8 мин.

«КиноОлимпия»: рассуждение о двух самых известных фильмах про бодибилдинг

арни

В 1977 году в США на экраны вышел документальный фильм «Качая железо». Его сюжет вращался вокруг двадцативосьмилетнего красавчика Арнольда Шварцнеггера и его попытки завоевать шестого подряд «Мистера Олимпию» - титул престижнейшего турнира в мире культуризма. Фильм этот стал культурным феноменом, заработал статус культового, а также сделал имя Арнольда нарицательным за пределами мира бодибилдинга и запустил его карьеру кинозвезды. «Качая железо» можно считать отправной точкой для бодибилдинга в поп-культуре. До выхода фильма очень немногие американцы знали фамилию Арнольда и даже в титрах первого фильма с Шварцем в главной роли его обозвали Арнольд Стронг.  «Качая железо» стал бомбой для мира бодибилдинга почище атомной.

Путь к зрителю у фильма выдался тернистым. В 1974 году Чарльз Гейнс и Джордж Батлер сначала выпустили книгу Pumping Iron: The Art and Sport of Bodybuilding, которая состояла почти из одних фотографий и показывала эстетику человеческого тела через фотоснимки лучших бодибилдеров своего времени. Книга стала очень успешной, поэтому Гейнс и Батлер посчитали, что фильм про бодибилдинг только закрепит успех и, возможно, привлечет в тренажерные залы новые лица.

По оценкам создателей фильма, в начале 70-х в Америке в тренажерных залах занимались «где-то 25 тысяч человек» и на весь Нью-Йорк «было только три качалки». Да и вообще бодибилдинг считался гейским занятием. К 1982 году (после выхода книги и фильма «Качая железо», а также первых крупных ролей Шварценеггера в кино) по официальным данным компании Nielsen в США число посетителей тренажерных залов выросло до 34 млн. человек. Арнольд не только затащил людей в залы и показал, насколько круто быть в форме, но и сумел доказать, что бодибилдинг – это искусство.

Оперативный скачок во времени. В 2013 году в США в ограниченный прокат выходит фильм «Железное поколение», снятый выходцем из России Владом Юдиным. «Железное поколение» рекламируется как наследник того самого легендарного «Качая железо» и стремится показать, какую эволюцию прошел бодибилдинг за те 36 лет, что минули со дня выхода «Качая железо».

Я лично  слежу за бодибилдингом все более пристально последние года два, но о существовании «Железного поколения» узнал только недавно, увидев в сети трейлер к сиквелу этого фильма, который должен выйти в мае этого года. Я посмотрел «Железное поколение» (далее – «ЖП») и теперь хочу рассказать о том, почему этот фильм сильно хуже, чем «Качая железо» (далее – «КЖ») и почему я считаю, что сиквел «Железного поколения» будет еще слабее.

1. В «Качая железо» есть четкий стержень.

Изначально предполагалось, что «КЖ» будет про превращение одного конкретного парня в качка, но от этой идеи быстро отказались. Поэтому на бумаге и «КЖ», и «ЖП» - оба про турнир «Мистер Олимпия» и крутятся вокруг битвы за титул короля культуризма между Луи Ферриньо и Арнольдом (в «КЖ») и между Филом Хитом и Каем Грином (в «ЖП»). Но разница в драматургии и подаче этих двух противостояний в фильмах очень значительна.

Начнем хотя бы с того, что Арнольд в «КЖ» - злодей. Не Т-1000 из первой части «Терминатора», конечно, но все равно он изображен как эгоистичный и самовлюбленный тип. А Ферриньо становится трудягой-андердогом, который отчаянно хочет спихнуть этого Арнольда с трона. Проблема же  «ЖП» в том, что в нем нет отрицательных персонажей. «ЖП» избегает острых углов, так что в нем все персонажи хорошие и нет конфликта: нам предлагают болеть за одного хорошего парня в борьбе с другим хорошим парнем.  Различаются они только тем, что Кай Грин вроде как из низов и весь такой из себя загадочный и артистичный, а Фил Хит якобы никогда не знал забот, прост как две копейки и хочет только есть, спать, тренироваться и побеждать. Масштаб столкновения личностей и контраст между образами Хита и Грина не достигает того накала, который был между Шварцем и Ферриньо. И это неспроста. А все потому, что…

2. «Качая железо» - это гибрид документального и игрового кино. И это круто.

Персонажи и образы «КЖ» не совсем соответствовали реальным, поэтому этот фильм, который с первого взгляда кажется документальным, на самом деле не вполне являлся таковым. Создатели «КЖ» явно понимали, что примитивная фиксация реальности на экране может выглядеть излишне серо и обыденно, поэтому они не стеснялись гнуть документальность ради собственных целей.

ферриньо

Режиссеры фильма специально снимали, как Ферриньо тягает железо в тесных и плохо освещенных помещениях,  и на контрасте показывали гуляющего по пляжу Шварца, который занимается в мажорском Gold's Gym. Ферриньо специально показан как честный семьянин, в то время как Арнольд рассказывает, что из-за соревнований не поехал на похороны своего отца. Ферриньо скромен, а Арнольд говорит всякие вызывающие вещи и сравнивает занятия в зале и секс. Во второстепенном сюжете с противостоянием двух атлетов-любителей Майка Катца и Кена Уоллера также нагнеталась атмосфера соперничества, несмотря на то, что эти двое в жизни были близкими друзьями и Уоллер даже впоследствии раскаивался в некоторых своих действиях в этом фильме.

«ЖП» - эдакое промоушен-видео про многих крутых атлетов современной сцены, где все молодцы и нельзя говорить ничего вызывающего, чтобы не разозлить спонсоров. Поэтому смотреть на это все даже человеку в теме очень тоскливо, а конфликты вроде падения Бренча Уоррена с лошади, кажутся высосанными из пальца и фальшивыми. В «ЖП» все герои много тренируются, говорят правильные слова и ведут себя образцово-показательно, поэтому зрителю к концу фильма становится все равно, кто же победит на «Олимпии», а от показа однообразной и ни разу не эксклюзивной записи тренировки любого атлета хочется зевать.

3. «Железное поколение» разменивается на мелочи.

В «КЖ» на экране засветились такие иконы бодибилдинга как Шварценеггер, Ферриньо, Франко Коломбо, Эд Корни, Майк Катц, Кен Уоллер, Робби Робинсон, Дэнни Падилла и Серж Нюбрэ. В «ЖП» мы видим на экране Хита, Грина, Бренча Уоррена, Дэнниса Вольфа, Виктора Мартинеза, Рули Винклаара и еще с десяток крутейших парней.Только в первом случае имена не отвлекали нас от центральной линии повествования, а во втором мы вынуждены зачем-то мириться с тем, что создатели решили всем присутствующим в фильме героям современного бодибилдинга уделить примерно равное количество экранного времени.

Вот Винклаар, который еще не успел сгонять в Кувейт и не стал тем монстром, каким он известен сегодня. Зачем нам Винклаар? Он съездил на одни соревнования, потом на другие, попал на «Олимпию», выступил на ней не очень и на этом его линия закончиалсь. Что полезного я должен из нее вынести?  Вот Бренч Уоррен живет в красивом доме и тренируется в олдскульной качалке, потом падает с лошади и несмотря на это тоже едет на «Олимпию», где занимает пятое место. Зачем мне это показывают?

Создателям «ЖП» не хватило концентрации на одном конкретном сюжете, за которым зрителю было бы интересно следить. В «КЖ» был и юмор, и драма, и конфликт и накал страстей, при этом создатели того фильма были предельно сфокусированы на том, что они хотят сказать. Поэтому из «КЖ» вырезали все, что могло бы помешать восприятию фильма как цельного произведения. А в «ЖП» решили пройтись и по проблеме анаболиков, и про роль спонсоров упомянуть, и про спортивное питание рассказать, да еще и вплести все эти пассажи в и без того излишне подробный рассказ о судьбе нескольких атлетов.

жп

4. «Железное поколение» - это фильм для «своих», а «Качая железо» - для всех.

Фильм про Арнольда ломал барьеры привычного восприятия бодибилдинга и старался донести в массы очень простую идею о том, что следить за физической формой и внешним видом  - это важно и нужно, а при должном отношении может даже восприниматься как искусство. «Качая железо» рвался ввысь и отчаянно хотел скинуть с бодибилдинга  оковы статуса хобби для нердов, «ботанов» от качалки. Поэтому «КЖ» превратился в феномен. Как и сам Арнольд.

К сожалению, «Железное поколение» почти 40 лет спустя, сам того не осознавая, пришел к выводу, что бодибилдинг-таки уперся в стену и остался увлечением для кучки избранных, у которых социальный статус измеряется объемом бицепса. И сиквел «Железного поколения», скорее всего, мало чем будет отличаться от оригинального фильма. Можно ли ожидать о второй части «ЖП», что Рич Пиана раскроет миру глаза на стероиды? Или что на будет проведен анализ  популярности Калума фон Могера и другим Инстаграм-звезд бодибилдинга и получится внятное и умное размышление о том, что бодибилдинг реализовал себя в соц. сетях и атлетам больше нет смысла стремиться на сцены крупных турниров, а какой-нибудь Джефф Сейд и без выступлений на сцене неплохо себя чувствует и тонет в океане народной любви? Или мы услышим интересный рассказ про эволюцию бодибилдинга последних лет и услышим мнения специалистов о том, как восприятие эстетики в бодибилдинге меняется через категории «до 212 фунтов» и «Классик физик»? Очень сомневаюсь.

Поскольку продолжение «ЖП» снимают те же самые люди что и первую часть, то вряд ли можно рассчитывать на какие-то подвижки в качестве продукта. По трейлеру «ЖП-2» видно, что создатели решили не менять формулу и устроят очередные уютные домашние посиделки с тремя-пятью видными культуристами. Ставлю на то, что всем атлетам снова зададут одни и те же вопросы, потом нарежут все в произвольном порядке и Влад Юдин скажет «Я сделяль».

И это будет воспринято с восторженными воплями в бодибилдерской среде и пройдет незамеченным среди обывателей.

Может быть, именно поэтому имя Фила Хита мало кому известно, а Арнольда Шварценеггера знает весь мир.