19 мин.

Александр Горшков: лучший партнер для Королевы танца

Сегодня свой 70-летний юбилей отмечает Александр Георгиевич Горшков.

Он родился 8 октября 1946 года в Москве. На коньки он встал в 6 лет, но еще в группе начинающих за Сашей закрепился ярлык «неспособного». После года занятий тренер перевел его в группу самых слабых, что давало этим ребятам самое плохое время на открытом катке. И если бы не мама фигуриста, его спортивная карьера на этом, возможно бы и закончилась.

«Мама посчитала (не знаю уж, на основании чего), что я не заслужил такой оценки, что со мной поступили несправедливо. Она испугалась, что меня вообще скоро отчислят, потому что из группы самых слабых дальше дороги не было. И вот она решила перехитрить тренера.

Горшков

Середина 1950-х гг.

  (…) Тренера моя мама перехитрить сумела. Наверное, потому, что, как любая мать, она увидела у моего тогдашнего тренера одну очень плохую черту – равнодушие, невнимательность к детям, хотя технику фигурного катания, помнится, он знал неплохо и мог – если хотел – научить кататься достаточно хорошо. Две недели прошло после «перегруппировки» ребят. И вот мама приходит со мной на занятия сильнейшей группы и незаметно вталкивает меня в общую шеренгу. Я стою ни жив ни мертв. Страшно и стыдно будет, если обнаружит, что незаконно стою в строю, ребята меня засмеют, а ничего горшего в жизни нет, чем такой смех.

И о, чудо! – тренер останавливается передо мной, смотрит внимательно и, когда я уже чуть было слезу не пустил, спрашивает: «А где ты был целых две недели? Болел что ли?». Потом махнул рукой и сказал, чтобы я оставался.

Так я попал в число перспективных. Но сам-то я помнил эту историю, помнил, что обошлись со мной… Да что об этом говорить: обходный маневр мамы принес успех, хотя надо сказать, что впоследствии она в мои «фигурные» дела не вмешивалась. Только болела, слезу роняла, телеграммы присылала и помогала по дому, как могла. За это и поклон ей низкий!» - вспоминал о своих первых шагах в спорте Александр Горшков (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Но при всем при том спортивные результаты Александра и в парном катании, которым он поначалу занимался, и в танцах на льду оставляли желать лучшего. Выступая в дуэте с Ириной Нечкиной, Александр так и не смог подняться выше первого разряда.

Однако на льду его заметила Людмила Пахомова, чемпионка СССР 1966 г. Она к тому моменту закончила свои выступления с Виктором Рыжкиным и искала себе нового партнера. Видимо, проницательная Людмила оценила не только внешние данные  Александра, но и угадала в нем такие качества, как поразительное трудолюбие, выдержка, терпение и целеустремленность. Работать с новым дуэтом стала молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская.

Пахомова-Горшков

1967 год

 Вот как вспоминала о создании дуэта Пахомова – Горшков Татьяна Анатольевна Тарасова: «Однажды Мила перед тренировкой сказала мне в раздевалке: «Ты знаешь, я нашла себе партнера!» — «Кого?» — спросила я. «Ты его знаешь, очень красивый мальчик! Вы учитесь в институте в одной группе». Красивые мальчики со мной вроде бы не учились. «Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными».— «Кто это?» — недоумевала я. «Саша Горшков». А Саша Горшков был тогда настоящий крючок, весь согбенный, катался всегда с ужасными партнершами. И его неудачные партнерши мне запали почему-то в память больше, чем его действительно прекрасные глаза.

Пахомова-Горшков

1967 год

Пахомова с Горшковым начали тренироваться вместе. На первом же тренировочном сборе, который проходил у нас на Украине, в Плютах, Саша меня поразил. Он проделывал такое количество работы, которое нам и не снилось. Мы бегали кроссы, выполняли часовые пробежки на песке. Горшков опережал нас в три раза. Только успеваешь выйти на дорожку, а он уже пропыхтел рядом и обогнал тебя. Смотришь — уже бежит навстречу. Туда и обратно, туда и обратно, а мы, несчастные, гонимые солнцем и Чайковской, мотались еле-еле.

Занималась с ним не только Чайковская, но и сама Мила. И с первого же года их выступлений, глядя на Пахомову, было видно, какой спортсменкой она хочет стать, и не приходилось сомневаться, что она ею будет. И «крючок» Саша распрямился» (Т.А.Тарасова, «Четыре времени года», М., «Советская Россия», 1985).  

Пахомова-Горшков

1967 год

За достаточно короткий срок была проделана колоссальная работа по совершенствованию техники ледового танца и поиску своего самобытного стиля: с 10-го места на ЧЕ и 13-го на ЧМ 1967 г., 5-го места на ЧЕ и ЧМ 1968 г. -  до пьедестала почета в сезоне 1969 г., когда танцоры  стали бронзовыми призерами ЧЕ и серебряными - ЧМ.

Пахомова-Горшков

1969 год

А в 1970 г. Пахомова и Горшков становятся чемпионами Европы и мира и вплоть до 1976 г. - безусловными законодателями мод в танцах на льду. Вот что говорила о своих учениках в их первом победном сезоне их тренер Елена Анатольевна Чайковская: «Больше всех привлекает сейчас внимание танцевальная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков. Их прогресс за последние годы непосвященным может показаться просто удивительным. А раз так, то, несомненно, и характеры у них удивительные.

Пахомова-Горшков

1969 год

 Начну с того, что сам по себе поступок Людмилы, которая в 1966 году решила сменить партнера, с которым трижды завоевала звание чемпионки страны, беспрецедентен. Но решение ее было твердым, бесповоротным, хорошо продуманным. Но следующий шаг Людмилы совсем поверг всех в изумление. Она выбрала в партнеры неудачливого, совершенно бесперспективного перворазрядника Александра Горшкова, на которого все тренеры махнули рукой.

Пахомова-Горшков

1969 год

 (...) То, что Пахомова обратилась именно ко мне с просьбой тренировать их, тоже было смелым шагом с ее стороны. И тоже показывает ее характер. Начало было трудным. Ох, каким трудным! Но передышек у нас не было. Тренировки сразу начались сверхнапряженные. Пахомова похудела, осунулась. У Горшкова только одни глаза на лице остались. Нам надо было проделать за один год работу, которая у других пар занимала несколько лет. И мы ее выполнили. Пахомова работала за двоих. И выстояла. Тогда-то и начали проявляться лучшие стороны ее дарования, ранее незаметные, а может быть, и просто не нужные для старой пары.

Пахомова-Горшков

1970 год

 (...) Программы - от первой до последней - были построены на вспышках. Для Пахомовой такая вспышка - быстрый, молниеносный, я бы даже сказала, острый поворот, вращение. И для того, чтобы стремительные, неожиданные повороты и вращения стали реальностью, Пахомова уже имела хорошую технику катания и, если можно так выразиться, технику характера. Все теперь зависело от Горшкова. Партнер должен был сразу стать равноправным исполнителем в паре. Вместе с Пахомовой мы сделали все, чтобы это осуществить. И если бы характер у Людмилы был иным, то, вероятно, и облик пары получился бы не таким, каким его хотелось увидеть.

Пахомова-Горшков

ЧЕ 1970 года

 Любопытно, наверное, каков же характер у партнера Людмилы? Сразу должна сказать, что вряд ли кто-нибудь, кроме Александра Горшкова, смог бы выдержать те испытания, которые выпали на его долю. Явное неравенство партнеров требовало от него, в особенности на первых порах, необычайной крепости духа, безграничного фанатизма, преданности, целеустремленности, просто терпеливости. Как показало время, все это Саша имел. Вероятно, Горшков поддерживало в этом трудном испытании то, что пара создавалась на принципе равноправия партнеров. Он должен был стать на одну ступень мастерства с Людмилой. И он хотел, чтобы это произошло как можно раньше, он ведь мужчина, и он не может себе позволить, даже при имеющемся гандикапе, отставать от партнерши.

Пахомова-Горшков

Людмила и Александр с тренером Еленой Чайковской. ЧЕ 1970 года

 (...) Теперь я уже отлично знаю, скажем, что перед стартом Горшков сам себя может "съесть". Он замыкается в себе. Все его мысли концентрируются только на предстоящем выступлении. В принципе здесь нет ничего страшного. Даже хорошо, что спортсмен может, отвлекаясь от всего, сосредоточиться на самом главном. Но не следует все-таки терзать себя мыслями о предстоящем старте безмерно. И я всегда стараюсь отвлечь Сашу. Веселый разговор, несколько шуток - как мало иногда надо - и вот удалось снять напряжение. Важно только сделать это вовремя.

Пахомова-Горшков

1970 год

А на тренировке Горшков любит, когда тренер его похвалит. В особенности если это похвала не праздная, не ради красного слова, а по делу, если сам Саша знает, что действительно удачно выполнил тот или иной элемент. Тогда он на тренировке может горы свернуть. Улыбается. Радуется. На партнершу гордо посматривает. И все ему удается, все ладится» (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

Пахомова-Горшков

1970 год

 Довольно скоро после начала совместной работы Александр понял, что его чувство к Людмиле не исчерпывается восхищением ею лишь как фигуристкой, и это чувство не разбилось о стену, оно оказалось разделенным. Любовь помогала им преодолеть многие неизбежные трудности ежедневной рутинной работы. Но они твердо решили, что семью создадут только после того, как достигнут своей главной цели – станут чемпионами мира. После возвращения из традиционного турне после ЧМ 1970 года, в апреле месяце Людмила и Александр сыграли свадьбу.

Пахомова-Горшков

В день свадьбы. 1970 год

За годы своей блестящей карьеры Людмила Пахомова и Александр Горшков были шестикратными чемпионами Европы (1970-71 и 1973-76 гг.), мира (1970-74 и 1976 гг.) и первыми в истории олимпийскими чемпионами в танцах на льду (1976 г.).

Пахомова-Горшков

1971 год

 Лишь однажды - в 1972 г. - они уступили титул чемпионов Европы брату и сестре Анжелике и Эриху Бук из ФРГ, чья победа, впрочем, была отнюдь не бесспорной. И еще они не смогли защитить свой титул чемпионов мира в 1975 г. из-за серьезной болезни и операции на легком Александра, который поразил всех своим мужеством и преданностью своему виду спорта и людям, с которыми были связаны его успехи.

Произвольный танец на ЧМ 1971 года

 Вернувшись в строй в олимпийском сезоне, он вновь доказал, что является самым надежным, самым техничным и при этом самым элегантным партнером, подчеркивающим лучшие качества своей блистательной партнерши.

Пахомова-Горшков

1971 год

 Кстати, вот что сама Людмила говорила о своем партнере: «О нашем дуэте с Горшковым существовало мнение, что главное лицо в нем - я. С этим не могу согласиться, хотя понимаю, почему могло сложиться такое впечатление. Я более эмоциональна, чем Саша, со своими бурными эмоциями буквально из кожи вон лезла. Мне нужен был рядом человек спокойный, уравновешенный, достаточно авторитетный для меня, который мог бы меня урезонить. При другом партнере мои особенности не могли бы проявиться столь ярко.

Пахомова-Горшков

1971 год

Саша создал очень интересный образ партнера, тип этакого джентльмена. Не случайно он всегда танцевал во фраке. Англичане называют такой стиль «хэнсэм» - красота поз, линий. Красота именно мужская, строгая, холодная, подчеркнутая некоторой церемонностью. Мне это нравилось. Думаю, и Саше была нужна именно такая партнерша, как я. Представить кого-то на моем месте мне так же трудно, как себя на чьем-то.

Пахомова-Горшков

1972 год

 (...) Наше эстетическое соответствие, психологическая совместимость позволили создать впечатление органичного единства пары, эту целостность. Некоторая разница на первых порах в техническом мастерстве со временем стерлась. Саша был хороший партнер. С другими было иначе, с другими и не возникало желания чувствовать себя ведомой» (Л.А.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).

Пахомова-Горшков

ЧМ 1973 года

Творческая палитра Людмилы и Александра была поистине безграничной: им было под силу воплотить на льду любые образы, передать тончайшие нюансы любой мелодической темы. С первых же их совместных шагов в спорте их «визитной карточкой» стало танго «Кумпарсита».

Танго "Кумпарсита". Показательные выступления на ОИ 1976 года

 «Впервые в этом танце движения характерного танца были перенесены на лед. Это относится и к движениям рук, и к движениям ног. И испанские сипатеады тоже вошли в него. И испанский – специфический, не встречающийся более нигде, -  ход. И также впервые в танцах на льду был использован диалог партнеров. Партнерша делает движение – партнер как бы отвечает на него.

Пахомова-Горшков

"Кумпарсита". 1969 год

 И в танце мы отказались от обычной для танцевальных пар банальной синхронности. В «Кумпарсите» внешняя дисгармония некоторых жестов является отражением внутренней гармонии всего танца, как беспрерывного диалога двух влюбленных»,  - писала о «Кумпарсите» Елена Анатольевна Чайковская (Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Пахомова-Горшков

"Кумпарсита". 1969 год

 В арсенале показательных танцев Пахомовой и Горшкова, кроме «Кумпарситы», были еще и столь непохожие друг на друга «Соловей», «Вдоль по Питерской», «Памяти Луи Армстронга», «Вальс» Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад», танец под песню Демиса Руссоса «Зимние дожди».

"Вальс" на показательных выступлениях ЧЕ 1975 года

 Их произвольные танцы, которые они каждый сезон выносили на суд зрителей и специалистов, зачастую вызывали дискуссии, споры, но неизменно становились новым шагом вперед. Квинтессенцией их совместного с Чайковской творчества явился их олимпийский произвольный танец, принесший им победу на ОИ 1976 года в Инсбруке.

Пахомова-Горшков

"Вальс". 1975 год

 Вот как сам Александр Горшков вспоминает об этом танце: «Мы были влюблены в наш олимпийский танец. Я влюблен в него по сей день. (…) Олимпийская произвольная программа была для нас увлекательной прежде всего потому, что нам удалось сделать качественно новую программу, создав для нее и новые шаги, поддержки. Сумели не только увидеть, но и перенести на лед самобытные, ни с чем не сравнимые движения «Фламенко», «Танца каблучков».

Пахомова-Горшков

ОИ 1976 года

(…) Новые элементы порождали новые приемы. Новые приемы давали возможность осуществить то, что казалось еше вчера просто немыслимым. Это и испанские шаги, и «дробушки», и кастаньетная дробь «каблучков», и вращения, и поддержки, и новые позы…

Пахомова-Горшков

ОИ 1976 года

(…) Все лето, осень и начало зимы 1975-1976 годов мы добавляли к тому, что умели делать на льду, одну новинку за другой. Это и было тем главным, что склонило чашу весов в борьбе за первые в истории Игр звания чемпионов в спортивных танцах на льду. Не тот багаж славы, который обычно помогает чемпионам. Не повторение своих же рекордных взлетов. Нет. Успех нам обеспечило практически полное обновление всех постановочных приемов. Новая композиция. Новая техника. И органически связанный со всем этим творческий и духовный рост, который проявил себя скачкообразно на том мощнейшем фундаменте, который был воздвигнут за целое десятилетие.

Пахомова-Горшков

ОИ 1976 года

 (…) Как взять душу «фламенко» и перенести ее в ледовый танец? Считаю, что наш тренер и для себя в тот год установил своеобразный рекорд постановочной работы. Из «Фламенко» она взяла образ танца, его смысл и поставила его на коньки. Поэтому и шло от шага к шагу наращивание темы, и сам финал прозвучал необычайно свежо, победно!

Пахомова-Горшков

ОИ 1976 года

(…) Для меня в олимпийской программе было несколько своих сложных «узлов». Если Мила в нем сама страсть, сама экспрессия и темперамент, то моя роль партнера, ведущего требовала большей сдержанности, строгости. Я бы сказал, требовала линии. Держать линию в испанском танце очень трудно. А ведь даже просто расправить до конца плечи мне было очень трудно, - тот, кто переносил операции грудной полости, знает, как долго просто интуитивно боишься сделать неловкое движение, чтобы шов не разошелся. Давно уже зарос хирургический разрез, бояться нечего, но шрам саднит, ноет, просто чешется. И ты помнишь о нем, ты боишься, как бы чего не случилось. И это – помимо твоей воли.

Пахомова-Горшков

ОИ 1976 года

 (…) Много месяцев я внимательно следил за всеми своими чувствами, реакциями в этом танце. Хотелось, чтобы была абсолютная не только художественная или техническая, но и чисто физическая надежность. Я проделывал сотни упражнений дыхательной гимнастики. Полностью восстановить объем легких так и не смог, зато приучил их к гораздо более эффективной, интенсивной работе. Научился более разумно регулировать дыхание, понял, где могу незаметно для зрителя, и даже для Милы, делать для себя передышки. За этот подготовительный цикл я сделал так много, чтобы превратить себя в Фигуриста Разумного» ((Л.Пахомова, А.Горшков, «И вечно музыка звучит…», М., ФиС, 1989).

Произвольный танец на ЧМ 1976 года

В конце сезона 1976 г., завоевав в спорте все возможные титулы, Людмила и Александр покинули лед, а в 1977 г. у супругов родилась дочь Юля.

Пахомова-Горшков

Людмила и Александр с дочерью Юлей. 1978 год

 В том же году Горшков стал спортивным функционером и долгие годы (1977-1992) был государственным тренером по ФК Госкомспорта СССР. С 1992 г. он возглавил Управление международных связей Олимпийского комитета России. В 1984 г. он стал членом ИСУ по танцам на льду.

Горшков

Александр Горшков со второй женой Ириной. 2000-е гг.

 В 1986 г. Александр пережил тяжелую утрату – неизлечимую болезнь и смерть любимой жены Людмилы. Некоторое время спустя он создал новую семью. Его вторая супруга - Ирина Горшкова - переводчик. Дочь Юлия окончила МГИМО, живет сейчас во Франции и работает дизайнером.

Горшков

Александр Горшков с дочерью Юлей. Начало 2000-х гг.

В 2010 г. Александр Георгиевич избран президентом ФФКР.

Деятельность Горшкова была высоко оценена правительством страны: он награжден орденами Знак Почета (1972), Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), За заслуги перед Отечеством IV степени (2007). Имя дуэта Пахомова-Горшков внесено в Книгу рекордов Гиннеса. В Одинцовском районе Москвы открыт центр фигурного катания имени Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Горшков

Александр Георгиевич Горшков с Юко Кавагути. 2010 год

 В памяти же тех, кому посчастливилось видеть этот дуэт на льду в пору его расцвета, Людмила Пахомова и Александр Горшков остаются непревзойденным эталоном мастерства, красоты и преданности друг другу и своему делу, в которое они вкладывали душу.