Трибуна
24 мин.

День после семи гор. Когда у фонтана Сибелес празднует не «Реал»

Еще в четверг утром три австралийских гонщика возглавляли три разных зачета Вуэльты Испании, и не боролись только за молодежную классификацию, где у представителей «зеленого континента» попросту не было своих представителей. Однако, все понимали, что их триумф на испанском Гранд-Туре, скорее, стечение обстоятельств, чем демонстрация силы. И неутешительные прогнозы начинают оправдываться.

Бен О’Коннор на протяжении двух недель вез на плечах красную майку из-за неоправданного подарка соперников, на транзитном этапе отпустивших австралийца на целых пять минут. Перед развязкой его догнали, и теперь эксперты готовы ставить на любого его оппонента, кроме самого Бена, хотя и признают, что он отважно сражался. Лучшей наградой все называют подиум Гранд-Тура, которого у него еще никогда в карьере не было.

Джей Вайн отнюдь не выглядел в горах сильнее оппонентов, но в гонке так и не нашлось активистов, желавших во что бы то ни стало бороться за «горох». Тем не менее, даже при таких раскладах он уже передал майку вечно активному партнеру по команде Марку Солеру. Будут ли они сражаться между собой, или в субботу на супергорном этапе кто-то неожиданно выйдет из-за их спины?

Кэйден Гроувз был очевидным вторым номером в очковой классификации, но очередная травма Воута ван Арта вынудила бельгийца сойти с гонки и передать зеленую майку австралийскому спринтеру. К слову, в команде уже подтвердили, что для ван Арта сезон досрочно закончен, хотя переломов после жесткого удара коленом о скалу удалось избежать. Воут отделался глубокой раной и сильным ушибом, тем не менее, мечты о победе на чемпионатах Европы и мира, которые стартуют в сентябре, придется отложить.  

Сколько же в итоге наградных маек достанется австралийцам в воскресенье на торжественной церемонии в Мадриде на фоне фонтана Сибелес? Можете делать свои ставки, а мы, пожалуй, поскорее перейдем к представлению финальных этапов Вуэльты Испании 2024 года. На них может измениться очень многое, и очень здорово, что за три дня до финиша еще ни в одной номинации нельзя назвать однозначного победителя. Даже Кэйдену Гроувзу нужно будет не только вписаться в лимит времени на невероятно сложном субботнем этапе в Кантабрии, но еще и не повторить печальную судьбу ван Арта.

Генеральная классификация (Maillot Rojo): 1. Бен О’Коннор (Австралия, AG2R), 2. Примож Роглич (Словения, Red Bull-BORA) +0:05, 3. Энрик Мас (Испания, Movistar) +1:25, 4. Ричард Карапас (Эквадор, EF Education) +1:46, 5. Давид Годю (Франция, FDJ) +3:48, 6. Карлос Родригес (Испания, INEOS) +3:53

Очковая классификация (Maillot Verde): 1. Кэйден Гроувз (Австралия) – 226 баллов, 2. Пабло Кастрильо (Испания) – 115, 3. Павел Биттнер (Чехия) – 106

Горная классификация (Maillot de Puntos Azules): 1. Марк Солер (Испания) – 57 баллов, 2. Джей Вайн (Австралия) – 56, 3. Пабло Кастрильо (Испания) – 37

Молодежная классификация (Maillot Blanco): 1. Карлос Родригес (Испания), 2. Маттиас Скьелмозе (Дания) +0:07, 3. Флориан Липовиц (Германия) +0:34

Отдаст ли австралиец майку человеку, который его преследует?

6 сентября (пятница). Логроньо – Альто-де-Монкальвильо, 173 км (холмистый этап). Трансляция: 15:30-19:00 мск

В пятницу пелотон Вуэльты продолжит путешествие по Риохе, притом старт этапа будет из столицы региона города Логроньо. Там достаточно мест, куда сходить и что посмотреть, но в этот раз мы бы хотели упомянуть уроженца этих мест маунтинбайкера Карлоса Колому, у которого сложилась довольно уникальная карьера.

В возрасте восемнадцати лет он стал серебряным призером юниорских соревнований, а также вошел в состав смешанной эстафеты среди взрослых, где завоевал титул чемпиона мира. Вскоре он еще несколько раз с командой попадал в медали на крупных соревнованиях, а затем ушел в тень. Карлос, безусловно, оставался известным и уважаемым гонщиком в МТБ, но больших успехов к нему не приходило. И когда уже многие стали отправлять его на пенсию, на Олимпийских Играх в Рио испанский ветеран внезапно добрался до бронзовой награды, уступив только легендам этого вида спорта Нино Шуртеру и Ярославу Кулхавы. Произошло это семнадцать лет спустя своего предыдущего большого триумфа на самой заре карьеры, когда Колома еще даже точно не знал, что профессионально будет заниматься горным велосипедом и посвятит этому всю жизнь.

Успех позволил Карлосу продлить свою карьеру до сорока лет, правда, последние годы он не просто гонялся, а еще и параллельно был менеджером собственной команды, и постепенно все больше отходил от соревнований, смотря в сторону управленческой деятельности. Параллельно власти Риохи сделали его рекламным лицом своей компании по продвижению узнаваемости региона и повышению его туристической привлекательности. Колома снимался в различных промо-роликах наряду с другими известными людьми из этого региона, всячески промотируя родной город и земли. Приводим вам пример одного из коротких видео Риохи с Карлосом.

Возвращаясь к этапу, стоит отметить, что его можно смело разделать на две части. Первые 164 километра или 95% всего пути представляют из себя подъезд по частично равнинной, частично холмистой местности Риохи, к большому и постепенно становящемуся классическим финалу в данном регионе.

На всем этом протяженном маршруте встретится одна горная премия Пуэрто-де-Прадилья (5,2 километра со средним градиентом 4,8%), которую разыграют ближе к середине дня. Как видите по характеристикам, она ничего особенного из себя не представляет, чуть посложнее лишь заключительный километр с уклоном в районе 6%. Собственно, последним ее покорителем является нынешний глава ассоциации велогонщиков австралиец Адам Хансен, которого к числу великих горовосходителей никак не отнесешь. А интересна она тем, что фактически ведет к началу двух известных подъемов Риохи: горнолыжному курорту Вальдескарай и требовательному Крус-де-ла-Деманда. Однако, поворачивать к ним организаторы в очередной раз не стали (их не используют на Вуэльте уже больше десяти лет), а предпочли просто спуститься с Прадильи.

Спринтерскую премию разыграют за 14 километров до финиша в Вентосе, которая никогда особенно не выделялась и жила за счет продажи древесины или выращенных здесь поросят. Собственно, и сейчас сельское хозяйство, включая животноводство и виноградарство, остается ключевым источником дохода в деревне.

Для чего же были проложены все эти не слишком выдающиеся по своей сложности и насыщенности дороги? Для подъезда к той самой заключительной части, составляющей 5% маршрута – подъему первой категории сложности Альто-де-Монкальвильо (8,6 километра со средним градиентом 8,9%). Это относительно новое для Вуэльты восхождение, которое впервые было использовано в 2020 году, когда Примож Роглич выиграл этап, опередив Ричарда Карапаса, но не отобрал у него еще красную майку лидера.

Маршрут 19-го этапа Вуэльты

Тогда горными виды Риохи мы любовались поздней осенью и при пустых обочинах из-за пандемии, в пятницу же организаторы надеются стать свидетелями большого праздника для региона с огромными толпами зрителей. Именно поэтому спустя четыре года на Вуэльте приняли решение не просто сюда вернуться, а сделать этап до Монкальвильо одним из последних шансов в борьбе за генеральную классификацию.

Правда, не все так радужно. Буквально за полтора месяца до старта гонки пресса сделала фотографии на подъеме и показала, в каком состоянии находится дорога к телевизионным антеннам в Риохе. Как отметили авторы статьи, в Италии ее бы назвали «стеррато», то есть грязной грунтовой и слегка убитой дорогой. Объективно на Монкальвильо все же асфальт, но настолько облезлый, что местами его уже почти не видно. Возможно, отчасти это связано с тем, что нынешней зимой в горах Риохи не раз выпадал снег, но уж с конца февраля покрытие не раз могли обновить. Мы прекрасно знаем, как на Тур де Франс при содействии правительства традиционно готовят дороги к приезду гонки; посмотрим, сделают ли что-то испанцы. Если нет, то имидж может быть серьезно подпорчен, а будущее возвращение в эти края отложено в долгий ящик.

Покрытие на Монкальвильо в июле этого года

Достопримечательность этапа: Спуск с Прадильи в середине этапа ведет в небольшой городок Эскарай, откуда и уходит дорога на слегка забытую на Вуэльте тяжелую гору Крус-де-ла-Деманда или к зимнему курорту Вальдескарай. Название местечка с баскского языка, а именно он исторически чаще всего фигурирует в топонимах Риохи, можно перевести как «высокая скала», и их здесь действительно немало.

Например, на ближайшем холме расположена часовня Санта-Барбары с приятным тенистым парком, где летом жители города предпочитают устраивать пикники. Первые постройки на «горушке», с которой открываются живописные виды на Эскарай и окрестности, возникли еще в XI веке, но нынешнему скиту всего около пятисот лет, поскольку пограничные войны с Кастилией и Арагоном не раз приводили к полному разрушению зданий.

Вид на Эскарай с холма

Эскарай за счет своего сохранившегося старого города и особой атмосферы стал первым в регионе продвигаться как туристическое место. С 1996 года здесь проводится международный джазовый фестиваль, который захватывает под десяток городских площадок. А еще в нем проводится довольно необычное мероприятие – микологические дни, где учат не только правильно искать грибы, но и четко их различать, а также подскажут, что с ними затем делать.

Пожалуй, одной из гордостей Эскарая всегда считалась местная суконная фабрика, получившая статус Королевской в период правления Карла III в 1773 году. Но со временем она стала в технологическом плане заметно уступать конкурентам, производство тканей сокращалось, и, как следствие, завод закрылся. Хотя фабрика и по сей день считается объектом культурного наследия, располагаясь в самом сердце города рядом с мэрией, театром и местной горнолыжной школой, нельзя сказать, что она находится в идеальном состоянии. Более того, сейчас в ее стенах оборудовано общежитие, о котором можно найти далеко не самые лучшие отзывы.

Бывшая фабрика в Эскарае

7 сентября (суббота). Вильяркайо – Пикон-Бланко, 172 км (горный этап). Трансляция: 13:30-19:00 мск

В субботу пройдет последний горный этап Вуэльты, последний горный этап в рамках гонок Мирового Тура, да и, по сути, стартует последний уик-энд многодневок.

При всем уважении к Туру Гуанси, выезд в Китай в конце сезона нужен исключительно для расширения географии, но никак не для больших спортивных свершений. В сентябре также можно выделить Тур Люксембурга, тем более, что последними его чемпионами становились такие уважаемые люди, как Жуан Алмейда, Маттиас Скьелмозе и Марк Хирши, но, во-первых, местные горы больше похожи на холмы, а во-вторых, босс гонки Энди Шлек (да-да, болельщики со стажем его хорошо знают) пока еще не добился того, чтобы скромное по бюджету событие карликовой европейской страны ворвалось в элитный календарь, поэтому Тур Люксембурга находится в велосипедной иерархии рангом ниже.

Вернемся в Испанию на заключительный большой горный этап всего сезона. По такому случаю, как вы понимаете, организаторы Вуэльты не могли не устроить красочного фейерверка, который должен запомниться всем, кроме его непосредственных участников – они, несомненно, постараются забыть этот страшный день, как только пересекут линию финиша.

На этом испанском Гранд-Туре уже было и адское пекло Андалусии в Сьерра-Неваде, и безумные градиенты Куйту-Негру, и легендарные озера Ковадонги. Что нас может удивить? Например, 7 гор менее чем на 150 километров пути, если убрать относительно несложное начало этапа. Простая арифметика подсказывает, что в среднем восхождение начинается каждые 20 километров, то есть долго едешь вверх, затем за десять минут на высоких скоростях спускаешься вниз, и начинаешь упражнение заново, повторяя его семь раз.

Скажу честно, когда увидел этот маршрут впервые, то сразу полез смотреть общий набор высоты на этапе – вышло всего чуть более пяти тысяч метров по вертикали. Это в любом случае грандиозно, но я думал, что испанцы побьют все рекорды и улетят в стратосферу. Нет, все же в рамках каких-то человеческих норм они удержались, но устраивать такие страдания на двадцатый день гонки…

В общем, не любят организаторы спортсменов. На потеху публике можно было и все 173 километра провести исключительно в гору, жаль, что не получится с технической точки зрения, попросту не существует такого подъема. Хотя в начале лета на Вуэльте Колумбии проехали гору Альто-эль-Сифон, ее протяженность составляла почти 90 километров, забирались три с половиной часа, набор высоты составил свыше 4 тысяч метров.

Гора Сифон в Колумбии – 88 километров вверх

Кусают локти испанцы, нечем ответить! Хотя потенциально можно дважды забраться на Тейде на Канарских островах, как раз выйдет около сотни километров в гору, но все же в промежутке придется спуститься к подножию вулкана, поскольку телепорта у организаторов Вуэльты, к сожалению, нет. Вообще, на Канары гонка не приезжала с 1988 года, и не так давно, незадолго до пандемии, ходили разговоры о том, чтобы сделать там Гранд-Финал с покорением Тейде и Пико-де-лас-Ньевес, горных символов Тенерифе и Гран-Канарии соответственно. Но до дела тогда так и не дошло, а теперь кажется, что идея убрана в стол и уже покрылась солидным слоем пыли. Кстати, а вы бы хотели увидеть подобную развязку испанского Гранд-Тура?

Приносим извинения, что кривая дорожка предстоящего невероятного по профилю двадцатого этапа увела нас в сторонние рассуждения и мечты. Но порою хочется просто поговорить о велоспорте, не привязывая себя к конкретному месту или событию этапа. Тем более, что рассматривать окрестности и любоваться достопримечательностями в субботу будет некогда – гора за горой будем смотреть, как люди мучаются, устают и постепенно выпадают. И так на протяжении примерно четырех часов.

Но некие формальности мы все же обязаны соблюсти, и пару слов о приключения в Кастилии-Леоне и Кантабрии сказать надо. Гонка отправится из городка Вильяркайо, находящегося примерно в часе езды на север от Бургоса, административного центра провинции. Даже на официальном сайте Вуэльты место старта именуется так коротко, но на самом деле, полное название муниципалитета Вильяркайо-де-Мериндад-де-Кастилья-ла-Вьеха. Красотища, непонятно, зачем пользуются всеми эти сокращениями.

Вильяркайо-де-Мериндад-де-Кастилья-ла-Вьеха

Примерно семьсот лет назад этот город стал фактически столицей так называемых «Семи Мериндад Старой Кастилии», то есть сообщества кастильских городов с широкими полномочиями, которые были им выданы местным дворянином из влиятельного Дома Веласко, перед этим добившегося неких военных успехов в братоубийственной войне. На самом деле, там целая запутанная история, и интересующиеся вполне могут уйти в читальный зал библиотеки на несколько часов, чтобы неспешно и подробно вникнуть в перипетии этих междоусобиц.

Нам в рамках велоблога достаточно знать, что все эти Мериндады имели собственный бюджет, своих правоохранителей, и свою судебную систему, хотя формально подчинялись совсем еще неоднородному в то время Королевству Кастилии и Леона. Все они, к слову и сегодня сохранили свои названия, и их спокойно можно посетить в рамках небольшого туристического путешествия.

Как мы уже отметили ранее, первые 25 километров из Вильяркайо-де-Мериндад-де-Кастилья-ла-Вьеха будут если не равнинными, то относительно несложными по сравнению с тем, что гонщиков ждет далее. А именно от семи Мериндад караван Вуэльты приедет к семи горам. В этот раз нет никакого смысла их представлять отдельно и подробно, поскольку в рамках этапа все они сольются в одно бесконечное восхождение, и через час-полтора уже мало кто будет помнить, где был какой подъем, сколько из них проехали, а какие еще остались. Для наглядности просто приведу список первых шести гор этапа в порядке их прохождения в субботу с отметками от начала восхождения:

147 км до финиша – 3-я Категория – Лас-Эстакас-де-Труэба (9,2 километра со средним градиентом 3,1%)

123 км до финиша – 3-я Категория – Пуэрто-де-ла-Брагия (5,8 километра со средним градиентом 5,9%)

109 км до финиша – 2-я Категория – Альто-дель-Караколь (10,8 километра со средним градиентом 5,4%)

93 км до финиша – 1-я Категория – Портильо-де-Лунада (14 километров со средним градиентом 6,1%)

68 км до финиша – 2-я Категория – Портильо-де-ла-Сиа (7,2 километра со средним градиентом 6,1%)

37 км до финиша – 1-я Категория – Пуэрто-де-лос-Торнос (11,3 километра со средним градиентом 6%)

Маршрут 20-го этапа Вуэльты

Как видите, ни одну из гор нельзя назвать сверхтяжелой. Все подъемы вполне рабочие, и в этом и заключается ловушка организаторов. Они призывают гонщиков атаковать, и тем, кому нужно отыгрывать солидное время (не десятки секунд, а минуты), обязаны будут пробовать задолго до финиша.

Если среди генеральщиков найдутся смельчаки, то я бы рискнул проверить бдительность конкурентов уже даже на Лунаде. Возможно, это выглядит безрассудно, если ты просто хочешь остаться в топ-10. Но если стремишься добиться максимума, то в связке восхождений Лунада-Сиа, где держатся стабильные градиенты в районе 6-7%, ты уже должен постараться уехать.

Если создать просвет, то в этом и есть шанс – пока соперники договорятся, кто должен догонять, и договорятся ли они вообще, никто не знает. Да и, в целом, выстраивать слаженную работу, когда совсем нет равнины, очень сложно. Наверное, в 9 из 10 случаев такие попытки атаки не пройдут, но тот самый один шанс есть всегда. И поймать его сможет только тот, кто рискнул. В конце концов, отпустили же опасного О’Коннора на безумные пять минут… А если генеральщики снова поедут колхозом во всех эти связках гор – значит, этого они и заслуживают. В воскресенье отыгрывать много времени будет уже негде.

Отчасти многих страшит финальный подъем дня Пикон-Бланко (7,9 километра со средним градиентом 9,1%), который по своим характеристикам заметно выделяется на фоне остальных. Действительно, знаменитая дорога мимо ветряков достаточно крутая – есть сразу несколько километров со средними двузначными уклонами, и немало стенок с градиентами в районе 17-18%. Но это уже заключительное восхождение всей Вуэльты, где каждый будет прикладывать максимум оставшихся сил. Никаких пяти минут, или даже трех, там уже будет не отыграть – ветра так далеко соперников не сдуют.

В 2021 году во время дебюта этой горы на испанском Гранд-Туре победа досталась эстонцу Рейну Таармяэ, оказавшемуся сильнейшим из отрыва. А из генеральщиков первым пересек финишную черту Энрик Мас, правда, выиграл при этом всего три секунды у соперников, включая Приможа Роглича и Адама Йейтса.

Подъем на Пикон-Бланко и его ветряки

Достопримечательность этапа: Спуск с первой горы дня приведет гонщиков в местечко Вегас-де-Пас, и оттуда они сразу начнут штурм следующей – Пуэрто-де-ла-Брагия. Нас интересует эта деревенька тем, что в ней находится этнографический музей, который практически в точности воспроизводит хижины пасьего.

Начнем с простого, кто это вообще такие – «пасьего»? Хотя для многих, кто интересуется культурой Испании, это не секрет, тем не менее, небольшой пояснение сделать стоит. Пасьего – это жители региона Лос-Вальес-Пасьегос, расположенного в долинах рек Мьера и Пас. По большей части их земли находятся на территории Кантабрии, но захватывают и, например, те самые Мериндады, которые территориально относятся все же к Кастилии-Леону. Отличаются эти жители не только своей культурой, но и необычным генетическим набором с высокой концентрацией хромосом, типичных для жителей Северной Африки. Точно сказать, как такое вышло, ученые до сих пор не могут, хотя различных версий приводилось немало.

Пасьего всегда были славными скотоводами, хотя жили на землях с крутыми и обрывистыми склонами. Один из известных писателей и путешественников их описал следующим образом: «Достойны восхищения выносливость и смелость пасьего, носящих на своих плечах увесистые товары. Их образ жизни, несомненно, очень суров, поскольку несмотря ни на что они остаются здоровыми, и за это их с огромной охотой готовы брать на службу придворными во многих местах страны. Однако, нельзя отрицать и тот факт, что среди них процветает контрабанда, что наносит ощутимый вреди казне. Не раз видел, как они пользовались длинной толстой палкой, чтобы перепрыгивать горные реки и кусты, спасаясь от патрулей охраны».

Для работы и жизни они строили хижины, точной копией которой и является музей в Вегас-де-Пас. Сделаны они были посредством каменной кладки из местного известняка и покрыты сланцем. На первом этаже традиционно находился загон для животных, а на втором хранилось сено и жила сама семья. Окна и проходы всегда делались довольно небольшими, чтобы максимально сохранять температуру в доме. При этом важно отметить, что, как правило, у пасьего было несколько хижин – одна стояла ближе к верхушке склона, чтобы пасти скот в относительно прохладных высокогорных лугах, а осенью всей семьей они переезжали в низину и спасались от холода. Таким образом, в свое время у подножия склонов и образовалось три деревни, одной из которых и является Вегас-де-Пас.

Среди известных уроженцев пасьего можно отметить доктора Энрике Мадрасо, выдающегося хирурга, работавшего и преподававшего в Мадриде и Барселоне. Позже в родном Вегас-де-Пас он открыл один из лучших санаториев в Европе с прекрасными лабораториями, но сейчас, более века спустя, здание, к сожалению, находится в разрушенном состоянии. Также из числа пасьего можно выделить предпринимателя Луиса Ортиса, основателя транснациональной компании по производству мороженого Miko (сейчас его можно найти во Франции под брендом Heartbrand, принадлежащим компании Unilever), а также дзюдоистку Марию Фернандес Гутьеррес, обладательницу золотых медалей Олимпиады, чемпионатов мира и Европы.

Музей в виде хижины пасьего

8 сентября (воскресенье). Мадрид – Мадрид, 24 км (индивидуальная разделка). Трансляция: 17:00-20:45

После набора свыше пяти километров высоты накануне на кантабрийских дорогах среди хижин пасьего, есть предположение, что с оставшимися двумя сотнями метров в Мадриде в воскресенье все оставшиеся в гонке спортсмены справятся. Нас ждет абсолютно равнинный этап, который никак не назовешь дружественным. На сей раз в столице Испании вместо спринта приготовили индивидуальную разделку, которая и должна окончательно поставить точку в борьбе за генеральную классификацию. Мы не можем знать заранее, будет ли это борьба за первое место, за подиум или просто за попадание в топ-5 или топ-10, но с бокалом шампанского проехать вряд ли кому-то удастся.

Любопытно, что когда в декабре директор Вуэльты представлял этот этап, то речь шла о 22 километрах по Мадриду. В финальной же версии, которую мы видим сейчас, маршрут составляет почти 25 километров, и он действительно претерпел серьезные изменения, правда, никаких неприятных неровностей и гор, к счастью участников, здесь внезапно не выросло. Видимо, просто по логистическим соображения пришлось внести некие незначительные коррективы, что для большого города вполне нормально.

Стартуют из Distrito Telefónica, то есть от штаб-квартиры известной испанской телекоммуникационной компании, и понятно, что такая реклама была щедро оплачена. Сам квартал появился в 2008 году по проекту архитектора Рафаэля де Ла-Оса, приложившего руку к многим современным зданиям в Мадриде. По количеству использованного стекла здания вышли на первое место в стране (а возможно и во всей Европе), опередив даже столичный аэропорт Барахас. Если вы когда-то бывали в его четвертом терминале, то должны представлять себе масштабы – все его стеклянные фасадные стены с панорамными видами….

Квартал Телефоники в Мадриде

Для общего понимания, инвестиции в квартал Телефоники составили свыше 500 миллионов евро. Поэтому позвать сюда Вуэльту, как догадываетесь, не самая затратная статья для телекоммуникационного гиганта. Тем более, что с велоспортом компания связана уже давным-давно.

Далеко за примерами даже ходить не надо, как известно, вот уже почти 14 лет «Телефоника» представлена среди команд Мирового Тура под брендом Movistar. Правда, в последнее время дела идут не так хорошо, как хотелось бы, и даже есть риск вылета из высшего дивизиона. Но на домашней Вуэльте команда всегда преображается, и чуть ли на каждый год ее представитель оказывается на подиуме в общем зачете: Алехандро Вальверде (2006, 2009, 2012-2014, 2019), Найро Кинтана (2016), Энрик Мас (2021, 2022). Будет еще один подиум в этом году? А вдруг и победа?

От квартала поедут на юг через район Санчинарро, где нам обязательно должны показать уникальное здание Мирадор. Это уникальный 20-этажный дом с огромной дырой посредине, как если бы к нему сделали пристройку и затем повернули ее в вертикальное положение. Фактически в этом пустом блоке располагается патио с панорамными видами на горный массив Сьерра-де-Гвадарамма. Именно там находятся подъемы Навасеррада и Боль-дель-Мундо, прекрасно известные любителям Вуэльты.

Далее проедут мимо района Чамартин, всего в сотнях метрах от домашней арены мадридского «Реала», стадиона «Сантьяго Бернабеу», где в 2030 году пройдут игры чемпионата мира по футболу и, по всей видимости, состоится финал. Хотя, по старой традиции, соперничество за это почетное право навязывает Барселона, где сейчас строится обновленный «Камп Ноу», вместимость которого должна превысить 100 тысяч человек.

Развязка будет классической – Национальная библиотека, фонтан Сибелес, музей Прадо, Королевский ботанический сад Мадрида и Гран-Виа, главная столичная улица. Правда, на сей раз за победу здесь сразятся не спринтеры, а мастера индивидуального хода, поэтому второго подряд успеха Кэйдена Гроувза в столице Испании ждать не стоит. Мадрид увидит нового победителя не только этапа, но и окончательно назовет чемпиона всей гонки. Правда, насколько новым окажется человек в красной майке?

Маршрут 21-го этапа Вуэльты

Достопримечательность этапа: В этот раз поговорим о фонтане Сибелес, который является традиционным местом празднования титулов болельщиками мадридского «Реала». Тем более, что по итогам прошлого сезона этих поводов вновь было предостаточно – победа в чемпионате Испании и, что для них особенно приятно, в 15-й раз выиграна Лига чемпионов. Казалось бы, еще совсем недавно фанаты столичного клуба отмечали невероятную «Ла-Десиму», то есть рекордный десятый успех в главном еврокубке, а тут уже новый юбилей подоспел. Ближайшие конкуренты отстают неприлично далеко от мадридцев: у «Милана» 7 титулов, у «Баварии» и «Ливерпуля» – по 6, «Барселона» побеждала только 5 раз.

К слову, ту самую «Ла-Десиму» «Реал» взял, обыграв в финале «Атлетико» в мадридском дерби, после чего фанаты в очередной раз высыпали на Сибелес праздновать. Забавен этот факт тем, что изначально, по крайней мере с 1962 года, когда «красно-белые» выиграли Кубок обладателей кубков, фонтан был местом празднования успехов именно фанатов «Атлетико».  Дело в том, что штаб-квартира клуба располагалась на соседней улице, и именно туда тянулись радостные болельщики.

«Реал» к этой традиции присоединился только в 70-е годы прошлого века, и где-то на протяжении полутора десятков лет столичным командам приходилось делить Сибелес. Правда, постепенно успехи королевского клуба стали настолько огромными, что бесконечные празднования в «сливочных» цветах стали порядочно раздражать фанатов «Атлетико». Как итог, они решили забросить Сибелес, и в 1991 году победу в Кубке Испании отмечали уже у расположенного неподалеку фонтана Нептуна.

«Реал» отмечает очередную победу возле Сибелес

Сама идея постройки Сибелеса возникла после возвращения короля Карла III из поездки по Италии, где он проникнулся работами эпохи Просвещения. В итоге, он провел серию городских реформ, которые касались уличного освещения, мощения дорог и проектов реконструкции общественных пространств. В частности, в центре Мадрида было принято решение установить ворота Алькала, фонтаны Нептуна, Аполона и Сибелес, перенести сюда Королевский ботанический сад.

По изначальной задумке Сибелес должен был сочетать в себе и художественную составляющую, и практическую, чтобы вода могла использоваться столичными жителями в личных целях. Но с развитием водопроводов в домах, вторая функция постепенно отмирала, из-за чего фонтан решили переделать, сделав его гораздо более изящным, но менее функциональным. При этом ходят слухи, якобы, из Сибелеса есть подвод воды к хранилищу Банка Испании, расположенного на глубине 36 метров под землей, где держится до трети золотого запаса страны. И если при попытке ограбления сработает сигнализация, то все эти потайные помещения будут затоплены водами из фонтана.

Еще один забавный факт состоит в том, что в Хетафе, фактически столичном пригороде, есть фонтан Ла-Сибелина, который изначально ничем кроме названия не напоминал знаменитый Сибелес. Однако, в рамках реконструкции, проведенной в 2007 году, у него появилось новое основание, в котором прочитывалась схожесть со столичным фонтаном. Сделано это было с целью, чтобы болельщики местного клуба также выходили к нему праздновать успехи. Правда, поводов для этого у фанатов «Хетафе», откровенно говоря, не так много. В 2007 и 2008 году они выходили в финал национального кубка, но оба раза проигрывали. В остальном успехом можно считать то, что с 2017 года клуб ни разу не вылетал во второй дивизион, хотя несколько раз был предельно близок к этому.

Награждение Вуэльты традиционно должно пройти неподалеку от фонтана Сибелес

От автора: Только что мы закончили рассказ о шестьдесят третьем и заключительном дне Гранд-Туров этого сезона. Казалось бы, еще совсем недавно мы предвкушали яркий старт Джиро в Турине, сражение четырех суперфаворитов на Тур де Франс и традиционно наполненную горами Вуэльту. Моргнув три раза, понимаем, что все это пролетело словно миг. И теперь опять предстоит с нетерпением ждать презентации маршрутов, предсказывать фаворитов и считать дни до 10 мая 2025 года, когда в гости позовет своенравная «Корса Роза».

Велоспортивный сезон, правда, еще не закончен, и парочка текстов в этом году в нашем блоге еще планируется. Поэтому с вами, дорогие читатели, не прощаемся, но трем великим многодневным гонкам с сожалением говорим: «До встречи!».  На Джиро, Туре и Вуэльте мы вам предложили 21 материал с подробным рассказом обо всех 63 этапах. И если среди подписчиков есть те, кто прочитал их полностью от начала и до конца, то выражаем огромное уважение. Просто знайте, что на их прочтение в общей сумме у вас ушло около 6-7 часов. Уж не будем считать, сколько затрачено времени на их написание.

Спасибо за внимание к нашему блогу и к всему велоспорту! Если хотите нас поддержать, не забывайте про плюсы, комментарии, подписки и донаты.

Photo: lavuelta.es, nuevecuatrouno.com, hola.com, wikiloc.com, cronicadelasmerindades.com, nieuwsblad.be, vegadepas.com, madrid-traveller.com, dinastiablanca.com, cosasdearquitectos.com, wikimedia.org