8 мин.

Что будет с боксом после запуска лиги Даны Уайта?

Шесть мыслей Дениса Дорофеева.

Главный нарушитель спокойствия в боксе Турки Аль эш-Шейх и президент UFC Дана Уайт объединились ради создания боксерской лиги (подробности – здесь), которая изменит ландшафт индустрии. 

Какие последствия ждут бокс от такого союза?

Ведущие промоутеры утратят прежнее влияние – станут посредниками между матчмейкерами и боксерами

Изначально Турки Аль эш-Шейх хотел создать единую лигу совместно с ведущими промоутерами (Боб Арум, Фрэнк Уоррен, Эдди Хирн и Оскар Де Ла Хойя), о чем писал Reuters в июне-2024. Стоимость такого союза оценивалась в $5 млрд, что вполне вероятно стало причиной отказа от продолжения.

В январе-2025 New York Times писал о создании боксерской лиги при участии TKO – компании, владеющей UFC и WWE. Уже через два месяца инсайд сбылся. Аль эш-Шейх поручил этот проект Дане Уайту, который мечтает возродить бокс, о чем неоднократно заявлял. Еще Уайт критиковал промоутеров и восхищался Турки, заявив, что тот – единственный человек, которому не все равно на бокс.

Очевидно, что роль промоутеров в новой конфигурации серьезно изменится: их влияние резко снизится, а основная функция сведется к посредничеству между лигой и боксерами – у них не будет другого выхода, потому что у промоутеров нет столько денег, чтобы конкурировать с саудитами и по-прежнему платить боксерам большие гонорары.

Последние годы показали бесполезность промоутеров: они организовывали только те события, которые финансово выгодны, игнорируя спортивный принцип. Из-за этого бой за абсолютное чемпионство между Артуром Бетербиевым и Дмитрием Биволом несколько раз откладывался, как и поединок между Теренсом Кроуфордом и Эрролом Спенсом. А переговоры между Александром Усиком и Тайсоном Фьюри успешно закончились только при содействии Аль эш-Шейха.

Раньше бокс зарабатывал большие деньги с платных трансляций, но с просадкой PPV промоутеры не решили проблему монетизации. Они увидели спасение бокса в Аль эш-Шейхе, предоставив ему доступ к боксерам. Но без способов монетизации, потому что сами не знают, как сейчас зарабатывать на боксерах.

Мы не увидели сумасшедших цифр в дилогии Усик – Фьюри. Зато промоутеры заработали на щедрости саудитов. Теперь Турки Аль эш-Шейх обратился к человеку, который умеет грамотно распоряжаться деньгами и делать бизнес в плюс. 

Выбор Даны Уайта логичен: он единственный успешный топ-менеджер, оставшийся актуальным в мире единоборств

UFC – пример успешной организации, на которую хочется быть похожей. А Дана Уайт – лицо этого успеха, хотя нынешнее положение лиги не только заслуга главы UFC. При нем мы увидели, насколько крут UFC, особенно в 2020 году, когда из-за пандемии коронавируса  события отменялись по всему миру.

Решение перенести турниры на «Бойцовский остров» в Абу-Даби показало, насколько Уайт сильный антикризисный менеджер: весь мир встал, а он в это время делал деньги. Турки Аль эш-Шейху очень не хватает такого человека, который видит в кризисах новые возможности, в отличие от боксерских промоутеров, действующих по привычному шаблону.

Вероятно, если бы Турки Аль эш-Шейх продолжил убыточные многомиллионые вливания с подачи Боба Арума, Эдди Хирна и других промоутеров, вскоре он бы вышел из бокса, глядя на убытки. В последние годы боксерские промоутеры и их компании не прикладывают соизмеримых с деньгами Аль эш-Шейха усилий при продвижении боксеров и организации ивентов.

WBA, WBO и IBF не вписываются в концепцию новой лиги. А WBC может стать аналогом The Ultimate Fighter

Еще одна потерпевшая сторона от нового союза – боксерские регуляторы-организации (WBA, WBO и IBF), санкционирующие бои. Сейчас недостатки этих организаций очень заметны: постоянные взносы перед каждым чемпионским боем, обязательные защиты против разных боксеров, отличающаяся политика. Поэтому наличие поясов – не только про престиж и величие боксера, а еще про обязательства перед несколькими организациями сразу.

Для WBC уже придумали новую роль – проведение Гран-при для перспективных боксеров, которое стартует в апреле. Условия участия: возраст – до 26 лет и не более 15 боев на профессиональном ринге. Лимит участников – 128 человек. Скорее всего, победители Гран-при перейдут в лигу Даны Уайта. Так WBC скопирует формат проекта The Ultimate Fighter, но без элементов из реалити-шоу. 

Так уменьшится влияние Маурисио Сулеймана на мировой бокс, но он останется в бизнесе. Судьба трех других ведущих организаций неизвестна – они не вписываются в концепцию Даны Уайта и UFC, где на один дивизион приходится один рейтинг, а не четыре. Поэтому они могут закрыться.

А покупка журнала The Ring гармонично входит в планы Аль эш-Шейха, так как редакция журнала формирует рейтинги лучших боксеров в каждом дивизионе и P4P, вручая пояса лучшим. И это очень похоже на подход UFC. Тут не придется ничего переделывать.

Качество шоу и трансляций боксерских событий выйдет на новый уровень. Ждем повторения кейса «Сферы» из UFC 306

Очевидно, что Турки Аль эш-Шейха привлекла не только способность UFC самоокупаться, но и технические возможности лиги. В сентябре-2024 UFC провел турнир на стадионе «Сфера» высотой с 35-этажное здание, где были использованы невероятные спецэффекты (подробности – тут), на что лига потратила $20 млн.

К организации боксерских событий в Саудовской Аравии есть претензии: например, постоянно сдвигающийся тайминг боев из-за концертов и световых шоу, которые не впечатляют. Способность UFC создавать красоту и удерживать зрителя у экранов при вливаниях саудитов может подарить нам шоу уровня Супербоула, на котором можно зарабатывать.

В боксе и ММА просели показатели PPV, но UFC продолжает зарабатывать большие деньги

У UFC и бокса есть общая проблема – спад в продажах платных трансляций (PPV). UFC не продавал свыше миллиона PPV со времен трилогии Макгрегор – Порье в 2021 году, а в боксе эта отметка достигается все реже. В последний раз это случилось в бою между Райаном Гарсией и Джервонтой Дэвисом в 2023 году. Сейчас даже Канело Альварес не пробивает 1 миллион PPV.

В боксе нет нового Флойда Мейвезера, а в UFC, где стало мало медийных бойцов, – нового Конора Макгрегора. При этом, в отличие от бокса, UFC продолжает зарабатывать все больше и больше: c 2021 года выручка лиги перевалила за $1 млрд, прибавив в среднем по 10% по сравнению с предшествующим годом. Так, за 2024-й UFC заработал $1,4 млрд без миллионных показателей PPV.

Но перед Турки Аль эш-Шейхом и Даной Уайтом стоит еще одна важная задача. 

Подписание некоторых топовых боксеров будет непростым, из-за чего передел бокса может затянуться

Благодаря плотному сотрудничеству саудитов с Эдди Хирном, Бобом Арумом, Оскаром Де Ла Хойей и Фрэнком Уорреном в Саудовскую Аравию приезжало множество топовых боксеров, но не все. Недавно Аль эш-Шейх объявил о сотрудничестве с Канело Альваресом, который поначалу отбивался от саудитов, а абсолютный чемпион мира Наойя Иноуэ подписал контракт с фестивалем Riyadh Seasons.

Но остался очень важный персонаж – Джервонта Дэвис, который пренебрежительно относится к Аль эш-Шейху. Дэвис – клиент Premier Boxing Champions, которая принадлежит влиятельному Элу Хэймону. Переговоры с Хэймоном будут для Уайта очень непростыми, так как первый явно захочет сохранить крепкие позиции в боксе, а второй вряд ли будет делиться с ним властью.

В новой лиге не будет 100%-й явки топовых боксеров, как и в UFC не хватает некоторых звезд из PFL и других лиг. Очевидно, что промоутеры начнут борьбу с Даной Уайтом, что затормозит развитие лиги. Но деньги саудитов станут в этом решающим фактором.

Босс UFC и саудиты запустили новую боксерскую лигу. Революция?

Телеграм-канал Дениса Дорофеева. Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages/Richard Pelham, Handout, Christian Petersen, Al Bello; Hiroaki Yamaguchi/AFLO, Marcus Brandt/dpa, Alejandro Salazar/Keystone Press Agency, Louis Grasse/Keystone Press Agency/Global Look Press; instagram.com/turkialalshik