7 мин.

«Болельщики везут свои стульчики, столы, бутерброды». Русский «Атлетик», за который хочется болеть

В России есть команда, которая принципиально не играет легионерами. Во-первых, дорого. Во-вторых, есть своя прекрасная школа – гордость Ростовской области; в-третьих, есть тренер, который ведет пацанов с детства и доверяет им на взрослом уровне – в суперлиге чемпионата России.

Вы точно об этой команде не слышали. Да и про вид спорта знаете крайне мало.

В общем, знакомьтесь: «Тана» из Азова Ростовской области, хоккей на траве. Сейчас эта команда на 4-м месте в России и на главной странице Sports.ru в спецпроекте с Федерацией хоккея на траве.

Недалеко от Ростова-на-Дону – вдоль трасы «Азов-Ростов» – разлеглось село Кулешовка. Здесь проживает чуть более десятка тысяч человек, и почти нет построек выше трех этажей.

Пожалуй, главное очарование Кулешовки – поле для игры в хоккей на траве. Дом вечно молодой команды «Тана» из Азова.

alt

«Тана» – русский аналог футбольного «Атлетика» из Бильбао: здесь собирают состав из местных парней – легионеры есть, но в подавляющем меньшинстве.

Владимира Конкина забросило сюда в 2002-м – сейчас он тренер сборной России, главный тренер и директор «Таны». Многие из тех, кто начинал в нулевых у Конкина, уже тренируют сами.

– Не знаю, могли бы мы собирать по 20 тысяч человек на трибунах. Но две-три на каждом матче – без проблем, болельщиков у нас полно. Почему не собираем? Трибун нет, уже десятилетие не можем сделать. Меняются министры спорта в области, вроде чуть сдвигаемся – и не получается. То кризис, то футбольный ЧМ, то Олимпиада.

Но люди все равно едут к нам: пацаны от пяти лет и до бабушек – это если детские соревнования. Если на Суперлигу, то больше молодежи. Не каждый готов стоять полтора-два часа – везут свои стульчики, столы, бутерброды. Создают себе комфорт. У нас 90% состава – местные ребята, все друг друга знают.

Главное – увлечь детей. В Англии играют Кембридж, Оксфорд, даже принцесса умеет – они любят хоккей со школы. Я читал, что у Игоря Бутмана сын учился в Англии, тоже подсел – Бутману аж пришлось ехать на Олимпиаду в Пекин, смотреть, что за вид спорта.

***

Селекция в «Тане» тоже за Конкиным – он по старинке обходит школы, показывая пацанам видеонарезки.

– Когда ребенку 9-10 лет, его можно звать в любой вид спорта. Главное, чтобы понравился тренер. Дети в этом возрасте идут на человека, а не на вид спорта. Я всегда говорю: некрасивых видов нет – есть плохие исполнители. Когда парню стукнет 14-15 лет – пора определяться, остается он в хоккее или нет.

Со многими ребятами работаем по десять лет. Они сами говорят: как глаза открыли – с тех пор с вами. Никаких сложностей с теми, кто остался, нет. У нас тут не республика ШКИД, чтобы воспитывать, исправлять. Если у кого-то фундамент не заложен – это моя ошибка, я не научил парня в детстве.

«За границей всегда казалось, что мы медведи». Как в 47 лет быть главной звездой своего вида спорта

alt

Владимир Конкин

Речи о прибыльности, разумеется, нет, со спонсорами у «Таны» тоже тяжело. Бюджет клуба – помощь областной администрации.

– Сидим на госбюджете, спасибо губернатору. Никаких доходов нет, даже стадион в аренду не сдаем – он принадлежит спортшколе.

Когда надо выехать за границу, начинаются вопросы: зачем тебе в Германию? Мы тебе даем просто выжить, а ты жируешь. Вот для чего нужны спонсоры – их привлекать сложно. Я говорю не о разовых дотациях – нужен спонсор, который будет болеть командой. Как Миллер в «Зените».

Зарплат у ребят нет – есть положенное в месяц питание. Откуда взяться деньгам? Ребята не профессионалы и не могут ими быть, потому что у нас нет контрактной основы. Питание, экипировка – и все. Два легионера у нас есть – им снимаем квартиры, остальные живут по домам.

Можно сказать, что для игроков это просто хобби. Они в основном студенты, учатся в физкультурном, некоторые заканчивают строительный. Такого, чтобы у нас играл, например, профессиональный сварщик, нет. Я рассчитываю, что ребята останутся в хоккее – пойдут тренерами, функционерами.

Пока молодые, пусть играют – им нравится, хоть и без денег, без премиальных. Я бы мог выплатить премии, но потом не хватит на что-то другое – корзина-то все равно одна.

alt

На вопрос об экипировке Конкин отвечает аналогией с фундаментом, ловко жонглируя марками цемента. На чем в «Тане» не экономят – так это на мячах и клюшках.

– Профессиональный мяч стоит 3600 рублей, китайский можно взять за 400-500. С клюшками то же самое: есть за 3500 рублей, есть за 27000. Вот он разбег. Как думаете, с какими мячами и клюшками будет удобнее? Ребенку можно взять что-то подешевле, а если ты выходишь на матчи Суперлиги, все должно быть лучшим. Конечно, дедушки говорят, что в их времена было проще, играли самопалом – но это несерьезно.

Экипировку закупаем в Беларуси. У нас года два-три играли белорусские клубы – получилось связаться с ними. Они нас обмеряли и прислали 25 наименований – вышло на порядок дешевле, чем если делать в России. Мы исходим не из качества и новизны – важно, чтобы было удобно, дешево и красиво.

alt

Упоминая инфраструктуру, Конкин с трудом избегает слова «стадион» – полноценного стадиона у «Таны» нет. Есть поле, вокруг которого пока почти ничего не построено.

– В 2010-м область выделила деньги – нашли землю, постелили поле. Отличное, нет вопросов – бельгийское, пятого поколения, с песочком. Сначала нам рассказывали сказки: можно не поливать, не взрыхлять, не подсыпать песок.

Но время показывает – без ухода все равно нельзя, а для него нужна машина. В общем, поле как постелено шесть лет назад – так и лежит. Для обывателя оно такое же зеленое и на вид ровное, но в игре не так. В идеале хоккеист не должен смотреть под ноги и на мяч. Если мяч дробит хоть чуть-чуть – это уже какой-то другой вид спорта.

Проектируется Центр хоккея на траве: должно быть не только поле, но и специальные участки для тренировки вратарей, как в Европе, гостиница, зал. Дано 3,2 гектара земли. Спонсоры периодически появляются на словах и потом куда-то убегают. А место шикарное – дубовая роща рядом, все цветет.

Я по Европе ездил – в Кулешовке потенциал тот же, что в Голландии и Германии. Просто нужны руки и мозги.

alt

Из инфраструктуры у «Таны» нет, по сути, ничего. Отправляясь на выезды, клуб заказывает автобус – на самолетах летать дорого.

– От нас до Екатеринбурга – на автобусе, оттуда в Питер – на автобусе. Никогда не летаем. Дорога тяжелая всегда, но мы стараемся проехать с настроением, я где-то пошучу, развеселю.

Ребята повзрослели, наверняка внутри ворчат, хотят больше солидности. Она нужна, чтобы тебя уважали. У нас на автобусе написано: «ХК Тана, город Азов». Он симпатичный, приличный.

***

Об упадке хоккея на траве Конкин рассказывает сбивчиво – и понимаешь: причин настолько много, что даже корифеи не разберут, какая из них ключевая.

– Бывшие игроки разбежались в другие виды спорта, не стали поднимать свой родной. Мы за последние годы потеряли не только людей, но и клубы: «Фили» Москва, «Волга» Ульяновск.

Сейчас играем в индорхоккей – почему? Потому что пять человек найти проще, чем одиннадцать. И вот так напоминаем руководству, что наш вид вообще жив и существует. А то я открываю газеты – ну некролог. Даже в некрологе больше напишут, чем про хоккей на траве.

С полями тоже беда. На юге России поля нет нигде, кроме как у нас. Хотя в советское время полей было полно. Сейчас все условия только в Казани, туда ездить одно удовольствие.

Мы стараемся не закрываться, как улитки. Приглашаются тренеры-иностранцы, некоторые клубы выезжают за границу: «Динамо» Казань каждый год в Евролиге, проводят сборы за границей. «Электросталь» ездит по Европы, играет в индорхоккей.

Я понимаю, звучит мрачно, но всем нашим тренерам – низкий поклон. Сдвиги есть: команд стало больше, лига расширилась что у парней, что у девочек. Я даже по своей области вижу, добавились клубы. Я оптимист.

Хорошо бы попасть на Олимпиаду, давно там не были, с 92 года. Но тут тоже замкнутый круг. Не попали на Олимпиаду – спортивное руководство не обратит внимания. Попали – сразу спросят: а какое место займете? Всегда есть повод не дать денег.

Кейт Миддлтон, Чарли Чаплин и другие звезды, которые играли в хоккей на траве

Фото: vk.com/Владимир Конкин