Елена Гаранина и Игорь Завозин: «ожившие скульптуры Родена»
Сегодня свой юбилей празднует Елена Анатольевна Гаранина, мастер спорта СССР международного класса.
Она родилась 19 октября 1956 г. в Москве. Когда ей было 6 лет, мама привела ее на каток, а вскоре ее заметил один из тренеров СЮПа - В.Кочетов. Тренируясь под его руководством, Лена отличалась чрезвычайным прилежанием и постепенно набиралась мастерства и опыта в полюбившемся ей виде спорта.
В 1973 г. она обратила на себя внимание молодого амбициозного тренера Натальи Ильиничны Дубовой, которая поставила ее в танцевальную пару с Игорем Завозиным (родился 3 августа 1955 года), нимало не смутившись тем, что у партнеров была значительная разница в росте, что было достаточно необычным по тем временам для танцоров. Однако пара получилась красивой и техничной, а внешний контраст - высокий атлетичный партнер и миниатюрная хрупкая партнерша - еще больше подчеркнул внутреннее единение и эстетическую гармонию облика фигуристов и позволил им создавать композиции, где ярко выраженное мужское и женское начало дополняли друг друга и звучали как гимн глубокому и светлому чувству.
Первая половина 1970-х гг.
Дубова заложила у этого дуэта крепкие основы танцевального мастерства. Уже в 1974 г. Лена и Игорь стали чемпионами СССР среди юниоров. Они были на редкость стабильны, выступая на внутрисоюзных соревнованиях различного ранга и международных соревнованиях, порой останавливаясь у самого подножия пьедестала, однако им ни разу не удалось войти в состав сборной СССР для поездки на ЧЕ, ЧМ и ОИ.
На чемпионатах СССР Гаранина и Завозин были 5-ми в 1977 г., 4-ми - в 1980 г., 5-ми - в 1981-82 гг., 6-ми в 1983 г. Более удачно они выступали на соревнованиях на Кубок СССР: 1-е место в 1975 и 1981 гг., 3-е - в 1979 г. и 2-е - в 1980 г. Елена и Игорь были также серебряными призерами IV Зимней Спартакиады народов СССР 1978 г.
Елена Гаранина и Игорь Завозин с тренером Натальей Ильиничной Дубовой. Кадр из фильма "Встречи на Медео". 1976 год
Татьяна Анатольевна Тарасова, к которой они в 1979 г. перешли тренироваться от Натальи Ильиничны Дубовой, называла эту пару «золотым резервом советского спорта, оставшимся практически неиспользованным». Вот что она вспоминала о своей работе с этим дуэтом: «Елена Гаранина и Игорь Завозин пришли ко мне от другого тренера, от Натальи Дубовой. Их попросил взять Игорь Александрович Кабанов. Я работала с большой группой, только что пережила уход Моисеевой с Миненковым и не хотела никаких новых учеников, не хотела ни к кому привыкать.
Но они приходили каждый день ко мне домой или на каток. Ленка ревела белугой и сквозь всхлипы можно было понять только то, что она всю жизнь мечтала у меня заниматься. Действительно, об этом меня в свое время просила еще ее мама, и она сама приходила ко мне, когда маленькая каталась на СЮПе. Устоять против гаранинских слез я не могла, и уж совсем невозможно было им отказать, видя каждый день, что они, как две верные собачки, сидят, поджидая меня. Они были согласны работать на любых условиях, уверяли, что будут тренироваться почти самостоятельно. Я их взяла к себе.
1978 год
(...) Когда они уже заканчивали, я предложила Лене попробовать поставить несколько номеров для молодых моих учеников. И Лена успешно справилась с задачей. (...) Каждая поза Гараниной и Завозина по чистоте и осмысленности линий, по скрытому в этих линиях напору напоминала мне скульптуры Родена. Я долго ходила в Париже по музею Родена, пыталась потом перенести позы его фигур в танец. В танец для Гараниной и Завозина. Другой пары, достойной Родена, я не видела.
1979 год
Мне говорили, что раньше они тяжело тренировались, много ссорились. К счастью, тот период в их жизни я не застала. Понятно, что ссоры происходили и при мне — недовольный чем-то Игорь начинал мелкими-мелкими шагами ездить следом за Леной и, качаясь у нее за спиной взад-вперед, что-то бубнить и бубнить, пока у нее на глазах не появлялись слезы. Тогда я подзывала его, гладила по голове и успокаивала этого громадного парня. Ласково-ласково говорила с ним, к нему быстро возвращалось хорошее настроение, и тренировка продолжалась.
Конец 1970-х гг.
У Гараниной масса достоинств, плюс ко всему она еще и мужественный человек. У Лены часто болела спина, и я обвязывала ее гипсовым бинтом. Бинт приклеивался к коже, снимать его было мучением, она терпела, она могла вытерпеть любую боль. В паре Гаранина — Завозин лидирующая роль принадлежала Лене. И в семейной жизни, и в спорте. Тихим, почти неслышным голоском она управляла своим огромным мужем. Часто плакала. По любому поводу, наверно, для облегчения. Тем не менее, в ней был настоящий стержень. Стальной. Неудачи ее сломать не могли.
Конец 1970-х - начало 1980-х гг.
Гаранина — Завозин — эталон спортивности, мало кто может, зная заранее место, какое предопределили им арбитры, продолжать соревноваться в полную силу. Как часто после турнира зрители приходили к выводу, что Лена и Игорь, занявшие четвертое-пятое места, выглядели куда лучше, чем те, кто оказались на втором или третьем местах". (Т.А.Тарасова, "Четыре времени года", М., "Советская Россия", 1985).
1982 год
В активе Елены и Игоря было, однако, немало побед на международных турнирах: они были победителями соревнований Nebelhorn Trophy 1978 г., серебряными призерами соревнований на приз газеты "Les Nouvelles de Moscou" 1978 г., победителями Всемирной Универсиады 1981 г., серебряными призерами состязаний Skate America в 1981-82 гг.
Причем нередко случалось, что побеждали они тех зарубежных фигуристов, которые потом выигрывали на ЧЕ и ЧМ у советских пар. Но, наверно, звезды сложились не в пользу этих прекрасных фигуристов, и они покинули спорт, так и не завоевав сколько-нибудь значимых титулов, оставшись при этом в памяти любителей фигурного катания.
1982 год
И опять дадим слово Татьяне Анатольевне Тарасовой: «Те четыре года, что я провела с ними, сложились для нас счастливо. Работать с Гараниной и Завозиным оказалось сплошным удовольствием. Каждый год накануне подготовки новой программы они сами искали для себя музыку, знали, что им подходит, и брали то, что действительно им подходило. Танцевали они образцово. Я брала их с собой в Финляндию, где по приглашению национальной федерации учила местных фигуристов обязательным танцам, а Лена и Игорь их демонстрировали.
Елена Гаранина и Игорь Завозин с тренером Татьяной Анатольевной Тарасовой. Первая половина 1980-х гг.
Программы готовить с ними было необыкновенно легко. И Лена и Игорь люди творческие, любую предложенную поддержку они не только сразу же принимали, но и пытались всячески ее усложнить. Лена «лазила» по Игорю, как обезьянка по дереву, пробовала, искала — в итоге получались замечательные вещи. Я поставила им несколько показательных номеров, которые отношу к числу самых любимых.
(...) Гаранина и Завозин — мастера высокого класса. У Лены филигранная поворотная техника, такой техники нет ни у кого, ни у одной спортсменки в мире, Лена легко могла крутиться, как волчок. Их разница в росте (Игорь намного выше Лены) меня никогда не смущала, наоборот, она давала больше возможностей в постановках произвольного танца.
Начало 1980-х гг.
Каждый выход на лед Гараниной и Завозина в показательных выступлениях — это как минимум четыре «биса». И тем не менее при таком успехе у публики я отношу Лену и Игоря к числу невезучих спортсменов. Они ни разу не попали в основной состав сборной, то есть ни разу не выступали на чемпионате мира и Европы, хотя и по проделанной работе, и по уровню таланта они заслуживали большего, чем просто поездка на соревнования. Не сомневаюсь, окажись они подряд пару раз на чемпионатах, в результате имели бы награды.
1983 год
Гаранина и Завозин выиграли все турниры, на какие их посылали, а турниры попадались нелегкие. Они победили на предолимпийской неделе в Лейк-Плэсиде, выиграли «Скейт Кэнада», «Скейт Америка», Всемирную универсиаду. Это был на редкость стабильный дуэт, казалось, они не знали, что такое падение на льду. Лишь однажды на моей памяти, в Челябинске, на чемпионате СССР, когда они объявили, что последний раз выходят на лед в качестве спортсменов, Игорь упал.
Елена и Игорь с сыном Максимом. Вторая половина 1980-х гг.
Публика их любила, а они любили выступать. Гаранина и Завозин обладали тем редким качеством, когда спортсмены на соревнованиях выглядят лучше, чем на тренировках. Понимая, что судьи высоко их ставить не будут, они все равно боролись до конца. Мы так и решили с ними: ведь не для судей они катаются. Катаются для себя, и пока зал бисирует им — надо бороться. В каком бы отделении они ни катались, собирали столько же аплодисментов, сколько и лидеры, завершающие вечер.
Елена Гаранина с сыном Максимом. Вторая половина 1980-х гг.
Этот дуэт служил как бы порогом для молодежи. Перешагнет пара порог, обыграет Гаранину и Завозина, значит, она в сборной, значит, толк из нее будет. (...) Когда Игорь и Лена уходили из спорта и прощались со мной, я услышала такие теплые слова, которые даже не назовешь словами благодарности — это нечто большее, но найти этому определение не могу, причем от тех своих учеников, чья спортивная карьера сложилась далеко не так, как они того заслуживали. Я в этот вечер была потрясена и растрогана... Разве это не счастье?» (Т.А.Тарасова, "Четыре времени года". М., 1985).
Вторая половина 1980-х гг.
Выступая в любительском спорте, Елена училась в ГЦОЛИФКе, который закончила в 1980 г., а в 1985 г. она получила еще и диплом режиссера-постановщика ГИТИСа. После завершения любительской карьеры, с 1984 г., Елена и Игорь, к тому времени уже в течение нескольких лет состоящие в браке, с большим успехом стали выступать в ансамбле Татьяны Анатольевны Тарасовой "Все звезды". А еще во время своей спортивной жизни они снялись в фильме "Встречи на Медео" ("Казахфильм", 1976 г.).
Елена Гаранина, Ирина Жук и Олег Петров в программе "Танго, танго, танго..." ледового ансамбля "Все звезды". Вторая половина 1980-х гг.
В марте 1985 г. у них родился сын Максим. Но брак Гараниной и Завозина впоследствии распался. Елена стала выступать в ледовом шоу "Призрак оперы" и "задержалась" в нем на 13 лет. Параллельно со своими выступлениями в шоу она создала в Москве детский театр на льду. Однако с распадом СССР финансирование этого проекта прекратилось, и театр пришлось распустить.
2010 год
С новым супругом, Валерием Спиридоновым, с которым они заключили брак в США 8 апреля 1998 года, Елена уехала работать в Англию. Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин спустя два года пригласили их в США в свое шоу в качестве солистов, где они успешно проработали в течение многих лет. А когда у Елены родился второй сын Антон, она занялась тренерской деятельностью.
Ее старший сын Максим под маминым руководством стал дважды чемпионом США, а затем и чемпионом мира среди юниоров, впоследствии выступал за Венгрию с дуэте с Норой Хоффманн, но из-за серьезной травмы партнерши дуэт распался, и Максим перешел на тренерскую работу. В 2010 г. Елена Анатольевна Гаранина и Валерий Федорович Спиридонов вернулись в Россию и в г. Дмитрове под Москвой стали тренировать юных фигуристов, в том числе и своего сына Антона. Там они проработали до 2015 года.
2016 год
Ныне же они оба работают в группе танцев на льду в Москве, в региональной общественной организации «Лига фигурного катания», где главным тренером является Максим Завозин. А Игорь Леонидович Завозин ныне проживает в США. В памяти же любителей фигурного катания Елена Гаранина и Игорь Завозин остались в числе наиболее ярких и обаятельных советских танцевальных дуэтов.
Данный термин широко распространён в боксе. Под ним обычно подразумевается опытный и умелый боец, который на чемпионство особо не претендует, но выполняет функцию отсева молодых проспектов. А победа над ним действительно позволяет подняться на более высокий уровень. К Гараниной/Завозину всё это вполне подходит.
Роща, да, Вы правы, театр "Все звезды" был изначально детищем Юрия Овчинникова, но Татьяна Анатольевна очень быстро к нему подключилась и поскольку номера фигуристам ставила все-таки она, а Юрий в то время сам выступал на льду, как-то именно Тарасова ассоциировалась у большинства, в том числе и у меня, со званием руководителя ансамбля. Я неоднократно была на спектаклях "Всех звезд" - всегда, когда они приезжали в Ленинград, и каждый раз была в полном восторге.
Мне очень нравились все исполнители, и каждая из танцевальных пар - Гаранина-Завозин, Карамышева-Синицын, Воложинская-Свинин, Жук-Петров - была хороша по-своему. Лена и Игорь действительно - соглашусь с Тарасовой! - были скульптурно выразительны на льду. А еще они были очень эмоциональны, и, например, именно их танец на песню Глории Гейнор I’ll survive я считаю самым лучшим (а вовсе не танец Фузар-Поли и Маргальо, с которым они стали чемпионами мира в 2001 году).