«Я не кровожадный, но Накамура играет не очень культурно». Ян Непомнящий – о главном скандале в шахматах
Российский гроссмейстер Ян Непомнящий после скандала на Кубке мира рассказывает, как будет вести себя в дальнейших партиях с Накамурой, и констатирует – шахматное судейство нуждается в реформах.
«ПРЕДСТАВЬТЕ ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ, ИГРА ИДЕТ – СВИСТОК МОЛЧИТ»
- Прошло несколько дней после того, как Кубок мира для вас завершился. Как вы себя сейчас чувствуете?
– Мой организм в режиме повышенного напряжения. Это было бы при любом результате. Тем более сейчас, поскольку закончилось все нелогично. Почти в каждой партии у меня была инициатива. Естественно, любое поражение переживаешь и к нему возвращаешься, делаешь анализ.
- К чему привел анализ?
– По содержанию игры было все неплохо. Все классические партии были интересные. С тем же Накамурой я очень доволен своей игрой. Не то, чтобы я был близко к победе, но я был на правильном пути при игре белыми. Сыграл бы чуть поточнее, может, и не пришлось бы уходить на тай-брейк. А черными легко уравнял позицию. Обошлось без зевков, без ошибок.
- Возвращаясь к истории с Накамурой. Решающую партию уже не переиграют, вас в Кубок мира не вернут. Чего бы хотелось сейчас от ситуации? Увольнения судей? Штрафа Накамуре? Денежной компенсации?
– Я не кровожадный и никого не хочу подводить под гильотину. То, как Хикару играет, это не очень здорово, не очень культурно, но главным образом, ответственность лежит на судьях. Существует положение в правилах: у игрока есть право потребовать судейского вмешательства. Но я искренне верю, что если обращаться к судье раз в две минуты, это будет мешать игре. Второй момент, для меня определяющий: не стоит путать право заявить о нарушении с обязанностью судьи следить за этим и фиксировать нарушения самостоятельно. Представьте футбольный матч, игра идет, события происходят, а свисток молчит. Только когда футболисты начинают окучивать судью, он что-то предпринимает.
- Так в шахматах было всегда, разве нет?
– Скажу так: многолетняя традиция невмешательства – это не есть безусловная истина. Цикл чемпионата мира – это большие нервы, высокие ставки. После нашего матча с Накамурой прошел еще один круг: Гири играет с Войташеком, и судья добавляет поляку две минуты и грозит Гири техническим поражением. Тот сразу перестал касаться фигур во время хода соперника. Шахматные сайты представили так, что судьи это сделали по собственной инициативе, не знаю, сигнализировал ли об этом Войташек. Вообще, это судейская обязанность.
- В правилах так и написано?
– Действовать согласно правилам в шахматах не очень просто. Правил много. Есть правила для участников, есть правила для судейства, есть правила чемпионата мира, и что-то в этих документах разнится. Есть рекомендательные посылы, что судьи не должны вмешиваться в ход игры, за исключением случаев, когда нарушаются правила шахмат.
- Какие именно правила нарушал Накамура, что конкретно происходило?
– Не нужно поправлять свои фигуры, используя время соперника. Пока соперник думает, твои руки не должны мелькать на доске. Поэтому ничья предлагается сразу после сделанного хода, а не через 10 минут. Взялся за фигуру – ходи. Про то, чтобы не делать ходы двумя руками, я не говорю. Не нужно бить по часам. Один раз – это случайность, три закономерность. Здесь это было не три, не пять и даже не 10 раз, за те шесть часов, что мы с ним провели за доской. Все это накапливается. И каждый такой эпизод показывает парковый уровень культуры соперника.
- Что этому можно было противопоставить?
– В одной из партий я мог заставить его пойти пешкой под бой. После этого партия переходит в техническую стадию. В принципе, я не жалею, что не сделал этого – мне кажется, неправильно таким образом бороться за победу. Я давно не играл в детских чемпионах, для меня дико, что так может получиться. Такие вещи, может, не тянут на поражение, но на дополнительную минуту сопернику точно тянут. Это бы его дисциплинировало.
- У вас довольно продолжительная шахматная карьера – неужели в первый раз столкнулись с таким произволом? И чем это раньше заканчивалось?
– С Накамурой я играл и раньше. Этот человек очень эмоционален. Но когда это одна партия из 20, и ты играешь с разными соперниками, это одно. За 7-8 минут блица всего даже не уловить. Но когда играешь в течение шести часов подряд, это выглядит немного по-другому. Была похожая ситуация, на «Аэрофлоте» в 2013 году, в партии с Анатолием Карповым. Первую партию черными я выиграл, во второй он начинает рокировку с ладьи, это не был умысел – ходить ладьей, я секунд на 30 задумался, стоит ли обращаться к судье. И не стал.
- Сработала магия имени?
– Чемпиона мира ты все равно уважаешь больше, чем не чемпиона мира. Но мне просто не казалось, что это тот способ, которого следует придерживаться. И возвращаясь к Накамуре, он дважды начинал рокировку с ладьи. Одно дело, когда судья ходит по залу, может видеть, что происходит, может, нет. Другое, когда стоят четыре судьи, записывают партию (а запись же ведется электронно, зачем они это делают?). Всё они видят, они к доске ближе, даже чем участники. Они должны напоминать о своем присутствии. Вообще, это первая апелляция, которую подал в жизни.
«ПРЕТЕНЗИЙ К НАКАМУРЕ У МЕНЯ НЕТ»
- Вы действительно надеялись, что протест удовлетворят?
– Мне казалось, что апелляция справедлива. Но я с точностью до строчки угадал решение апелляционного комитета, пока они совещались. Они мне вернули взнос, но я его не взял, поскольку не считаю их решение справедливым. Я думаю, что это так и останется единственным протестом на турнире. По-моему, на прошлом Кубке мира на партию сильно опоздал перуанец, перепутавший fifteen и fifty, когда объявлялось время начала тура. Он тоже апеллировал по этому поводу.
- Его апелляцию также не удовлетворили?
– Апелляции, которая была бы удовлетворена, я не помню. Мне казалось, важно создать прецедент. Это проблемы, которые назрели. И систематизация правил, и проблема судейства.
- Что будет дальше? В частности, будешь ли ты подавать в суд? И что для этого нужно?
– Пока не готов это обсуждать.
- Хорошо. Обсудим другое. Скоро чемпионат мира по блицу. Там тебе, вполне вероятно, тоже придется встретиться с Накамурой. Для тебя это будет обычная партия? Будешь ли пожимать ему руку?
– Претензий конкретно к Накамуре у меня нет. Я его знаю 12 лет. Если есть стереотип рыцаря за шахматной доской, то это точно не он. Так что удивляться тут нечему. Если Накамура будет позволять себе что-то подобное на чемпионате мира, буду звать арбитров и требовать немедленного вмешательства. Конечно, это не единственная причина, почему Накамура вышел в следующий круг, но и сказать, что за шесть часов все эти факторы парковой культуры не оказали влияния, я тоже не могу.
- Есть мнение, что читерство – гораздо более серьезная проблема в шахматах, чем нарушение правил «взялся-ходи», но и ее никак не могут победить.
– На Кубке мира были предприняты меры против читерства. Были охранники с металлодетекторами, игроков проверяли на входе. Нельзя было приходить даже со своей ручкой. Нужно было сдавать часы. Но трудно на всех турнирах ставить детекторы.
P.S. Перечень нарушений, допущенных Накамурой во время тай-брейка матча с Непомнящим.
На официальном видео, взятом на сайте Кубка Мира, можно наблюдать следующие нарушения правил.
57:18 Делается ход Крf1 и поправляется фигура во время хода соперника.
3:09:07 Касается пешки “c4” и делается ход b3
3:13:57 Делается ход се3 и поправляется фигура во время хода соперника.
3:16:02 Делается ход сс1 и поправляется фигура во время хода соперника.
4:17:10 убирает с доски съеденную пешку во время хода соперника.
4:17:18 Касается пешки “e4” и делается ход Фd6
4:20:32 Делается ход кс8 и поправляется фигура во время хода соперника.
4:34:17 Делается ход кh7 и поправляется фигура во время хода соперника.
4:47:21 Делается ход черных Кре4, слон белых перемещается с d4 на е5 и переключаются часы
5:02:12 Касается пешки “c3” и делается ход kd2
5:27:44 Совершается рокировка двумя руками
5:27:48 Касается короля
Не попало на видео, но в первой блиц-партии Х.Накамура так же сделал рокировку двумя руками. Многочисленные эпизоды с нарушением правила “взялся-ходи”, поправление фигуры во время хода соперника можно было наблюдать на протяжении всего тай-брейка.
С моего восьмилетнего возраста все окружающие соблюдают правила рокировки, и на турнирах - "тронул-ходи".
надеюсь, герой интервью съест вкусняшку или склеит модель самолета из фанеры и успокоится