«Мотя побежал один планету спасать». Чемпионат России по лапте на фоне куполов
От редакции Sports.ru: вы читаете текст из пользовательский блога «Периферия», который следит за необычными видами спорта в России и в мире. Поддержите его плюсами, подпиской и комментариями, чтобы чаще видеть крутые сюжеты о путешествиях Дмитрия Крюкова.
Году в 2010-м, когда блог «Периферия» еще не переквалифицировался окончательно под хоккей, я заинтересовался лаптой. Упоминаний в тогдашнем интернете практически не было, лишь находились новости о каких-то соревнованиях в Бурятии и (тогда еще) Читинской области.
Поехать в степь к бурятам за текстом про лапту – я загорелся идеей. Но не осилил. Летом в те края попадать дорого, точности с датами соревнований нет, можно зависнуть – в общем, нашлись задачи и поважнее. В 2019-м, когда я решил отдать кармический долг, в освещении лапты намечался подъем. Группа «Лапта России» вконтакте была весьма живой, проходили какие-то трансляции и даже периодически вывешивали заманивающие фотографии женской пляжной лапты.
Чемпионат России в 2019-м (как, впрочем, и в 2018-м, и 2017-м) проходил на фоне куполов – в городе Ростове Ярославской области, называемом еще Великим. Ростов стоит посетить и без лапты – походить по Кремлю, узнать историю восстановления ростовских колокольных звонов, обозреть склонное к бесконечно малым глубинам озеро Неро и посмотреть видео про смерч 1953 года, из которого следует, что были и у нас форс-мажоры, подобные нотр-дамскому, да коротка память людская.
Финал чемпионата по непонятным причинам назначили на понедельник, поэтому я собрался на полуфиналы. С трудом собирая мысли в кулак в утреннем экспрессе, я задумался, с чем связан подъем интереса к лапте. Импортозамещение – подумал я. Наверняка оно и патриотический подъем. Что, впрочем, неплохо. Почему бы нам не сохранить и не развить нашу культуру?
Вот хоккей с мячом практически умер, не выдержав гонки за попадание в олимпийскую программу. А ведь в разных странах есть множество местных видов спорта, которые никуда не стремятся, но при этом стабильно привлекают зрителей и спонсоров.
Но кроме импортозамещения следует отметить способность бейсболовидных видов спорта завладеть вашим мозгом практически в любой точке планеты. Как-то раз в веселые 90-е наш учитель физкультуры в школе решил научить нас бейсболу (кто б ему сейчас дал). Так мы научились!
И неплохо пошло: я навострился намертво ловить летящие откуда-то с неба мячи. Или довелось мне как-то в Чикаго посетить матч «Кабз» (еще до их исторической победы, они тогда слетали всем подряд). Игра была довольно уныла, «Кабз», разумеется, продули, но я не мог оторваться и вышел со стадиона крайне довольным.
Странности с планированием не ограничиваются финалом в понедельник. Полуфинал основной местной команды – Ярославскую область представляет коллектив из соседнего райцентра Борисоглеб – поставили на 10 утра, тогда как вечером болельщикам предлагалось развлечься играми за 5 и 7 места. Разумеется, зрителей было совсем мало – в основном друзья и родственники игроков, не занятые игроки других команд; и лишь считанные единицы пришли познакомиться с новым видом спорта.
Испытав кратковременное расстройство от того, что сегодня не играют женские команды (но быстро успокоившись тем, что я посмотрел не туда), отправился на трибуну.
«Счет 30:29 в пользу Тюменской области», – объявил арбитр первого мужского полуфинала. Попахивало сенсацией: местные проигрывали.
Но сначала расскажу, как играть в лапту; не официальными выдержками из правил, а так, как я понял суть.
Скорее всего, вы догадываетесь, что играют две команды. В каждом эпизоде одна атакует, вторая – защищается. В атакующей команде один игрок подбрасывает мяч вверх, а второй мощно бьет по мячу битой – одним из нескольких возможных по технике и направлению удара приемов. Это все пока похоже на бейсбол и софтбол.
Разница начинается, когда в случае удачного удара несколько атакующих игроков (исходя из расстановки) бегут до противоположной лицевой линии, а в следующем эпизоде – если повезет, назад. В отличие от бейсбола, тут нет никаких зон-баз; нет линий, которые надо пересечь. Защищающимся надо поймать мяч и осалить им любого бегущего игрока соперника в любой точке поля.
Если им это удается, начинается что-то похожее на турбо-режим, квинтэссенция всей игры. Дело в том, что в такой ситуации бежать, чтобы заработать очки, начинают игроки и защищающейся команды. В случае особого замеса возможно несколько переосаливаний вплоть до режима «все против всех».
Я пока не понял всех тактических нюансов, когда это происходит, но такой эффект мне по душе: это что-то вроде резко распускающегося цветка, когда размеренный ритм матча может быть нарушен безбашенной и веселой какафонией.
Есть и другие веселые нюансы. Например, если игрок понимает, что его сейчас осалят, он начинает заворачивать лихие виражи, чтобы в единственный нужный момент сделать кувырок (желательно – минимально ожидаемый) куда-то в сторону. Кульбит в теории должен помочь уйти с траектории мяча.
Поймать такой кувырок – важнейшая задача фотографа на лапте, но это довольно сложно. Мне удалось только с большого расстояния. Есть в этом аспекте игры нечто фаталистическое. Почти неминуемое поражение и единственный шанс выжить.
Другие способы набора очков и более мелкие аспекты читайте в правилах.
– А бейсболисты и софтболисты заходят к вам поиграть? – спрашиваю Сергея Фокина, первого вице-президента федерации лапты России.
– Бывает, некоторые регионы ставят одних и тех же людей, чтобы в разных соревнованиях участвовать, – отвечает он. – Но что лаптисты в бейсболе не впечатляют, что бейсболисты тут в аутсайдерах. Разные виды спорта все-таки. Разные навыки. Бейсболист такой прыжок сделает – убьется. А у нас, кстати, некоторые стометровку из 11 секунд выбегают.
Несмотря на резонность этих слов, обещанные универсальные солдаты встречаются разве что в составе полуфиналистов. При всем уважении, про некоторых игроков в командах-аутсайдерах у меня закрадывается подозрение, что они вышли играть первый раз прямо в Ростове.
Особенно непросто с женским турниром. Играют, как правило, настолько молодые девчонки, что желание поискать пикантные ракурсы быстро выветривается. Тут вопрос возраста еще более актуален, чем в фигурном катании.
– Ну а как вы хотели, – пожимает плечами Фокин. – Все, понятное дело, любители. Занимаются в основном в школе. Потом у кого-то армия, работа, у кого-то семья. Это надо сильно любить спорт, чтобы ездить на серьезные турниры, будучи уже состоявшимся человеком. Хотя тут есть такие, кому за 30.
На чемпионат России приехало 8 мужских команд и 10 женских. «Для текущей ситуации – нормально», – говорит Фокин. Официально культивируют лапту чуть ли не во всех регионах, но отправить команду может позволить себе не каждый, да и есть исторические центры развития. В основном – маленькие города и поселки. Так что бурятскую лапту увидеть снова не удалось.
Один из центров развития – как раз в Борисоглебе, и проигрывать в полуфинале никак в планы хозяев не входило. Уступая, напомню, 29:30, они встали в атаку и не давали вытеснить себя минут 20, за это время полностью подавив волю тюменских соперников.
«Ух, «Застава поймала кураж»!» – кричит пожилой зритель, один из немногочисленных ценителей, приехавших специально.
Несмотря на исторические корни («Цитату Куприна о лапте посмотрите в интернете», – говорит мне Фокин) и рост популярности в последние годы, официальный отсчет истории лапты идет с некого промежуточного срока – в 1986 году Госкомспорт постановил учредить Федерацию бейсбола, софтбола и лапты.
Спустя несколько лет бейсболисты вежливо попросили лапту покинуть помещение в связи с отсутствием олимпийских перспектив. Но внезапно история сложилась так, что сейчас лапта берет реванш. Бейсбол в России так, по большому счету, и не прижился, и во многих регионах немногочисленные энтузиасты находят пристанище как раз в местных федерациях лапты.
В паузе до следующего полуфинала продолжаем разговор с первым вице-президентом. Разговор этот вызывает у меня сложные эмоции. Очевидно, что Фокин за эти годы очень много сделал для лапты, но сейчас он с трудом выходит за рамки канцелярского языка. «Программа, аккредитация, постановление, отчетность», – в наше время государственной тяжести энтузиасты вынуждены работать либо так, либо никак. Вопросы «пытались ли привлечь зрителей, интересно же» и «почему финалы в понедельник» его скорее удивляют – непохоже, что это сейчас сколько-то важно.
Узнаю, что официально есть лапта и мини-лапта (адаптация для залов), а пляжная лапта – лишь разновидность тренировочных упражнений. Что международные матчи, увы, возможны только в выставочном формате: близкие игры есть, но о полном совпадении в правилах можно с натяжкой говорить разве что о белорусах и нескольких поселках северного Казахстана.
– У немцев другая игра – шлагбаум. В Молдове многое отличается. В Финляндии есть финский бейсбол – pesapalo, но они так заняты у себя, что мы никак не можем договориться о выставочных матчах. В Швеции тут проходили «Русские игры», там они собирали несколько команд, но привезти их сюда практически нереально, – рассказывает Фокин.
Второй мужской полуфинал оказался просто огненным. В командах Московской и Омской областей как раз собрались игроки, часть из которых играет уже по двадцать лет. По накалу это был матч высочайшего уровня.
Московская область начала очень живо. Омск вроде не делал ничего выдающегося, но перестал паниковать и мало-помалу подтянулся.
– Омск выиграет, я уверен, – говорит Сергей Олегович.
К перерыву счет уже почти равный, а в самом начале второго периода Омская область оглоушивает соперника несколькими мощными атаками. Двадцать очков в матче равных команд отыграть почти невозможно, но попытка зайти на чудо была эффектной. Подмосковная сборная при активной поддержке своей женской команды снова начала мало-помалу набирать очки, потом где-то им пару раз повезло, и вот уже расстояние не кажется непреодолимым.
Всё очень собранно, четко, интеллигентно. Даже мата практически нет.
– Мотя, куда ты побежал один планету спасать?! – кричат партнеры задумавшему странный манёвр игроку, но и тут обошлось. Увы, кроме Омской области у Московской был еще один серьезный соперник – время, и оно выгнало всех из леса, как тот лесник. Два очка оставалось, всего лишь два очка, для лапты смешная дистанция – но времени уже не было.
После рукопожатий игроки Московской области еле сдерживаются, чтобы не разгромить всё вокруг. Так близко, по их словам, они не были уже давно.
После такого огненного матча игры за 5 и 7 места не впечатляют. Команда из Рамешек Тверской области проиграла Воронежской еще в группе со счетом 7:114, и ничего сильно лучше не происходит и сейчас. А матч за пятое место запомнился скорее агрессивным коучингом тренера сборной Удмуртии (команда села Малая Пурга), который вынудил судью даже достать желтую карточку (так бы я и не узнал, что она у него есть). Воронежцы, игравшие в форме «в шашечку», уверенно довели матч до победы 54:40.
– Вперед, сборная Хорватии! – неслось с трибун.
На финалы в понедельник я, понятное дело, остаться не мог (у мужчин победила Омская область, у женщин – симпатичная команда из удмуртской Малой Пурги). Внезапно я даже пожалел об этом. Лапта оказалась в меру простым, в меру остросюжетным, достаточно интересным видом спорта, вполне подходящим для такой мини-национальной идеи. Вот только для этого нужен качественный скачок, чтобы успехи в документации смогли бы перерасти в успехи в сердцах.
Лапта это народная забава наших дедушек, бабушек... Они рассказывали, что да, в свободное время, в праздники, занимали себя этим весельем: лапта, козны, на Пасху яйца катали. Но раньше (это ведь ещё до войны было) народу в деревнях было полно, ребятишки носились стадами, надо было чем-то заниматься. :-)