6 мин.

Аллен превратился в зверя, Китай сдулся. Главные мысли по итогам последнего турнира года

Машина Аллен

Плотность календаря снукерного сезона такова, что игрокам очень тяжело демонстрировать стабильные результаты. Как правило, если на одном турнире спортсмен выступает успешно, то на следующем, который начинается уже на следующий день, показать такую же сильную игру удаётся немногим.

На Scottish Open-2018 из тех, кто вышел в четвертьфинал неделей ранее на ЮК, только Марк Аллен продолжил побеждать (оговоримся - Ронни О’Салливан снялся). И игрок из Северной Ирландии не просто далеко забрался на очередном турнире, а выиграл его!

При этом Аллен не был доминирующей силой в Глазго. Он и сам это признавал, да и матчи складывались не в его пользу. В полуфинале против малоизвестного Дэниела Уэллса он горел 0:4 и 2:5 и показывал очень слабую игру (в первой полусессии общий процент результативности колебался от 60 до 70). Но задёргавшийся соперник не смог дожать Аллена, который в свой не самый удачный день вышел в финал.

Выиграл Аллен и титульный матч у Шона Мёрфи (9:7). Всё могло закончиться уверенной победой (Марк вёл 6:3), но мог он и проиграть (Шон лидировал 7:6). И всё-таки в финишном створе Аллен выскочил из-за спины Мёрфи и завоевал свой второй титул в сезоне.

В Шотландии завершился 10-й из 20-ти рейтинговых турниров сезона, и только Аллену удалось выиграть больше одного раза. Для него эта победа стала 5-й в карьере (он проводил 10-й финал). Интересно, что из последних 22 матчей на рейтинговых соревнованиях Аллен выиграл 20. Феноменальная эффективность. Марку удалось поставить победы на поток.

В рейтинге он по-прежнему 6-й, но уже дышит в спину Джадду Трампу и надеется сделать ещё один шаг вверх, ведь Марк никогда не поднимался выше 6-й позиции в рейтинге. При этом он закрепился в роли лидера годичного рейтинга. Отрыв от Ронни, его ближайшего преследователя, превышает 130 тысяч очков.

Мёрфи возвращается?

После ЮК, где Мёрфи проиграл в первом же раунде, я написал, что этот сезон Шону наверняка «хочется скипнуть и перемотать на следующий». До турнира в Глазго у него было шесть поражений в первых раундах на девяти рейтинговых турнирах. И после жеребьёвки казалось, что будет седьмое, ведь соперником был амбициозный и неуступчивый представитель Таиланда Санни Акани.

Но Мёрфи ответил всем критикам (даже мне), дошёл до финала и был в двух партиях от победы на турнире. Конечно, это лучшее выступление Шона не только с точки зрения результата, но и игры. В полуфинале он уничтожал в первой полусессии Трампа, а после того, как он превратил счёт 3:6 в 7:6 в финале, то казалось, что Мёрфи своего не упустит. У него начали идти дальние удары, и если бы трофей имени Стивена Хендри вручали именно за дальние удары, то в них англичанин был бы вне конкуренции.

Как бы то ни было, у Мёрфи и его болельщиков есть новая точка отсчёта. Интересно, как Шон сыграет квалификацию на German Masters, ведь его первым соперником будет Мартин О’Доннелл, который в нынешнем сезоне уже доходил до четвертьфинала на трёх рейтинговых турнирах.

Новые имена

Турниры, подобные Scottish Open, богаты на сюрпризы. Ивент в Глазго не стал исключением. До четвертьфинала добрались четыре человека, которых перед началом турнира на этой стадии не ожидали увидеть: Сэм Бэйрд, Алфи Бёрден, Стюарт Кэррингтон и Дэниел Уэллс.

Из всей этой компании только Уэллс дошёл до полуфинала. И он едва не вышел в решающий матч, но во время и после просмотра игры с Алленом, где валлиец вёл 4:0 и 5:2, у меня возник только один вопрос: Как он дошёл до полуфинала? Если бы Ронни не снялся с турнира, то с вероятностью 99,9% Уэллс бы смотрел за соревнованиями по телевизору (они должны были встретиться в первом раунде). Это же как должны были играть против Уэллса обыгранные им Дэвид Гилберт, Марк Джойс, Мэттью Стивенс и Райан Дэй, чтобы проиграть ему? Так ещё он вышел в полуфинал, проиграв всего 3 (!!!) партии.

Уэллс произвёл впечатление слабого игрока, который в лучшем случае может набить серию 50-55 очков. За 5 матчей в Глазго он сделал всего 7 полусотенных серий. Это очень мало. А в полуфинале его откровенно трясло, вразумительных подходов не было, а короткими брейками в 20-30 очков он как-то умудрился выиграть 5 фреймов. Но от счёта 5:2 до 5:6 ему удалось набрать всего лишь 14 очков. Это более привычная игра валлийца.

В любом случае он занесет себе минувшую неделю в актив. Уэллс стал 59-м в рейтинге и сделал свои шансы на сохранение места среди профессионалов неплохими (по итогам сезона нужно быть не ниже 64-й позиции).

Дома стены не помогают

Когда идут турниры серии Home Nations, то я всегда обращаю внимание на местных игроков. Англичане обычно хороши на English Open, надежды жителей Белфаста на Northern Ireland Open, как правило, связаны с Алленом, но если у него не получается, то рассчитывать больше не на кого. Ветераны вроде Джерарда Грина и Джо Суэйла не тянут давно, а молодёжи достойной не видать. У валлийцев дела получше, но даже они как-то не блещут при своей публике.

Но на этот раз завалили домашний этап шотландцы. В 2016-м Джон Хиггинс дошёл до финала, а год спустя он остановился на стадии полуфинала. Теперь не получилось не только у него, но и у всех остальных.

12 шотландцев взяли старт в Глазго, а никто даже до четвертьфинала не добрался. Энтони Макгилл проигрывает матч за матчем, Стивен Магуайр после хорошего для себя ЮК проиграл в первом же раунде, а молодые профессионалы и любители ещё не готовы к большим свершениям. Да, Росс Мюир выбросил за борт на тот момент ещё действующего чемпиона турнира Нила Робертсона во втором раунде, Рис Кларк едва не спасся в игре с Дэем на старте соревнований, но больше лучей света найти не удаётся.

Китай не прогрессирует

Гораздо отчётливее кризис просматривается у китайской банды. Уже пару сезонов говорят о молодых талантах – Яне Бинтао, Чжоу Юэлуне и Чжао Синьтуне. Но все дружно в Глазго вылетели в 1/16 финала, а на этой стадии только Синьтун навязал борьбу (он был в одном точном ударе от победы в игре с Дином). Бинтао и Юэлун свои матчи данного этапа проиграли всухую.

Эта парочка в прошлом сезоне громко о себе заявила, но в этом она заразилась популярной болезнью в спорте – синдром второго года. У Яня и Чжоу ни одного заезда в четвертьфинал в нынешнем сезоне, а сыграно уже 10 рейтинговых турниров.

У Китая в целом прослеживаются проблемы. Сдулся Лян Веньбо, который уже не второй номер в своей стране, а Дин продолжает быть в тени других топов. Половина рейтинговых турниров позади, а в финале не было ни одного китайского игрока. На таком отрезке сезона такого не было на протяжении последних трёх лет. Когда не получалось у Дина, мог выручить Веньбо (финал ЮК-2015), но сейчас китайский снукер в стагнации.

38 сотен

И напоследок статистическая выкладка. В Глазго Трамп сделал 7 сотен (самый серийный игрок турнира), а Аллен – 5. Робертсону не удалось набить ни одной трёхзначной серии, а Ронни снялся, и теперь сразу у четырёх названных игроков по 38 сенчури в активе. Редкое событие, но интересная деталь на середине пути. Любопытно, что и по итогам прошлого сезона звание самого серийного игрока поделили двое – Ронни и Трамп.