Новая надежда / Итоги Чемпионата Мира по Биатлону для Сборной РОССИИ
Одна из самых отрицательных черт несменяемости власти, не важном на каком уровне она представлена – это отсутствие временного контроля. Неких отсечек «от и до». Дело заявлено-дело в процессе-дело сделано. Наступает время спросить за результат. Но несменяемость власти стирает эти границы. Все, что находится в плоскости решений, все можно, так или иначе, «растянуть» и «удлинить». Нет тут обязательного: не справился – на выход. Срок подошел к концу – время оценить результат и сделать выводы перед неминуемым обновлением. Нет, не будет никакого обновления. А будет только вечная «новая надежда» внутри болотистой тины неповоротливой системы.
Российский биатлон погряз в этой архаичной «несменяемости» системы. И Прохоров, Пихлер, Гросс – все это тоже часть системы. Это приоткрытые форточки, через которые запускают дозу новых идей. Некий обязательный алгоритм, внутри которого удобно выстроить противопоставление. Пихлер не справился – теперь нам расхлебывать. Прохоров наломал дров – теперь нам нужно все возвращать на круги своя. Подобная участь ждет и Гросса, если не завтра, то через год. Скороспелого результата он принести не сможет и его «методиками и заграничной школой» оправдают очередные провалы в предолимпийской подготовке.
Это симптоматично, не правда ли? Всегда искать «кого-то там» у кого хуже. Всегда находить тех, кто «вставляет палки в колеса». Мы, вот уже почти двадцать лет, живем в стране, в которой все решения принимают 10-15 людей. Или даже меньше. Их влияние безгранично. Но именно «либералы», «Обама» и кто-то там еще, кто за эти двадцать лет не принял ни одного решения повлиявшего на «хоть что-нибудь», виноваты в том, что наша жизнь так и не стала лучше.
В биатлоне схожие симптомы. СБР, губернаторы, министры и прочие властные люди – принимают все, абсолютно все решения в системе российского биатлона. Они решают, кому выдать право на участие в Кубке Мира, а кого убрать оттуда. Не спортивные результаты, а росчерк властного пера и ты на Чемпионате Мира. Росчерк пера в обратную сторону и ты вечный юниор и подающий надежды. Все определяется там, в высоких кабинетах и в высших эшелонах. Именно эти кабинеты влияют на подготовку спортсменов. Именно эти кабинеты влияют кого из иностранных тренеров подпустить к сборной, а кого обвинить в провалах. Все там и всегда было там. И все это понимают. Сегодняшняя безысходность тоже оттуда – из самых высших кабинетов.
Но мы не можем сказать какому-нибудь губернатору: «извините, вы сделали для биатлона многое, мы благодарны вам за это, но пришло время новых людей и новых идей». Такое невозможно представить. Это ведь Губернатор! Его может лишить влияния только Сам… Но Самому нет дела до нефартового в этом цикле биатлона. Чемпионов для приглашения за орденами в этот раз нет, а значит нет и интереса. Ведь одно дело быть причастным к победам, а совсем другое дело брать на себя ответственность за проблемы.
И выходит у нас очередной виток «несменяемости». Результата нет, но следующую попытку его добыть опять придется предпринимать ровно тем же людям, которые к этому отсутствию результата и привели. Однажды ведь получится. Однажды, наверняка, Шипулин возьмет золото в личной гонке крупного старта или вытащит эстафету. Быть может «все попадет» кто-то из девочек. И эти медали, рядом с которыми можно будет долго красоваться на федеральных СМИ, будут стоить десятка загубленных карьер спортсменов. Ведь, что такое какой-нибудь перспективный спортсмен, когда на карту поставлены рейтинги власти.
Но это правила игры. Так бывает. Кому-то везет, а кому-то нет. Кто-то получает ордена, квартиры, машины, а кто-то сидит в третьем эшелоне без малейшего шанса на реализацию. Нужно убедить систему в том, что ты ей пригодишься. Иначе, какой от тебя прок? Сезон без побед или хотя бы громких надежд? Это не для высших целей и достижений.
И в этом наша главная проблема: никому не интересно развитие и становление. Никому не интересна работа на перспективу. Это скучно. Представьте сезон, в котором один излишне патриотичный комментатор, ни разу не поставит перед нашими биатлонистами «великие цели». Ведь что такое для наследников великих побед Тихонова, Медведцева и Резцовой – заходы в топ-20 и топ-10? Пшик. Бессмысленное ношение формы великой биатлонной России. Так ведь это в ваших головах, уважаемые почитатели таланта господина-комментатора? Только «утереть нос Фуркаду». Только «положить на лопатки «норгов». Только «порвать всех».
Но, мы вас расстроим, в XXI веке больше «никто никого не рвет». Это архаичный пережиток времен СССР, с которым играется нынешняя пропаганда. Вы были в инстаграме у Фуркада или Йоханнеса Бё? У тех самых врагов, которых нужно порвать. Там русских комментариев больше, чем норвежских. И все с сердечками. Понимаете, о чем мы?
И сборная Франции выиграв этот Чемпионат Мира не «поставила на колени Норвегию на её территории». Такого бреда не родит во Франции даже семейство Ле Пен. Это XXI век, а не «холодная война». Тут «круче» не в гонке на 20 км, а в экономике, в медицине, в среднем возрасте жизни, в прогрессе. Тут важно не выиграть медаль и потом размахивать ей всю жизнь, горделиво воспевая свой «высший патриотизм». Это бред. Не круче Фуркад обычного французского врача. И он это понимает. И все это понимают. У каждого своя работа и свой личный выбор, как прожить эту жизнь. Своя шкала личных достижений.
Нам стоит избавиться от этих пережитков. Каждый раз, когда пустословы начинают заводить свою шарманку про «великие победы», нам стоит им сказать, что по-настоящему великие победы не нуждаются в пафосных балаганах. И настоящие великие чемпионы не рождаются от того, что в них «веришь всей страной». Они рождаются потом и кровью тренировок. Один на один со своим профессионализмом. А эта пресловутая «вера» – это очередная ловушка.
Вот, во что мы верили на этом чемпионате? В то, что неготовая женская сборная России, вдруг полетит за медалями? Серьезно? Неужели в голове еще не сложился пазл: мы верим каждый раз, а результата нет и нет. Неужели, еще не пришла мысль о бессмысленности этой слепой веры? Ведь она продиктована ничем иным, как банальным: «вы обязаны верить в Россию». Нет. Никто не обязан верить в Россию. Никто не обязан поддерживать российских спортсменов. Нет никакого СССР с их идеологией – кто не за нас, тот против нас. Есть свободные граждане России, которые вольны сами выбирать свои пристрастия.
Эта так называемая «вера» – это еще один продукт пропаганды. Способ «подтащить» побольше народа на медальки и праздники, чтобы срезать с них сливки рейтингов. Но человек должен быть свободен. Тогда его не смогут использовать. Тогда он сможет сказать «нет», когда его пытаются одурачить. И тогда не произойдет главное: за эту «обязательную веру» не спрячут неудачи. «Какая бы сборная не была – мы все равно будем в неё верить». Высшая глупость.
Сборную России поддерживаешь не потому, что так надо, а потому что она часть тебя. Эти парни, бегущие на чемпионатах – они такие же, как ты. У вас с ними много общего. Об этом патриотизм – о желании поддержать таких же россиян, как и ты, а не о доказать всем свое величие.
И это еще одна проблема нашего болельщика – у него запрограммированные спортивные переживания. Он не ждет от спорта каких-то личных переживаний – у него только «обязательная программа болельщика России». Всех порвать. Всем все доказать. Уделать этих иностранцев-врагов. Россия – вперед! Это дико. Мы уже писали, какие из Фуркада и Бё «враги». У них фанатов в России не меньше, чем у Шипулина. И что все эти люди предатели за свои сердечки?
Не должно быть в спорте места для реализации национальных комплексов. Современный спорт – это не борьба миров. Это давно уже часть того, что у нас называется «культурно-развлекательная программа». Это шоу. Это концерт. Это перфоманс. Это фестиваль. И современный болельщик – это не клонированный патриот, а личность, которая пришла на соревнование, чтобы хорошо провести свое свободное время. Потратить свои деньги.
Мы часто обращаем внимание на закрепощенность наших спортсменов, которая просто бросается в глаза на фоне соперников. Братья Бё проваливают открытие чемпионата, свои этапы на смешанной эстафете, но затем берут медали, как ни в чем не бывало. Нет и французов, которые убиваются после того, как привезли минутное отставание их главному герою Фуркаду. А все дело в том, что на них не лежит груз ответственности за целую страну. Миллионный гул «мы верим в тебя», «стране нужна эта медаль» и т.п. Люди, которые вчера сходили с ума от победы сборной Норвегии – это люди, которые получили эмоциональную разгрузку и всё. Для них это золото сборной – равнозначно отличному концерту или хорошей вечеринке с друзьями. Никто же после эйфории концерта не начинает бить по столу с криком: «Русская музыка – лучшая в мире». Или начинает?
Давайте оставим в покое наших спортсменов. Пусть каждый из них реализовывает свой профессиональный максимум. Давайте уберем из нашего спорта наши же болельщицкие ожидания «славы России». Ведь это не наша «слава», а их. Нельзя быть сопричастным к победе спортсмена сидя у телевизора. Это пропаганда чистой воды. Подмена понятий.
Давайте снимем со спортсменов груз ответственности за «великое прошлое». Нет ничего общего между Антоном Бабиковым и Александром Тихоновым. Они родились и стали спортсменами в разных странах, в разных эпохах, как политических, так и спортивных. И это здорово. Это потрясающе. Спорт помогает нам не стоять на месте. Он показывает, что важно меняться и прогрессировать. Искать новые методики. Принимать новые вызовы.
А наших спортсменов, наоборот, постоянно пытаются оградить от этих новых вызовов. Психолог. Пиар-менеджер. Советник по работе с прессой. SMM-менеджер. Все это чуждо неповоротливой махине постсоветского спорта. Но это XXI век и молодые юниоры уже фактически родились в этом веке больших перемен. И им дискомфортно рядом с архаичными «тренерАми», сколько бы заслуженными они не были.
Мы не призываем к революции. Мы призываем к созиданию и эволюции. К тому, что однажды наш спорт и биатлон в частности, будет современным. Он будет делать ставку на молодежь. Он будет делать ставку на сменяемость кадров. Он будет стремиться к инновациям и прогрессу. Он будет открыт и доступен в информационном смысле.
Нам кажется, что мы можем стать лучше. Что мы можем не запустить очередной виток «несменяемости», а двинуться в новом направлении. К новым вызовам. Ведь они очевидны. Сборная России по биатлону находится в самом глубоком кризисе за всю свою историю. И этот вызов должны принять на себя готовые к кардинальным переменам люди. Оставить все как есть – значит проиграть. А этого мы не желаем сборной России. Нам хочется больших спортсменов, которые могут вдохновлять. Это главное. Не победы, а люди.