7 мин.

«На хоккее всегда пахнет хорошим парфюмом». Самый необычный спортивный журнал

Журнал Hockey Player – главное (и похоже, вообще единственное) русское издание о хоккее на траве. Его придумал нынешний главный тренер «Динамо» из Электростали Игорь Шишков, отдав редактуру болельщице и профессиональной журналистке Ольге Сасоровой. В декабре журналу исполнится 9 лет – какое-то время он выходил ежеквартально, теперь трижды в год. Тираж номера колеблется от двух до трех с небольшим тысяч экземпляров.

Sports.ru в рамках спецпроекта с Федерацией хоккея на траве России связался с главным редактором Hockey Player, чтобы узнать чуть больше о малом СМИ в малом виде спорта.

alt

– Идея выпускать журнал возникла спонтанно – сначала это должно было быть просто издание Ассоциации хоккея на траве Мособласти. Шишков давно его планировал, рисовал проект на салфетке и в конце концов уговорил меня стать главным редактором.

Я закончила факультет журналистики с красным дипломом, потом работала в журнале «Смена», в журнале со смешным названием «Советская женщина» – но это все не про спорт. Следила за хоккеем как болельщик, да и сейчас я великий теоретик: когда судья свистит, не всегда понимаю, по какому поводу.

- Как вы отвечаете себе на вопрос: для чего выходит этот журнал?

– Понятно, что денежный аспект не стоит на первом месте. Хоккей на траве – олимпийский вид с 1908 года, но сейчас на территории бывшего СССР вроде как малопопулярен. Хотя им занимаются люди – в Московской области огромное количество.

Выпускаем журнал для популяризации. Прозвучит как похвальба, но для всех он сейчас вместо справочника: что в Беларуси, что на Украине, что в ближнем зарубежье. В некоторых европейских странах хоккей включен в школьную программу – многие ли у нас об этом знают? Это красивый вид спорта для образованных, интеллигентных людей. Было бы в России таких журналов 5-6 – прекрасно. Но есть только наш.

- Клубы не пытаются делать что-то свое?

– Азовская «Тана» пробовала, Володя Конкин занимался – но это адский труд. Тем более сейчас у Федерации замечательный сайт, и журнал идет, по сути, как бумажное дополнение. При прежнем руководстве вообще ничего не было – я просила на каждой конференции: давайте сделаем посильные вклады, соберем издание, пусть у каждого клуба будет по несколько полос. Но консолидации не произошло.

Сейчас клубы связываются с нами, на днях мне звонили из Екатеринбурга – им понадобились фото с ЧЕ по индорхоккею-2008, который проходил как раз в Екатеринбурге. Отправила им 25 штук.

Хоккей на траве, каким его знали в СССР

- Вообще оказалось, что найти хоккейные снимки – это проблема, доступных баз нет.

– Самая большая база у меня – с 2007 года. Любые фото: Россия, Беларусь, Украина. Записала на жесткий диск и все боюсь, чтобы ничего не пропало. Я не владею архивными фото, но с 2007 есть все, что только возможно.

Журнал не может существовать без классных снимков. Нам помогает фотограф мирового уровня из Нидерландов, есть наши ребята, которые выросли из любителей.

alt

- Как распространяется журнал?

– Мы его не продаем, он суперубыточный. Просто раздаем на матчах. Родители подходят и спрашивают: а про это напишете, а про это? Турниров много, особенно детских.

Была попытка продавать по 50 рублей, оформлять подписку. Включили журнал в подписной каталог, но публика инертная. Даже те, кто интересуются хоккеем, – их всех надо подталкивать, напоминать, просить. Сейчас идет футбольный Евро – народ в курсе. А у нас был недавно Champions Trophy – я уверена, что никто не знает об этом. Информационного насыщения мало, это большая беда вида спорта.

- За эти годы хотя бы раз собирались все бросить?

– Предлагала Шишкову остановиться. Но он отговаривал. Это периодическое издание: если прерваться, потом вообще не получится вернуться. Сейчас номера выходят под события. В хоккее все как в церкви: есть годичный цикл – и если ты в него вписался, то все хорошо.

Какими клюшками играют в хоккей на траве

***

- Как вы впервые пересеклись с хоккеем?

– В конце 90-х коллега регулярно приглашал на стадион. В 98-м познакомилась с Шишковым – и он сразу пригласил на выезд, я же журналистка. Мне сказали: стой у кольцевой дороги, автобус заберет. Захожу в салон – там одни мужики: это журналистка, что ли? Ну, поехали.

Это была моя первая хоккейная поездка – на автобусе на ЧМ в голландский Утрехт. Деньги нашли ребята из электростальского завода тяжелого машиностроения. Приехали, и я увидела голландских болельщиков – накрашенные, оранжевые, стадион битком. У меня мозг вскипел.

- Самый памятный выезд?

– Один из самых памятных – в Чили на отборочный турнир к Олимпиаде-2008. Мы заняли третье место – а на Игры попадали только две лучшие команды. Это март, мы прилетели из снега по колено, у нас летних клюшек еще никто в руках не держал. И тут такая жара – для чилийцев-то это осень, они чуть ли не в шапках ходят.

У наших сразу сгорели шеи, руки – бегали за кремом. Пришлось отрезать рукава от формы, которая выдана под отчет, и этими руками заматывать шеи. В выходной команду отвезли к Тихому океану – ребята прямо в игровых шортах купались, а народ глазел.

- Как болеют на хоккее в Европе?

– Я для себя запомнила: на хоккее всегда пахнет хорошим парфюмом. Болельщики прилично одеты, могут курить сигары, пить вино – но точно не жрать водку и бить друг друга по башке. Все спокойно общаются, не видно охраны – много улыбок, нет никакой жесткости, как на футболе.

На поле то же самое – все друг друга искренне поздравляют после матчей. В Европе даже топ-игроки успевают учиться, работать. В России это профессиональные спорт, а там деньги за хоккей получают единицы. Им сложно понять, что у нас людям за это платят.

***

– Сколько в России полей мирового уровня?

– Казань, Екатеринбург… В Электростали поле требует замены, служит с 2001 года, себя исчерпало. Скоро откроется стадион в Петербурге.

С полями очень сложно. Площадки для индорхоккея можно найти, а хоккейные почти нереально. Это проблема номер один. Люди уходят в индорхоккей, и вернуть их потом тяжело: другие клюшки, другие поля.

– Насколько хоккей проблемный вид спорта? В биатлоне, например, постоянные интриги, склоки, война.

– Есть несколько противостояний: Электросталь, Екатеринбург, Казань – какие-то недомолвки, дрязги и прочее. Но это исторически сложилось, когда не было консолидирующего руководства.

– Вы в журнале напоминаете об этих проблемах?

– При прошлом руководстве я писала критические материалы, были накаты по поводу финансовых безобразий. Президент со мной не здоровался, считал, что я враг. Стараемся все, что возможно, осветить. Не хватает глаз, ушей, рук, камеры хорошей.

У нас все всегда упирается в деньги. Для многих команд выбрать на гостевой матч – это проблема. Стоит выбор: или несколько дней поездом, или разориться на самолет. Бюджеты микрокопические.

Хоккеисты давно не попадают на Олимпиаду, и считается, что это тормозит развитие: нет Олимпиады – за что вам давать деньги? Но на самом деле для нас это выглядит так: вы научитесь плавать, а потом мы вам в бассейн нальем воды. Займите-ка третье место на Европе – будут деньги.

– Шанс для развития – в попадании на Олимпиаду?

– Не уверена. Сколько в России олимпийских видов спорта, на которые никто не обращает внимания. Настоящее внимание – это интервью, трансляции, информационное насыщение и, как следствие, деньги.

Но откуда будет насыщение, если даже материал про хоккей на траве заказать некому? Журналисты не знают, как правильно называется вид спорта. Некоторые пишут «хоккей на траве с мячом» – и мне становится плохо.

Считается, что мы в хоккее очень слабые. Но в мировом рейтинге сейчас мужчины занимают 20 место – это очень высоко. Девчонки в тридцатке. Россия в порядке, мы небезнадежны, но нужно время. Все равно ситуация гораздо лучше, чем когда сборная возила с собой консервы. Тогда это был уровень самодеятельности, сейчас все намного достойнее.

«Некоторые девчонки показывали нам средний палец». Самые необычные фанаты в России

«За границей всегда казалось, что мы медведи». Как в 47 лет быть главной звездой своего вида спорта

Фото: mohockey.ru; twitter.com/mohockeytweet; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos