Выдающиеся хореографы в фигурном катании: Елена Матвеева
21 сентября свой юбилей отметила Елена Матвеевна Матвеева, заслуженный тренер России, родившаяся в 1946 году в Москве.
Начало 1960-х гг.
Окончив Московское хореографическое училище, она на протяжении 20 лет была солисткой Большого театра и перетанцевала на его сцене множество партий в классических балетах – «Лебединое озеро», «Жизель» и др. Одним из ее сценических партнеров был прославленный Марис Лиепа.
1960-е гг.
Однако тяжелая травма колена прервала успешную балетную карьеру Матвеевой и, ища себя в новой жизни, Елена стала заниматься хореографическими постановками для спектаклей московских драматических театров и кинофильмов. Оказавшись волею судьбы в одной палате ЦИТО с Татьяной Анатольевной Тарасовой, Матвеева прониклась творческими идеями набирающего тогда силу молодого тренера и согласилась поставить для ее учеников Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова показательный танец «Кармен».
Матвеевой удалось создать яркий, запоминающийся танец, где партии Ирины и Андрея перекликались и звучали каждая по-своему выразительно. «Именно с «Кармен» началось то, что пресса назвала «мини-спектаклем», так что Матвееву можно смело назвать создателем этого жанра в спортивных танцах на льду.
Тогда же Матвеева нашла свой собственный почерк - финал программы, в котором «её» танцоры не тормозят внезапно перед судьями, как лихач перед палочкой инспектора ГИБДД, а медленно замирают вместе с последней нотой мелодии, заставляя зрителей вскочить с мест, провести первые секунды в молчании, а потом неистово аплодировать, отдавая долг таланту танцоров и постановщика.
Так прошли у дуэта Моисеева - Миненков и «Кармен», и «Ромео и Джульетта» на музыку Чайковского, и «Лебедь» Сен-Санса, который с лёгкой руки Михаила Фокина считался умирающим, а у Матвеевой стал бессмертным (в её постановке оба лебедя - Ирина и Андрей - оставались живы). Кстати, в «Ромео и Джульетте» Елене Матвеевой впервые удалось перевести трагедию молодых влюблённых на язык фигурного катания: в одном из эпизодов они ещё пытаются удержаться руками друг за друга, а в это время ноги медленно, но неотвратимо развозят их по разным лагерям. На редкость хорош был и финал: Ромео и Джульетта не падают на лёд холодными трупами, а остаются стоять на нём, скрестив руки на груди и прижавшись друг к другу, как вечный памятник несчастной любви.
"Ромео и Джульетта" Ирины Моисеевой и Андрея Миненкова. 1977 год
К сожалению, Ирина Моисеева и Андрей Миненков так и остались не понятыми и не признанными судьями и собственной федерацией. Может быть, причина была в том, что своими изяществом и сложностью их танцы отличались от танцев, скажем, их основных соперников Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова как меню в дорогом французском ресторане от продовольственного ширпотреба «Мак Доналдса», который можно легко прожевать, быстро проглотить и быстро выскочить из-за стола. Изжога и тяжесть в желудке приходят позже, по дороге домой» (Артур Вернер, «Человек-невидимка», журнал «Фигурное катание», 2001 г.).
1980-е гг.
Но Елена Матвеевна отнюдь не ограничивалась постановками одних лишь только показательных номеров – она вносила свой неоценимый вклад в хореографию оригинальных и произвольных танцев. Вот как вспоминала о работе над олимпийским танцем Моисеевой и Миненкова их тогдашний тренер Людмила Пахомова: «Уже на льду мы приступили все вместе к основному этапу работы над танцем. У нас сложилась великолепная творческая обстановка. Мы буквально взахлеб, перебивая друг друга, предлагали свои решения: «А так?», «А так?», «Давайте так!». Лена Матвеева за бортиком стоит. Я что-то на льду показываю. Ребята носятся от нее ко мне. Это было необычайно интересно.
Звучащие барабаны хореографически надо было решать так, чтобы был подготовлен логический переход к финальной части — рэгтайму. Тут была найдена (это в большой мере заслуга Лены Матвеевой) та пластика, которая составила изюминку программы,— острая, колючая, угловатая, какие-то рывки, остановки. Как фигуристу танцевать под соло ударных? Как передать структуру голого ритма? Наш танец изображал как бы сам поиск движения — замерли, слушаем, туда пошли, направо пробуем, налево, начинаем разворот плечом, останавливаемся, то с этой стороны звучат барабаны, то с другой, опять резкая смена. Так был решен фрагмент с барабанами.
Ира и Андрей сказали, что им «удобно» этот танец танцевать, хотя он очень необычный. Они прокатали чисто с первого же раза. Они всегда катали чисто, если были на подъеме. Они умели собраться. На тренировках могло быть что угодно: бросали, срывали, падали как-то неловко, ушибались. Смотришь и думаешь: «Какие соревнования! Их выпускать нельзя, их никому нельзя показывать!» Выходят на соревнования — «короли». Что ж, это качество чемпионов. У кого его нет, не дойдет до пьедестала» (Л.А.Пахомова, «Монолог после аплодисментов», М., «Советская Россия», 1988).
Елена Матвеева со своими любимыми учениками Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым. Начало 1980-х гг.
Сотрудничество Матвеевой с Моисеевой и Миненковым представляет собой удивительный пример глубокого человеческого взаимопонимании и общности видения фигурного катания как такового. Когда зашли в тупик творческие отношения фигуристов и их тренера Людмилы Алексеевны Пахомовой, Елена Матвеевна не оставила свой любимый дуэт и ушла вместе с ним к Наталье Ильиничне Дубовой. Она оставалась с Ириной и Андреем до конца их спортивной карьеры.
В поисках нужного жеста... Елена Матвеева и Анна Кондрашова. Первая половина 1980-х гг.
После ухода из спорта Моисеевой и Миненкова, Матвеева, по меткому выражению известного журналиста Артура Вернера, «человек, который вместе с тренером и спортсменом обшивает стальной каркас техники бархатом искусства», работала с другими известными фигуристами – Анной Кондрашовой, Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, Натальей Анненко и Генрихом Сретенским, Ириной Слуцкой, Викторией Волчковой, Мариной Анисиной и Гвендалем Пейзера и др.
С Мариной Анисиной и Гвендалем Пейзера. Вторая половина 1990-х гг.
Отличаясь прямым, честным характером, Елена Матвеевна никогда не заискивала перед «сильными мира сего», поэтому и в жизни, и в профессии ей порой приходилось нелегко, но она всегда оставалась самой собой. В течение 6 лет, с 1986 по 1992 гг., Елена Матвеевна Матвеева была старшим хореографом сборной СССР по ФК.
2010-е (?) гг.
Свои взгляды на союз спорта и искусства она изложила в публикации, посвященной методике хореографической подготовки фигуристов. За свои заслуги перед отечественным фигурным катанием Елена Матвеевна Матвеева награждена медалями "За трудовую доблесть" и "За трудовое отличие". А Большой театр отметил ее деятельность Именным почетным знаком ГАБТ.
http://c7.alamy.com/comp/B9CHAK/choreographer-yelena-matveeva-left-with-her-figure-skater-anna-kondrashova-B9CHAK.jpg