Старый Кваремонт – два километра, которые меняют все
«Запомните, в велоспорте, а особенно в классиках, никто не является непобедимым. Например, лично для меня главный вывод из гонки Гент-Вевелгем в том, что Матье ван дер Пул – тоже человек. Он бесспорно потрясающе готов, у него почти нет слабых мест, но в концовке он все же проиграл Мадсу Педерсену. И это урок всем тем, кто уверял, что весной Матье не проиграет ни одной классической гонки. Он не непобедим, как и любой другой. Все же, велоспорт – это про людей, а не про роботов», - подытожил один из самых успешных гонщиков мира швейцарец Фабиан Канчеллара, трижды в своей карьере выигрывавший Тур Фландрии.
Важно отметить, что эти слова Фабиан сказал до той драмы, что развернулась в среду на еще одной классической гонке по дорогам Фландрии, и которая должна была стать генеральной репетицией легендарного Монумента. На спуске с Канариенберга серьезно упали многие фавориты и лидеры своих команд. Воут ван Арт сломал ключицу и несколько ребер, и теперь фактически на всем весеннем сезоне бельгийца поставлен крест. Мадс Педерсен обошелся куда меньшими повреждениями, но даже если он в воскресенье сможет выйти на старт, ожидать идеальной готовности от датчанина тяжело. «Массаж всего моего измученного тела определенно значится в меню на ближайшие дни, но я все равно постараюсь выйти на пик к воскресенью», - отметил сокрушенный Мадс.
А ведь именно ван Арт и Педерсен назывались главными конкурентами Матье ван дер Пула на Туре Фландрии в отсутствие действующего чемпиона Тадея Погачара, который в этом году почти полностью отказался от однодневных классик и сейчас готовится по индивидуальной программе к Джиро д’Италия. Кажется, теперь все эти предстартовые прогнозы выкинуты в мусорную корзину. Из главных фаворитов остался только один. Но можем ли мы заранее назвать имя победителя?
Горькая ирония судьбы заключается в том, что тот самый холм Канариенберг из соображений безопасности был исключен из маршрута Тура Фландрии этого года. Но вот во второй фламандской гонке его оставили, и на спуске с него и произошел тот массовый завал. «Тур Фландрии – куда более значимая и быстрая гонка, - оправдывается один из бельгийских организаторов, - Мы всегда стараемся сократить вероятность падений, но в тоже время надо понимать, что это опасный вид спорта. Произошедшему, безусловно, будет дана оценка. И есть вероятность того, что Канариенберг навсегда пропадет из маршрута всех весенних классик».
Впрочем, этот подъем, хоть и был известен, не являлся ключевым на Туре Фландрии. Последние десять лет ключевое значение имеет Ауде Кваремонт (2,2 километра со средним градиентом 4,2%), встречающийся на маршруте трижды. Первое его прохождение знаменует собой середину дистанции. Здесь впервые появляются серьезные неровности, и пелотон начинает активизироваться.
Второй раз Ауде Кваремонт проходят за 55 километров до финиша, притом в связке с тяжелейшими «стенками» Патербергом (0,4 километра со средним градиентом 12,5%) и Коппенбергом (0,6 километра со средним градиентом 11,6%). Вполне логично, что в прошлом году именно на этом отрезке Тадей Погачар проводил свою первую серьезную атаку и исключил из борьбы множество соперников, за исключением сильнейших: Матье ван дер Пула и Воута ван Арта.
Решающим же тогда стал третий Ауде Кваремонт, который традиционно проходится в пределах последних двадцати километров в тандеме с крутым Патербергом. Именно на нем Погачар сумел отвязаться от Матье ван дер Пула, а затем не позволил голландцу догнать себя на последнем длинном равнинном отрезке. Было очевидно, что для словенца та победа очень многое значила.
Почему же именно Ауде Кваремонту уделяется особенное внимание на Туре Фландрии? Будем откровенны, этот «хеллинген» отнюдь не такой крутой, как соседние Патерберг и Коппенберг, но его значимость для гонки никак не меньше. Дело в том, что это самый длинный булыжный участок фламандского Монумента – более двух километров по брусчатке, которые позволяют добиться определенного преимущества над соперниками, а затем увеличить его на последующих крутых холмах.
В прошлом году мы уже отмечали, что название дано не холму, а дороге, по которой на этот холм заезжают. Собственно, Ауде означает «старый», поскольку есть еще и проходящая параллельно «новая» дорога, которую в настоящее время используют на менее престижных гонках во Фландрии, а в ранние годы Ньюве Кваремонт использовался и на самом Монументе. Когда-то покрытие там тоже была булыжным, но со временем дорогу заасфальтировали. А вот Ауде Кваремонт сохраняет свою брусчатку, которую неизменно используют на Туре Фландрии с 1974 года – ровно полвека. Более того, она уже давно приравнена к историческим памятникам региона и бережно охраняется властями.
О популярности Кваремонта в Бельгии можно судить и по тому, что это имя со временм стало нарицательным. В настоящее время во Фландрии выпускается одноименное пиво, а в его рекламе используется слоган о том, что оно сварено для лидеров, и в особенности для тех, кто любит кататься на велосипеде. Пиарщики говорят, что это высшая награда после любой поездки на двухколесном друге. Кроме того, по всей стране и соседней Голландии раскиданы более сотни аутентичных велокафе, где можно посмотреть любимые гонки, а заодно насладиться соответствующим пенным напитком из бочки.
Тем интереснее, что изначально Ауде Кваремонт не был настолько значимым отрезком гонки, поскольку проходился в начале или ближе к середине дистанции. Все изменилось в 2012 году, когда место финиша было перенесено в Ауденарде. Тогда же возникла идея тройного прохождения Ауде Кваремонта. Многие опасались, что это изменение не пойдет на пользу гонке и даже предполагали, что Тур Фландрии из-за этого потеряет свой шарм. Но как показало время, беспокойство было напрасным, Ауде Кваремонт вполне смог стать новым главным символом Монумента.
«Этот холм символизирует все, на чем строится велоспорт в Бельгии, - говорит один из боссов команды Lotto, - Нервное маневрирование на нижних подступах, затем крутой участок по битой брусчатке, и когда кажется, что все самое страшное позади, наступает целый булыжный километр по ложной равнине с непредсказуемым ветром. Именно поэтому настоящих фламандских чемпионов можно обнаружить именно на Ауде Кваремонте».
Впервые эти места было упомянуты в Средние века, а именно в 1119 году, когда местный епископ подарил часовню и церковь Кваремонта бенедиктинскому аббатству. Считается, что название имело галло-римское происхождение и означало «квадратную гору». Как говорят сами спортсмены, на Туре Фландрии настоящее испытание начинается именно тогда, когда в их поле зрения попадает та самая церковь Кваремонта (конечно, не совсем та, все же это постройка XVIII века, но в тех же местах) - вот именно с этого начинается настоящая гонка.
Булыжники во Фландрии уже давно стала нормой жизни, их здесь называют «коппенами» или даже «киндеркоппенами», используя голландский сленг, что можно перевести как «детские головы». Аналогия разумеется идет из-за их формы, но насколько это сравнение можно считать изящным и красивым – дело вкуса. Так или иначе, их охотно использовали в Бельгии при строительстве дорог, поскольку это было идеальным компромиссом между эффективностью и стоимостью. Такое покрытие позволяло использовать дорогу круглогодично: и в засушливое лето, и в снежную зиму – здесь не накапливалась грязь и хорошо отводилась вода во время дождей. Кроме того, брусчатка позволяла создавать лучшую тягу для лошадей во время крутых подъемов.
Со временем такое покрытие стало популярно и в велогонках, и именно булыга с холмами стала настоящим символом многих бельгийских гонок, в том числе и монументального Тура Фландрии, который почти беспрерывно проводится аж с 1913 года. Изначально гонка позиционировала себя как «дело чести» всех фламандцев, которые здесь неизменно побеждали. Большое мировое признание она получила только в 50-е годы прошлого века.
Впрочем, местные по-прежнему неохотно делятся своей классикой с другими. До сих пор большинство бельгийцев считает, что успех на Фландрии гораздо важнее желтой майки Тур де Франс. Например, об этом в свое время говорил трехкратный победитель бельгийского булыжного Монумента Йохан Мюзеув. С тех пор трижды на Туре Фландрии побеждали только соотечественник Том Боонен и вышеупомянутый Фабиан Канчеллара. Главный фаворит Матье ван дер Пул имеет на своем счету два титула, добытые в 2020 и 2022 годах. Будет ли третий?
Основные фавориты: Матье ван дер Пул (Нидерланды), Мадс Педерсен (Дания), Марк Хирши (Швейцария), Валентан Мадуас (Франция), Альберто Беттиоль (Италия), Штефан Кюнг (Швейцария), Тьеж Бенот (Бельгия), Маттео Йоргенсон (США), Маттео Трентин (Италия), Тим Мерлир (Бельгия), Матей Мохорич (Словения), Тим Велленс (Бельгия), Каспер Асгрен (Дания), Томс Скуиньш (Латвия), Джонатан Милан (Италия), Корбин Стронг (Новая Зеландия), Сёрен Крог Андерсен (Дания), Ойер Ласкано (Испания)
Конечно, отсутствие в этом списке Воута ван Арта сильно печалит болельщиков всего мира. Все ждали дуэли бельгийца и голландца на Туре Фландрии. Очень верные слова по этому поводу написал в своих соцсетях Альберто Контадор: «Насколько же сложно быть велогонщиком, и дело не в том, на какие жертвы приходится идти, чтобы подойти к нужной цели в пиковой форме, а в том, насколько быстро порою приходится с этими целями прощаться. Этот вид спорта настолько же безжалостен, насколько и прекрасен».
В этом году королева фламандских классик, и по совместительству второй Монумент сезона, стартует в Антверпене, который теперь чередует право принимать торжественное начало гонки с Брюгге. Отличие от 2022 года заключается в том, что теперь к маршруту добавлены пять нейтрализованных километров по городским улицам для создания красивых рекламных картинок. Также несколько изменен сам подъезд к Арденнам – организаторы искали более широкие дороги, которые повышают безопасность пелотона и позволяют ему развивать еще более высокие скорости.
Прямая трансляция Тура Фландрии запланирована на телеканале Eurosport 1 на воскресенье 31 марта с 10:45 до 17:45 по московскому времени. Для тех, кто хочет успеть только на ключевые моменты гонки, стоит подключаться к трансляции в районе 4 часов вечера по Москве, когда начнется прохождение связки трех подъемов: Ауде Кваремонт – Патерберг – Коппенберг.
Кстати, следом за финишем мужской версии начнется прямая трансляция развязки женского Тура Фландрии, планируется показ последних 40-50 километров гонки. Между прочим, у девушек в маршрут впервые включен подъем на монструозный крутой Коппенберг, и по задумке это должно войти в трансляцию.
По прогнозам синоптиков в день гонки должно быть относительно тепло – около 14 градусов выше нуля, утром чуть прохладнее и возможны небольшие дожди. Впрочем, мы уверены, что они не испортят антураж гонки, который традиционно создают болельщики. Согласно статистике, если брать стартовые и финишные городки, а также зрителей вдоль дороги и на подъемах, Тур Фландрии ежегодно посещают около 750 тысяч человек. И все они с интересом наблюдают как гонщики с гримасами на лицах мучаются на брусчатых фламандских «хеллингенах», порою кутаясь в перчатки и куртки от сырости и промозглых ветров. Тур Фландрии – это гонка для сильных телом и духом. В ней не бывает случайных победителей.
Photo: capovelo.com|O'nev/Veeral Patel, cyclingpro.net, nos.nl, thechainstay.com, nieuwsblad.be, s.france24.com, wielrennenuptodate.nl, opwijk.be
Кстати, я вас сейчас нашел на главной странице, где я могу найти от вас больше материалов в будущем?
Проблема в том, что профессиональный велоспорт в России (несмотря на наличие отличных гонщиков и в современности, и в прошлом) находится на обочине, а скорее даже в овраге. Никакой попытки популяризации его нет. Есть многодневные гонки в Москве, есть многодневка в СПб и Карелии - есть огромное количество регионов, где можно проводить шикарные гонки и с горными баталиями, и с проездом через огромное число достопримечательностей. Можно все это шикарно показать, и даже привлечь аудиторию на трассы. Но этим надо серьезно заниматься, продвигать (в том числе через показ на том же Матч ТВ), и, конечно же, вкладывать деньги. Даже те гонки, что есть, освещаются практически никак, не говоря уже об их качественном показе. Хорошо, если мы хотя бы узнаем имена победителей. Даже качественные обзорные видеоролики - скорее исключение из правил.
Поэтому и что-то существенное рассказывать об этих гонках сложно - очень мало информации. Более того, все они, как правило, выпадают на июнь-июль, то есть параллельно с Тур де Франс, и очевидно, что конкурировать с главной велогонкой мира невозможно. Я бы с удовольствием рассказал о велоспорте в России, и эту идею себе помечу на будущее, но пока не очень понимаю, как это было бы правильно и качественно представить. Все же, хочется писать не некролог, а о развитии спорта, но без пафосных слов просто для галочки. Я постараюсь последить за информацией по летним гонкам в России - если будет достойный инфоповод, с удовольствием поделюсь мыслями в блоге.
А с популяризацией велоспорта в нашей стране действительно какие-то странности. Сейчас, конечно, очень сложно всё это делать, но ведь до 2022 года в «российском» (в кавычках, конечно) велоспорте шоссейном были деньги от достаточно небедных компаний - Итеры, Газпрома (с его личным спортивным телеканалом между прочим), Тинькофф Банка. И да, если Газпрому это направление было не интересно, доставшись в наследство от Итеры, то Тиньков неоднократно утверждал, что велоспорт - это его личная страсть, почему бы не вложиться в развитие спорта в своей стране - мне не понятно.
Вот такие вот грустные мысли на фоне гонки во Фландрии - тоже не самом лучшем с точки климата регионе
Все материалы находятся здесь: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/velomajka/
При желании можете подписаться на блог, так будет проще видеть их у себя в ленте.
Победы Бонена, две победы подряд Деволдера, куча вторых мест Лайфа Хосте и всё это Мур-Капельмур с часовенкой на вершине. Без него как-то Фландрия и не Фландрия на мой вкус.