6 мин.

Троекратное «Ура!» в честь нового Чемпиона. Как впервые сменилась власть в шахматном королевстве

   Отстояв титул в матче против Чигорина, Стейниц не лукавил, называя свою победу «пирровой». Успех был ещё менее убедительный, чем триумф в противостоянии с Гунсбергом. По сути, это не Стейниц выиграл, это Чигорин проиграл, совершив самоубийство в 23-й партии. А ведь покушения на его трон не закончатся. Желающих бросить вызов много, и дальше будет ещё труднее. Чемпиону было над чем задуматься. Но шахматные проблемы составляли лишь малую часть того, с чем пришлось столкнуться великому гроссмейстеру. Через три месяца после матча в Гаване уходит из жизни его жена Каролина. Свою единственную дочь Флору супруги похоронили ещё в 1888-м году, и Вильгельм Стейниц остаётся один, тяжело переживая семейную катастрофу. Материальное положение его никогда не было хорошим, а на этом этапе характеризовалось, скорее, как затруднительное. Стеснённый в средствах, Стейниц вынужден прекратить выпуск шахматного журнала и жить в режиме строгой экономии. В 1893 году он с интересом следит за американским турне молодого немецкого маэстро Эмануила Ласкера. А возможно, не только с интересом, но и с гордостью. У немца репутация лучшего ученика позиционной школы. Его школы. Это человек, не только усвоивший все основы учения Стейница, но и освободивший это учение от излишнего догматизма и от рискованных экспериментов. 

Эмануил Ласкер

Ласкер

   Юноша из Берлина в высшем шахматном свете появился всего несколько лет назад, но сразу стал демонстрировать высокие результаты. Сначала на родине. Потом на турнире в Амстердаме. Потом в Англии бесцеремонно громит в матчах опытнейших Бёрда и Блэкберна. И вот сейчас в свои 25 лет выигрывает все (!) 13 партий на турнире в Нью-Йорке! Итог этих гастролей, которые проходят с небывалым до сих пор ни у одного шахматиста триумфом, предсказать несложно. И вот, пожалуйста – через прессу от Ласкера поступает официальный вызов на матч… 

------------------------------------------------------------------------------------------

   Да, претендент моложе на 32 года, но у него нет ни грамма опыта борьбы на таком уровне – разберёмся за доской!

------------------------------------------------------------------------------------------

   Ещё перед второй встречей с Чигориным Стейниц прозрачно намекал, что это его последний бой. Возраст сказывается, да и литературная работа давно уже приносит больше удовольствия. Так может уже отойти от дел? Снять с себя корону, отдать её тому же Ласкеру или кому угодно, пусть дерутся за неё, сколько хотят? Пожалуй, это было бы самым верным ходом. Самым сильным. Но апологет беспристрастного научного подхода к шахматам сильнейшие ходы искал только за доской. В жизни, с её сложнейшими позициями, Стейниц был игроком. Игроком азартным и ненасытным. Как всегда, вызов принят! Да, претендент моложе на 32 года, но у него нет ни грамма опыта борьбы на таком уровне – разберёмся за доской! Контракт на матч подписан. Интересный момент – условия те же самые, что и в самом первом матче 1886 года. 

  1. Игра идёт в трех городах: до четырёх побед Нью-Йорке, до трёх в Филадельфии и остаток матча в Монреале;

  2. Победителем объявляется участник, выигравший 10 партий;

  3. Из общей суммы призового фонда 2250 долларов получает победитель, 750 - побежденный.

   Ласкер по статусу своему, да и по возрасту, вряд ли мог тогда что-то всерьёз требовать – с ним согласились играть, а это уже счастье. Очевидно, настоял на таких условиях Стейниц, но вот какой логикой он при этом руководствовался? На этот вопрос ответа нет. 15 марта 1894 года сражение началось и после первых 6 партий, шахматный мир был уверен, что наблюдает противостояние равных по силам соперников. На старте оба обменялись двумя победами, а затем дважды подписали мир, доигравшись до голых королей. Ласкер, получивший прекрасное шахматное воспитание, в том числе и у Стейница, демонстрировал на этом этапе отличную позиционную игру, а вот Чемпион в ряде моментов сыграл прямо-таки по чигорински. Интерес к матчу возрастал и все гадали, у кого нервы окажутся крепче. Но то, что произошло потом, представить себе не мог никто. 

5-й матч за звание Чемпиона мира по шахматам. 2-я партия 

2-я партия

   Претенденту хватило этих 6 партий, что бы понять, что из себя представляет Стейниц (до матча они не встречались ни разу). Понять, в чём он силён, а в чём нет, и, следовательно, на какие позиции с ним идти можно, а на какие не стоит. Ласкер выиграл подряд 5 партий. Пять. Партий. Подряд. Тут было всё. И временная жертва фигуры, с последующим отыгрышем материала, и тонкие, малопонятные обывателю манёвры, ход за ходом усиливающие позицию, и фантастическая активность короля в 9-й партии, и хитроумно сплетённая матовая сеть в 10-й, и высокая эндшпильная техника. «Сделай пару ничьих, уходи в сторону, закрывайся!», - посоветовал бы Чемпиону любой современный тренер. И Чемпион его, разумеется, слушать бы не стал. Играть, так играть. За время этого избиения матч успел, ненадолго заглянув в Филадельфию, переехать в Монреаль. Здесь Стейниц начал жаловаться на бессонницу… Сдать матч? Самое разумное – да. 7:2, шансы остались только математические, все всё поймут. Пускай, математические, но они есть! 

5-й матч за звание Чемпиона мира по шахматам. Монреаль 1894 год

Монреаль

   В 12-й партии Стейниц попадает под атаку, но точно защищается, а потом организует острую контригру – ничья. И тут, как гром среди ясного неба – победа чёрными и следом за ней технично реализованные три пешки за качество! 7:4, сопротивление продолжается. Но силы уже на исходе… Ласкер выигрывает ещё дважды, Стейниц огрызается в 17-й партии… Нет, не догнать. Не догнать Ласкера, не догнать время. 20 мая 1894 года 1-й Чемпион мира Вильгельм Стейниц останавливает часы и, повернувшись к залу, провозглашает троекратное «Ура!» в честь нового Чемпиона. Забегая вперёд, можно сказать, что за 100 с лишним лет, ни один из его великих потомков так с короной не расставался. Красивая была бы традиция, но не прижилась, отчего то… Может оттого, что и тогда была она никому не нужна и осталась непонятой. Европейские газеты хором написали, что пропев здравницу сопернику после поражения, Стейниц тут же уселся играть в бридж. Мол, до недавно изобретённой лампочки ему этот титул. 

   «По сообщению «Baltimor News», вслед за окончанием последней партии своего матча с Ласкером Стейниц провозгласил «hoch» за «нового всемирного шахматного короля». Старый маэстро так мало был расстроен поражением, что тотчас с несколькими близкими друзьями тут же в клубе уселся играть в карты…»

«Deutsches Wochenschach», май 1894

   Вечером этого дня Стейниц, действительно, играл в клубе в карты - все как полагается по спортивной этике. Но, по словам очевидцев, сразу после партии он более часа сидел одиноко в опустевшем зале, склонившись над доской и, очевидно, обдумывал причины случившегося. Кроются ли они только в огромной разнице в возрасте и в том, что в силу жизненных неурядиц Стейниц к матчу был не готов? Вряд ли. Если разобрать победу Ласкера, то можно заметить, что новый Чемпион не стремился завершать партии обязательно красивым образом (что любил и ценил например Чигорин) и, в то же время, не рвался делать исключительно "правильные ходы" во что бы то ни стало (этим грешил Стейниц). Когда двое в драке, выигрывает третий – тот, кто смотрит. Пока Стейниц с Чигориным боролись за лидерство в мире, Ласкер сумел взять лучшее от каждого. От Стейница в большей степени. В матче не было уже речи о гамбите Эванса, о дебюте двух коней, игрались стейницевские закрытые и полузакрытые партии. Прогноз шахматного мира, что Чемпион будет повержен своим же оружием, сбылся. 8 лет назад Стейниц разбил Цукерторта 10:5. Сейчас на тех же условиях и с тем же счётом он передал корону Эмануилу Ласкеру. Передал, что бы попытаться вернуть! И попытка эта будет предпринята. To be continued…