Трибуна
18 мин.

Кто воткнет трезубец на Галибье? Первый этап в Альпах

Стартовать в Италии нужно было хотя бы для того, чтобы французы скинули груз ответственности и позабыли, что они едут Тур де Франс. Последний раз два этапа подряд на «Большой Петле» хозяева выигрывали в 2019 году, когда успех праздновали Жюлиан Алафилии и Тибо Пино. Что же касается именно двух стартовых дней, то двойной победы французов в самом начале Тура не было уже 63 года со славных времен Андре Дарригада и Жака Анкетиля. Тогда первый в итоге выиграл очковую классификацию, а второй – генеральную. К слову, тот Тур де Франс стал последним, в котором соревновались национальные команды. Как раз из-за доминирования хозяев организаторы решили перейти к приглашению на гонку коммерчески спонсируемых команд.

Впрочем, как и положено, в этой огромной бочке меда кроется и ложка дегтя. Несмотря на то, что Ромен Барде даже успел поносить на своих плечах желтую майку лидера, он во всех интервью отмечал, что не гонится за общим зачетом. Собственно, уже даже на следующий день он не смог защитить свое лидерство. А главные надежды Франции на успех, или хотя бы относительный успех, в генеральной классификации – Ленни Мартинес и Давид Годю – за первые же дни собрали десятки минут отставания.

Поэтому, судя по всему, единственным французом, кто может оказаться высоко в итоговых протоколах гонки, является опытный 31-летний Гийом Мартан. В предыдущие годы он уже доказывал, что вполне способен заканчивать Тур де Франс в топ-10…. Проблема в том, что попадание в эту самую десятку и является для него пределом мечтаний, а временное отставание Мартана от лидера на Гранд-Турах всегда измерялось 15-20 минутами. И это, конечно же, целая пропасть. Здесь ненавязчиво стоит напомнить о том, что последним французским чемпионом «Большой Петли» остается Бернар Ино. В следующем году с момента его победы исполнится 40 лет.

Как вы понимаете, подавляющее большинство болельщиков велоспорта не застали эти времена. Разве что, знаменитый немецкий «дьявольский дед» Диди Зенфт, да и тот не вживую, поскольку он сопровождает Гранд-Туры только с 1993 года. Его мы, кстати, уже видели на маршруте этого Тур де Франс. Возможно, он уже не такой бойкий, как в более молодые годы, но все равно остается неким символом больших гонок. Те, кто смотрят велоспорт давно, наверняка помнят Джиро-2007, когда мексиканец Хулио Альберто Перес во время одного из этапов позаимствовал у Диди Зенфта его знаменитый трезубец и изобразил, что втыкает его в спину едущему впереди итальянцу Леонардо Пьеполи (видео можно посмотреть здесь). Такие были времена, такие были гонщики.

Диди Зенфт – один из символов Гранд-Туров

Что же касается современности, то кажется, что уже первые этапы Тура вернули нас к классическому вопросу последних лет: Тадей или Йонас? Хватило всего одного короткого подъема в Болонье, чтобы эта парочка снова оказалась вдвоем, и, хотя позже после спуска к ним несколько человек еще смогли подъехать, мысль о том, что нас снова ждет дуэль словенца и датчанина, успела промелькнуть в головах многих. Разумеется, еще очень рано делать долгосрочные прогнозы. Во вторник ждет первый этап с большими горами, и никто не знает, как он сложится. Но психологическая борьба уже завязалась. По крайней мере, Вингегор проронил такую фразу: «Признаюсь честно, поначалу у меня были сомнения. Но теперь я твердо уверен, что полноценно вернулся и рассчитываю на три хороших недели». 

Но прежде чем мы перейдем к традиционному анонсу ближайших этапов, бросим взгляд на текущее положение в ключевых классификациях Тур де Франс по итогам торжественного старта в Италии.

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Ричард Карапас (Эквадор/EF Education – EasyPost), 2. Тадей Погачар (Словения/UAE Team Emirates) +0:00, 3. Ремко Эвенпул (Бельгия/Soudal Quick-Step) +0:00, 4. Йонас Вингегор (Дания/Team Visma|Lease a Bike) +0:00, 5. Ромен Барде (Франция/Team dsm-firmenich PostNL) +0:06, 6. Пейо Бильбао (Испания/Bahrain – Victorious) +0:21

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Йонас Абрахамсен (Норвегия) – 76 баллов, 2. Биниам Гирмай (Эритрея) – 66, 3. Кевин Воклан (Франция) – 60

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Йонас Абрахамсен (Норвегия) – 24 балла, 2. Валентан Мадуас (Франция) – 11, 3. Франк ван ден Брук (Нидерланды) – 9

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Ремко Эвенпул (Бельгия), 2. Карлос Родригес (Испания) +0:21, 3. Маттео Йоргенсон (США) +0:21

Ромен Барде долго шел к заветной желтой майке. Пусть и на один день

2 июля (вторник). Пинероло – Валуар, 139 км (горный этап). Трансляция: 13:45-18:45 мск

Во вторник пелотон Тур де Франс, наконец, покинет территорию Италии и вернется на родную землю. По этому случаю был проложен первый горный маршрут гонки с преодолением вершины высшей категории и вручением престижной денежной премии «Сувенира Анри Дегранжа» в самом классическом для этого месте – на перевале Галибье.

Старт четвертому этапу будет дан в Пинероло, получившем широкую известность во второй половине XVII века, когда город еще назывался Пинеролем и входил в состав Франции. В местную тюрьму король Людовик XIV любил ссылать государственных преступников и личных врагов. Среди прочих летом 1669 года там оказался и самый таинственный ее узник, получивший прозвище «Человек в железной маске».

Он содержался в очень суровых условиях отдельно от всех так, чтобы никто не мог его видеть и слышать, и даже начальник тюрьмы передавал заключенному все необходимое только через камердинера. Существовало много версий, кто мог скрываться под железной маской. Наиболее распространенными стали идеи о том, что это был незаконный брат Людовика XIV или даже его настоящий отец. Но доподлинно установить личность невозможно, узника впоследствии переводили еще в несколько тюрем, пока он не скончался в Бастилии, но каждый раз все следы его пребывания тщательно уничтожались: мебель и одежда сжигались, металлические вещи расплавлялись, а стены камеры перекрашивались.

Из Пинероло дорога пойдет сразу вверх – фактически первые пятьдесят километров представляют из себя плавный подъем до популярного альпийского горнолыжного курорта Сестриере (39,9 километра со средним градиентом 3,7%), хотя официальная категорийная часть восхождения считается несколько короче. Строительство пьемонтского зимнего спортивного комплекса закончилось в 1934 году под покровительством известнейшего промышленника и основателя автоконцерна Fiat Джованни Аньелли, а уже следующим летом сюда приехала Джиро, и первым покорителем горы стал Джино Бартали. Тур де Франс добрался до Сестриере значительно позже – в 1952 году, принеся победу его вечному сопернику Фаусто Коппи. Что ж, новый прекрасный повод вспомнить о противостоянии двух легенд.

После Сестриере будет еще один подъем – Коль-де-Монженевр (8,3 километра со средним градиентом 5,9%), вершина которого находится почти на самой границе Италии и Франции. Такое положение в свое время вынудило построить здесь огромное число укреплений, в том числе и одно из самых высоких в Европе – форт Шабертон на высоте 3131 метра с артиллерийскими батареями, обращенными на французскую сторону. Здесь велись сражения во время Второй мировой войны, когда форт был серьезно разрушен и с тех пор больше не восстанавливался. Тем не менее, и сегодня туристы любят приходить полюбоваться на его развалины в окружении величественных горных пейзажей.

Высокогорный форт Шабертон на границе Италии и Франции

Затем последует спуск в Бриансон, откуда начнется главное восхождение дня на легендарный перевал Галибье (23 километра со средним градиентом 5,1%), за победу на котором принято вручать денежный приз «Сувенир Анри Дегранжа» в размере пяти тысяч евро. Начиная с 1965 года существует традиция, согласно которой эта награда присуждается именно на вершине Галибье во всех случаях, когда через этот перевал проезжает Тур де Франс. Исключение было сделано лишь раз, в 2019 году, ради самого высокогорного асфальтированного перевала Альп – Изерана.

Памятник Анри Дегранжу, прекрасному велосипедисту и основателю Тур де Франс, стоит на южном склоне Галибье возле выезда из туннеля. Буквально на следующий день после дебюта этого перевала на «Большой Петле» в 1911 году, он написал: «Саппе, Лаффре, Коль-Байяр и даже Турмале – вы словно бледные вульгарные пьянчуги по сравнению с Галибье! Просто снимите шляпу и низко преклонитесь перед этим великаном». По разным данным, в тот день то ли один, то ли три человека смогли преодолеть перевал полностью на велосипеде (частично по снегу), ни разу не спешившись.

Сейчас, конечно, в таких суровых погодных условиях гонщикам не дают соревноваться, и буквально две недели назад из-за большого количества снега наверху организаторы еще опасались за судьбу этапа, и даже искали альтернативы знаменитому перевалу, но обошлось. Да и сам по себе Галибье уже не выглядит чем-то выдающимся на фоне многих других подъемов – он длинный, достаточно тяжелый, но не более того. Пугает разве что высота, поскольку вершина расположена на отметке 2642 метров над уровнем моря, и это одна из самых высоких точек, на которые спортсмены забираются на Гранд-Турах. Тем не менее, если Диди Зенфт посетит во вторник перевал, кто-то из генеральщиков будет не прочь у него позаимствовать трезубец и загарпунить Погачара или Вингегора, если (или когда) те будут атаковать.

Как это обычно и бывает, вершина Галибье не совпадает с финишем этапа. Гонщикам придется совершить 20-километровый спуск с легендарного перевала в Валуар, чтобы там разыграть победу, поэтому у тех, кто несильно отстанет во время восхождения еще будет возможность догнать соперников и сразиться в спринтерском поединке. Именно поэтому первые большие горы на Туре не должны создать слишком больших просветов в генеральной классификации, но пощекотать нервы фаворитам они способны. Ведь потерять даже минуту не совсем приятно, и это бьет по моральной устойчивости спортсменов.

Маршрут 4-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: Во время восхождения на Монженевр возле небольшой деревушки Клавьер находится самый длинный подвесной мост в мире, протяженность которого составляет 544 метра. Проложен он над ущельем Сан-Джервазио на высоте около тридцати метров над землей. Открыли его в 2006 году, но с тех пор конструкция еще несколько раз видоизменялась, и к ней добавлялись дополнительные участки.

Если захотите посетить, то рекомендуется оставлять на это временной запас в районе двух часов, а если при этом надумаете пройти еще и скальный участок «виа феррата», то и того больше. Можно устроить такое семейное приключение на полдня, тем более, что детей туда пускают, начиная с возраста шести лет при достижении минимального роста в 120 сантиметров. Стоимость посещения тибетского мостика: 15 евро на ребенка, 20 – на взрослого. Но можно немного сэкономить, если захватите с собой собственное снаряжение, а инструкторы при проверке сочтут его годным.

Открыт мост для посещения только в летний период с июля до конца августа при благоприятных погодных условиях. Из-за этого загруженность в выходные бывает высокой, и порою приходится ждать, поскольку по мерам безопасности одновременно на мосту может быть не более ста человек. Работают кассы с 9 утра, а последнее отправление возможно в 16:30. Словом, закат на нем не встретишь, да и в ночи вас искать никто из инструкторов не собирается.

Тибетский мост над ущельем Сан-Джервазио

3 июля (среда). Сен-Жан-де-Морьен – Сен-Вюльба, 177 км (равнинный этап). Трансляция: 14:00-19:00

Как известно большинству любителей велоспорта, деревушка Сен-Жан-де-Морьен – это проводник к множеству известных альпийских подъемов, включая Круа-де-Фер, Изеран, Гландон, Мадлен… Тем удивительнее, что этап, стартующий оттуда в среду, по факту не встречает на своем пути ни одной серьезной горы и по всем предварительным прикидкам должен завершиться спринтом.

С первых метров гонщики отправятся в северо-западном направлении, петляя между Альпами, в поисках более равнинных территорий. Проедут Монмельян с его симпатичным Королевским арочным мостом, курортный Шаль-лез-О с его сернистыми водами, а также Шамбери с его слоновьим фонтаном, который лично мне сразу напомнил аналогичное произведение искусства на Сицилии в Катании.

Но подробнее остановиться нам бы хотелось на местечке Лез-Эшель, находящемся в самой середине маршрута. Это всегда был пограничный городок на полпути из Гренобля в Шамбери, который долгое время делили между собой Франция и Королевство Сардиния. Такое положение привело к развитию контрабанды, возглавляемой одним из самых известных разбойников Луи Мандреном.

В относительно молодом возрасте он с другом оказался вовлечен в драку, в которой они убили двух достаточно влиятельных людей. Луи поймали и арестовали, но ему удалось сбежать во время этапирования на каторжные работы. Узнав об этом, власти разозлись и без суда и следствия линчевали его брата. Мандрен в ответ объявил им войну и, сколотив банду из нескольких сотен человек, начал грабить и убивать сборщиков налогов, получив прозвище «французского Робин Гуда». Но закончил он жизнь печально – в возрасте 30 лет после предательства одного из соратников он был колесован и задушен. Впрочем, имя его еще долго помнили, поскольку после смерти о Луи Мандрене было сложено немало легенд и баллад, и даже написаны романы.

Одной из достопримечательностей Лез-Эшель являются пещеры Сен-Кристоф, к которым ведет дорога под названием «Сардинский путь». Проложили ее будущие короли Сардинии для проезда дилижансов, а вернее они адаптировали и улучшили уже существовавшую древнеримскую тропу. Говорят, что ей в свое время пользовались философ Жан-Жак Руссо, а также Папа Римский Пий VII. Кроме того, якобы в одной из пещер спрятал свои сокровища Луи Мандрен, но нашли ли их или нет, история умалчивает.

Пещеры в Лез-Эшель и Сардинский путь

Спринтерская премия будет разыграна в Аосте, который часто путают с итальянской Валле-д’Аостой, тем более и там, и там выпускают ветчину. Когда-то это поселение было одним из наиболее развитых и служило своеобразными воротами в Альпы. В Аосте выпускали стеклянную и керамическую посуду, которую в дальнейшем везли по территории всей империи, но сейчас его значимость значительно утрачена – в городе живет менее трех тысяч человек.

Символом скорого финиша станет проезд местечка Вертрие с его двумя замками: старым и новым. Тот, что подревнее был построен на возвышении и даже поучаствовал в войнах, а второй расположили по соседству на самом берегу реки Роны, и фактически он был переоборудован из уже построенного ранее укрепленного дома. Вообще, все дома в этой деревне являются типичными каменными постройками с массивными лестницами и балконами. Более того, камень переправляли отсюда по реке далее, чтобы строить здания в Лионе.

Финал этапа можно назвать типичным для классического спринта – никаких неровностей и подъемов, последний крутой поворот встречается более чем за два километра до финиша, и это значит, что у спринтерских команд будет возможность организовать поезд и раскатить своего лидера на финиш.

Маршрут 5-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: Река Рона будет сопровождать гонщиков на протяжении практически всего финального отрезка этапа, в том числе и в районе местечка Со-Брена, который они проедут уже в пределах последних двадцати километров маршрута.

Между правым берегом Роны и расположенным посредине островом Серр была построена плотина, а также возведена гидроэлектростанция. На другой берег ведет арочный мост с неплохим ресторанчиком по соседству. А на самом острове Серр, длина которого всего около полутора километров, почти тридцать лет назад была построена одна из самых протяженных во Франции трасс с бурной водой, позволяющая заниматься гребным слаломом и каякингом.

Она и ранее получала хорошие отзывы от посетителей, многие из которых специально приезжали сюда в выходные из Лиона, откуда до Со-Брена можно добраться на машине менее чем за час. Но в связи с грядущей Олимпиадой в Париже эта трасса получила статус сертифицированного центра подготовки к Играм, что позволило значительно обновить оборудование и привести в порядок сопутствующую инфраструктуру.

В целом же, даже если экстремальные виды спорта вам не по вкусу, то довольно милая деревенька с симпатичными речными пейзажами вполне располагает к неспешным прогулкам и пикниковому отдыху на берегу Роны.

Остров Серр и трасса с бурной водой

4 июля (четверг). Макон – Дижон, 163 км (равнинный этап). Трансляция: 14:15-19:00

Еще одна возможность представится спринтерам в четверг в регионе Бургундия – Франш-Конте, в столицу которого пелотон и отправится из городка Макон. Он сам по себе довольно притягателен, но известность этим местам принесла расположенная на некотором отдалении мистическая скала Солютре, на которую совершал ежегодные восхождения французский президент Франсуа Митерран.

Известняковый откос, окруженный виноградными лозами, на самом деле является окаменелыми коралловыми рифами, которые образовались на морском дне много миллионов лет назад. Постепенно вода ушла, и где-то 55 тысяч лет назад сюда пришли первые люди. Так возникли одни из первых поселений на территории современной Франции. Неудивительно, что в наше время Солютре входит в число самых богатых мест Европы по числу костей и окаменелостей.

Среди первых находок во время раскопок, которые начались на скале полтора века назад, оказались многочисленные останки лошадей. Это породило легенду о так называемой «охоте в бездну», когда люди загоняли животных на вершину скалы, откуда те либо спрыгивали самостоятельно, либо их скидывали охотники. Но ученые никогда всерьез не рассматривали эту теорию из-за значительного расстояния между расположением костей и вершиной Солютре.

Возвращаясь же к Франуса Митеррану, стоит отметить, что восхождение на скалу было для него своеобразным паломничеством. В конце Второй мировой войны его привез туда тесть и показал живописные окрестности Бургундии с вершины Солютре. Тогда будущий президент пообещал возвращаться к скале каждый год, и беспрекословно держал данное слово всю оставшуюся жизнь. Даже в 1995 году, когда Франсуа уже серьезно болел, он приехал к Солютре и все же сделал несколько шагов самостоятельно, а остальную часть пути проехал на автомобиле. Юбилейное пятидесятое паломничество прошло уже без Митеррана – за него это сделали его близкие, которые в предыдущие годы традиционно сопровождали Франсуа.

Вот как эту традицию оценивал один из экспертов: «У этого ритуала было несколько аспектов. Первая идея — верность прошлому и вечной Франции: Солютре — земля галлов и сопротивления. Это очень многое значило для Миттерана, который был склонен к символизму. Второй аспект — верность группе близких людей, которых Франсуа брал с собой каждый год. Наконец, прочитывался символ человека, смотрящего в будущее с вершины скалы. Это своеобразная идея людского восхождения и развития, что несомненно нравилось Митеррану».

Скала Солютре – символ для Франсуа Митеррана

Из Макона гонщики отправятся в северном направлении и проедут совсем неподалеку от Солютре, но все же оставят скалу чуть западнее, хотя пропустить операторы ее, конечно, в телеэфире не должны.

Довольно непривычно, что спринтерскую премию разыграют уже в начале маршрута на 31-м километре пути в Корматене. Деревушка известна своим замком-дворцом с шикарным садом, водяным рвом и старинной лестницей, которая датируется еще XVII веком. Довольно серьезным изменениям он подвергся при Рауле Гинзбурге, который сначала руководил театром в Москве, а затем долгое время занимал должность директора оперы в Монте-Карло. Он украсил комнаты и приглашал в замок известных оперных певцов, которые давали концерты в его саду: Энрико Карузо, Федор Шаляпина, Жюля Массне. Разумеется, бывали там и другие известные гости, в частности, в одной из комнат ранее располагалась фотография, где была запечатлена встреча в замке все того же Франсуа Митеррана с Михаилом Горбачевым.

Оставшаяся часть маршрута после проезда спринтерской премии вряд ли будет носить серьезную спортивную составляющую. Это будет приблизительно два с половиной часа подъезда к финишным километрам по Дижону с вероятной планомерной погоней за отрывом, если кто-то решится в него уехать, учитывая абсолютно пологий профиль этапа. Последняя ротонда встретится за 800 метров до финиша, после чего будет прямой как стрела отрезок, дающий спринтерам место разобраться друг с другом.

Последний раз Дижон принимал финиш Тур де Франс в уже далеком 1997 году, и тогда это был последний этап перед отправлением гонщиков в Париж для проведения разделки возле Диснейленда и классического финала на Елисейских Полях. Победу тогда разыграли два гонщика, уехавшие от пелотона, но впоследствии они были дисквалифицированы за то, что толкались плечами в финишном створе. В итоге, организаторы наградили лучшего из группы преследователей, коим оказался не хватавший звезд с неба итальянец Марио Траверсони. Нежданно-негаданно он стал победителем этапа Тура, что и осталось его самым крупным достижением в карьере.   

Маршрут 6-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: Что значит посетить Бургундию и увидеть все? Это преодолеть 60-километровый туристический маршрут Route des Grands Crus, то есть буквально «дорогу великих вин». Он был создан аж в 1937 году и положил начало винному туризму во Франции.

Сами местные совсем не стесняются признавать, что Бургундия – это типичные деревни с их самобытной архитектурой в окружении бесчисленного множества виноградников. Они тянутся от Дижона на юг, и в сумме официально захватывают 37 населенных пунктов. Хотя в разных источниках есть некие расхождения – указывается от 33 до 38 деревень, но кто же их будет считать?

Про этот регион очень красиво написали в одной из газетных статей Le Figaro: «В этом образе Бургундии великих вин нет смысла искать признаки богатства. Здесь есть лишь парочка частных замков, несколько особняков, вы не увидите ни одного британского лимузина или красного кабриолета, припаркованного на виду. Здесь мы остаемся людьми земли и знаний».

На Тур де Франс проедут лишь небольшую часть всего этого великолепия, поскольку маршрут шестого этапа проходит большей частью параллельно той винной дороге в Дижон, о которой идет речь, но частично они все же пересекаются, и несколько красивых планов мы обязательно увидим. А так берите автомобиль, велосипед или лошадь, и направляйтесь навстречу приключениям. Кстати, знаете, как это все красиво называется на официальном сайте маршрута? «60 километров счастья». :)

На маршруте Route des Grands Crus

От автора: Нам очень приятно, что вашими стараниями наш предыдущий материал вошел в пятерку самых популярных за всю историю блога и долго продержался в ленте самых читаемых на Sports. Надеемся, что рассказы о легендарном Галибье, разбойнике Луи Мандрене и символической скале бывшего французского президента вас также не оставят равнодушными, и вы поделитесь с нами плюсами, комментариями и донатами, а аудитория нашего скромного велоблога еще немного вырастет. Иначе придется брать трезубец у дьявольского немецкого дедка и вам немного помочь. ;)

Photo: guidatorino.com, delius-klasing.de, aso.fr, espace-eauvive.com, savoie-mont-blanc.com, rochedesolutre.com, bourgogne-tourisme.com, us-east-1.linodeobjects.com, lamontagne.fr, eurosport.com