Поехали к виноградникам! Как спасали одну из самых старых гонок мира?
Для широкой аудитории осень в велоспорте сейчас ассоциируется с двумя событиями: чемпионатом мира и Ломбардией. И если заветную радужную майку еще периодически разыгрывают в другие даты, то итальянская «классика опавших листьев» – главный и, по сути, единственный символ этого времени года. Но так было не всегда. Люди, уважающие и ценящие историю велоспорта, обязательно вас поправят и уточнят, что существует понятие так называемого «осеннего дубля» – победы на двух октябрьских классиках с разницей в неделю. В последние десятилетия о нем несколько забыли, поскольку Ломбардия затмила собой практически всех конкурентов. Однако, те не сдаются, экспериментируют с форматами, и пытаются вернуть былой статус. Как? Например, поехав к виноградникам…
Париж-Тур является одной старейших гонок мира, которая берет свое начало еще в XIX веке и проводится до сих пор – через пару дней состоится ее 118-й выпуск. Тем не менее, в отличие от знаменитых ровесниц, весенних классик Париж-Рубе или Льеж-Бастонь-Льеж, она не только не вошла в число престижных Монументов в велоспорте, но даже не значится в календаре Мирового Тура и потому зачастую собирает далеко не самый представительный состав участников. Что же не так с французской гонкой, которая своей протяженностью маршрута и богатой историей вполне способна была занять ведущее место в мировом рейтинге?
Эта классика появилась одновременно с Париж-Рубе в 1896 году и была организована столичной газетой по случаю открытия велодрома в Туре. Именно там в мае финишировало первое издание гонки и, по признанию устроителей соревнования, оно оказалось крайне успешным. Поэтому несмотря на то, что любительский велопробег Париж-Тур считался лишь разовой акцией, возникла идея его как-нибудь повторить. И сначала через пять лет, а потом и через десять, гонка снова и снова возвращалась на велодром в Туре, празднуя юбилеи его инаугурации. А в 1907 году классику Париж-Тур взяла под свою опеку престижная газета L’Auto, незадолго до этого организовавшая Тур де Франс. Теперь гонка проводилась каждый год, а участие в ней принимали исключительно профессионалы.
Маршрут Париж-Тур с тех пор часто менялся: соревнования выносили за пределы французской столицы, добавляли петли с холмами, ездили в обратном направлении, и даже покинули тот самый велодром в Туре, где гонка зародилась. Тем не менее, общие принципы сохранялись – это была протяженная классика, где преимущество всегда имели быстрые финишеры. Неслучайно, так ни одной победы на Париж-Тур за всю карьеру не одержал легендарный Эдди Меркс, хотя бельгиец неоднократно принимал в ней участие. Ему не хватало рельефа, чтобы оторваться от соперников, поэтому здесь он часто предпочитал работать на партнеров по команде, которые весь оставшийся год помогали ему завоевывать безумное количество побед.
Ориентированность на скорость привела к тому, что Париж-Тур негласно стали называть «классикой спринтеров» или «гонкой борзых». В 1936 году Анри Дегранж учредил титул «Желтая лента», который присуждается спортсмену, показавшему самую высокую среднюю скорость в профессиональной велогонке протяженностью более 200 километров. Считается, что приз был придуман по аналогии с «Голубой лентой Атлантики», за которой, согласно легенде, гнался и «Титаник» в ту самую роковую ночь.
Первым обладателем «Желтой ленты» в велоспорте стал бельгиец Гюстав Даннелс, проехавший Париж-Тур со средней скоростью 41,455 километра в час. Равнинный маршрут и попутный ветер традиционно превращали эту французскую классику в одно из самых быстрых шоссейных соревнований в мире. Неудивительно, что из четырнадцати обладателей «Желтой ленты», девять добились этого успеха именно на Париж-Тур. В почетном списке оказались такие имена, как Эрик Цабель, Оскар Фрейре и Маттео Трентин. Последний победил в 2015 году, всего за пару лет до того, как маршрут Париж-Тур вновь претерпел серьезные изменения, направленные на усложнение гонки и некий отход от традиций.
Быстрые скорости были не только отличительной особенностью французской классики, но и, в некотором смысле, ее бедой. Ехать около 250 километров ради того, чтобы спринтеры в очередной раз разыграли победу на последних метрах – не слишком заманчивая перспектива для подавляющего большинства гонщиков и не очень увлекательная вывеска для телевизионщиков. Отсюда периодически у организаторов и появлялись идеи с добавлением холмов, сменами стартовых и финишных локаций, и даже пуском маршрута задом наперед.
Тем не менее, все эти решения по итогу признавались не очень успешными – терялась идентичность и узнаваемость гонки, а большая популярность так и не приходила. Некое оживление принесло включение Париж-Тур в ее классическом представлении в календарь Кубка мира и перенос финишной черты на самый длинный городской проспект Авеню-де-Граммон. Однако, в 2008 году гонка вновь потеряла свой статус в высшем дивизионе, а заодно и несколько сильных команд, которые просто перестали на нее приезжать.
К счастью, это не привело к полной отмене французской классики. Многие коллективы по-прежнему с уважением относятся к богатой истории Париж-Тур, а кроме того у гонки сохраняются и влиятельные покровители. Если раньше ее под своим крылом держали газеты l’Auto, а затем ее правопреемница L’Équipe, то сейчас она проводится под эгидой другого крупного игрока в мире велоспорта A.S.O. И именно это организация стала автором идеи о радикальном изменении характера гонки в 2018 году.
Что появилось нового? Подъезд к финишу в Туре теперь предполагает преодоление сразу нескольких участков по белым гравийным дорогам, проложенным среди виноградников, общая протяженность которых составляет около десяти километров. Кроме того, в промежутке между пыльными участками затесались и несколько холмов, пусть и не слишком тяжелых по протяженности и среднему градиенту. Тем не менее, все в сумме эти новшества делают развязку куда более открытой: шансы остаются как у штатных спринтеров из большой группы, так и у классиков, получивших возможность разыграть победу из малой группы сбежавшего от соперников отрыва.
Такое решение в точности соответствует современным тенденциям в велоспорте, но до сих пор встречается в штыки многими экспертами и болельщиками, считающими, что это ненастоящий Париж-Тур. Претензии понятны, хотя, уж если быть откровенными, то надо помнить, что, когда велогонки только зарождались, почти все они проводились по бездорожью: гравию, грунту… Асфальт и бетон скорее были редкими исключениями на маршруте.
Кстати, финиш Париж-Тур остается на том самом Авеню-де-Граммон, однако, его протяженность сокращена втрое, всего до 800 метров. Правда, в этот раз предъявлять претензии организаторам бессмысленно. Дело в том, что в 2011 году в городе проведена серьезная реконструкция проспекта с добавлением трамвайных путей, которые мешают полноценному использованию Авеню-де-Граммон на всем ее протяжении.
Изначально Париж-Тур проводился весной, но после Второй мировой войны переехал на осень и обычно находится в календаре поблизости с Ломбардией, проходя с разницей в неделю. Многие даже позволяют себе употреблять термин «Классика упавших листьев» по отношению сразу к обеим гонкам, с исторической точки зрения относя их к одному классу. Однако, несмотря на все изменения, они является двумя противоположностями: если Италия традиционно благоволит горнякам, то Франция все еще больше подходит спринтерам.
Неслучайно, сделать осенний дубль из Париж-Тур и Ломбардии за всю историю удалось лишь трем гонщикам, последним из которых является Филип Жильбер, добившийся этого успеха в 2009 году. Кстати, ему же сейчас принадлежит и та самая «Желтая лента» – пять лет назад он проехал этап Вуэльты Испании протяженностью в 219 километров со средней скоростью 50,63 километра в час и перекрыл рекорд Маттео Трентина, поставленный на Париж-Тур. А с учетом последних модификаций маршрута, повторить такие скорости на французской классике представляется практически нереальным.
Тем не менее, много быстрых гонщиков мы ждем и в этом году на Париж-Тур: Яспер Филипсен, Арно де Ли, Мадс Педерсен, Кристоф Лапорт, Паскаль Аккерман, Арно Демар… Француз, к слову, уже дважды здесь побеждал в современном формате, но в прошлом году спринтеров удалось оставить ни с чем, а выиграл молодой малоизвестный американец Райли Шиэн. Не сказать, что подобные сюрпризы типичны для гонки, но периодически неожиданные фамилии появляются в списках победителей. А вот кого там никогда в истории не видели, так это действующих чемпионов мира. Ни разу за 117 прошедших гонок человеку в радужной майке не удалось победно вскинуть руки на финише Париж-Тур. Не получится этого сделать и в этот раз, поскольку Тадея Погачара на старте мы не увидим, он нацелился на свою четвертую Ломбардию. Зато хотя бы победителя за сто километров до финиша мы еще знать не будем.
Современная версия Париж-Тур берет старт в Шартре с его знаменитым сбором, что расположен почти в сотне километров к юго-западу от французской столицы. Общая протяженность гонки составляет 214 километров, впрочем, основные события ожидаются на последней трети дистанции, когда начнутся гравийные сектора среди виноградников и холмы, и именно эта часть должна попасть в прямую трансляцию телеканала Eurosport 1. Французский вариант классики опавших листьев смотрите в воскресенье, 6 октября, начиная с 16:00 по московскому времени.
В комментариях делитесь мнением, правы ли были организаторы, полностью изменив финал Париж-Тур в 2018 году, или же такие исторические гонки должны чтить вековые традиции и сохранять относительно классический формат соревнований? И если вам нравятся наши материалы о велоспорте, не забывайте поддерживать: подписываться, ставить плюсы, оставлять комментарии и донаты.
Photo: directvelo.com, lanouvellerepublique.fr, cyclingweekly.com, steephill.tv
https://i.imgur.com/2wNbeAj.mp4
Кстати, можно придраться для проформы? «Если раньше ее под своим крылом держали газеты l’Auto, а затем ее правопреемница L’Équipe, то сейчас она проводится под эгидой другого крупного игрока в мире велоспорта A.S.O.» - не совсем ведь корректно сформулировано, ASO была создана как дочерняя компания L’Equipe, да и сейчас вроде как обе компании принадлежат семье Амори, хоть частично