3 мин.

Фрисби

Какой бы простой, даже примитивной ни казалась обывателю летающая тарелка, также известная как фрисби, история ее изобретения растянулась на целое столетие. Практически идентичный диск, использовавшийся для упражнений в стрельбе, появился в XIX веке, ну а патент на летающий спортивный снаряд зарегистрировал в середине прошлого века американец Уолтер Моррисон.

По легенде, эта идея его посетила в конце 1930-х на одном из пляжей Калифорнии, когда Моррисон и его будущая жена Лу развлекались перебрасыванием друг другу то ли крышки от банки с попкорном, то ли формы для выпечки. Кто-то из отдыхавших по соседству предложил за нее 25 центов, и Фред понял, что это может оказаться вполне себе бизнесом. Позже, управляя бомбардировщиком «Тандерболт» во время Второй мировой войны, Моррисон поближе познакомился с законами аэродинамики, а, вернувшись домой, нашел инвестора и в 1948 году представил первую модель «летающей тарелки» из пластика, названной так на волне повальной одержимости НЛО.

Как и положено изобретению с подобной наружностью, первый блин оказался комом – диском интересовались, но не настолько, чтобы делать на нем серьезные деньги. К счастью для фрисби, его выдумщик уже знал, что это – дело его жизни. Потратив на доведение снаряда до ума еще несколько лет, в 1957-м он продал права на его новую модель компании Wham-O – которая, собственно, и назвала свои диски «Frisbee», услышав, что именно так их окрестили увлеченные новой забавой студенты (похожую подъемную силу якобы демонстрировали жестяные подносы для пирогов от Frisbie Pie Company).

Моррисона его изобретение сделало миллионером, ну а эстафету популяризации фрисби у него перенял Эд Хедрик, служивший в 60-х главой Wham-O по маркетингу. Это его стараниями «летающие тарелки» обрели максимально близкие к нынешним аэродинамические свойства и привлекательный дизайн, из пляжной потехи со временем превратившись в незаменимый снаряд для целого ряда игр. После смерти Хедрика, основавшего Международную Ассоциацию Фрисби, его прах был рассыпан по нескольким памятным дискам, врученным его друзьям и родственникам.

На сегодняшний день в семье фрисби – не меньше дюжины самостоятельных игр с летающим диском, составляющих здоровую и увлекательную альтернативу его ортодоксальному применению, тому самому методичному перебрасыванию между друзьями или любовниками. Существует, например, диск-гольф, где вместо клюшек – руки, вместо лунок – корзины, а вместо мячей – понятно что. Очень популярен дог-фрисби, в котором, наряду с людьми, участвуют их четвероногие любимцы. Разработаны специальные модели, светящиеся в темноте. Есть, наконец, масса развлечений, эксплуатирующих фонетическое сходство «fri» и «free» («свободный») – фриски, фрикет, фристайл.

Но, пожалуй, самая совершенная разновидность забав с летающей тарелкой – это алтимат фрисби, динамичная и зрелищная командная игра, еще не признанная, но уже замеченная МОК и вот уже без малого 30 лет определяющая лучших в рамках мировых первенств. Уникальная особенность алтимата состоит в отсутствии судей – нарушения правил (в том числе, не в свою пользу) фиксируют находящиеся на поле игроки. Пресловутый «игровой дух» в алтимат фрисби – не благородная абстракция, а основополагающий принцип.

Популярность фрисби в России пока умеренна и, в общем и целом, сводится к музыкальным опен-эйрам и открытым для собак пляжам. Тем не менее, на чемпионате мире по алтимату россияне дебютировали десять лет назад, а локальные турниры проходят в Москве, Санкт-Петербурге и обоих Новгородах круглый год. Правда, о том, как же все-таки надо писать слово «фрисби», его отечественные энтузиасты пока не договорились – варианты написания через «с» и через «з» продолжают сосуществовать на равных правах.