«С удовольствием бы прошелся крапивой по задницам Кокорина и Мамаева». Тренер, который не привык проигрывать
Неделю назад казанское «Динамо» выиграло чемпионат России по хоккею на траве. Для клуба и главного тренера Араика Маргаряна это 13-й титул вообще и седьмой подряд.
В русском спорте все еще остаются гегемоны круче: баскетбольный ЦСКА, волейбольная «Уралочка», гандбольные «Чеховские Медведи» – но Маргарян планирует взять золото и в двадцатый раз.
Sports.ru в рамках спецпроекта с Федерацией хоккея на траве России добрался до самого титулованного тренера страны и понял: с таким любая команда будет в порядке.
– В 2001-м я приехал в Татарстан рядовым армянским тренером. Сейчас иногда захожу с просьбами к руководителю аппарата президента республики Асгату Сафарову, раньше он был министром МВД. Он меня выслушивает. И когда я собираюсь уходить, – спрашивает: какие еще будут указания?
Указания! Если люди высокого статуса говорят такое, я чувствую гордость и ответственность. Что больше всего стимулирует – это поддержка спорта местными властями. Сейчас мы считаемся топовой командой Европы, а раньше здесь ничего не было. Чем хорош спорт – можно все доказать результатом. Знания – здорово, но они были важны при советской ментальности. Сейчас надо убеждать руководство и давать результат.
Мне все говорят: ты сложный. А я не хочу быть простым. С хулиганом я могу говорить как хулиган, с министром – как министр, с мафиози – как мафиози.
«За границей всегда казалось, что мы медведи». Как в 47 лет быть главной звездой своего вида спорта
***
– У нас в хоккее тренеры относятся друг к другу противно. Почему противно относятся ко мне? Я в этом отчасти виноват – столько лет побеждаю. Есть ревность, зависть. Зависть разрушительна. Для игровых видов нехорошо, если постоянно выигрывает одна команда – значит, нет интриги, зрелища.
Но коллеги обычно ищут ошибки не у себя, это заметно. Завистливые люди не задумаются, почему у них корова сдохла. Они расстроятся, что у соседа жива осталась. Я никогда не позволю себе сказать: я хороший тренер, а этот плохой. Хотя, наверное, имею право назвать себя хорошим.
Из шести команд Суперлиги у нас – четвертый бюджет. Если бы мы сейчас сидели рядом, я бы показал вам ведомость. Одного нашего игрока сейчас пригласили в сборную – в последние годы он прибавил. Раньше получал 22 тысячи, сейчас 35 – постепенно приподняли ему зарплату. Вообще, средняя зарплата в команде – 40-60 тысяч. Когда я рассказываю об этом на родине, люди удивляются: ух ты, 40 тысяч долларов – здорово! А это в рублях, друзья мои.
Люди не верят, что с такой зарплатой можно постоянно побежать, и говорят: Маргарян покупает игры. Ну да, и в Европе я покупаю. Обвинить меня очень трудно: кто готов – пусть скажет в лицо.
Другой хоккей: 40-50 тысяч зрителей в Индии и Пакистане
***
– В Татарстане много газа и нефти. Но спасение любого народа – воспитание, а не природные ресурсы. Игрок не имеет право выходить на поле, думая о зарплате. Мы побеждаем за счет воспитания. Для меня важно соблюдать все принципы, о которых говорил его величество Анатолий Тарасов в хоккее. Твой личный пример – это уже указание любому игроку.
На каждой тренировке я уделяю время воспитанию. Нельзя делать из спортсменов машины, которые выходят побеждать. Спорт – это временное, а личные качества навсегда, они должны быть развиты. Пусть лучше у меня будет плохой игрок, но хороший человек, чем наоборот.
Из плохого игрока мы все равно сделаем хорошего. Плохих игроков не бывает – есть тренеры, которые не сумели достучаться до своих ребят. Я корчу из себя профи, но если сам не смогу до кого-то достучаться – меня надо менять.
Мы с командой живем одной жизнью. Я знаю каждого, знаю их семьи. Постоянно беседуем, выезжаем на рыбалки, пикники. У нас в Татарстане есть такое хорошее место – Дубай, там отличная рыбалка.
В команде не было проблемных игроков, за исключением Николая Митаки. Я его выгнал за приводы в милицию – это был первый и единственный случай. Почему больше таких не было? Мы зачастую недооцениваем важность профилактики – хоть в команде, хоть в семье. У меня два сына, один из них помогает мне тренировать в «Динамо» – он водит машину. Я ему каждый раз говорю: будь внимательнее за рулем. Ему уже надоело это слушать, но ведь он внимателен за рулем.
«Болельщики везут свои стульчики, столы, бутерброды». Русский «Атлетик», за который хочется болеть
***
– Сезон закончен, нас принял президент, команда распущена в отпуск. 20 июля соберемся для подготовки к новому сезону. У меня отпуска не будет – только на пару дней слетаю на могилу родителей в Раздан. Последний раз я отдыхал в 1976 году, когда умудрился жениться. Остальное время без работы не могу. Два дня еще ладно – на третий уже пора работать.
Победу в чемпионате отпраздновали как обычно: есть традиция пить шампанское из Кубка – мы ее не нарушаем. Никаких вечеринок, как у Кокорина и Мамаева. Пусть прозвучит грубо, но если они действительно организовали это застолье в Монте-Карло, то я бы с удовольствием прошелся крапивой по их голым задницам.
Не то что на уровне футбольной сборной, но даже в нашем непопулярном хоккее человек обязан представлять свой город, республику, семью. Нельзя выходить на поле без чувства патриотизма. Если тебе дана возможность показывать лицо себя и своей страны, выступай со всей злостью и ответственностью. А шампанское открывай дома – сколько хочешь, хоть залейся.
Хоккей на траве, каким его знали в СССР
***
– Несколько лет назад я сказал, что не вернусь в сборную России – тогда ужас что творилось. Сказал в порыве гнева, меня, по сути, вынудили это сделать. А в 2011-м просил, чтобы меня рассмотрели на пост тренера команды на Универсиаде в Казани. Но руководство Федерации только камни под ноги кидало.
Дошло до того, что тогдашний президент республики Минтимер Шаймиев написал письмо в Федерацию: Маргарян должен быть тренером, принять к сведению. Меня назначили, но ничем не помогли. Только местная власть помогала – и мы вместе сделали так, что была выиграна Универсиада. С 2011 года до Универсиады на сборную со стороны Федерации потратили всего лишь миллион рублей.
У нас клубный профессионализм выше, чем был в Федерации. Уровень клубов растет – побеждать все труднее, каждое новое чемпионство ценнее предыдущего. Но все варятся в своем котле, объединения нет.
«Некоторые девчонки показывали нам средний палец». Самые необычные фанаты в России
***
В октябре 2014-го президент Республики Татарстан Рустам Минниханов в выступлении сказал: хватит тратить деньги на легионеров, надо растить своих. Сейчас у нас в составе два легионера: Янкун и Москвы и Синягин из Екатеринбурга. Есть еще Максуд из Пакистана, но он получил российское гражданство. Все остальные – наши воспитанники.
У нас школа работает хорошо по российским меркам. По европейским – есть вопросы. Игроки приходят с отрицательными динамическими стереотипами, переучивать их сложно. Если я буду постоянно побеждать, то скажу: да, школа работает отлично. Но совершенству нет предела.
Вот еще одна из причин, почему я недоволен школой. Там занимается около 850 человек. Наше поле – одно из лучших в Европе, трибуны на 2300 мест. Но люди не ходят. У нас и на футбол-то не ходят, не отдыхают – такая ментальность.
А если каждый ученик нашей школы придет на матч с бабушкой – трибуны заполнятся уже наполовину. Ученики обязаны приходить: каждая наша игра – это мастер-класс для них. Надо их приучить к тому, что наш хоккей зрелищный.
Но почему еще и об этом должен переживать тренер? Поверьте, у меня времени на это не хватает.
«На хоккее всегда пахнет хорошим парфюмом». Самый необычный спортивный журнал
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид (1); hcdinamo-kazan.ru