роскоши», то Ангелина пока еще на подступах к обретению и собственного стиля, и технической стабильности.
В парном катании можно, конечно, посыпать голову пеплом от того, что упущена победа нашей пары, практически сама идущая в руки: ведь Евгения Тарасова и Владимир Морозов в короткой программе были на голову выше всех своих соперников, а в произвольной совсем «развалились». Но я полагаю, что все не так катастрофично, как кажется на первый взгляд. Просто на сей раз звезды сложились не в пользу наших спортсменов, тем более, что Володя, как оказалось, неважно чувствовал себя в день проката произвольной.
Короткая программа удалась ребятам на славу: в ней было все – и великолепная амплитудная подкрутка, и чисто выполненный параллельный 3С, и интересный заход на тодес (а как сам-то тодес хорош, когда Женя в струнку тянется надо льдом!), и в целом темповая, жизнерадостная программа создавала приподнятое настроение. Судить же о том, удачна или нет произвольная, пока не берусь: при другом исполнении она, вполне вероятно, заиграет всеми красками и станет новым шагом в обретении фигуристами мастерства экстра-класса. Пока же я не увидела в ней цельности, и лучшие качества Тарасовой и Морозова – катание и дыхание двоих как единого целого – потерялись при подобном неудачном исполнении. Ну что ж, подождем новых стартов этой пары и пожелаем ребятам удачи!
А в Чикаго своим шансом прекрасно воспользовались канадцы Джулианна Сегуэн и Чарли Билодо. Я давно симпатизирую этой паре. Что их роднит с Женей и Володей - это ничуть не меньшее единение фигуристов на льду. Джулианна и Чарли все время находятся на одной волне, их незримый внутренний диалог не прерывается ни на секунду, и это постоянное ощущение другого рядом, вероятно, помогает им демонстрировать изумительную легкость исполнения всех элементов, танцевальность и какую-то солнечность, которую не могут не чувствовать зрители.
Французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре порадовали в короткой программе (как эффектен был их заход на выброс и сам выброс с руками партнерши над головой, как хороши были подходы к элементам и тодес!) и совершенно разочаровали в произвольной, «пролетев» мимо пьедестала, который был для них близок, как никогда.
Жаль было, что не заладился турнир у Кристины Астаховой и Алексея Рогонова. Их программы, как обычно, интересны (произвольная меня, правда, не впечатлила так, как «Кукла-1»), но ошибок было слишком много. Создалось ощущение, что программы просто не вкатаны.
Не столь яркое впечатление, как я ожидала, оставили итальянцы Валентина Маркеи и Ондрей Хотарек. Хоть им и удалось освоить тройную подкрутку, выглядит она, мягко говоря, непрезентабельно. И если в их короткой программе еще чувствовался драйв, то произвольная выглядела, на мой взгляд, достаточно уныло. Большего я ожидала от всех трех американских дуэтов, по которым и сказать-то особенно нечего, как оказалось.
В соревнованиях мужчин главные эмоции у меня вызвали выступления победителя Шомы Уно из Японии. Собственно говоря, именно за этого фигуриста я болела на этом этапе и полагала, что конкуренцию ему может составить разве что китаец Боян Цзинь, но в этой дуэли все мои симпатии были на стороне Шомы.
В короткой его программе, тем не менее, недочетов, включая падение после каскада (уже после выезда!) было немало, но при этом он все же исполнил 4Ф и вытащил, что называется, «на зубах», 3А. Сама же по себе его программа на красивейшую мелодию из фильма «Дама в лиловом» (и Шома выбрал себе костюм того же оттенка!) мне очень понравилась. Представляю, как сильно она будет выглядеть при чистом прокате!
Ну а его произвольная программа была настоящей феерией: высоченный и чистейший 4Ф в самом начале, дальше не менее пролетный 4Т, каскад 3А3Т с красивого захода с кораблика, еще один квад, не говоря уж обо всех остальных прыжках и каскадах, и даже падение с 3А, за которым должен был последовать 3Ф, не испортило общей картины. Но главное, что в этой программе был свой нерв, своя аура, и все это было окрашено индивидуальностью исполнителя. Настолько органично выглядел в ней Шома, что у меня просто дух захватывало. И эффектная точка программы была поставлена оригинальным вращением, не похожим ни на какое другое. Все-таки этот фигурист – настоящий уникум, и при этом в нем море обаяния!
Его основной предполагаемый соперник Боян Цзинь из Китая полностью «запорол» короткую программу. Из нее мне не запомнилось ничего, кроме падений. В произвольной же программе он выглядел несколько лучше и смог исполнить несколько квадов – 4Л, каскад 4Т-2Т, на 4С его закрутило, с 4Т он упал. Ну и еще несколько помарок было у него.
Что же касается самой программы, то по сравнению с прошлым сезоном Боян постарался выглядеть в ней более артистично, тем более что музыка – знаменитая «La Strada» весьма к тому располагала. Но меня не убедили телодвижения фигуриста, и в особенности злоупотребление мимикой лица, долженствующие, вероятно, продемонстрировать, насколько он проникся мелодией. Выглядели эти потуги, на мой взгляд, весьма жалко. В особенности если вспомнить, как органично выглядели в программах на ту же мелодию Дайсуке Такахаши в сезоне 2010 года и Нам Нгуен два года назад. Так что развить артистическую сторону своего дарования Бояну еще предстоит.
Второе по силе впечатление от мужского турнира – выступления двух американцев Адама Риппона и Джейсона Брауна. Трудно сказать, кто мне из них понравился больше – понравились оба, каждый по-своему. Программы каждого – и короткие, и произвольные – были очень удачно поставлены и превосходно, вдохновенно исполнены (падение Адама с 4Т в произвольной программе впечатления не испортило).
Этот как раз тот случай, когда и музыка, и хореография идеально ложатся на индивидуальность исполнителя. Можно сколько угодно ругать обоих за «всего лишь один квад» в произвольной, но их культура скольжения, их умение чувствовать музыку и отразить ее в своем катании говорят сами за себя и позволяют им обыгрывать тех, кто пытается брать одними прыжками.
И здесь я имею в виду не одного Бояна Цзиня, но и наших Сергея Воронова и Максима Ковтуна, которые опять зарекомендовали себя как «мастера одной программы». Короткая программа стала кошмаром для обоих: Сергей упал с 4Т, а Максим после удачно выполненного каскада 4С-3Т сделал «бабочки» вместо двух оставшихся прыжков.
В произвольной же оба постарались реабилитироваться: Ковтун исполнил чисто все, кроме 3Л, с которого упал, а Воронов был практически безупречен с технической точки зрения. Но я о другом, а именно – об артистической стороне их программ. Вот здесь – лично для меня, я свою точку зрения никому не навязываю и вполне признаю, что не все ее разделяют! – я не увидела ничего, достойного упоминания.
Максим, совершенно в духе своих прежних программ, даже и весьма различных по постановке, выглядит на льду мешковатым и негнущимся, с выражением ужаса на лице перед каждым сложным прыжком. Никакого удовольствия от катания я у него почувствовать не могу.
Сергей же катался лишь от прыжка к прыжку, было видно, как он целиком сосредоточен на том, чтобы ничего не сорвать, лишь на дорожке немного расслабился, и никакого художественного впечатления его катание у меня не оставило. Жаль, в былые годы это случалось не однажды при его чистых прокатах.
Отмечу еще канадца Нама Нгуена: я порадовалась его возвращению на высокий уровень. Пусть иногда его движения выглядят немного неотшлифованными, и помарки проскальзывают, но в целом он смотрится вполне презентабельно и, думаю, находится на подступах к новым вершинам. Может, это и к лучшему, что он ушел от Орсера – конкуренция с Ханью и Фернандесом могла у любого сжечь невероятное количество нервных клеток. А у нового тренера он, скорее всего, будет лучшим учеником.
Ну и, наконец, танцы, танцы, танцы… Победа американцев Майи и Алекса Шибутани была предсказуема. Эти фигуристы никогда не относились к числу моих любимцев, но, начиная с прошлого сезона, мое мнение о них стало потихоньку меняться.
Вызывает уважение упорство и настойчивость, с которыми они идут к своей цели, их трудолюбие и вера в себя. Технический уровень, которого они достигли, великолепен – их коньки скользят, словно по маслу. Твиззлов, лучше, чем у них, я на сегодняшний день не знаю. И взаимопонимание в паре – на ином уровне, чем пресловутая «химия» у дуэтов, не состоящих ни в каких родственных отношениях – видно невооруженным глазом.
Раньше мне все танцы Майи и Алекса казались однообразными и скучными, а в этом сезоне я впервые поймала себя на том, что смотрю на них с интересом. Не думаю, что именно за них я стану «болеть» на предстоящих стартах, но если к ним придут победы, мне будет понятно, почему они случились.
Нравится мне и второй американский дуэт – Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью. Им я симпатизирую давно, еще с их дебюта на ЧМ в Москве. Не согласна с теми, кто считает, что, уйдя от Крыловой и Камерленго, они потеряли свое лицо. Мне кажется, что они, наоборот, приобрели – стали скользить мягче и кантиленнее, очень интересно, я бы сказала, благородно, выглядят их поддержки, а их умение передать танцем чувства поднялось на более высокую ступень. Красивый дуэт, и танцы у них, на мой взгляд, очень удачные.
Конечно, больше всего волнения вызывали выступления наших дуэтов, тем более что я вплоть до начала турнира даже не представляла, какие танцы подготовили Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, а воспоминания об их неудачном прошлом сезоне только добавляли волнений. И вот, первая мысль, когда они вышли на лед: «Как Лена погрузнела!» Нет, молодой даме в обычной жизни такая комплекция даже может добавить пикантности, но явно не фигуристке, которой надо взлетать надо льдом в сложнейших акробатических поддержках, тем более что Руслан, хоть и возмужал, но отнюдь не приобрел габаритов Николая Валуева. Да и скольжению, полагаю, это не на пользу.
Их короткий танец как-то меня не «зацепил» - вроде бы и неплохо, но чего-то не хватает. Произвольный показался лучше, но при этом стопроцентного попадания в образ, как это было с «Фридой», мне кажется, не случилось. Вообще сам танец выглядит, на мой взгляд, несколько суетливым. Не понравились поддержки. Во-первых, как минимум две из них уже исполнялись фигуристами раньше, а эффект «дежа вю», как правило, смазывает впечатление.
Третья же поддержка, на которой Руслан едва удержал равновесие, выглядит неэстетично, в особенности, когда юбка Лены, висящей вниз головой, сползает ей на лицо, открывая трусы, пусть даже и составляющие с юбкой одно целое. Ну и, конечно, мелкие помарки не добавляют прелести танцу. Хотелось бы верить, что это все – издержки начала сезона и по мере вкатывания танец обретет свои узнаваемые краски и позволит Лене и Руслану на равных бороться с соперниками любого ранга.
Что же касается Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, то в коротком танце мне тоже показалось, что в нем присутствует налет суетливости, но в целом он мне понравился больше, чем танец Лены и Руслана.
А вот произвольный танец Кати и Димы мне не понравился вовсе. Сразу же возникла ассоциация с «психушечным» танцем 2013 года, которым я так и не смогла проникнуться, несмотря на то, что многие его превозносили. Ну да, скользят ребята неплохо, но эти бесконечные извивы тела, которые в исполнении Кати мне кажутся манерными и жеманными, поддержки, первая из которых переходит уже и не припомню, в который раз из программы в программу, и вторая, вверх ногами, хоть и новая, но выглядит весьма странно, не позволяют мне назвать этот танец удачным.
Не понравилось катино платье – какие-то малоэстетичные лоскуты, словно бы не хватило материала, и в особенности ее макияж – совсем не идущая ей помада фиолетового оттенка в странном сочетании с рыжими волосами, повисшими жалким хвостиком. И то ли Катя действительно резко исхудала, то ли это эффект костюма и макияжа, но на меня это произвело впечатление некой болезненности, не прибавляющей шарма дуэту.
Результаты наших танцоров, конечно же, огорчили. Но посмотрим, как будет для них складываться дальше новый сезон. Отмечу интересные программы итальянцев Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри и израильтян Изабеллы Тобиас и Ильи Ткаченко. Первый дуэт, похоже, становится для нас опасным соперником – его прогресс очевиден.
Пожалуй, про этот этап можно сказать, что первый блин для нас оказался комом. Ну что ж, это только начало, дальше должно быть лучше, будем в это верить!
Что же касается Лори Никол, то от ее репутации хореографа с мировым именем не убудет от того, что вы считаете ее "бездарной". И Боже мой, до чего можно дойти в свой всепоглощающей любви к предмету обожания: "злой умысел", "продвигает интересы других фигуристов"!... Право, смешно читать такие опусы. Неужели Боян до такой степени марионетка, что ему можно "навязать" образ, который ему не нравится? Образ-то ему, возможно, как раз и нравится, только не способен он его воплотить. Прямо жаль, что он ВАШИХ советов не выслушал, кем ему быть на льду.
По поводу же "сиюминутных впечатлений", от которых я, по-Вашему, не могу избавиться, то Вам не кажется, что Вы противоречите самой себе? Я ведь как раз пишу свои впечатления по свежим следам, именно те, которые оставили у меня выступления фигуристов на только что прошедшем турнире. Я должна их писать "исторически отстраненным взглядом"? Не понимаю, как это можно сделать.
Мне лестно, что Вам нравятся мои исторические эссе о ФК. Для меня же и его история, и современность - одно неразрывное целое, и все, что я в нем видела, что перечувствовала, начиная с первого для себя ЧЕ 1965 года и по сей день, живет во мне, ничуть не теряя своей актуальности. А Хана Машкова, о которой Вы вспомнили (спасибо!) - до сих пор моя самая любимая фигуристка, с которой никто не сравнится, хотя любила и люблю многих после нее. Кстати, это был ЧЕ 1966 года, где она каталась со сломанной рукой в гипсе.
А по поводу фото: почему-то другие авторы обзоров со Скейт Америка потрудились и нашли более актуальные фотографии.