17 мин.

Гран-при 2016. Этап 1: Skate America

Ну что ж, теперь уже действительно можно сказать, что новый сезон фигурного катания начался, поскольку все прошедшие в разных уголках планеты многочисленные турниры серии «Б» - это лишь увертюра к ледовой симфонии, берущей начало с первого этапа серии Гран-при и заканчивающейся чемпионатом мира (не упоминаю здесь об  этапах юниорской серии Гран-при по той простой причине, что в принципе не интересуюсь, за редким исключением, юниорским ФК).

Итак, Чикаго, родина легендарной американской фигуристки Джанет Линн, вошедшей в историю мирового фигурного катания как одна из самых лиричных и проникновенных исполнительниц произвольных программ и навсегда оставшаяся в памяти тех, кому довелось хоть однажды видеть ее на льду.

Я не могла не вспомнить о Джанет, наблюдая за соревнованиями женщин: а вдруг она присутствовала на какой-нибудь из трибун? Если да, то, думаю, она могла бы гордиться своей соотечественницей Эшли Вагнер, по праву ставшей победительницей этого турнира.

Эшли

Эшли была несказанно хороша в оба дня соревнований – и в зажигательной короткой программе, подавая, как на блюдечке, каждый из предписанных элементов и  излучая невероятную экспрессию и сексапильность (один ее роскошно-небрежный взмах ногой после выезда с двойного акселя чего стоит!), и в лиричной, мягко струящейся произвольной под такую уже, казалось бы, в зубах навязшую мелодию группы Muse, которая в исполнении Вагнер словно бы обрела новые краски и показала зрителям другую Эшли – прекрасно владеющую всем необходимым техническим арсеналом и при этом осознающую свою зрелую женственность и умеющую «держать» зал до последнего музыкального такта.

Эшли

На ее фоне другая американка, Грейси Голд, выглядела как статистка из провинциального театра перед столичной примой. Дело даже не в том, что она допустила падения в обеих программах (в произвольной даже дважды) – именно того лоска, который отличал Эшли, не хватило Грейси: она как-то мельтешила, беспорядочные взмахи рук навевали ассоциации с ветряными мельницами, с которыми безуспешно боролся Дон Кихот, да и сами по себе ее программы явно проигрывали программам основной соперницы. Переборщила она и с костюмами: если платье для короткой программы было еще вполне приемлемо, то в костюме для  произвольной программы, включая диадему, украшающую замысловато заплетенные  волосы, было слишком уж много блеска, вопреки хорошему вкусу.

Голд

Приятно удивила третья американка, на которую, кажется, заранее никто не ставил – Мэрайя Белл. Разительный контраст с ее прошлогодними прокатами! Обаятельная «Маша Колокольчикова» американского разлива - Мэрайя и короткую программу под музыку из мюзикла «Чикаго» прокатала с настроением, и показала очень хорошую, выверенную в каждом жесте произвольную программу, исполнив ее легко и непринужденно и обойдя в произвольном катании даже Вагнер.

Белл

Понравилась мне и юная японка Маи Михара, в особенности в короткой программе на мелодию «Рондо капприччиозо» Сен-Санса, где она была нежна и воздушна, и при этом показала и уверенные прыжки, и интересные вращения.

Маи

А вот канадка Габриэль Делман, наоборот, понравилась мне в произвольной программе: «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина, служащая ее музыкальной канвой, очень подошла Габи, она сумела оттенить музыку движением, и это впечатление не смазало даже падение с каскада. Не могу не отметить и удачный костюм фигуристки.

Делман

Наша Сима Саханович, занявшая в итоге 7-е место (не слишком радужный результат после успехов наших фигуристок в предыдущие годы), в общем и целом проявила себя на своем первом взрослом соревновании совсем неплохо. Да, ей по-прежнему не хватает стабильности, порой она несколько переигрывает актерски, но при этом смотреть на нее интересно, и виден ее потенциал. Есть надежда, что, пройдя период пубертата, она сможет составить настоящую конкуренцию тем, кто разыгрывает между собой награды крупнейших турниров.

Сима

Что касается Мао Асады, то артистизма и чистоты исполнения в короткой программе ей все же оказалось недостаточно, чтобы войти в лидирующую  тройку, а недочеты при исполнении акселя и сальхова в произвольной программе напрочь смазали впечатление от произвольной, в которой, впрочем, я не увидела ничего принципиально нового. При всем моем уважении к Мао невольно возникает вопрос: а стоило ли возвращаться?

Мао

Ну и совершенно не в форме предстали перед зрителями японка Канако Мураками и латышка Ангелина Кучвальска. Но если то, что демонстрирует  Канако, можно назвать «остатками былой роскоши», то Ангелина пока еще на подступах к обретению и собственного стиля, и технической стабильности.

В парном катании можно, конечно, посыпать голову пеплом от того, что упущена победа нашей пары, практически сама идущая в руки: ведь Евгения Тарасова и Владимир Морозов в короткой программе были на голову выше всех своих соперников, а в произвольной совсем «развалились». Но я полагаю, что все не так катастрофично, как кажется на первый взгляд. Просто на сей раз звезды сложились не в пользу наших спортсменов, тем более, что Володя, как оказалось, неважно чувствовал себя в день проката произвольной.

Женя и Володя

Короткая программа удалась ребятам на славу: в ней было все – и великолепная амплитудная подкрутка, и чисто выполненный параллельный 3С, и интересный заход на тодес (а как сам-то тодес хорош, когда Женя в струнку тянется надо льдом!), и в целом темповая, жизнерадостная программа создавала приподнятое настроение. Судить же о том, удачна или нет произвольная, пока не берусь: при другом исполнении она, вполне вероятно, заиграет всеми красками и станет новым шагом в обретении фигуристами мастерства экстра-класса. Пока же я не увидела в ней цельности, и лучшие качества Тарасовой и Морозова – катание и дыхание двоих как единого целого – потерялись при подобном неудачном исполнении. Ну что ж, подождем новых стартов этой пары и пожелаем ребятам удачи!

Женя и Володя

А в Чикаго своим шансом прекрасно воспользовались канадцы Джулианна Сегуэн и Чарли Билодо. Я давно симпатизирую этой паре. Что их роднит с Женей и Володей - это ничуть не меньшее единение фигуристов на льду. Джулианна и Чарли все время находятся на одной волне, их незримый внутренний диалог не прерывается ни на секунду, и это постоянное ощущение другого рядом, вероятно, помогает им демонстрировать изумительную легкость исполнения всех элементов, танцевальность и какую-то солнечность, которую не могут не чувствовать зрители.

Сегуэн-Билодо

Французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре порадовали в короткой программе (как эффектен был их заход на выброс и сам выброс с руками партнерши над головой, как хороши были подходы к элементам и тодес!) и совершенно разочаровали в произвольной, «пролетев» мимо пьедестала, который был для них близок, как никогда.

Джеймс-Сипре

Жаль было, что не заладился турнир у Кристины Астаховой и Алексея Рогонова. Их программы, как обычно, интересны (произвольная меня, правда, не впечатлила так, как «Кукла-1»), но ошибок было слишком много. Создалось ощущение, что программы просто не вкатаны.

Астахова-Рогонов

Не столь яркое впечатление, как я ожидала, оставили итальянцы Валентина  Маркеи и Ондрей Хотарек. Хоть им и удалось освоить тройную подкрутку, выглядит она, мягко говоря, непрезентабельно. И если в их короткой программе еще чувствовался драйв, то произвольная выглядела, на мой взгляд, достаточно уныло. Большего я ожидала от всех трех американских дуэтов, по которым и сказать-то особенно нечего, как оказалось.

Маркеи-Хотарек

В соревнованиях мужчин главные эмоции у меня вызвали  выступления победителя Шомы Уно из Японии. Собственно говоря, именно за этого фигуриста я болела на этом этапе и полагала, что конкуренцию ему может составить разве что китаец Боян Цзинь, но в этой дуэли все мои симпатии были на стороне Шомы.

В короткой его программе, тем не менее, недочетов, включая падение после каскада (уже после выезда!) было немало, но при этом он все же исполнил 4Ф и вытащил, что называется, «на зубах», 3А. Сама же по себе его программа на красивейшую мелодию из фильма «Дама в лиловом» (и Шома выбрал себе костюм того же оттенка!) мне очень понравилась. Представляю, как сильно она будет выглядеть при чистом прокате!

Шома

Ну а его произвольная программа была настоящей феерией: высоченный и чистейший 4Ф в самом начале, дальше не менее пролетный 4Т, каскад 3А3Т с красивого захода с кораблика, еще один квад, не говоря уж обо всех остальных прыжках и каскадах, и даже падение с 3А, за которым должен был последовать 3Ф, не испортило общей картины. Но главное, что в этой программе был свой нерв, своя аура, и все это было окрашено индивидуальностью исполнителя. Настолько органично выглядел в ней Шома, что у меня просто дух захватывало. И эффектная точка программы была поставлена оригинальным вращением, не похожим ни на какое другое. Все-таки этот фигурист – настоящий уникум, и при этом в нем море обаяния!

Шома

Его основной предполагаемый соперник Боян Цзинь из Китая полностью «запорол» короткую программу. Из нее мне не запомнилось ничего, кроме падений. В произвольной же программе он выглядел несколько лучше и смог исполнить несколько квадов – 4Л, каскад 4Т-2Т, на 4С его закрутило, с 4Т он упал. Ну и еще несколько помарок было у него.

Что же касается самой программы, то по сравнению с прошлым сезоном Боян постарался выглядеть в ней более артистично, тем более что музыка – знаменитая «La Strada» весьма к тому располагала. Но меня не убедили телодвижения фигуриста, и в особенности злоупотребление мимикой лица, долженствующие, вероятно, продемонстрировать, насколько он проникся мелодией. Выглядели эти потуги, на мой взгляд, весьма жалко. В особенности если вспомнить, как органично выглядели в программах на ту же мелодию Дайсуке Такахаши в сезоне 2010 года и Нам Нгуен два года назад. Так что развить артистическую сторону своего дарования Бояну еще предстоит.

Боян

Второе по силе впечатление от мужского турнира – выступления двух американцев Адама Риппона и Джейсона Брауна. Трудно сказать, кто мне из них понравился больше – понравились оба, каждый по-своему. Программы каждого – и короткие, и произвольные – были очень удачно поставлены и превосходно, вдохновенно исполнены (падение Адама с 4Т  в произвольной программе впечатления не испортило).

Адам

Этот как раз тот случай, когда и музыка, и хореография идеально ложатся на индивидуальность исполнителя. Можно сколько угодно ругать обоих за «всего лишь один квад» в произвольной, но их культура скольжения, их умение чувствовать музыку и отразить ее в своем катании говорят сами за себя и позволяют им обыгрывать тех, кто пытается брать одними прыжками.

Браун

И здесь я имею в виду не одного Бояна Цзиня, но и наших Сергея Воронова и Максима Ковтуна, которые опять зарекомендовали себя как «мастера одной программы». Короткая программа стала кошмаром для обоих: Сергей упал с 4Т, а Максим после удачно выполненного каскада 4С-3Т сделал «бабочки» вместо двух оставшихся прыжков.

В произвольной же оба постарались реабилитироваться: Ковтун исполнил чисто все, кроме 3Л, с которого упал, а Воронов был практически безупречен с технической точки зрения. Но я о другом, а именно – об артистической стороне их программ. Вот здесь – лично для меня, я свою точку зрения никому не навязываю и вполне признаю, что не все ее разделяют! – я не увидела ничего, достойного упоминания.

Максим, совершенно в духе своих прежних программ, даже и весьма различных по постановке, выглядит на льду мешковатым и негнущимся, с выражением ужаса на лице перед каждым сложным прыжком. Никакого удовольствия от катания я у него почувствовать не могу.

Ковтун

Сергей же катался лишь от прыжка к прыжку, было видно, как он целиком сосредоточен на том, чтобы ничего не сорвать, лишь на дорожке немного расслабился, и никакого художественного впечатления его катание у меня не оставило. Жаль, в былые годы это случалось не однажды при его чистых прокатах.

Сергей

Отмечу еще канадца Нама Нгуена: я порадовалась его возвращению на высокий уровень. Пусть иногда его движения выглядят немного неотшлифованными, и помарки проскальзывают, но в целом он смотрится вполне презентабельно и, думаю, находится на подступах к новым вершинам. Может, это и к лучшему, что он ушел от Орсера – конкуренция с Ханью и Фернандесом могла у любого сжечь невероятное количество нервных клеток. А у нового тренера он, скорее всего, будет лучшим учеником.  

Нам

Ну и, наконец, танцы, танцы, танцы… Победа американцев Майи и Алекса Шибутани была предсказуема. Эти фигуристы никогда не относились к числу моих любимцев, но, начиная с прошлого сезона, мое мнение о них стало потихоньку меняться.

Вызывает уважение упорство и настойчивость, с которыми они идут к своей цели, их трудолюбие и вера в себя. Технический уровень, которого они достигли, великолепен – их коньки скользят, словно по маслу. Твиззлов, лучше, чем у них, я на сегодняшний день не знаю. И взаимопонимание в паре – на ином уровне, чем пресловутая «химия» у дуэтов, не состоящих ни в каких родственных отношениях – видно невооруженным глазом.

Шибутани

Раньше мне все танцы Майи и Алекса казались однообразными и скучными, а в этом сезоне я впервые поймала себя на том, что смотрю на них с интересом. Не думаю, что именно за них я стану «болеть» на предстоящих стартах, но если к ним придут победы, мне будет понятно, почему они случились.

Шибутани

Нравится мне и второй американский дуэт – Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью. Им я симпатизирую давно, еще с их дебюта на ЧМ в Москве. Не согласна с теми, кто считает, что, уйдя от Крыловой и Камерленго, они потеряли свое лицо. Мне кажется, что они, наоборот, приобрели – стали скользить мягче и кантиленнее, очень интересно, я бы сказала, благородно, выглядят их поддержки, а их умение передать танцем чувства поднялось на более высокую ступень. Красивый дуэт, и танцы у них, на мой взгляд, очень удачные.

Хаббел-Донохью

Конечно, больше всего волнения вызывали выступления наших дуэтов, тем более что я вплоть до начала турнира даже не представляла, какие танцы подготовили Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, а воспоминания об их неудачном прошлом сезоне только добавляли волнений.  И вот, первая мысль, когда они вышли на лед: «Как Лена погрузнела!» Нет, молодой даме в обычной жизни такая комплекция даже может добавить пикантности, но явно не фигуристке, которой надо взлетать надо льдом в сложнейших акробатических поддержках, тем более что Руслан, хоть и возмужал, но отнюдь не приобрел габаритов Николая Валуева. Да и скольжению, полагаю, это не на пользу.

Лена и Руслан

Их короткий танец как-то меня не «зацепил» - вроде бы и неплохо, но чего-то не хватает. Произвольный показался лучше, но при этом стопроцентного попадания в образ, как это было с «Фридой», мне кажется, не случилось. Вообще сам танец выглядит, на мой взгляд, несколько суетливым. Не понравились поддержки. Во-первых, как минимум две из них уже исполнялись фигуристами раньше, а эффект «дежа вю», как правило, смазывает впечатление.

Третья же поддержка, на которой Руслан едва удержал равновесие, выглядит неэстетично, в особенности, когда юбка Лены, висящей вниз головой, сползает ей на лицо, открывая трусы, пусть даже и составляющие с юбкой одно целое. Ну и, конечно, мелкие помарки не добавляют прелести танцу. Хотелось бы верить, что это все – издержки начала сезона и по мере вкатывания танец обретет свои узнаваемые краски и позволит Лене и Руслану на равных бороться с соперниками любого ранга. 

Что же касается Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, то в коротком танце мне тоже показалось, что в нем присутствует налет суетливости, но в целом он мне понравился больше, чем танец Лены и Руслана.

Боброва-Соловьев

А вот произвольный танец Кати и Димы мне не понравился вовсе. Сразу же возникла ассоциация с «психушечным» танцем 2013 года, которым я так и не смогла проникнуться, несмотря на то, что многие его превозносили. Ну да, скользят ребята неплохо, но эти бесконечные извивы тела, которые в исполнении Кати мне кажутся манерными и жеманными, поддержки, первая из которых переходит уже и не припомню, в который раз из программы в программу, и вторая, вверх ногами, хоть и новая, но выглядит весьма странно, не позволяют мне назвать этот танец удачным.

Не понравилось катино платье – какие-то малоэстетичные лоскуты, словно бы не хватило материала, и в особенности ее макияж – совсем не идущая ей помада фиолетового оттенка в странном сочетании с рыжими волосами, повисшими жалким хвостиком. И то ли Катя действительно резко исхудала, то ли это эффект костюма и макияжа, но на меня это произвело впечатление некой болезненности, не прибавляющей шарма дуэту.

Гиньяр-Фаббри

Результаты наших танцоров, конечно же, огорчили. Но посмотрим, как будет для них складываться дальше новый сезон. Отмечу интересные программы итальянцев Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри и израильтян Изабеллы Тобиас и Ильи Ткаченко. Первый дуэт, похоже, становится для нас опасным соперником – его прогресс очевиден.

Пожалуй, про этот этап можно сказать, что первый блин для нас оказался комом. Ну что ж, это только начало, дальше должно быть лучше, будем в это верить!