От Мерибеля до Куршевеля: Тур де Франс забирается на «монстра Альп»
«Это абсолютнейший позор, Погачара просто остановили мотоциклы французского телевидения. Сегодня точно 2023 год? Речь ведь не только о потерянных секундах. Это недопустимо из-за того, что такая дезорганизация влияет на результат этапа. Я уверен, что нам в таких ситуациях не нужны близкие планы гонщиков, когда все можно снять с вертолета», - возмущался известный бельгийский телекомментатор после этапа Тур де Франс до Морзина.
Напомним, что тогда Тадей Погачар пытался атаковать Йонаса Вингегора ближе к вершине Коль-де-Жу-План, но уткнулся в сопровождающие мотоциклы, которые в свою очередь не могли быстро ускориться из-за огромной толпы болельщиков. Словенцу пришлось обратно сесть в седло и отложить борьбу за бонусные секунды еще ближе к вершине, где лучше рывок оказался у его соперника.
Разумеется, этот инцидент вызвал массовые обсуждения в велосообществе, поскольку при такой равной борьбе в генеральной классификации даже 3 бонусные секунды могут иметь решающее значение. И по большому счету, все сошлись во мнении, что теперь никто не сможет узнать, как бы закончилась борьба за бонусы между Вингегором и Погачаром, если бы не та злосчастная блокировка.
При этом сам Тадей в интервью несколько сгладил углы: «Считаю, что моя первая спринтерская атака вышла бесполезной, и это было обидно. Но, откровенно говоря, я не думаю, что это изменило бы итоговый результат. У меня к тому моменту уже не было тех ног, которые бы позволили мне бороться за бонусы. Я сам облажался. И в итоге вышло так, как вышло».
Вечером было объявлено, что оба мотоцикла (с оператором французского ТВ и фотокорреспондентом L’Equipe) получили денежные штрафы, а также сняты минимум на один этап с Тур де Франс. Кстати, фотограф позже принес извинения Погачару: «Я должен был попросить своего водителя увеличить расстояние с лидерами раньше. Есть определенные правила для таких ситуаций, но произошла ошибка. Мы просто не могли так быстро взвинтить темп из-за толпы впереди. Ситуация могла стать еще деликатнее, если бы мы из-за внезапного ускорения сбили кого-то из зрителей. Извиняюсь перед Тадеем и всем велосообществом за произошедшее».
В любом случае, важно сейчас то, что после трех тяжелейших горных этапов в великолепной борьбе двух чемпионов Тур де Франс по-прежнему равенство, всего 10 секунд между Погачаром и Винегором в пользу последнего. И грядущие дни, включающие в себя тяжелейшую разделку и королевский горный этап в Альпах, должны все же назвать если не чемпиона, то хотя бы главного фаворита нынешнего Тур де Франс. Мы сейчас обязательно подробнее познакомимся с предстоящими маршрутами. Но прежде вспомним актуальное положение в основных классификациях «Большой Петли». Как мы вам и обещали, в них произошли серьезные изменения за последние дни.
Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Йонас Вингегор (Дания), 2. Тадей Погачар (Словения) +0:10, 3. Карлос Родригес (Испания) +5:21, 4. Адам Йейтс (Великобритания) +5:40, 5. Джей Хиндли (Австралия) + 6:38, 6. Сепп Кусс (США) +9:16
Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Яспер Филипсен (Бельгия) – 323 балла, 2. Мадс Педерсен (Дания) – 179, 3. Бриан Кокар (Франция) – 178
Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Джулио Чикконе (Италия) – 58 баллов, 2. Нельсон Паулесс (США) – 58, 3. Йонас Вингегор (Дания) - 54
Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Карлос Родригес (Испания) +5:11, 3. Феликс Галл (Австрия) +14:29
18 июля (вторник). Пасси - Комблу, 22 км (индивидуальная разделка). Трансляция: 13:45-19:10
На шестнадцатом этапе Тур де Франс запланирована первая и единственная разделка в гонке, которая к тому же еще и финиширует в гору. Этот факт лишь еще раз доказывает, что нынешняя экспериментальная «Большая Петля» подходит исключительно горнякам, и при этом совершенно не благоприятствует мастерам индивидуальных гонок на время. Именно поэтому тот же Ремко Эвенпул даже не задумывался об участии в Туре этого года. Отчасти это объясняет отсутствие и Приможа Роглича, хотя у словенца существует целый комплекс разнообразных причин. Герайнт Томас также в интервью признавал, что такой маршрут ему не подходит, хотя еще год назад британец стоял на подиуме в Париже. Словом, нравится такой подход далеко не всем гонщикам, а зрители способны сами оценить успешность подобного формата Тура.
Стартовый городок Пасси с населением чуть более десяти тысяч человек, наверное, было бы трудно выделить среди других подобных милых мест во французских Альпах. Однако, есть один человек, с которым он неизменно ассоциируется – это лауреат Нобелевской премии по физике (1903) и химии (1911) Мария Склодовская-Кюри, которая умерла в местном санатории 4 июля 1934 года. Наверное, для перечисления всех ее заслуг пришлось бы писать отдельную книгу, поэтому мы ограничимся лишь одним достижением – открытием радиоактивности и выделением новых элементов: полония и радия. Кстати, название «полоний» было выбрано в честь родины Марии – Польши.
Летом 1903 года, незадолго до вручения премии, она совершила изматывающее велопутешествие, по возвращении из которого родила дочку на пятом месяце беременности. К несчастью, ребенок не выжил, хотя серьезные проблемы у Марии возникли задолго до этого, поскольку несмотря на свое положение она продолжала работу с растворами радия и полония, получая опасные дозы радиации. Собственно, во многом из-за этого же она впоследствии оказалась в санатории Пасси, где и умерла.
При этом Мария совсем немного не дожила до момента, когда ее другая дочь Ирен также получила Нобелевскую премию по химии. А другая ее дочка, Ева, стала журналисткой и написала биографию своей матери, которая стала бестселлером в США. Множество других интересных историй об одной из самых известных женщин науки Марии Складовской-Кюри вы при желании с легкостью сможете найти и прочитать. Мы же вернемся на маршрут Тур де Франс.
Остановимся чуть подробнее на местах, где проложили эти 22 километра дороги для раздельного старта. От набережной Пасси гонщики поедут вглубь города до некатегорийного подъема Кот-де-ла-Каскад-дю-Кёр (1,3 километра со средним градиентом 8,5%). Его вершина расположена неподалеку от водопада Шедд, получившего название в честь одноименного района города. Однако, на Тур де Франс используется его другое, народное прозвище, «Каскад сердец». Дело в том, что в его верхней части находится огромный булыжник в виде своеобразного каменного сердца, которое рассекает водопад на две ветви, и с некоторых ракурсов название действительно кажется вполне оправданным.
Раньше этот поток воды снабжал здешние мельницы и лесопилки, сейчас, вроде, этой функции он уже не выполняет. Добраться до него не составляет большого труда – всего пять минут пешком от ближайшей автостоянки.
В районе водопада дорога повернет обратно в сторону Пасси, выведет к долинке реки Арв и пройдет по обеим ее берегам, прежде чем упереться в подножие финального подъема дня. Крутую стену Кот-де-Доманси (2,5 километра со средним градиентом 9,4%) проходили в воскресенье, но только в качестве спуска перед финальным восхождением дня к Сен-Жерве Монблану. Вершина Доманси будет преодолена за три с половиной километра до финиша, и хотя там будет разыграна горная премия второй категории, подъем на этом не закончится. Дорога продолжит постепенно идти вверх вплоть до самой финишной линии в городке Комблу.
Многие эксперты предполагают, что Йонас Вингегор целенаправленно готовился к разделке, и именно на ней намерен добиться ключевого преимущества над соперником, поскольку в горах их силы с Погачаром оказались примерно равны. Тадей, в свою очередь, заявил, что также прекрасно знаком с маршрутом индивидуальной гонки на время, ему нравятся здешние короткие и крутые подъемы, и поэтому он с оптимизмом смотрит в будущее. Стоит помнить и еще один важный момент – разделка пройдет после дня отдыха, и организмы гонщиков по-разному реагируют на эти перерывы.
Организаторы указывают 36 минут в качестве расчетного времени прохождения дистанции разделки лидерами, при этом лимит отставания по времени составляет 33%. Таким образом, проиграть на этапе можно будет не более 12 минут. Посмотрим, насколько эти расчеты окажутся верными.
Достопримечательность этапа: Финишный городок Комблу Виктор Гюго назвал «жемчужиной Альп в окружении ледников», намекая в том числе и на находящийся неподалеку Монблан, который отсюда прекрасно виден. У города слава одного из самых дешевых горнолыжных курортов Европы, расположенного в непосредственной близости от более известного Межева. Кроме того, иногда его называют Комблу 360, поскольку абсолютно с любой его стороны открываются прекрасные виды на горные склоны Альп.
Интересно, что незадолго до того, как стать популярным зимним курортом, Комблу получил признание среди туристов в летнее время года, и он остается популярным направлением в период с июня по сентябрь и в наши дни. Здешние места прекрасно подходят для любителей пешего туризма и маунтинбайка.
Кроме того, очень популярен открытый бассейн, который считается первым экологическим водоемом, открытым во Франции. Вместо хлорированной воды здесь используется природная питьевая, которая под солнечными лучами способна нагреваться до 26 градусов тепла. Для его очистки используется десяток тысяч водных растений, и чтобы они эффективно справлялись со своей работой, количество отдыхающих строго ограничено. Поэтому для его посещения лучше заранее обеспокоиться бронированием билетов. Отдохнуть можно и с детьми – для этого в бассейне специально сделан пологий вход.
Позагорать и поплавать с шикарными видами на Монблан – бесценно. Правда, сомневаюсь, что у гонщиков Тур де Франс на это будет время. Разве что, немного накануне, в день отдыха.
19 июля (среда). Сен-Жерве Монблан - Куршевель, 165 км (горный этап). Трансляция: 13:00-19:00
Семнадцатый этап – прощальная песня Альп, которая должна стать торжественным гимном победителю по итогам пяти тяжелейших гоночных дней. В среду гонщиков ждет королевский горный этап с самым высокогорным финишем нынешнего Тур де Франс в легендарном Куршевеле на высоте в 2003 метра.
В начале этапа пелотон проедет мимо до боли знакомых мест: Сен-Жерве Монблана, Комблу и Межева, прежде чем возьмет курс в южном направлении. Формирование отрыва дня должно произойти на связке двух классических подъемов «Большой Петли» Коль-де-Сези (13,4 километра со средним градиентом 5,1%) и Корме-де-Розелан (19,9 километра со средним градиентом 6%), в промежутке между которыми организаторы еще и воткнули спринтерскую премию в Бофоре.
Название этого городка многим знакомо не только по Тур де Франс, который регулярно проезжает мимо него, но и по одноименному сыру. Местные монахи начали производить его еще в давние времена по рецептам Римской империи. Для его производства используют сырое коровье молоко в больших количествах, а сам процесс приготовления занимает несколько дней. После этого сыр убирают в прохладные горные погреба, где он выдерживается еще не менее года, и лишь затем считается, что он готов к употреблению.
Бофор, один из старейших благородных сыров Франции, принято сочетать с белым вином, а также подавать с рыбными блюдами, особенно лососем. Хотя, в целом, он подойдет практически к любому столу, и даже просто в качестве закуски. Кроме того, его часто используют для фондю из-за того, что Бофор очень легко плавится. К слову, название в честь одноименного города сыр получил только во второй половине XIX века. Ранее его именовали «вашрен», что в переводе означает «коровий». В настоящее время существует сыр «Вашрен Мон-Дор», который производят в том самом бальнеологическом и горнолыжном курорте Ле-Мон-Дор, который Тур де Франс проезжал неделю назад.
По прогнозу экспертов серьезное преследование отрыва дня начнется после спуска с Корме-де-Розелан. Дорога по-прежнему будет идти вниз, но все же уже более полого, вплоть до подножия горы второй категории сложности Кот-де-Лонжфуа (6,6 километра со средним градиентом 7,5%). Она будет впервые преодолена на «Большой Петле», хотя ее дебют должен был состояться еще четыре года назад. Но ненастная погода и оползни загубили концовку того Тур де Франс, и в итоге организаторы были вынуждены исключить из маршрута и Корме-де-Розлан и Лонжфуа.
После розыгрыша горной премии подъем не закончится, дорога продолжит плавно идти вверх вплоть до небольшого горнолыжного курорта Нотр-Дам-дю-Пре. А после нее гонщиков ждет извилистый спуск, насчитывающий по разным подсчетам от 27 до 37 крутых поворотов. И после всех этих каруселей пелотон Тур де Франс упрется в «монстра Альп» - Коль-де-ла-Лоз (28,1 километра со средним градиентом 6%).
Этот высокогорный перевал, соединивший два зимних курорта Мерибель и Куршевель, был проложен совсем недавно. Торжественное открытие асфальтовой дороги к Коль-ле-ла-Лоз со стороны Куршевеля состоялось в мае 2019 года и сопровождалось специальной велогонкой на время. Любопытно, что погода тогда подкачала, весна была холодной, и шоссе накануне пришлось едва ли ни вручную расчищать от снега. Первая профессиональная гонка приехала на Коль-де-ла-Лоз в конце лета – знаменитый Тур де л'Авенир, своеобразный аналог Тур де Франс, только для молодых гонщиков. Организаторы сделали уникальный этап длиною всего в 23 километра, который состоял исключительно из подъема в эту самую гору.
Дорогу на Коль-де-ла-Лоз от Мерибеля построили в 2020 году, специально к приезду «Большой Петли», поскольку подъем на вершину с этой стороны гораздо сложнее – здесь чередуются пологие участки с кошмарными стенками за 20%. Разумеется, именно от Мерибеля и поднимался пелотон Тур де Франс во время своего дебютного восхождения на Коль-де-ла-Лоз, и победу тогда отпраздновал колумбиец Мигель Анхель Лопес.
В этом году «альпийского монстра» будут покорять во второй раз в истории, однако, маршрут будет несколько отличаться от того, что был в 2020 году. Во-первых, подъем к Мерибелю пойдет по основной дороге, а в прошлый раз гонщиков пустили по объездной. Затем будет та самая устрашающая часть от горнолыжного курорта до вершины Коль-де-ла-Лоз с участками двузначных градиентов. Однако, если три года назад финиш был обустроен на самой макушке, то сейчас организаторы предлагают еще 6-километровый спуск в Куршевель. Это такой своеобразный символ объединения Мерибеля и Куршевеля – двух курортов, которые этой зимой вместе принимали чемпионат мира по горным лыжам.
Отметим, что королевский горный этап – единственный на этом Тур де Франс, где общий набор высоты превышает пять тысяч метров по вертикали. Однако, несмотря на всю эпичность таких маршрутов, гонки на них не всегда превращаются в яркое зрелище. Порою измученные тремя неделями тяжелых испытаний спортсмены просто из последних сил добредают до линии финиша целыми группами. Впрочем, мы все равно будем надеяться, что это не тот случай. Тем более, что финальные километры подъема, требующие рваной работы, способствуют атакам генеральщиков.
Достопримечательность этапа: Для начала восхождения на Коль-де-ла-Лоз пелотон спустится в самую низшую точку этапа – городок Мутье, находящийся на высоте 487 метров над уровнем моря. Его прекрасно знают многие путешественники - любители горнолыжного спорта, поскольку его железнодорожная станция является фактически воротами в знаменитые «Три долины». Сюда приходят поезда со всей Франции: из Парижа, Лиона, Бреста, Нанта, Гавра, Ренна и других городов страны. Кроме того, в выходные на высокоскоростных Eurostar прибывают туристы из Англии, Бельгии и Нидерландов. И уже от вокзала все они на автобусах, такси и арендованных автомобилях отправляются к местам назначения. Каждая из трех долин, разумеется, имеет свое название, но проще всего их идентифицировать по самым знаменитым курортам, расположенным на них: Мерибелю, Куршевелю и Валь-Торансу.
Одним из символов города является мост Сен-Пьер, перекинувшийся через реку Изер в ее узком месте. Собственно, с него и началось развитие Мутье как епископской резиденции римско-католической церкви, которая просуществовала здесь до 1801 года. После этого здесь было два важных события, оставивших яркий след в жизни города. Сначала строительство сталелитейного завода в 1938 году, здания которого была разбросаны в самом Мутье и по горным склонам на разных уровнях. Он просуществовал почти полвека, после чего был закрыт.
Вскоре город начал готовиться принимать у себя Олимпийские игры 1992 года, столицей которых был объявлен Альбервиль. Одну часть построек фабрики переоборудовали для офисов и ведения ремесленной деятельности, другие снесли для размещения международного центра радио и телевидения, а также тренировочных площадок зимней Олимпиады. Поэтому почти вся пресса и многие атлеты размещались в непосредственной близости от Мутье. Сеть железных дорог также была расширена именно с этой целью – организовать максимальный доступ из города к объектам Игр, которые были раскиданы по всему Савойскому региону.
20 июля (четверг). Мутье – Бурк-ан-Бресс, 185 км (холмистый/равнинный этап). Трансляция: 14:00-19:15
Восемнадцатый этап на официальном сайте Тур де Франс значится как холмистый из-за нескольких подъемов четвертой категории сложности в первой части маршрута. Однако, по факту этот этап идеально подходит под спринтеров, которые на зубах терпели всю последнюю неделю, чтобы получить свой шанс. И нет практически ни одного человека, который бы прогнозировал иной вариант развязки гонки в четверг, хотя все команды генеральщиков с удовольствием бы отдали 10 или даже 15 минут отрыву, чтобы тот разыграл победу, а сами они спокойно без нервов доехали до финиша в прогулочном темпе.
Из выше упомянутого Мутье гонщики поедут на северо-запад в сторону Альбервиля и Шамбери, а также крупнейшего и самого глубокого озера страны Бурже. Название озеру дал расположенный на его берегу одноименный замок, ставший главной резиденцией графов Савойских. А до XIV века его именовали Шатийоном в честь другого замка, который один из Савойских графов подарил аббатству Отокомб. Потом именно в Отокомбе и хоронили графов и герцогов Савойских. История известных людей и мест, как известно, всегда тесно переплетается сквозь века.
Озеро Бурже упоминается в стихотворениях поэта и государственного деятеля Альфонса де Ламартина, который сыграл важную роль в создании Второй французской республики, а также сохранении триколора в качестве национального флага страны. Кроме того, его упоминали в своих произведениях Оноре де Бальзак, Ги де Мопассан и Александр Дюма.
За 52 километра до финиша будет разыграна спринтерская премия в местечке Сен-Рамбер-ан-Бюже, которое известно в первую очередь по бывшему аббатству XI века. Когда-то оно было одним из самых могущественных в этом регионе, однако, со временем теряло свою силу, а в конце XVIII века его и вовсе изъяли из духовного ведения и передали в частные руки. Новые владельцы не стали церемонится с монастырем и снесли многие постройки, в том числе и церковь. Сейчас от него остались лишь дом настоятеля, да романский склеп, которые отнесены к историческим памятникам.
Финальные десять километров этапа проходят по равнинным дорогам, которые слегка идут под спуск, позволяя развить гонщикам большие скорости. Финишный створ организаторы обустроили возле готического Королевского монастыря Бру, постройки начала XVI века. Он находится в городе Бурк-ан-Бресс, который дважды принимал финиш Тур де Франс в современной истории, и оба раза этапы завершались победой спринтеров: норвежца Тора Хушовда в 2002 году и бельгийца Тома Боонена в 2007 году.
Вполне вероятно, что соотечественник Томмеке, четырехкратного победителя монументальной гонки Париж-Рубе, выиграет и в четверг. Разумеется, достижения 25-летнего Яспера Филипсена гораздо скромнее, чем у Боонена, однако он уже взял четыре спринтерских этапа на нынешнем Тур де Франс, а чуть ранее попал на подиум той самой Париж-Рубе, где уступил только своему партнеру по команде Матье ван дер Пулу.
Достопримечательность этапа: На 34 километре пути гонщики проедут мимо небольшого города Сен-Пьер-д'Альбиньи, главной достопримечательностью которого является замок, основанный семьей Миолан из Савойской династии. Его очень легко узнать, поскольку он находится на скалистом хребте и возвышается на высоте двухсот метров над долиной. Его расположение на слиянии рек Арк и Изер быстро превратило крепость в важный стратегический объект, который, помимо того, еще и находился на пути, соединявшем Савойю со Средиземным морем.
Когда род семьи Миолан сбежал из страны в 1523 году – говорили, что они уехали в Доминиканскую республику - новыми владельцами замка стали графы Савойские. Они превратили его в тюрьму для политических заключенных и буржуазии, которая получила неофициальное название «Альпийская Бастилия». Там, в частности, содержались философ и историк Пьетро Джанноне, фальшивомонетчик Винасан Лавен и писатель Маркиз де Сад.
Последнему, кстати, удалось бежать из тюрьмы. Он попросил, чтобы ему с товарищами разрешили пообедать в комнате в главной столовой, примыкавшей к комнате с незарешеченными окнами. Их просьбу удовлетворили, и пока сами охранники обедали по соседству, пленники сбежали. Маркиз де Сад отметил порядочность тюремщиков и оставил в своей комнате горящую свечу с запиской на столе, в которой он поблагодарил охранников за человеческое отношение и выразил надежду, что их не накажут.
После Французской революции все заключенные Миолана были освобождены, а сама крепость-тюрьма заброшена и превратилась в руины, став своеобразным символом Старого режима. В 1869 году эти земли были приобретены префектом Савойи, который начал постепенное восстановление замка. Сейчас он находится в частной собственности, однако, некоторые помещения временами открыты для посещения и проведения различных мероприятий.
От автора: В предыдущем материале мы спросили у вас, удастся ли блогу достичь отметки в 75 подписчиков? И вы не словом, а делом ответили, что легко. Сказать, что нам крайне приятно получить такой отклик – это только передать сухие слова благодарности. Но нам действительно приятно, что вам интересно, и более того, вы даже подписываетесь на блог, чтобы видеть в ленте следующие материалы.
Но знаете, что бы хотелось отметить особенно? Мы получили не только новых подписчиков, но и большую поддержку конкретного материала о горных баталиях на Тур де Франс. Наверное, впервые за много лет на sports.ru, на главную страницу сайта попал материал блога о велоспорте. Ваши плюсы позволили ему оказаться в топ-рейтинге Трибуны и сделали его выбором пользователей, благодаря чему он некоторое время висел на первом месте в данном разделе. Даже выше текста о Мбаппе.
Когда большую часть сайта составляют накрученные ботами материалы и партнерско-рекламные тексты, пробиваться на главную страницу крайне тяжело. И это касается не только блога о велоспорте, но и многих других крутых блогов и текстов, которые по разным причинам остаются вне большой аудитории.
Поэтому мы благодарим за оценку, которую вы поставили нашему предыдущему материалу, и напоминаем, что своими плюсами вы можете поддержать любой текст, который, на ваш взгляд, написан интересно и ярко. Только так можно добиться, чтобы на sports.ru чаще появлялись крутые статьи и авторы. И если в их числе будет порою оказываться и наш блог о велоспорте, что ж, мы не будем против. ;)
Вернемся к вам в четверг с рассказом о последних этапах 110-го выпуска Тур де Франс. А пока прощальный взгляд на столицу зимних Олимпийских Игр 1992 года – Альбервиль, мимо которого пелотон «Большой Петли» проедет на восемнадцатом спринтерском этапе, покидая Альпы.
Photo: combloux.com, aso.fr, theotherpaths.com, les3vallees.com, coeurdetarentaise-tourisme.com, aixlesbains-rivieradesalpes.com, mansionglobal.com, la-citadelle-de-conflans.rhone-alps-hotels.com, cirkwi.com/Sylvain Aymoz, ciclismoafondo.es, sport.es
Подиум вполне реален. Особенно если Адам Йейтс продолжит работать на словенца на оставшихся горных этапах. А это будет до тех пор, пока Поги претендует на победу на Туре. Главное, чтобы Карлосу хватило сил на третью неделю. Все же это только второй Гранд-Тур для испанца.