7 мин.

«Покупал ему сникерсы и за выигранный бой один отдавал». Монолог отца Шлеменко – про характер сына и внуков

Поговорили после 68-й победы.

Турнир Александра Шлеменко в Омске – 9 тысяч человек на G-Drive Арене. Если вы, как и большинство людей на планете, не ходите на ММА в Москве, будет сложно понять, как это атмосферно на фоне стандартных 2-4 тысяч на всех площадках столицы.

Бойцы из Дагестана выходят под песню «Мой Дагестан» (выход Хабиба) и «Матушка Земля». Омичи – под 25/17 и 5.45, Владимир Зызин – под «Знаешь ли ты», Илья Мельников – под «Патрон» Miyagi. Одному из бразильцев ставят что-то очень заводное Надежды Кадышевой, а сопернику Шлеменко Гильерме Кадене – «Canción del mariachi» Антонио Бандераса. Этот трек реинкарнировал Илия Топурия, но вы его всегда знали как «Ай-яй-яй-яй ми корасон».

21-летний полутяж Александр Шепель, главный проспект зала Шлеменко, выигрывает первый бой в ММА и уже сейчас не хуже Алекса Перейры имитирует стрельбу из лука. Видно, что у него очень много энергии.

Соперник Шлеменко рассыпается уже в первом раунде – и после этого в клетке возникает, возможно, самая большая концентрация людей с фамилией Шлеменко на квадратный метр: жена, двое сыновей и даже отец. Последний – очень подвижный мужчина, который смотрит, как его внуки борются с другими детьми, пока главный Шлеменко дает интервью.

«Когда говорят «он покупает бои», это такой абсурд. Если бы я был из семьи миллионеров, если бы у меня отец ездил на золотом Майбахе, можно было бы покупать бои, но я из обычной семьи, вырос на окраине Омска», – это финал ответа на вопрос, увеличивался ли гонорар Кадены в случае победы. Кадена действительно получил бы вдвое больше.

Отец Александра Шлеменко стал чаще бывать на турнирах. Его можно увидеть в разных спортивных костюмах с логотипами школы Шлеменко. А сам боец часто говорит, что его сильнейшее качество как спортсмена – характер, доставшийся ему от поколений.

Кто и как воспитал самого неуступчивого бойца из России? Монолог Павла Шлеменко мы записали практически на том же месте, где Александр Шлеменко выиграл 68-й бой в ММА.

***

«Мой отец, хоть и худой был, но жилистый. Он тоже Александр. Получается я – Александрович Павел, а он [сын] – Александр Павлович. Причем не думали даже, а спросили дочку, как назвать, и она сказала: «Сася». Назвали Сашей, как деда. И характер у нас у всех одинаковый: отец – убежденный коммунист, я в армии служил, сначала был сержантом, потом – замкомом взвода, потом – командиром взвода.

В институт поступил, был старостой. На производство пошел, мне самый хреновый участок дали, я его вытащил, получил квартиру. Потом – воинское звание в институте, можно было по военной линии пойти, но жена сказала: «Ну куда мы в Чехословакию поедем? Смотреть, как танки стоят?» Союз развалился, я в международной службе доставки работал, цветами занимался.

Вот ты спрашиваешь, как характер закалялся? У меня дед шел сено косить, у него коса девятка, а мне пять лет, у меня пятерка, и я следом. А брат с сестрой – нас в семье пятеро было – сено сырое вытаскивали, грузили и везли домой. Потому что если его оставишь, то к утру тебе помогут так, что уже не найдешь. А у нас две коровы, бычок, бараны… Сена, которое выдавали не хватало. Надо было каждую травинку выкашивать. Плюс свой участок 50 соток с картошкой. Зато сегодня здоровье до сих пор при мне. Вот мне 71 будет, а я себя на 60 чувствую.

Дочь мы отдали в танцы, и она по этому направлению пошла, а сына в танцы как отдашь? И я в 7 лет на ушу его отвел. А на ушу была одна взрослая группа, тренер мне сначала говорил, что там, может, моя подстраховка нужна будет. А я понимал, что не потребуется, Саша быстро стал на равных со старшими все делать, не отставал.

Потом он на борьбу ходил, играл во все, кроме хоккея, а однажды на день десантника увидел выступление и записаться захотел: «Папа, а могу я…?» А рукопашка у нас в поселке Светлый была, мне туда еще удобнее было его с Московки возить [Светлый и Московка – два района в Омске]. Человек 30 их было в наборе, в результате он один остался.

И уже пошло: он начал у Алексеевича [Александра Иванникова] тренироваться, на Чепике выполнил мастера спорта, в Рязань поехал, международника выполнил. Дальше Степкин [организатор первых турниров в Омске] его попросил по профессионалам выступить, ну и вот как получилось.

Изначально-то мыслей о карьере не было. Самая основная задача была, чтобы сверстники морду не били, это же 90-е. Помню, по рукопашке проходил турнир, где пять поединков за день. Я ему покупал сникерсы и за каждый выигранный бой один отдавал. Доходило до того, что у него получалось пять сникерсов. У меня картинка прямо, как он на ковре отдыхает между боями довольный. 

В какой-то момент гонорары начали платить: $100-150, потом – $300. У него мотоцикл «Ява» появился, потом – машина, потом – квартира. 

Что мне сильнее всего запомнилось из его травм – когда он уехал в Бразилию и там два боя провел. Сначала позвонил, мол, еду домой, все хорошо. А приезжает и обе руки в гипсе. Причем он еще был студентом и гипс наложили так, чтобы он мог писать. Просили хирурга загипсовать руку так, чтобы он мог продолжать учиться. Хирург нас даже другим пациентам показывал. 

Честно скажу, бывает, что я и сейчас ему советую. Не могу я их борьбу смотреть, говорю: «Мы в деревне до 20 лет боролись каждый день, а с двух лет работали. Я вырос в деревне! Я офицер, тактику преподавал. Давай покажу». А он говорит, что я не мастер спорта и не заслуженный тренер России. 

Мама [супруга] у нас не смотрит бои, видите, она даже сегодня не приехала. А если мы оба дома, то обычно на кухне сидит и ждет, когда я скажу, как закончилось. Если слышит, что я шумлю, «А-а-а! Получил свое!», значит понимает, что все хорошо закончилось. Может спросить: «Кто получил свое?» Как будто я буду шуметь, если Саша получил. Но сама смотреть бои не может.

Да у меня и у самого состояние предынфарктное, когда он дерется. Хотя сегодняшний бой мне вообще понравился, хорошо все прошло. Потому что вроде как слух был, что у него с рукой опять что-то. Я-то ему перед боем не звоню даже, мы знаем, что его это только отвлекать и нервировать будет. Вчера увиделись на взвешивании и все.

Его средний сын, Саша, как и папа, телец по гороскопу, они родились в один год по восточному календарю. И это просто его клон. Они в детском возрасте даже внешне очень похожи, я бы вам показал фото, если бы была возможность. И поэтому его он [Александр Шлеменко] сейчас тащит в единоборства. Святик на велосипеде гоняет, и теперь еще Златик есть у нас [у Шлеменко три сына: Святослав 2015 года рождения, Александр – 2020-го, Златослав – 2022-го]. Они, когда домой приходят, перчатки надевают и начинают: то на Святика нападают вдвоем, то Саша и Златик борются. А дед у них рефери».

Шлеменко оброс мышцами в 41. Это реально без допинга?

Фото: vk.com/shlemenko_fc/Антон Попурей