UFC – в полном порядке. Кризис выдумали журналисты
У Уайта все хорошо! Или нет?
Зафиксируем две детали:
1. Президент UFC сегодня – де-факто одно из доверенных лиц президента США. Во время пандемии Дональд Трамп лично просил Дану Уайта разморозить турниры, потому что ему нечего было смотреть по ТВ. Сейчас UFC заявляет о партнерстве с одной из самых мощных цифровых компаний на планете.

2. 18 февраля глава РФПИ [Российский фонд прямых инвестиций, соорганизатор первых турниров UFC в России] Кирилл Дмитриев в составе российской переговорной делегации встретился в Эр-Рияде с представителями США. А 9 марта в соцсетях сделал репост из новостного аккаунта об ММА, дописав «май 2025-го. Москва». Разумеется, речь о турнире UFC в России. Дмитриев репостнул видео, где Уайта спросили о турнире в России. Представить такое внимание к UFC 10 лет назад, мягко говоря, тяжело.
Сюда можно добавить подробностей из легкого веса: UFC открывает два института повышения производительности бойцов в Китае и Мехико, готова уйти с ESPN на Netflix, разрабатывает собственную систему допинг-тестов, проводит турнир в ультрасовременной арене «Сфера» и заключает сделки напрямую с государственными институтами, когда приезжает в новые страны (будь то ОАЭ или Россия). Как подчеркивает менеджер Петра Яна Саят Абдрахманов, если кто-то в Казахстане хочет, чтобы турнир состоялся, нужно $10 млн.
Для сравнения: в апреле-2015 Конор Макгрегор потихоньку разгонялся перед боем с Жозе Альдо. UFC только-только заключил сделку с Reebok и ввел допинг-тесты, Хабиб восстанавливался после травм, а организацию запрещали даже в Нью-Йорке.
Еще в то же самое время вокруг промоушена, по сути, была выжженная земля. Российские лиги искали деньги на по-настоящему большие турниры (их нашли к 2016-2017 годам), Bellator катастрофически отставал в статусе второго номера в ММА. А в боксе, если вы забыли, в 2015-м Владимир Кличко дрался против Тайсона Фьюри, а Флойд Мейвезер – с Мэнни Пакьяо, в самом переоцененном бою XXI века.
Что вообще считать кризисом UFC
О кризисе UFC, отсутствии ярких личностей, засухе на поле больших боев сегодня можно прочитать почти у любого уважаемого российского журналиста. Большая часть из них следит за ММА около 7-10 лет и за это время усталость появится у любого.
Я перестал следить за футболом в 2010-м, но, оказывается, он живет без Зидана, Хави и Ван Нистелроя. Я не слежу за теннисом, но, говорят, там что-то происходит даже без Надаля, Федерера и Джоковича. Я уверен, что для американцев в НХЛ существует еще какой-то сюжет, кроме Овечкина и Гретцки.
ММА долгое время оставались «самым динамично развивающимся видом спорта». Это было очень крутое и очень популярное определение. И само это динамичное развитие стало казаться привычным и стандартным состоянием. Это как ехать на машине, которая разгоняется. Вот вы едете 60, через минуту – 90, потом – 110, но, когда едешь 10 минут на 150 км/ч, кажется, что что-то идет не так.

Просто посмотрим на последние 12 месяцев: Перейра против Хилла, Прохазки и Анкалаева. Брутальный нокаут от Холлоуэя с Гейджи. Махачев против Порье и Волков против Павловича. Двойной локоть от Шары, Чимаев ломает зубы Уиттакеру. «Сфера». Топурия против Холлоуэя и Джонс против Миочича. Всего три турнира собрали меньше 15 тысяч зрителей. Да, много мероприятий прошли в пустом «Апексе», но можно предположить, что в UFC просто устали возить несколько десятков сотрудников в Берлин, Нэшвилл, Краков или Порту Алегри ради 8 тысяч проданных билетов.
Отсутствие одной большой звезды, чье появление в принципе непредсказуемо и абсолютно спонтанно (люди ошибочно думают, что звезду может создать пиарщик или «отдел маркетинга UFC»), в организации научились компенсировать большим разнообразием локальных героев: теперь Россия может следить за Шарой и Исламом Махачевым, Европа – за Илией Топурией, Сирилом Ганом и Томом Аспиналлом, Ближний Восток – за Белалом Мухаммадом и Хамзатом Чимаевым. Герои появились даже у ЮАР и Австралии.
Конор vs Хабиб – это Али vs Фрейзер в боксе. Сейчас UFC сражается с собственным наследием
Когда говорят о лучших временах в UFC, вспоминают довольно большой временной отрезок. Он совершенно точно заканчивается в октябре-2018 боем Конора и Хабиба, а начинается, наверное, в январе-2015 с поединка Джона Джонса и Даниэля Кормье. Проблема в том, что четыре года или даже больше в сознании зрителя сплюснуты в один кадр (или один кард), где точно все было лучше, ярче и зрелищнее.

Но, во-первых, четыре года сложно перекрыть одним или двумя. Например, в 2015-м ни одно российское издание не имело ни полноценного ММА-отдела, ни даже профильного корреспондента. А, во-вторых, у каждого вида спорта есть золотая эпоха. Возможно, нам повезло вживую застать то, что в боксе было бы поединками Али, Фрейзера и Формана. Несколько лет, когда два-три-четыре события радикально вышли за пределы вида спорта.
Сегодняшний UFC напоминает 32-летнего мужчину. Он был ребенком (бои Тэнка Эббота и Олега Тактарова), потом стал деструктивным подростком (Тито Ортис и Чак Лидделл), потом превратился в 19-летнего парня, который мог ночью тусить, а утром пробежать три километра за 11:17 (Джон Джонс и Конор Макгрегор), но, по сути, даже тогда это был неуверенный в себе студент с огромным количеством материальных пробелов.
Сегодняшний взрослый UFC – мужчина с небольшим животом, который любит поспать, зато у него отличная жена, дочка, он заправляет резвую BMW и уверенно закупается стейками, когда едет за город.
UFC соперничает со своими же «детьми»
В отличие от Даны Уайта, которому был интересен сам спорт и бизнес, основные сегодняшние игроки создавали лиги или по подобию UFC, или даже с попыткой конкурировать. И если у PFL, One или KSW пока не получается конкурировать, то все же и у UFC уже не получается доминировать. PFL может дать финансовые гарантии Фрэнсису Нганну (вероятно, главной потере UFC последних лет). Вадим Немков зарабатывает хорошие деньги в том числе и потому, что компания Viacom давала Bellator некую финансовую свободу и это позволяет Немкову не думать о бесконечных заголовках в российских медиа «Вадиму пора в UFC».
Крупные региональные промоушены начинают сильнее держаться за своих талантливых атлетов. АСА готова заплатить за победу в Гран-при $200 тысяч – невозможную сумму даже для крепкого российского середняка в 2017-м. Владимир Минеев может не думать про UFC, получая в России от ₽8 до 20 млн за бой.

Мы можем только предполагать, почему Турки Аль эш-Шейх в Саудовской Аравии стал так активно развивать бокс, но пусть каждый ответит для себя, мог ли на это повлиять тот факт, что в соседнем государстве ОАЭ вдруг так весело стали проводить ММА-турниры.
Плюс в России, несмотря на непростую политическую ситуацию, качество и разнообразие турниров таково, что выбор в пользу некоторых боев вполне очевиден. Поединок Корнилов vs Вахаев, особенно если ради него не надо вставать в 6 утра, смотрится не хуже, чем Льюис vs Насименто. Юсуф Раисов и Артем Резников могут дать не меньшую остроту, чем Ренато Мойкано и Бенуа Сен-Дени. Владимир Минеев и Магомед Исмаилов дерутся раз в три года, но могут раскрутить это лучше Шона Стрикленда и Дрикуса Дю Плесси.
Три реплики в защиту теории кризиса ММА в целом и UFC в частности
1. Летом Дане Уайту исполнится 56 лет. Мы же все здесь согласны, что а) бывают люди, которых нельзя адекватно заменить. Особенно, если говорим про гения, одержимого делом; б) выгореть, устать, захотеть насладиться роскошной жизнью однажды может любой.
2. ММА всегда были очень ориентированным на интернет видом спорта. В интернете легко заметить тенденции к ускорению, вертикальным форматам и отсутствию дна. Заточенная под минутные рилсы лига пощечин – еще один пример сильного конкурента UFC.
Можно предположить, что UFC зацепила большой пласт аудитории, ориентированной не столько на спорт, сколько на интернет-тренды, и теперь этим людям интересно быстрое и вертикальное, а не Мераб Двалишвили против Умара Нурмагомедова.

3. Смешанные единоборства обросли мышцами, административным ресурсом и аудиторией, но это по-прежнему спорт, где человек может шлепать босыми ногами по лужам крови или сверкать 5-сантиметровым рассечением. И это препятствие для многих больших брендов. Алкоголь, казино, энергетики – да. Чуть-чуть авто и мото – возможно.
Но даже бокс очень сильно страдал от того, что многие большие компании не хотели себя ассоциировать с насилием. И это будет влиять на общий бюджет. Общий бюджет будет влиять, что молодые атлетичные люди сначала попытаются найти себя в хоккее, баскетболе или американском футболе. И новая Ронда Раузи может переключиться на OnlyFans, а новый Алекс Перейра предпочтет драться по правилам кикбоксинга.

Фото: Gettyimages.ru/Sarah Stier, Sean M. Haffey, Isaac Brekken, Justin Setterfield, Ian Maule, Logan Riely, Richard Pelham, Carmen Mandato
Значит я на правильном пути.
Так вот. Я УФС перестал смотреть во времена, когда наверху были Веласкес и Сантос. И скажу так: УФС никогда и не был в порядке, если мы говорим про бой и/или спорт. Вот если мы говорим про шоу - по типу реслинга - то да, УФС в порядке. А с точки зрения поиска лучшего бойца... Ну серьезно, как может считаться Лучшим в Мире человек с 9 боями? Я уж не говорю про боксеров или борцов, которые за карьеру проводили сотни боев. Ладно. Пусть хотя бы десятки. Но 9? И это на серьезных щщах? А все эти реванши бесконечные, когда ты заранее знаешь, что сейчас Иванов победит Петрова, чтобы потом Петров победил Иванова, потому что с этого можно собрать больше бабла?
В общем, УФС - чисто американский с этой точки зрения продукт. Там умеют делать Шоу. А суть происходящего вторична. Это не хорошо и не плохо, это просто по-другому.
И если это понять, то критерий "впорядковости" сразу станет иным. Если в клетке появятся слоны со львами, или бойцам начнут выдавать щиты с трезубцами - мы скажем, что это хорошо. Потому что это шоу.
Юфс бьет рекорды посещаемости и выручки от ивента к ивенту. Конечно, сейчас нет боев масштаба Хабиба и Конора, но это событие исторического масштаба, его сложно повторить. Тем не менее, в ЮФС прямо сейчас есть ряд супербоев, которые организуют в течение года-двух: Джонс-Эспиналл, любой бой между топами легкого веса и тд.
Отдельно хочется отметить комментарий автора под постом, который говорит о том, что в юфс сейчас фактически нет суперзвезд. Извините, что? Перейра, Махачев, Топурия - минимальный список людей, кто очень ярко о себе заявил на весь мир в пару последних лет. А столько звезд, которые давно в строю…
Как по мне, единственная существенная проблема для UFC, которая позволяет говорить о кризисе - список чемпов организации. Но не стоит судить по короткому периоду судить о их статусе. Когда то люди считали посредственным чемпом Алекса Волкановски, но спустя 5 защит он стал народным любимцем. Уже сейчас Мераб становится большой и яркой звездой с хайлайтами, у ДДП явный потенциал стать легендой, Пантожа, кажется, доминирует на уровне Демитриуса, Эспиналл ярок и очень силен. К Анкалаеву и Белалу вопросы есть.
Редко хочется в ответ на статью над которой человек работал такие комментарии, но эта статья - пустой разговор с плохой фактурой.
Лично я никогда не заблуждался насчёт перспектив роста и возможной популярности этого спорта, как бы ни заливал Дана, но я люблю ММА и никто и никогда не даст его такого высочайшего спортивного уровня. За другими ММА-лигами я абсолютно перестал следить лет 8 назад - не вижу смысла. И UFC смотрю намного избирательнее, потому что тоже понял, что нет смысла смотреть всё подряд
Про вертикальное ускорение реплика универсальна для всех развлечений. Она уже как данность
Если не устроят бой Джонс - Аспинал то в принципе ждать от ЮФС больше и нечего
Ну Махачев - Топурия интересный вариант,остальное не о чем
Много медийных бойцов в возрасте и они скоро уйдут,рейтинги миллион % будут падать,а новых Коноров на горизонте и близко нету