3 мин.

Сноуборд

Спортивный мир полон историй о том, как никому не известный претендент вдруг стал чемпионом, но с целым видом спорта такое случалось не так уж часто. Во второй половине XX века олицетворением американской мечты стала история развития и популяризации сноубординга – пожалуй, самого популярного экстремального спорта в мире и уж точно одного из самых зрелищных.

У каждой истории успеха должна быть своя легенда – для сноуборда ей стал рассказ о том, как мичиганский инженер Шерман Поппен сколотил вместе две пары лыж, чтобы сделать одну, более устойчивую и маневренную. Его жена прозвала конструкцию «snurfer» (от слов «снег» и «серфер») – и вряд ли удивилась бы, если узнала, что это слово не приживется. И уж точно была бы шокирована новостью о том, что ее муж продаст миллион таких досок за следующие десять лет, а новый вид спорта станет самым быстрорастущим не только в США, но и во всем остальном мире. В 1965 году о сноуборде знали трое, а к началу XXI века им занимались уже 7 миллионов.

Американцы любят говорить, что великие умы мыслят одинаково. В случае с изобретением сноуборда все было именно так. Идеи по его использованию и усовершенствованию одновременно пришли в голову нескольким инициативным и предприимчивым людям – собственно, именно поэтому он и стал столь популярным. Серфер Димитрий Милович спускался со снежных склонов на доске, отдаленно напоминающей серф, но с окантовкой. Бывший лыжник Джейк Бертон придумал сноуборду крепления для ног и еще десяток усовершенствований. Скейтер Том Симс адаптировал для сноуборда дюжину трюков. Архитектор Марк Анолик построил неподалеку от озера Тахо первый в мире хаф-пайп – U-образную рампу для катания. Из коллективных усилий нескольких человек довольно быстро вырос полноценный вид спорта.

Для понимания сути сноубординга важно знать о противостоянии сноуборд – лыжи. Из отрицательной реакции консервативных лыжников на молодых, раскованных сноубордистов, заполнивших склоны в конце 70-х, вырос целый эстетический конфликт. Сноубордисты отпускали волосы, носили мешковатую одежду и катались довольно агрессивно, что никак не вязалось с образом семейного и богемного отдыха на горнолыжном курорте. Неудивительно, что сноубордисты встретились с лыжниками на одном склоне лишь в 1982 году, а престижнейший американский курорт Аспен не подпускал парней с досками на пушечный выстрел аж до 2001-го. Впрочем, год спустя владельцы Аспена уже подписывали семилетний контракт с ESPN на проведение Зимних экстремальных игр. Сейчас конфликт существует только в сознании отдельных лыжников, а компания Burton Snowboards (основанная тем самым Джейком Бертоном) смеха ради предлагает 5 тысяч долларов каждому сноубордисту, который сможет снять видео, как он катается на склонах упорствующих в своем шовинизме горнолыжных курортов.

Статус профессионального спорта тоже достался сноубордингу довольно непросто. Американская забава прижилась в Европе лишь в конце 80-х, и поначалу проведение соревнований между спортсменами с разных континентов казалось бессмысленным – представители Нового Света были далеко впереди. Однако стремительные темпы развития сноуборда довольно быстро подтянули европейцев к американцам, и уже в 1994 году сноубординг признали олимпийским видом спорта. А через 4 года в Нагано едва не выкинули обратно – канадский бордер Росс Ребальятти, выигравший золото в слаломе, был обвинен в приеме марихуаны. Росс нашелся и сочинил легенду про то, как он вдохнул облако наркотического дым на какой-то вечеринке, но все равно: граница между традиционными и экстремальными видами спорта не могла быть очерчена более четко. Она начала стираться лишь благодаря усилиям Шона Уайта, суперспортсмена, двукратного олимпийского чемпиона в хаф-пайпе. Человек по прозвищу Летающий помидор сделал так, чтобы бордеров уважали не только за расслабленность и безбашенность, но и за работоспособность – за то, что прежде отличало профессионального спортсмена от любителя.

Сегодня сноуборд дает еще больше возможностей, чем раньше – это не только способ социальной самоидентификации, но и вполне реальный путь в большой спорт. Россия уже неплохо интегрирована в европейское сноубордическое сообщество – здесь уже делают искусственные склоны, продают все необходимое оборудование и тут находится Камчатка, культовое место даже по мировым стандартам. Жить мечтой Шона Уайта можно начинать уже сейчас.