Испанское пекло. Зачем поехали на невыносимую раскаленную сковороду?
Жара стала символом нынешней Вуэльты. Температуры за тридцать фиксируются уже в утренние часы, а днем столбики термометров уверенно тянутся к сорока градусам. Является ли это неожиданностью? Пожалуй, нет, особенно с учетом того, что в этом году испанский Гранд-Тур стартовал раньше обычного – в середине августа, а не ближе к концу. Тем не менее, с учетом всех этих факторов маршрут гонки сделали таким, какой он есть. На первой неделе Вуэльта колесит по выжженной солнцем Эстремадуре и «раскаленной сковороде Испании» Андалусии.
В результате жары сломался командный автобус Soudal-Quick-Step. Поэтому сначала гонщики попросились в гости в один из частных домов, а на следующий день и вовсе воспользовались чужим транспортом, позаимствованным в срочном порядке у не принимающего участия в Вуэльте коллектива Burgos-BH. Одновременно из технички команды Astana, которая пока, к счастью, с высокими температурами справляется, показали, как можно под горячим испанским солнцем жарить яичницу – прекрасный пример экономии электроэнергии и газа.
Разговоры о том, что велоспорту нужно приспосабливаться к текущим погодных условиям и заботиться о здоровье спортсменов, ведутся давно. Тур де Франс предлагают сдвигать с июля на август, а Вуэльту и вовсе проводить ближе к середине осени незадолго до Ломбардии. Про обновленный и несколько революционный календарь приходилось слышать не раз, но все это должно быть согласовано с организаторами гонок, рекламодателями, телевизионщиками, и даже, вероятно, с ведущими командами и спортсменами. Сколько это займет времени, и договорятся ли стороны в принципе? Ответа пока нет, а Вуэльта при температурах под сорок есть.
Кстати, несмотря на то, что номинально по обобщенным профилям этапов, самой сложной неделей испанского Гранд-Тура в этот раз считается вторая, опытнейший Хоаким Родригес предостерегает, что настоящий разлом в гонке может состояться уже в это воскресенье: «Этап в Гранаде совершенно точно разнесет все в мелкие части, и дело даже не столько в самом маршруте, сколько в этой удушающей жаре. В воскресенье ожидаются очень высокие температуры, и, на мой взгляд, они превратят девятый этап в самый сложный и невыносимый в рамках всей Вуэльты Испании-2024».
Что же за кошмар ждет гонщиков в конце недели в Андалусии? Читайте далее в нашем материале. Обязательно расскажем, где и как будут пытаться догонять красномаечного Бена О’Коннора, которого так легко и далеко отпустили суперфавориты. Просто напомним, что весной австралиец был четвертым в общем зачете Джиро. И теперь он в душе всерьез мечтает, если не выиграть, то хотя бы впервые попасть в тройку призеров на Гранд-Туре.
Генеральная классификация (Maillot Rojo): 1. Бен О’Коннор (Австралия, AG2R), 2. Примож Роглич (Словения, Red Bull-BORA) +4:51, 3. Жуан Алмейда (Португалия, UAE) +4:59, 4. Флориан Липовиц (Германия, Red Bull-BORA) +5:18, 5. Энрик Мас (Испания, Movistar) +5:23, 6. Кристиан Родригес (Испания, Arkea) +5:26
Очковая классификация (Maillot Verde):1. Воут ван Арт (Бельгия) – 158 баллов, 2. Кэйден Гроувз (Австралия) – 145, 3. Павел Биттнер (Чехия) – 81
Горная классификация (Maillot de Puntos Azules): 1. Сильван Монике (Бельгия) – 16 баллов, 2. Филиппо Дзана (Италия) – 11, 3. Примож Роглич (Словения) – 10
Молодежная классификация (Maillot Blanco): 1. Флориан Липовиц (Германия), 2. Антонио Тибери (Италия) +0:11, 3. Леннерт ван Этвельт (Бельгия) +0:14
23 августа (пятница). Арчидона – Кордова, 180 км (холмистый этап). Трансляция: 15:30-19:00 мск
Седьмой день Вуэльты предлагает классический этап до Кордовы, который идеально подходит спринтерам широкого профиля, умеющим держаться в горах. Почему мы с такой уверенностью говорим об этом, как о едва ли ни свершившемся факте, уточним чуть позже.
Пятницу организаторы сделали в какой-то степени транзитной, поскольку серьезная активность ожидается только в пределах последнего часа гонки. Первые же 140 километров маршрута нельзя назвать равнинными, но андалусийские холмы слишком пологие и короткие, чтобы кому-то можно было всерьез задумываться о горных атаках. Генеральщики вполне могли бы отдать такой этап отрыву, но спринтеры-универсалы с их командами вряд ли захотят упускать верный шанс на победу.
Стартуют из города Арчидона, который сам по себе является историко-художественным памятником за свою планировку и архитектурное наследие, в котором отчетливо прослеживается стиль барокко. Ярким примером может служить площадь Очавада, некогда бывшая местом концентрации отбросов и нечистот, но приблизительно 250 лет назад местные власти решили облагородить эти территории, превратив их в административный центр города. Выстроили уникальное восьмигранное здание с разнообразными фасадами и симпатичными арками. Одной из его частей стала ратуша, которая несколько возвышается над остальными постройками, лишая конструкцию всякой симметрии. На самой площади некоторое время проводились корриды, затем их перенесли, но вроде как недавно бои быков снова вернулись на Очаваду.
После выезда из Арчидоны и пересечения отметки нулевого километра пелотон буквально за десять минут доберется до еще одного приметного с культурной и исторической точки зрения города – Антекеры. Там можно найти около полусотни интересных достопримечательностей, начиная с мусульманской цитадели и дворца Нахера (ударение на первый слог) до Арки Гигантов и дольменов Куэва-де-Менга. Подробнее об этом расскажем как-нибудь в другой раз, поскольку все это, увы, останется вне телевизионной трансляции.
От Антекеры дорога повернет на север, и вскоре начнутся те самые несложные холмики, которые будут сопровождать караван Вуэльты на протяжении доброй сотни километров. Поэтому мы сразу перейдем к финальному отрезку гонки. На 140-м километре гонщики доедут до Кордовы и впервые пересекут линию финиша, хотя до реальной борьбы за победу будет оставаться еще почти час. К слову, приблизительно там же будут разыграна и премия со спринтерскими очками.
А затем начнется та самая гора, которая и должна внести желанное разнообразие в монотонный ход гонки. У нее удивительное название Альто-дель-14% (7,4 километра со средним градиентом 5,6%). Как вы, наверное, уже догадались, цифра означает максимальный уклон, который встречается на этом подъеме ближе к макушке, хотя знающие люди подсказывают, что в моменте там на самом деле около 15-16%, но мы не будем слишком дотошными. Раз уважаемые люди сказали четырнадцать, поверим. В целом, практически все восхождение вполне рабочее, и его можно провести на хорошем ходу, но имеется та самая километровая стенка с двузначными градиентами, которая делает разницу. На макушке спортсмены разыграют бонусные секунды.
Оставшиеся 25 километров – это спуск и равнинный подъезд во второй раз к линии финиша, которая на сей раз действительно станет линией финиша. Такая развязка считается классической для Кордовы, ее использовали на Вуэльте в 2014 и в 2021 годах. И каждый раз на горе образовывался отрыв, который за оставшийся отрезок гонки неизменно съедали, чтобы выжившие на 14% спринтеры разыграли победу. Десять лет назад на вершине отметился колумбиец Виннер Анакона, а этап забрал Джон Дегенкольб. В последний раз парой триумфаторов стали француз Ромен Барде и финишер Магнус Корт Нильсен. Именно поэтому мы так смело вам предсказываем развязку пятничного этапа. Или все-таки в этот раз беглецы всех удивят и обманут спринтеров?
Любопытно, что оба раз на той самой Альто-дель-14% в отрыв уезжали квартеты гонщиков, которых потом ловила группа. В первом случае в списке беглецов оказался Адам Йейтс, а во втором – Джулио Чикконе и Джей Вайн. Решится ли кто-нибудь из них снова попытать счастье на горке Кордовы? Например, чтобы собрать бонусные секунды или заработать очки в горной классификации. Словом, поставьте себе будильник на развязку, если вдруг уснете по ходу трансляции.
Достопримечательность этапа: «Сияющий дворцовый город» Медина Асаара или Мадина аз-Захра быстро промелькнет перед экранами во время спуска с уже полюбившегося нами Альто-дель-14%. Возникновение его связано, разумеется, с мусульманами – их порядками, традициями и междоусобными войнами.
В первой половине IX века эмир Кордовы Абд-ар-Рахман II насильно исламизировал полуостров и добился резкого сокращения числа христиан на здешних землях. Однако, его последователи воевали менее успешно, и за полвека могущественный эмират оказался на грани распада. Тогда к власти пришел Абд-ар-Рахман III, который вернул себе земли Сеуты и Толедо, часть Магриба, а также заставил платить ему королей Наварры и Леона. Помимо своих успехов в роли полководца, он был успешен и как политик, поскольку смог объединить подданных разных национальностей и вероисповеданий, чтобы они, наконец, прекратили междоусобицы. При нем воистину расцвела Кордова, которая стала столицей уже не эмирата, а халифата, то есть, если не вдаваться в подробности, более могущественной территориальной единицей.
После того, как Абд-ар-Рахман III объявил себя халифом, данный титул обязывал его основать новый город как символ могущества его власти. В итоге, неподалеку от Кордовы он решил построить Медину Асаару, которую превратил в свою резиденцию. Что же касается названия, то предполагается, что оно может быть связано с именем его любимой жены аз-Захры. Но это лишь одна из легенд, существуют и другие версии возникновения необычного наименования города.
Ведение строительных работ во многом покрыто мраком. Известно лишь, что длились они не менее сорока лет, и халиф готов был тратить огромные деньги, чтобы в роскоши превзойти всех других мусульманских правителей. Собственно, Мадина-аз-Захра также можно перевести как «сияющий город». Впоследствии Абд-ар-Рахман III принимал в богато украшенных залах местного дворца самых высокопоставленных особ со всей Европы.
Безмерно жаль, что не прошло и века, как в результате начавшихся гражданских войн халифат вновь стал терять могущество и земли, а Медина Асаара была заброшена, разграблена и по факту превратилась в руины. В XXI веке на этих территориях начались серьезные реставрационные работы в попытке вернуть облик некогда величественного «сияющего дворцового города».
24 августа (суббота). Убеда – Касорла, 159 км (среднегорный этап). Трансляция: 15:30-19:00
В субботу нас ждет этап в провинции Хаэн, который не изобилует сверхтяжелыми подъемами, но финиширует все же в достаточно крутую гору. Можно сказать, что это еще один день с открытой развязкой, где способен победить практически любой, кроме чистого тяжелого спринтера. Многое будет зависеть от того, как будет складываться этап, станут ли догонять отрыв, и какие планы на финиш окажутся у генеральщиков и их команд. Плюс фактором способна стать погода – если будет жарко, кто-то может свариться в этой иберийской печи.
Мы периодически критикуем Вуэльту за то, что ее, в отличие от других Гранд-Туров, показывают не полностью, из-за чего мы порою упускаем довольно красивые места и интересные достопримечательности. Но однобокий взгляд на любые вещи всегда плох, надо стараться расширять свой кругозор. И в субботу похвалим организаторов и телевизионщиков.
Старт будет в древнем городе Убеда, который по легенде был основан внуком Ноя. Да-да, того самого, кто построил ковчег и стал родоначальником всех народов мира. А если основываться все же на археологических исследованиях, то ученые задокументировали, что Убеда действительно является старейшим городом в Западной Европе. По крайней мере, из тех, что им известны к настоящему моменту.
Построен он на небольшой возвышенности в слегка холмистой местности, и именно по таким неровностям караван Вуэльты будет двигаться во время восьмого этапа Вуэльты. С ними связана одна испанская поговорка, которая берет свое начало еще с XIII века, с времен правления короля Святого Фернандо Кастильского. Перед началом одного из сражений в Убеде его едва ли ни главный военачальник внезапно пропал с поля боя, и снова появился в городе только в тот момент, как он был окончательно отвоеван. Весьма удивленный король задал вопрос о том, где тот пропадал, на что получил ответ, что «бравый командир» потерялся в холмах Убеды. Все придворные восприняли эту фразу иронично, поскольку неровности здесь действительно есть, но они не настолько значительны, чтобы в них можно было заблудиться. И эта фраза быстро стала синонимом проявления трусости.
В современном языке она, насколько известно, немного поменяла свой смысл, и теперь ее используют, когда вмешиваются в разговор фразами, которые не имеют ничего общего с тем, о чем идет речь, то есть буквально уводят в сторону от обсуждаемых событий. Связано это может быть с тем, что, согласно одной из версий, королевский военачальник отнюдь не струсил, а просто в тот момент отправился на встречу с девушкой, поскольку у него неподалеку было назначено свидание. Если среди читателей нашего блога активно говорящие на испанском языке, возможно, они подтвердят или уточнят поговорку про прогулку по холмам Убеды.
Так или иначе, по всем этим незначительных холмам пелотон Вуэльты в субботу будет ехать почти сотню километров, и каких-то ярких картинок при этом к показу не запланировано. Поэтому пропустить часть этой монотонной работы гонщиков в схожих декорациях – не такая и плохая идея, за которую мы и похвалили организаторов ранее.
Поживее ситуация станет на последних 60 километрах, когда гонщики начнут забираться на гору второй категории сложности Пуэрто-Мирадор-де-ла-Паломас (7,3 километра со средним градиентом 5,7%). Это не самая известная смотровая площадка в Испании, но вполне себе приятная. Проезжая ее, люди обычно останавливаются, делают несколько фото на память, и в скором времени отправляются дальше. Во-первых, парковка небольшая, во-вторых, и смысла надолго задерживаться там нет. С велосипедной точки зрения в Лас-Паломас также ничего особенного нет, первая часть восхождения чуть посложнее с градиентами в районе 7%, дальше дорога станет более пологой.
Во время спуска с «мирадора» гонщики проедут Касорлу, которая станет финальной точкой маршрута. Но прежде чем финишировать, им придется добраться до низины, сделать небольшую петлю, разыграть бонусные секунды со спринтерской премией, после чего вновь совершить восхождение на Сьерра-де-Касорла (4,8 километра со средним градиентом 7,1%), но уже по другой, более крутой дороге. Подъем очень неоднородный: пологие участки в 3% чередуются с жуткими рампами под 17%, и так повторяется несколько раз вплоть до самого финиша, притом последние сотни метров будут крайне тяжелыми.
Отмечу, что большинство спортсменов не любят такую рваную работу с моментальными почти экстремальными стенками. Больших отрывов быть не должно, но на финиш многие будут приезжать, свесив язык. Особенно помня, что это будет уже конец первой длинной и жаркой недели Вуэльты.
Достопримечательность этапа: В финишном городе этапа Касорле нас интересует в первую очередь замок Кастильо-де-ла-Йедра, возведение которого тесно связано все с тем же королем Святым Фернандо Кастильским. Первые постройки и оборонительные ограды здесь возникли еще за пару сотен лет до этого, из-за чего в архитектуре прослеживаются некие мусульманские черты. Затем уже при христианах добавлялись небольшие укрепления, но настоящая цитадель выросла только после того, как монарх Кастилии передал земли в управление архиепископам Толедо.
С замком связана городская легенда о Трагантии – мавританской принцессе, запертой в стенах крепости своим отцом. Когда он узнал о наступлении христианских войск, то замуровал вход в помещение дочери с целью ее спасти. План заключался в том, чтобы со своими войсками спрятаться в ближайших горах, дождаться, когда захватчики добровольно уйдут, вернуться в замок и вызволить Трагантию. Но его армия была настигнута и уничтожена, король со свитой был убит, а город с замком заняли христиане. Заключенная же навеки принцесса из-а темноты и сырости превратилась в некое существо полузмею-полуженщину.
Считается, что дух Трагантии или даже ее саму до сих пор можно встретить в стенах замка в ночь Святого Иоанна – это такие торжества языческого происхождения, проходящие в июне накануне христианского праздника Рождества Иоанна Крестителя. Популярны народные гуляния и в Испании, поэтому в Касорле и появилась соответствующая легенда. Якобы, если услышать плач или песни Трагантии, то больше можно не увидеть ни света дня, ни ночи Святого Иоанна.
Кстати, говоря о Касорле, нельзя не упомянуть еще руины церкви Санта-Мария. Построена она была известным испанских архитектором эпохи Возрождения Андресом де Вандельвирой возле русла реки, протекающей через город, и, собственно, от наводнения и пострадала. Осталась лишь небольшая часть здания, которая, тем не менее, смотрится довольно интересно. Поэтому руины превратились в своеобразный зрительный зал под открытым небом в Касорле, где проходят различные мероприятия, торжества и свадьбы.
25 августа (воскресенье). Мотриль – Гранада, 178 км (горный этап). Трансляция: 15:30-19:30
Заключительный этап первой длинной недели Вуэльты предлагает нам отправиться из испанской столицы сахара Мотриля в Гранаду. Прямая дорога между городами составляет всего 68 километров с набором высоты около 1200 метров по вертикали. Если бы такой вариант маршрута предложили измотанным гонщикам, они бы, наверняка, без раздумий согласились и побыстрее отправились в сторону заветного дня отдыха.
К их несчастью, у организаторов есть свои классические представления о Гранд-Турах, согласно которым длинная первая неделя в идеале должна заканчиваться настоящим человеческим преодолением. Поэтому в указанный выше маршрут они внесли три горы, которые добавили еще 110 километров пути, предложив тем самым общий набор высоты в районе 4500 метров. Словом, его слегка модернизировали, чтобы спортсменам было не так легко.
Если бы из центра Мотриля проехали всего километр на юг, то нашли бы много классных пляжей с Голубыми флагами, относящихся к так называемой Коста-Тропикаль, которая всегда остается в тени соседней и широко раскрученной Коста-дель-Соль. Считается, что это самое теплое побережье Европы, которое закрыто от северных ветров горными массивами, поэтому его и называют «Топическим берегом». Здесь растут популярнейшие фрукты: от авокадо и бананов до манго и маракуйи. Согласитесь, притягательно, и это не говоря еще о том, что в Мотриле достаточно и архитектурных достопримечательностей. Словом, тем, кто любит совмещать пляжный отдых с всевозможными активностями, стоит обратить на него внимание.
Пляжи Мотриля мы все же оставим в этот раз стороне, поскольку направление Вуэльтой выбрано северное в сторону гор Сьерра-Невады, к чему мы вполне привычны. Если испанский Гранд-тур берет курс на южные территории в сторону Андалусии, то практически никогда не промахивается мимо этого «Снежного хребта». Различается обычно только высота, на которую поднимаются гонщики.
В этот раз использовали довольно классическую связку подъемов Пуэрто-де-Эль-Пурче (8,9 километра со средним градиентом 7,6%) и Альто-де-Азальянас (7,1 километра со средним градиентом 9,5%). Несмотря на разные статистические данные, на самом деле, это два одинаково сложных подъема. Просто на Пурче ближе к вершине есть небольшой спуск, который несколько искажает реальные средние показатели, а по факту практически вся гора имеет двузначные градиенты.
Если слово Пурче вам покажется незнакомым, то, возможно, вы просто знали этот подъем под названием Моначиль в честь города, из которого и начинается само восхождение. Вуэльта частенько использовала именно его в рекламных целях, хотя сам перевал именуется Эль-Пурче. Считается, что происхождение связано с арабским «Аль-Бурдж», то есть «башней». Неподалеку от вершины есть скальные образования, которые действительно свей формой напоминают башню. А чуть выше над Пурче находится санаторий, построенный около сотни лет назад, для лечения туберкулеза.
Как вы знаете, испанцы не очень любят повторяться, стараются всегда искать какие-то новинки и альтернативные решения, поэтому простой классической связкой подъемов они не обошлись. После восхождения к Азальянас идет спуск, который вас ведет… обратно ко второму восхождению на Альто-де-Азальянас. Такого в истории этапов Сьерра-Невады еще не было – три таких тяжелых горы, тем более, с повторной работой, на Вуэльте еще не ставили.
Сурово, но это далеко не предел жесткости. Можно сказать спасибо организаторам, что в этот раз не повезли, к примеру, к другой здешней классической отметке в 2500 на Альто-Ойя-де-ла-Мора, чтобы общий набор высоты в воскресенье перешел за 6 вертикальных километров. Ведь могли же придумать и такое восхождение на девятый день гонки. А еще мы в блоге уже не раз рассказывали о том, что испанцы давно грезят идеей подняться в сторону Пико-Велета за 3 тысячи метров над уровнем моря, чтобы стать уникальными высокогорными чемпионами по садизму на велошоссе, но никак не договорятся с защитниками природы и властями. Дорога уже четверть века для общественного транспорта туда закрыта, и для велогонки исключений делать пока не хотят.
Во время второго восхождения на Альто-де-Азальянас будет разыграна премия с бонусными секундами, после чего гонщиков ждет 23 километра спуска в Гранаду, где и организовали финиш этапа. Как помните, уже многократно обсуждалось, что такая развязка опасна, гонщики будут излишне рисковать на технически сложных участках после горы, но никто, судя по всему, от этого зрелища отказываться не собирается. Несмотря на все уже случившиеся трагедии в велоспорте.
Достопримечательность этапа: Когда мы говорим о Сьерра-Неваде, особенно в рамках Вуэльты, то всегда представляем себе Гранаду. Этапы традиционно проходят либо через этот крупный и исторический значимый город Андалусии, либо рядом с ним. А дальше уже по северным склонам горного массива можно забираться на разные высоты в зависимости от целей и возможностей.
Тем не менее, как мы понимаем, у Сьерра-Невады есть и южные склоны. Они в меньшей степени привлекательны с туристической точки зрения, поскольку и дорог к вершинам толком нет, и достопримечательностей с обзорными площадками совсем немного, да и все поселения довольно скромные. Тем не менее, весь этот район имеет общее название Альпухарра, которое предположительно происходит от арабского слова, означающего «горные пастбища». Сюда едут исключительно в поисках местного колорита: походить по узким улочкам старинных деревень, увидеть горные ущелья и реки, попробовать местные блюда, приготовленные из тех, кто еще недавно пасся на здешних лугах. Вуэльта заезжала сюда лишь раз, в 2015 году, тогда финиш был в Капилейре, которая является одной из самых высокогорных деревень на южных склонах.
И хотя мы, вопреки традициям, в этой рубрике решили заглянуть не совсем с той стороны, где будут ехать гонщики, все же доведем рассказ до конца и расскажем одну из легенд, сотни лет передающуюся из поколения в поколение среди жителей Альпухарры. Говорят, что когда-то давно в этих местах стоял замок, в котором жили богатый лорд и его дочь. Отец, разумеется, ее охранял словно сокровище, и готов был выдать замуж только за такого же влиятельного господина, столь же деспотичного и жестокого, как он сам. Но девушка влюбилась в простого пастуха, и поскольку они оба понимали, что спокойной жизни им лорд не даст, то решили бежать.
Так и сделали, встретились под покровом ночи и помчались подальше в горы. На пути им встретился человек, назвавшийся Дьяволом и предложивший свою помощь – метлу, которая помогла бы им смести снег с вершин Сьерра-Невады и перемахнуть через массив. Они благодарно приняли подарок, добрались до вершины Алькасаба, соседней с Пико-Велета, и там эта метла вдруг начала сама носиться по горам, вызвав лавину, похоронившую влюбленных в снежной ловушке. С тех пор эту дьявольскую метлу никто не трогал, но периодически она бесчинствует, сметает снег и вызывает новые лавины на Сьерра-Неваде.
От автора: Рады сообщить, что благодаря нескольким новым подписчикам наше сообщество добилось скромной цели – официально, согласно статистике, стать самым популярным велоспортивным блогом на Sports. Тем не менее, мы надеемся, что вы и дальше будете нас поддерживать, чтобы материалы о велогонках продолжали попадать на главную страницу сайта и приобщать все новых читателей к этому прекрасному виду спорта, культуры и туризма. Будем рады вашим плюсам, комментариям, подпискам или донатам.
Photo: lavuelta.es, mateturismo.wordpress.com, expedia.se, masspanje.nl, wikimedia.org, sensacionrural.es, puyatasmaestras.com, naiz.eus|AFP|Oscar del Pozo, s.france24.com, res.cloudinary.com, media.tacdn.com
И да, последние 60 км будут хороши, от Tranco природный парк Sierras de Cazorla, Segura y Las Villas, "зеленая" Андалусия. Будут ехать вдоль очень красивого водохранилища, Embalse del Tranco, одного из самых крупных по ходу Гвадалквивира (та самая, протекающая через Кордову и Севилью).
Тогда еще по сегодняшнему этапу пару слов, примерно в 16:40 (мск) будут проезжать небольшой городок с интересной крепостью, Эспехо (сразу после Монтильи, где делают кордобский вариант "хереса", D.O.P Montilla - Moriles). Прямой перевод с испанского espejo - зеркало, но фактически название от Specula (латынь) - сторожевая башня, крепость. На месте городка ранее располагалось иберийское, а затем римское поселение Ucubi.