Я научилась просто, мудро жить
23 июня 1889 г. — 5 марта 1966 г.
Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Анна Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов. Биография
1912год – выходит ее первый сборник стихов под названием "Вечер".
Чтобы издать 300 экземпляров этой тоненькой книжечки, муж Анны Ахматовой, он же глава издательства, поэт и критик Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей. Читательскому успеху «Вечера» предшествовали «триумфы» юной Ахматовой на крохотной эстраде литературного кабаре «Бродячая собака», открытие которого учредители приурочили к проводам 1911 года.
1914 год - вышел второй сборник Ахматовой — «Четки», который принес ей признание. Эту книгу поэтессе уже не пришлось издавать за свой счет... Она выдержала множество переизданий, в том числе и несколько «пиратских». Один из таких сборников датирован 1919 годом.
Анна Андреевна очень дорожила именно этим изданием. Голод, холод, разруха, а людям все равно необходимы стихи. Ее стихи! Гумилев, как выяснилось, был прав, когда сказал, прочитав корректуру «Четок»: «Может быть, ее придется продавать в каждой мелочной лавке».
Марина Цветаева довольно спокойно встретила первый ахматовский сборник, ведь ее первая собственная книга вышла двумя годами ранее, разве что подивилась совпадению названий: у нее – «Вечерний альбом», и у Анны – «Вечер», зато «Четки» привели ее в восторг. Она влюбилась и в стихи, и заочно в Ахматову, хотя и почувствовала в ней сильную соперницу:
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звезды в твоей горсти.
Тогда же, после «Четок», Цветаева назвала Ахматову «Анной Всея Руси», ей же принадлежат и еще две поэтические характеристики: «Муза плача», «Царскосельская Муза». И что самое удивительное, Марина Ивановна угадала, что судьба выписала им, таким разным, одну подорожную:
И одна в пустоте острожной
Подорожная нам дана.
(Портрет А. Ахматовой работы Натана Альтмана, 1914 год)
(Портрет А. Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914 год)
В 1917 году выходит третья книга, «Белая стая», вышла в издательстве «Гиперборей» тиражом в 2000 экземпляров.
В нее вошли стихотворения, написанные в 1912 - 1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период Первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой поэтессы: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, встречает Бориса Анрепа. Перелом в ее жизни и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэтессы. Ахматова уже не может писать стихи только на любовную тему. Поэтому в «Белой стае» появляется тема Родины.
(Портрет А.Ахматовой работы Кузьмы Петрова-Водкина)
Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож — он робкий».
(Портрет А. А. Ахматовой работы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой)
В 1921 году вышел сборник«Подорожник»тиражом в 1000 экземпляров.
В 1919 и 1920 годы Ахматова почти стихов не писала. Сборник «Подорожник», вышедший в свет в апреле 1921 года, содержал всего 38 стихотворений, в основном написанных в 1917-1918 годы или даже относящихся к более раннему периоду. В «Подорожнике» Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты «Белой стаи» . Что касается тем, связанных с общественной жизнью (революция, гражданская война), то они в «Подорожнике» заявлены отдельными значительными стихотворениями, но большая часть стихотворений этого плана, написанных в плодотворном для Ахматовой 1921 году, вошла в следующую книгу поэта.
Книга, которую она писала после страшного августа 1921-го – «Anno Domini»– была книгой Горя. (В первом издании – Пб.: «Petropolis», 1921 – год конца прежней и начала новой жизни обозначен римскими цифрами уже в названии сборника: «Anno Domini MCMXXI» («От Рождества Христова 1921».) Прочтя несколько новых стихотворений другу своей поэтической юности и заметив, что Зенкевич поражен, объяснила: «Последние месяцы я жила среди смертей. Погиб Коля, умер мой брат и... Блок. Не знаю, как я смогла все это пережить».
(«Печальная красавица» портрет А.Ахматовой Юрия Анненкова, 1921год)
Новый этап её творчества тесно связан с изматывающими душу переживаниями за родных людей. Прежде всего за сына Лёвушку. Поздней осенью 1935-го для женщины прозвучал первый тревожный звонок: одновременно арестованы второй муж Николай Пунин и сын. Их освобождают через несколько дней, но покоя в жизни поэтессы больше не будет. С этого момента она будет чувствовать, как кольцо преследования вокруг неё сжимается.
Через 3 года сын арестован. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В этом же страшном году прекратился брак Анны Андреевны и Николая Пунина. Измождённая мать носит передачи сыну в Кресты. В эти же годы выходит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой.
Чтобы облегчить жизнь сыну и вытянуть его из лагерей, поэтесса перед самой войной, в 1940-ом издаёт сборник Из шести книг». Здесь собраны старые, прошедшие цензуру стихотворения и новые, «правильные» с точки зрения правящей идеологии.
В эту книгу она включила все, что по ее разумению, могло убедить литературных чиновников, от которых зависела судьба сборника, что в нем перед читателем предстанет новая, перестроившаяся, очищенная от скверны, воистину советская Ахматова.
Чтобы продемонстрировать это, она включила в книгу не только оригинальные стихи, но и переводы поэтов "братских народов". Что же касается оригинальных стихов, то там были не только искусственные, сложенные из "кубиков" - штампов, но и настоящие, в которых звучал подлинный, живой ахматовский голос.
Тут надо сказать, что несколько таких, по-настоящему ахматовских стихотворений, вошли и в "огоньковский" цикл.
1962 год — Анна Андреевна закончила «Поэму без героя», над которой работала двадцать два года, и которая при жизни автора в СССР не была опубликована, а ходила лишь в самиздатовских копиях. В «Поэме без героя» Ахматова описывает давно прошедшую эпоху — предреволюционные годы, время своей молодости и литературного дебюта.
Впервые ее полный текст был напечатан в нью-йоркском альманахе «Воздушные пути» (вып.2, 1961)
Спустя много лет, в 1964 году Анна Ахматова вновь читает свои стихи публике, после стольких лет молчания. Ее творчество, как крупнейшее явление культуры XX века, получило мировое признание. В этом же году она получает премию в Италии, а в 1965 году в Англии ей присуждается почетная докторская степень Оксфордского университета.
В мае 1964 года в музее Маяковского в Москве прошел вечер, посвященный 75-летию поэтессы. На следующий год вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».
А родина Ахматовой – Россия не оценила ее творчество, вернее, правительство не посчитало нужным признать талант и стихи поэта. Чтобы заработать себе на жизнь, Анна Андреевна занялась переводами, но эта работа не очень ей нравилась. Она ни на кого не обижалась, и по её словам, была счастлива жить именно в это время.
Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий. В марте она ушла из жизни. Поэтессу отпели в Никольском морском соборе Ленинграда и похоронили на Комаровском кладбище.
Источник 1
Источник 2
Источник 3
Источник 4
Коллажи автора поста
Мы землю топчем. Что небо над нами - то же!
И тот кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе..." (с)
Цветаевская "Муза плача", наверное, лучшие строки в честь Ахматовой...
Хороший пост, Лена!
Ну, до чего же не прочувствовала или не пережила таких чувств Алиса Фрейндлих... ну не то!.. не так...
Прости, Лен... все остальное - замечательно.. . особенно коллажный ряд портретов и стихов... Царица!
А цена которую все заплатили, это просто следствие неудачного времени и места рождения.