8 мин.

Как двух боксерш допустили на Олимпиаду, если их забанили год назад?

Разбираемся в регламентах МОК и IBA.

На Олимпиаде в Париже боксерши Иман Хелиф и Линь Юй-тин уже добрались до призовых мест.

Как получилось, что их дисквалифицировали с чемпионата мира-2023, но допустили на Олимпийские игры?

IBA ввел гендерное тестирование еще в 2022 году, которое Хелиф и Юй-тин провалили. Но их отстранили только через год

Регламенты IBA (Международная боксерская ассоциация, которую возглавляет Умар Кремлев) и PBU (Парижская боксерская организация, уполномоченная МОК) отличаются – в частности, в разделе условий допуска к соревнованиям. В регламенте IBA есть пункт 4.2 – «Соответствие критериям по половому признаку». 

4.2.2. Для определения пола боксеры могут пройти случайный и/или целевой гендерный тест, который будет проведен IBA в сотрудничестве с выбранной лабораторией.

4.2.3. В случае отрицательного результата боксер будет немедленно уведомлен и дисквалифицирован с данного соревнования и лишен возможности участвовать в дальнейших соревнованиях данного пола, проводимых и санкционированных IBA. С этой целью IBA передаст такую информацию соответствующим внутренним органам, соблюдая конфиденциальность.

Важная ремарка: МОК оправдал Хелиф и Юй-тин высоким уровнем тестостерона, но IBA заявила, что те сдавали другой тест. 

Теперь вспомним ЧМ-2023 в Индии. Хелиф и Юй-тин дисквалифицировали за несколько часов до финального боя первой, а вторая проиграла еще в полуфинале. Согласно пункту 4.2.3, IBA уведомил и отстранил спортсменок, но не опубликовал результаты, сославшись на конфиденциальность.

В отчете экстренного заседания руководства IBA, который прошел утром 25 марта, не указана причина дисквалификации. Только поздним вечером 25 марта ТАСС опубликовал комментарий Умара Кремлева про XY-хромосомы. Почему это не упоминалось в отчете утреннего заседания?

В недавнем заявлении IBA призналась, что проводила такое же тестирование на ЧМ-2022, которое обе спортсменки провалили. Тогда Юй-тин стала чемпионкой мира, а Хелиф – второй. Но они избежали санкций – результаты появились спустя четыре дня после окончания ЧМ. Почему тогда их не дисквалифицировали с аннулированием результатов и отстранением со всех соревнований под эгидой IBA?

В итоге это случилось после повторного провала в 2023-м – представители соперниц запросили тестирование перед их первым боем. Согласно очередному заявлению IBA, результаты анализов были готовы 23 марта – в день полуфинальных боев, когда Хелиф и Юй-тин выступали. Почему уведомление спортсменок с дисквалификацией пришлось отложить на два дня?

Причем IBA заявляет, что отправляла результаты тестов в МОК, но там никак не отреагировали. А у Хелиф и Юй-тин был 21 день для апелляции в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Согласно заявлению IBA, Юй-тин отказалась от апелляции, а Хелиф подала, но потом ее отозвала. При этом Хелиф назвала решение IBA дискриминационным.

Условия допуска от МОК более лояльные, но они сырые и требуют доработки

А какие требования отбора на Олимпиаду? Они более простые в плане допуска, но размытые в плане последовательности. Очевидно, что они требуют серьезной доработки.

«Федерациям необходимо разработать правила, чтобы добиться справедливости, но в то же время дать возможность всем желающим участвовать. Это сложный баланс. В конечном итоге все зависит от экспертов по каждой дисциплине. Они прекрасно знают, где есть преимущество. И если оно большое, то это явно неприемлемо», – сказал представитель МОК Марк Адамс.

Так как МОК исключил IBA из числа признанных организаций, разработкой условий допуска занимался PBU, который подчиняется олимпийскому комитету. Поэтому при составлении нового регламента PBU основывался на прошлые документы, утвержденные МОК. В пункте 3.1 регламента для допуска на ОИ по боксу указаны медицинские требования:

– справка, заверенная печатью и подписью соответствующего медицинского учреждения за три месяца до соревнований;

– подписанная справка об отсутствии беременности для всех девушек-боксеров.

При этом неизвестно, осмотр каких врачей входит в требования для допуска – как и про ограничения по значениям тестостерона. Еще в 2021 году МОК выпустил «Концепцию о принципах равенства, инклюзивности и недискриминации по признаку гендерной идентичности и половых различий» – базовый документ для защиты прав спортсменов в вопросах гендерного равенства. Пятый раздел – прямой ответ на меры IBA. 

5.1. Ни один спортсмен не может быть отстранен от участия в соревнованиях на основании непроверенного, предполагаемого соревновательного преимущества из-за его половых различий, внешнего вида и/или трансгендерного статуса.

5.2. До тех пор, пока доказательства не определят иное, нельзя полагать, что спортсмены имеют несправедливое или непропорциональное соревновательное преимущество из-за их половых различий, внешнего вида и/или трансгендерного статуса.

Четче всех отреагировал президент МОК Томас Бах, защитивший Хелиф и Юй-тин: 

«Мы говорим о женском боксе. У нас есть две боксерши, которые родились и выросли женщинами, имеют женский паспорт и много лет соревнуются как женщины. И это ясное определение женщины. И никогда не было сомнений, что они женщины.

Сейчас мы видим, что кто-то хочет завладеть определением того, кто есть женщина. И здесь я могу только пригласить их создать научно-обоснованное, новое определение того, кто женщина. И как та, кто родилась, выросла женщиной и соревновалась как девушка, не может ею считаться?» 

Как дела у спортсменок с повышенным уровнем тестостерона в других видах спорта? Больше всего проверок – в легкой атлетике

Пока в боксе только столкнулись с девушками, у которых предположительно завышенный уровень андрогенов (мужских гормонов), в легкой атлетике несколько раз пытались внедрить тесты на наличие андрогенов и мужских хромосом. 

До 1991 года спортсменки сдавали тест на наличие телец Барра, которые обнаруживаются только в женских XX-хромосомах. Но у этого тестирования был недостаток: оно не учитывало невосприимчивость к андрогенам у женщин с наличием мужским хромосом. У девушек с генетическими отклонениями не было преимущества, так как набор их характеристик оставался женским.

Затем их проверяли на наличие SRY-гена, отвечающий за развитие организма по мужскому типу. Но он не учитывал отклонения в половом развитии. Плюс этот тест не выявлял синдром нечувствительности к андрогенам, поэтому их допускали к соревнованиям, даже если они его проваливали.

С 1999 по 2009 годы хромосомные тесты не проводились из-за неоднозначной трактовки результатов и дорогого и трудоемкого процесса. Но с появлением Кастер Семени дискуссии о спортсменках с неоднозначной гендерной принадлежностью возобновились. Она выиграла ЧМ-2009 на дистанции 800 метров, когда ей было 18 лет.

Внешний вид 18-летней чемпионки мира вызывал подозрения у соперниц. Вскоре она сдала гендерный тест. Проверка установила, что Семеня – женщина, хотя в ее организме есть мужские хромосомы Y, из-за чего ее пытались признать интерсексуалом – человеком, у которого одновременно есть мужские и женские органы.

Но в случае с Семеней эти хромосомы отвечают за выработку тестостеронов, а не появление наружных органов. Важно отметить, что присутствие тестостерона в женском организме не делает девушек мужчинами. Точно неизвестно, заставлял ли IAAF сократить Семене уровень тестостерона, но с 2011 по 2014 год ее результаты упали на шесть секунд – это очень много.

Из-за недостатка информации о влиянии тестостерона на результаты IAAF (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) отменил ограничение в 2015 году. Результаты Семени снова взлетели – она сбросила пять секунд за год и выиграла Олимпиаду-2016 и ЧМ-2017.

Но уже в 2018-м IAAF опубликовал результаты исследования. Если коротко, то тестостерон улучшает результаты, поэтому максимально допустимый уровень сократили в два раза. Но уровень тестостерона Семени не достигал даже нижнего порога у мужчин.

IAAF изучила образцы андрогенов у 2127 спортсменок, участвовавших на чемпионатах мира в 2011 и 2013 годах. Результаты показали увеличение производительности у женщин с высокими тестостероном относительно нормального уровня не намного: 2,7% в беге на 400 м, 2,8% – на 400 м с барьерами, 1,8% – на 800 м, 2,9% – в прыжках с шестом, 4,5% – в метании молота.

При этом ограничение распространено не лично против Семени и не только на 800 метров, а на все дистанции от 400 до 1609 м (одна миля), где влияние тестостерона было заметным. Семени назвала решение IAAF дискриминационным и обратилась в CAS – апелляцию отклонили. Поэтому она сменила дистанцию на 5000 м, но не отобралась на Олимпиаду-2020. А на ЧМ-2022 не вышла в финальный забег, уступив победительнице минуту.

Пока в боксе не будет признанного международного олимпийским комитетом органа, гендерные скандалы не утихнут – особенно против сильнейших спортсменок. Есть два выхода: а) регламентировать ограничения по тестостерону, как в легкой атлетике; б) оставить все как есть.

Кастер Семеня, Иман Хелиф, Линь Юй-тин и другие родились с таким фенотипом, в чем не виноваты. Их особенности – следствие генетики, а не смены пола, о чем принято говорить.

Как видно, до настоящих реформ с унифицированными регламентами в женском спорте еще очень далеко.

«Девчонки так не бьют». Как выглядят те самые боксерши, из-за которых гендерный скандал в Париже

Скандальный отказ от боя против боксерши с повышенным тестостероном – их на Олимпиаде даже две

Фото: Gettyimages/Richard Pelham, Alex Davidson, Stu Forster, Boris Streubel; Michael Kappeler/dpa/Global Look Press