9 мин.

Шесть часов вместо шести дней. Превью Классики Сан-Себастьяна

В самом начале июля эти дороги стали местом эпичных сражений Вингегора и Погачара в одном из самых ярких Тур де Франс в современной истории. Месяц спустя лучшие велогонщики мира возвращаются сюда, чтобы сразиться в классической однодневной гонке Страны Басков. И хотя на старте в Сан-Себастьяне мы не увидим ни нового-старого чемпиона «Большой Петли» Йонаса Вингегора, ни обоих словенцев, ни даже без пяти минут победителя Джиро Герайнта Томаса, скучно не будет. На баскских землях нас ждет большое количество молодых звезд, включая одного суперчемпиона, компанию которым составят опытные капитаны. Нас ждет очередная серия драматического фильма «Ремко против всех».

Классическими мы привыкли называть гонки с огромной вековой историей, однако, Классика Сан-Себастьяна в этот ряд никак не вписывается, поскольку впервые прошла только в 1981 году. Она быстро завоевала статус самой престижной однодневной гонки в Испании, и сейчас, спустя сорок с небольшим лет, можно с уверенностью говорить, что является одной из важнейших в календаре Мирового Тура после пяти Монументов.

Тур де Франс в Доностии

Вот как о рождении гонки рассказывал ее основатель Хайме Угарте: «Наша идея состояла в том, чтобы сделать соревнование для профессиональных спортсменов, которые бы мотивировали любителей стремиться к их уровню. Мы думали о гонке, состоявшей из шести дней, однако, в итоге уложились в шесть часов, поскольку местные жители ментально не были готовы к этому и попросту не привыкли к многодневным состязаниям. Поэтому было принято решение организовать международную классику, которая бы копировала Париж-Рубе, Милан-Сан-Ремо или Льеж-Бастонь-Льеж… У нас также была мысль пустить гонку из Сан-Себастьяна в Бильбао, а на следующий год дать проехать ее участникам уже в обратном направлении. Мелькала даже безумная идея сделать круговой маршрут с посещением обоих городов, однако, каждый раз мы упирались в проблему большого километража. Проведя анализ, стало понятно, что единственный серьезный подъем региона Хаискибель находится в провинции Гипускоа (в непосредственной близости от Сан-Себастьяна). В итоге, посовещавшись, приняли решение, что гонка обязательно должна проходить через него, после чего финишировать на бульваре в самом сердце города».

Маршрут: Возвращение Мендисорроца и сдвиг знаменитого Хаискибеля

Большое количество гор и свыше четырех тысяч метров набора высоты – отличительная особенность Классики Сан-Себастьяна, однако, сам маршрут из года в год значительно корректируется. Неизменным, пожалуй, остается только одно – подъем на гору Хаискибель, которая уже давно стала символом этой гонки. Бывали времена, когда ее даже дважды приходилось проходить участникам за день, притом в последний раз – непосредственно перед самой развязкой. В последние годы местоположение известного подъема было сдвинуто за 60 километров до финиша, чтобы «воткнуть» в маршрут еще несколько гор после него. Впрочем, бывали и другие эксперименты, и в 2023 году организаторы предложили маршрут, который сильно напоминает профиль четырехлетней давности, когда победу одержал один из сегодняшних участников и главных фаворитов. Как говорится: «Совпадение? Не думаю».

Ремко в 2019

Гонка традиционно стартует и финиширует в Сан-Себастьяне и набирает по длине около 230 километров, однако, очередность горных вершин трудно назвать классической. Три премиальных вершины, а также некатегорийное восхождение на Гуруце ознаменуют собой первую половину дистанции, после чего и пойдет настоящая борьба за победу. Дело в том, что уже за сотню километров до финиша начнется подъем на легендарный Хаискибель (6,9 километра со средним градиентом 6,1%). Таким образом, его проедут на час раньше обычного, и есть большая вероятность того, что он даже не попадет в телетрансляцию. Поэтому тем, кто хочет им насладиться, советуем включить повтор второго этапа Тур де Франс и вспомнить, как на Хаискибеле боролись Погачар и Вингегор всего несколько недель назад.

Подъем на Хаискибель будет пройден в классической связке с еще одной тяжелой горой первой категории Эрлайцем (4 километра со средним градиентом 10,4%). Оттуда последует достаточно крутой спуск и первый проезд мимо линии финиша в Сан-Себастьяне, где к тому же будет разыграна очковая премия. Мы ее обычно называем «спринтерской», но, при всем уважении, никаких спринтеров в классическом понимании к тому моменту среди лидеров не останется. Кстати, розыгрыши очков в спринте и горной номинации нетипичные для однодневных гонок, но в данном случае они имеют значение, поскольку победители каждого из зачетов получат от организаторов денежный приз в размере 500 евро.

Далее гонщики отправятся покорять менее известную гору Мендисорроц (4,1 километра со средним градиентом 7,3%), где ближе к вершине можно найти останки крепости XIII века. Однако, наибольшую роль она играла шесть столетий спустя во время так называемых карлистских гражданских войн в Испании. В XX веке франкисты установили около пика также памятник с крестом в честь погибшего лейтенанта, который впоследствии не раз осквернялся вандалами. А затем о горе надолго забыли, поскольку кроме телевизионных и радиоантенн никакого функционала она не несет. Разве что, по скалам периодически забираются альпинисты.

Мендисорроц

Этот подъем не является чем-то новым для Классики Сан-Себастьяна, однако, включают его в маршрут лишь время от времени. В последний раз гору проходили в 2019 году, когда первым на вершине оказался костариканец Андрей Амадор, а итоговую победу одержал Ремко Эвенпул. К слову, тогда восхождение на Мендисорроц также поставили предпоследним в очереди. Приезд классической гонки Мирового Тура позволил обновить на горе асфальтовое покрытие и вернуть ее популярность среди велосипедистов и любителей пеших прогулок. После спуска с Мендисорроца будет разыгран второй «спринтерский очковый финиш».

Финальной горой, как это уже стало привычно в последние годы, является Альто-де-Мургиль (2 километра со средним градиентом 9,9%). Это крутая достаточно короткая стенка, в середине которой градиенты доходят до 18%, и проходится она всего за восемь километров до финишной линии. Фактически после ее прохождения гонщики идут на спуск и за считанные минуты въезжают в центр города для пересечения финишного створа на бульваре возле берега Бискайского залива.

Фавориты: Ремко гонится за хет-триком

Первая Классика Сан-Себастьяна, прошедшая в 1981 году, сразу показала свой характер. Летняя испанская жара, продолжительная дистанция в 229 километров и большое количество гор сыграли свою роль. Из 71 стартовавшего участника до финиша добралось меньше половины, но каждого из них приветствовали тысячи баскских болельщиков, пришедших посмотреть на большой велодебют. Первая относительно пологая часть маршрута не вызвала больших проблем у гонщиков, однако пять следовавших друг за другом подъемов в конце, включая Хаискибель, вынудили многих прекратить борьбу.  Сильнейшим же оказался молодой баск Марино Лехаррета, который менее чем через год станет победителем Вуэльты Испании. Он повторил свой успех на Классике Сан-Себастьяна в 1982 и 1987 году, став единственным на текущий момент трехкратным чемпионом этой однодневной гонки. Повторить его достижение в субботу способен только один человек, о нем и пойдет речь далее.

«Я люблю гоняться в Сан-Себастьяне. Первая моя победа в Мировом Туре случилась здесь в 2019-ом. Три года спустя я снова выиграл эту гонку, поэтому со Страной Басков у меня связаны исключительно теплые воспоминания, и я с нетерпением жду возвращения сюда. Местные болельщики создают электризованную атмосферу на подъемах, что делает гонку в этих краях особенной», - такое мнение высказал Ремко Эвенпул, пожалуй, главный фаворит предстоящей Классики Сан-Себастьяна. Прошлогодняя победа на баскских землях стала первой в череде больших успехов бельгийца в конце сезона – позже он выиграл Вуэльту Испании и чемпионат мира. План этого года абсолютно идентичен тому, правда, с той лишь разницей, что чемпионат мира в этот раз пройдет до испанского Гранд-Тура.

Победа Ремко 2019

Впрочем, несмотря на статус главного фаворита, Ремко Эвенпул еще отнюдь не выиграл свою третью Классику Сан-Себастьяна. Некоторые эксперты предупреждают, что на бельгийце может негативно сказаться длительное отсутствие гоночной практики, и выходившие на пик формы к Тур де Франс участники «Большой Петли» могут одолеть его за счет соревновательного тонуса. А таких соперников совсем немало: Пейо Бильбао (Испания), Бен О'Коннор (Австралия), Ромен Барде (Франция), Майкл Вудс (Канада), Нельсон Паулесс (США), Микель Ланда (Испания), Феликс Галл (Австрия), Йон Исагирре (Испания), Ригоберто Уран (Колумбия), Алексей Луценко (Казахстан), Гийом Мартан (Франция) и другие. Согласно статистике, нередко участники Тур де Франс впоследствии выигрывали и Классику Сан-Себастьяна.

Другую опасность для Эвенпула представляют молодые таланты, которые рвутся в бой и уже не раз своими результатами доказывали, что вполне способны на большие свершения в гонках Мирового Тура: 20-летний Хуан Аюсо (Испания), 21-летний Бен Талетт (Великобритания), 22-летний Бен Хили (Ирландия, на фото) или 24-летние Андреас Лекнессун (Норвегия) и Марк Хирши (Швейцария).

Впрочем, не будем таить, что все же большинство экспертов ставит на Ремко Эвенпула, предрекая ему сольный отрыв и уверенную победу после атаки в одну из гор, как это было весной на Льеж-Бастонь-Льеж. Посмотрим, оправдает ли суперзвездный бельгиец ожидания или соперники все же преподнесут сюрприз?

Бен Хили

Время и трансляция

На протяжении всего существования этой летней испанской классики, старт и финиш всегда давался в Сан-Себастьяне. А проезд вдоль набережной со знаменитым пляжем Ла-Конча и финиш на городском бульваре уже давно стали визитной карточкой гонки.

Старт Классике Сан-Себастьяна будет дан в районе 11 часов утра по местному времени, однако, в телетрансляцию попадут лишь последние два часа гонки. В эфирной сетке Eurosport 1 она стоит 29 июля (суббота) с 16:00 до 18:00 мск. По предварительным расчетам во время прямого включения до финиша будет оставаться еще около 70 километров, и в этот момент гонщики будут находиться либо на подъеме, либо на спуске с горы Эрлайц.

Кроме того, не торопитесь выключать свои телевизоры, телефоны и планшеты после финиша гонки. Сразу по окончании трансляции из Испании у вас будет возможность перенестись на королевский горный этап Женского Тур де Франс с финишем на вершине легендарного перевала Турмале.

Классика Доностии

От автора: После рассказа о Женском Тур де Франс количество подписчиков нашего велоблога достигло 96 человек. Мы рады, что вы проявляете интерес не только к звездным Гранд-Турам, но и готовы уделять внимание менее статусным соревнованиям. При этом Вуэльта Испании стартует уже через месяц. Отсюда возникает вопрос, как вы думаете, сумеем ли мы отпраздновать первую большую юбилейную цифру в сто подписчиков до знаменитой гонки с красной майкой лидера? Впрочем, это только лишь цифры – проявляемый вами интерес к текстам о велогонках и положительные отзывы куда ценнее любых статистических показателей.

Photo: digitalcycling.com.br, gipuzkoagaur.com, marca.es, naszosie.pl, naiz.eus, rtbf.be, roadcycling.com