4 мин.

Мария Елкина: «Любой спортсмен может добиться успехов в парашютном спорте, если есть мотивация и цель»

С 1 по 7 октября в Гудермесе состоялись ежегодные масштабные соревнования по парашютному спорту. Сразу два спортивных события одновременно проходили в одном из крупнейших в Европе центров парашютной подготовки «Goodskу», расположенном на базе Российского университета спецназа имени Владимира Путина.

 Лучшие парашютисты из России, Казахстана и Белоруссии боролись за звание сильнейших в дисциплине «точность приземления» на международных соревнованиях, приуроченных к 72-летию Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В это же время проходил Финал Кубка России в дисциплине «купольное пилотирование», посвященный памяти Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

Одна из участниц соревнований Мария Елкина, двукратная чемпионка мира по парашютному спорту в дисциплине «точность приземления», рассказала о своем пути в этом виде спорта.

- Мария, почему именно парашютный спорт? - Мой папа был летчиком-инструктором в аэроклубе в городе Саранск, и все детство я проводила на аэродроме вместе с ним. В восемь лет мне впервые захотелось совершить самостоятельно прыжок. Уговорить папу получилось, когда мне было двенадцать. В 14 лет меня официально пригласили на учебно-тренировочные сборы. Это тот минимальный возраст, с которого можно было посещать эти занятия в аэроклубе.

- Вы хорошо помните свой первый прыжок?

- Очень! В начале ты испытываешь огромное количество страха, когда ты делаешь шаг и выпрыгиваешь. Парашют наполняется, и дальше звук улетающего самолета, и тишина. Ощущения, что ты остался наедине с собой и миром. Это было невероятно! Мало, что может заменить мне сейчас те эмоции, которые я испытала тогда.

- На сегодняшний день у вас уже больше четырех тысяч прыжков. Среди них есть еще какие-то особенные, запоминающиеся?

- Недавно впервые за четыре тысячи прыжков у меня произошла отцепка. Это отказ основного парашюта. Я всегда думала, что со мной этого не случится. Уже в прыжке при открытии парашюта я увидела, что с ним проблемы. Оценила обстановку, поняла, что сделать ничего невозможно, кроме как отцепить основной парашют и привести в действие запасной. Честно говоря, было страшно. Ощущение - будто бы маленькая жизнь завершилась для меня.

Вообще понятие отцепок среди парашютистов - это нормальная история. Бывает, парашюты отказывают. У спортсменов таких историй полно и есть четкий инструктаж на этот случай.

- Часто приходится бороться со своими эмоциями?

- В жизни я - практический психолог. Если мне неспокойно, я всегда сама использую определенные техники, чтобы снизить свою тревожность. Во-первых, это работа с дыханием: вдох и выдох спокойно. Две-три минуты бывает достаточным.

Если это не помогает, я могу визуализировать: закрыть глаза и представить, что от рук моих и ног отходят корни, которые цепляются в землю. Это техника называется «заземление». Она делается, когда человек сидит на стуле. Но учитывая, что я сижу в самолете, условия не позволяют, я просто представляю, что мои корни уходят в пол самолета, обволакивают его полностью, и я сижу твердо и спокойно. Ничто не может на меня повлиять.

В момент прыжка, когда звучит сигнал «приготовиться», я стараюсь совсем ни о чем не думать и просто наблюдаю за тем, что происходит. Своей голове, своему мозгу пытаюсь дать небольшую передышку в виде нескольких секунд, потому что после того, как парашют откроется, мне нужно будет начинать анализировать. Это все в моменте! Нет смысла думать о прыжке перед тем, как прыгнуть.

- У вас всегда есть план для прыжков?

- Да, оценить погоду, «потоптать нолик» – то есть потренировать постановку ноги. Я прыгаю в дисциплине «точность приземления», и нам важно попасть ногой ровно в центр. Можно делать идеальные заходы и классные прыжки, но при этом людям, которые не умеют правильно поставить ногу - ноль не поставят, поставят - один, два, три сантиметра… А иногда разрыв в один сантиметр разделяет спортсменов между первым и вторым местами. Наземная подготовка в виде «топания нолика» - аналога вот этого датчика позволяет посмотреть, насколько правильно принимается положение ноги перед постановкой.

Вообще умение себя успокаивать, выдерживать тревогу, правильно рассчитывать свой прыжок, анализировать погодные условия как на земле, так и в момент прыжка, постоянно, до самого приземления – одни из самых важных качеств. Погода может быть переменчивой. Можно взлетать при условиях, когда ветер дует два метра в секунду, а приземляться при шести метрах в секунду. И это уже совершенно другая работа. Поэтому требуется постоянный анализ до самого приземления.

- Вы никогда не пытались посмотреть на парашютный спорт, как психолог, и проанализировать, кто в нем может добиться успеха?

- Любой спортсмен может добиться успехов в парашютном спорте, если есть необходимая мотивация и конкретная цель - достижение результата, победа. В зависимости от темперамента кому-то это будет проще, кому-то сложнее.

В любом случае, чтобы добиваться высоких результатов везде не только в спорте, необходимо хорошо знать себя, свои особенности, уметь проживать проигрыши, снова и снова находить мотивацию и, самое главное, получать удовольствие от процесса.

Организаторами мероприятий выступили Региональный общественный фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова, Российский университет спецназа имени Владимира Путина, Федерация парашютного спорта России, Центр парашютной подготовки «Goodsky» и Правительство Чеченской Республики. По материалам ИА «Чечня Сегодня» https://chechnyatoday.com/news/378455