Ректор РГСУ Наталья Починок: «Приглашение Карлсена – не наш путь»
В Российском государственном социальном университете завершился международный шахматный турнир Moscow Open. Ректор РГСУ Наталья Починок в интервью Sports.ru рассказала о том, что чемпионат Европы может пройти в ее вузе, призналась, чем не хотела бы жертвовать в пользу чемпиона мира, а также поделилась мечтой – установить мировой рекорд.
«НАДО ЛИ ДОГОНЯТЬ ФИЛАДЕЛЬФИЮ?»
- Самый массовый шахматный турнир завершен. Какой эта неделя стала для главной хозяйки турнира «РГСУ-Moscow Open-2015»?
– Каждое утро я читала сводки прессы. 90 процентов всех публикаций об РГСУ связаны с освещением турнира. Есть публикации даже в иностранной прессе, поскольку мы активно встречаемся с иностранными делегациями, обсуждая вопросы сотрудничества. После этого начинала свой обычный рабочий день. Примерно через день заходила в игровые залы, смотрела на турнирную обстановку. Возле стендов с турнирными таблицами и результатами всегда столько участников – не протолкнуться.
- В турнире около 1800 шахматистов. За кого-то болели персонально?
– Конечно, интересовалась, как двигались в турнирной таблице студенты нашего университета Даниил Дубов, Алина Кашлинская, Владимир Белоус, аспирант Ян Непомнящий. Ян был рейтинг-фаворитом турнира, но уступил в решающей партии Эрнесто Инаркиеву, еще одному нашему бывшему студенту, который и выиграл Moscow Open.
- Помимо Дубова, Инаркиева и Непомнящего в вашем вузе учился победитель многих турниров Сергей Карякин, чемпионка России Валентина Гунина. Получается, в РГСУ шахматы – это вид спорта №1?
– Однозначно, да. И я очень горжусь этим. Но это связано не только с тем, что я как руководитель поддерживаю шахматы, как вид спорта. РГСУ традиционно из года в год является номером 1 в таблицах межвузовских турниров.
- Есть ли что-то, что вы хотели бы изменить, усовершенствовать в системе турнира?
– Есть мечта.
- Делитесь!
– Мечта – сделать Кубок РГСУ самым демократичным, самым массовым, самым содержательным и многоуровневым событием в российском, европейском и мировом календаре шахматных соревнований. На сегодня это уже самый крупный турнир в России и Европе. Сегодня у нас было около 1800 участников, 8 главных номинаций. Соревновались как профессионалы (более 300 носителей международных званий из 26 стран), так и любители, ветераны, студенты-гроссмейстеры, шахматные композиторы. В номинации чемпионов школ свыше семисот детей боролись за гранты РГСУ на чемпионат мира среди школьников в Таиланде.
Дополнительная программа включала проведение семинаров ФИДЕ для судей, организаторов, тренеров, учителей шахмат. Среди гостей были руководители ФИДЕ и Европейского шахматного союза, представители российских и зарубежных вузов.
Мы планируем увеличить общую численность участников Кубка РГСУ-фестиваля “Moscow Open” до 1000 игроков в одну смену (утром играют дети, вечером – взрослые). Добиться этого и удерживать эту планку – наша цель, наш вероятный вклад в книгу рекордов Гиннеса.
- То есть таких массовых турниров в мире нет?
– Почему же, в мире немало массовых турниров. Так, в американской Филадельфии играют порядка 5000 участников. Но такое число собирается из-за множества однодневных и других коротких турниров, в том числе для начинающих. А у нас только классика, к тому же турнирные взносы Кубка РГСУ в разы ниже аналогичных взносов в зарубежных турнирах.
- Не опасаетесь, что в связи с рывком в количестве, пострадает качество?
– Не пострадает. Мы обсуждаем с ФИДЕ, Европейским шахматным союзом, Российской и Московской шахматными федерациями тему проведения в рамках Кубка РГСУ командного чемпионата Европы по шахматам среди вузов. И тогда мы сможем увидеть в стенах нашего университета самых титулованных студентов- гроссмейстеров континента. Это тоже мечта, но она основана на реальных шагах.
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ»
- Рейтинг-фавориты турнира Ян Непомнящий, Франсиско Вальехо, Игорь Лысый довольно высоко в мировом рейтинге. Но все-таки реально ли увидеть на турнире гроссмейстеров первой десятки, а может и чемпиона мира Магнуса Карлсена. И что для этого нужно?
– Приглашение гроссмейстера такого уровня связано с большим призовым фондом. Сейчас призовой фонд мужского турнира – 1 500 000 рублей. Его увеличение необходимо обговаривать со спонсорами. Но если в условиях довольно сложной экономической ситуации мы потратим большие деньги просто на приглашение Карлсена вместо проведения такого масштабного и такого увлекательного турнира… Не знаю, не уверена, что это наш путь.
– К слову о Карлсене, есть ли в России реальные претенденты на то, чтобы подвинуть его с шахматного трона?
– В рейтинге россияне по-прежнему занимают ведущие места (6 человек в топ-20). С точки зрения лидерства есть сильные игроки: Крамник, Грищук. Особенно слежу за успехами нашего выпускника Сергея Карякина. Что же до непосредственно трона, то мы должны как можно больше внимания и в рамках вуза, и в рамках России в целом, уделять работе с будущими чемпионами.
- А есть какие-то дополнительные варианты популяризации шахмат?
– Да, например, если дети смогут выбирать шахматы в качестве факультативного урока или обращаться к электронным шахматным ресурсам в школе. Доступ к такому ресурсу есть, например, в нашем университете – это уроки шахмат Карпова, которые готовы для массового внедрения в систему школьного и дошкольного образования. Президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о том, что шахматы – это очень важный спорт для России.
- Но есть проблемы?
– Судите сами: есть пособия, есть книги, но при этом явно недостаточное количество учителей или методик дополнительного повышения квалификации тех же учителей физкультуры в школах, которые могли бы преподавать шахматы.
- Да, я видел нескольких учителей физкультуры, которые не выглядят, как шахматисты.
– Это так. Но все-таки можно через технологии обучить и учителей физкультуры, и учителей математики, как преподавать шахматы. Но пока это является большим барьером на пути внедрения нашего вида спорта в массы. Между тем во многих странах шахматы являются обязательным или национальным видом спорта.
- Например?
– В рамках турнира мы заключили соглашение о сотрудничестве с университетом из Индонезии. Возможно, мы не знаем каких-то очень сильных индонезийских гроссмейстеров, но там шахматы – спорт нации. Индонезия славится разработками в сфере IT-технологий. Почему? Потому что все начинается с шахмат. Воспитывается интеллект нации, которая концентрируется на приоритетных отраслях промышленности.
«ЧЕРЕЗ ГОД СЫГРАЕМ С РЕКТОРАМИ ВУЗОВ»
- Не секрет, что в России на особом счету находятся олимпийские виды спорта. О включение шахмат в олимпийскую программу сломано много копий. И все-таки спрошу – лично вам бы хотелось видеть шахматы в программе Олимпийских игр?
– Конечно, очень хотелось. Чтобы наши замечательные выпускники, могли бы не просто выигрывать Всемирные интеллектуальные игры, как например, Ян Непомнящий, и Шахматные Олимпиады, а имели шанс побороться за звание олимпийского чемпиона. В бытнось президентом МОК Хуан-Антонио Самаранч поднимал вопрос о включении шахмат в программу. Но нынешнее руководство МОК осторожно смотрит на этот вопрос. И грустно в этом плане видеть, что шахматы дважды подряд были в программе Всемирной универсиады, а теперь их там нет. То есть этот путь не был закончен в полном объёме. Безусловно, мы должны вновь и вновь, и вновь поднимать этот вопрос. Но, не дожидаясь, будет ли он решён положительно, мы должны развивать шахматный спорт в России в массовом режиме именно сейчас. Не для того, чтобы поставить на конвейер производство чемпионов – мы должны воспитывать умных талантливых людей. Моя мечта, чтобы в каждом дворе дети играли в шахматы, а в каждом университете был бы свой шахматный дом.
- Насколько знаю, проект такого дома есть в РГСУ.
– Да, мы приняли решение на площадке, где проходил турнир, сделать шахматный дом. Это дом-трансформер, который открыт в режиме 24/7 для занятий шахматами. А в рамках турниров Кубок РГСУ, Олимпиады среди школьников, среди студенческих команд, он бы преображался в место проведения турнира, где бы под турнир отводилось несколько десятков аудиторий. Мы хотим в одном месте соединить не только теорию преподавания шахмат, но и историю шахмат, показать лидеров шахматного движения, то есть и географию шахмат. Чтобы люди окунались в мир шахмат, понимали, что попали в главный шахматный вуз страны. Пока это проект, но после турнира мы обговорим с представителями Российской и Московской шахматной федераций, как это лучше сделать. В Российской шахматной федерации есть богатейший сборник информации, того материала, который мы могли бы разместить. Это не так сложно. Нужно просто придумать, как это оформить.
- К такому дому хорошо бы приложить ещё один турнир.
– Мы получили такое предложение от Департамента образования Москвы, поскольку обладаем опытом в организации и преподавании в области шахмат и активно включились в развитие шахматного движения и массового обучения шахматам в школах. Проведём турнир весной этого года, который будет посвящён 70-летию Победы.
- Это будет ветеранский турнир?
– Не только. Будут и ветераны, и дети, и студенты. Надеюсь, что и профессионалы не обойдут стороной. Но смысл турнира, чтобы он проходил среди москвичей.
- В первый день турнира РГСУ-Moscow Open вы сыграли партию в блиц с сильным соперником и смотрелись очень солидно. Когда вы научились играть в шахматы?
– Я любитель. Специально не училась играть в шахматы, хотя последние 15 лет играла партии со своим супругом Александром Петровичем Починком. Шахматы были одним из его любимых занятий. Но, конечно, я большей частью проигрывала. Во время своей партии в первый день турнира я была уверена, поскольку меня поддерживала Валя Гунина, чемпионка России, выпускница нашего вуза. Конечно, она не подсказывала мне комбинации, так что это была скорее моральная поддержка. Но она меня и не останавливала, и я понимала, что играю на уровне. Эту партию с генеральным секретарём Европейского шахматного союза Теодоросом Тсорбадзоглоу мы сыграли вничью.
- Дальше планируете тренироваться?
– Да, два раза в неделю у меня урок по шахматам. Я занимаюсь с профессиональным педагогом, сотрудником кафедры Оксаной Жак. Знаете, в следующем году есть идея провести блиц-турнир среди ректоров вузов.
- Вы сыграете?
– Обязательно.
- Кто же будет основными соперниками?
– Есть ректоры, поддерживающие развитие шахмат в своих университетах. Это и Московский государственный университет, и Московский государственный строительный университет. Так что будет серьёзная конкуренция. Такой турнир показал бы настрой вузовской среды к шахматам.
- В вашей любимой лёгкой атлетике мужчины бегают быстрее женщин, прыгают выше и метают молот дальше. Тут все понятно – они просто физически сильнее. Но почему и в шахматах мужчины настолько доминируют над женщинами?
– Я с удовольствием наблюдаю и за мужчинами-гроссмейстерами, и за женщинами в равной степени. Однако обычно на турнирах мужчинам преподносится призовой фонд больше, чем женщинам. Мне кажется, это не совсем справедливо. И в рамках РГСУ у нас нет какого-то разного отношения. Что же до силы, то в первый день Валентина Гунина свела свою партию в блиц к ничьей с Анатолием Карповым. И ей мы гордимся не меньше, чем Яном Непомнящим или Сергеем Карякиным.
Наталья Грибкова, жена Александра Починка
Фото: http://shiksabd.com/
Лобанова Зинаида
Статья
из номера 217 за 23 Ноября 2006г.
Опубликовано 01:01 23 Ноября 2012г.
комментарии (13)
Версия для печати
Отправить по почте
Несколько лет назад свадебная фотография этой пары не сходила с обложек глянцевых журналов и первых полос центральных газет.
Обновлено 17 марта 2014 года
Он — российский министр, живчик, балагур, с сединой на висках, но еще очень даже ничего; она — статная молодая брюнетка с окраины Москвы, студентка-отличница престижной Плешки, в прошлом — чемпионка страны по бегу. Александр Починок и Наталья Грибкова. Их love story достойна романа: встретились в институте на лекциях. Она влюбилась сразу, он чуть позже, когда по просьбе молодой прыткой студентки стал научным руководителем ее дипломной работы.
О том, что бракосочетанию предшествовал бурный развод с предыдущей супругой Починка Ириной (к слову, тоже эффектной брюнеткой), что их дочь Ольга очень болезненно восприняла уход отца из семьи, ни тогда, ни сейчас Наталья Грибкова предпочитает не вспоминать.