7 мин.

Special // Две главные причины посмотреть Чемпионат Мира по Биатлону

Городок Контиолахти хорошо знаком нашим болельщикам, потому как расположен в каких-то ста километрах от российско-финской границы. По сути, местность близ озера Хёютияйнен, это часть исторической карельской провинции, которая вполне могла оказаться и по ту сторону границы, будь Красная Армия еще более удачлива в 40х годах прошлого века. Но, случилось, что случилось и живописные берега Хёютияйнен не вошли в состав нашей Карелии.   

Крупные старты, как это ни странно для постоянного участника Кубка Мира, проходили в Контиолахти лишь дважды: в 1990 году сюда заехала мужская эстафета, в рамках сорванного погодой Чемпионата Мира в СССР, а в 1999 году уже финская погода сорвала добрую часть гонок местного чемпионата. Сильный мороз не позволил начать мировой форум вплоть до последних дней, так что финские болельщики успели увидеть лишь связку «спринт-пасьют» и эстафеты.

Но, похоже, что все неудачи прошлых лет компенсируются для финских болельщиков в этом году. Чемпионат Мира в Контиолахти в 2015 году – может стать для них одним из самых успешных и важных за последние годы. Впрочем, для нас тоже. 

Darya vs Kaisa

dar

Этот чемпионат мира, определенно, будет знаковым для биатлонного мира. Судя по всему, это последний крупный старт, на котором мы увидим супер-дуэль Дарьи Домрачевой и Кайсы Мякяряйнен. После ухода в прошлом сезона из спорта Туры Бергер, только эти две спортсменки в праве носить приставку «топ», настолько далеки они порой от основного пелотона по скорости, качеству стрельбы и общему менталитету чемпионок. И эта перспектива последней большой дуэли, кажется весьма грустной. Ведь в то, что Дарья сдаст свои позиции в ближайшее время верится с трудом, а вот в то, что вплоть до Олимпиады в Пхёнчхане к её уровню едва ли кто подберется – это вполне вероятно. Так что, возможно, нам некуда не деться от тотального доминирования белорусской спортсменки. Но это завтрашний день, а что мы имеем сегодня в этой большой битве двух мегазвезд женского биатлона?

Кайса почти в одну калитку выиграла начало чемпионата мира. Но затем, после нового года, она попала в определенную функциональную яму, которая прежде всего сказалась на её стрельбе и позволила Домрачевой обойти себя в общем зачете Кубке Мира. Дарья одержала несколько первоклассных побед за последний соревновательный месяц, которые могут говорить о том, что именно она фаворит в этой паре. Но, скорее всего, все не так просто.

Для Кайсы помимо самого факта соперничества с Домрачевой, этот чемпионат мира будет слишком значим еще и с психологической точки зрения. Последний крупный старт в её карьере. Первый крупный старт в её родной Финляндии за долгие годы. Нечто похожее было в 2012 году у Магдалены Нойнер в Рупольдинге. Тогда это закончилось для Магды двумя золотыми, серебряной и бронзовыми наградами. Получится ли у Макяряйнен?

Да. Она определенно проведет это Чемпионат Мира на высшем уровне. За её плечами нет сильной команды, поэтому эстафеты для неё почти стопроцентно безмедальные, но вот личные гонки – это будет её вотчина. Она может не выиграть ни одного золота, но она точно не отдаст ни один подиум просто так. Только те, кто будут лучше неё в этих гонках, смогут стать на ступеньку выше неё. Она не отдаст ни сантиметра дистанции и будет бороться с каждым порывом ветра на стрельбище. В этом можно не сомневаться.

И, конечно, первой, кто бросит вызов Кайсе будет Домрачева. Что такое Даша и крупные старты мы все увидели год назад в Сочи. Она собрана, но когда это необходимо умеет быть полностью расслабленной. Она потрясающе готова функционально, но не зажата в своей форме, а значит способна прибавлять. Ментально и психологически – это одна из самых устойчивых спортсменок в пелотоне, которая обрела эту уверенность через массу провальных гонок. Её в прямом смысле слова – ничего не страшит. Она может проиграть любую гонку, но может и выиграть у кого угодно. В ней нет самокопание в контексте «смогу ли я?», а есть только желание и мотивация добиваться все новых и новых высот. Она способна остановить Кайсу, даже если та будет в своей самой гениальной форме.

И вот такой дуэльных расклад великих предстанет перед нами в последний раз. Это, действительно, грустно. Но тем интересней будет увидеть это своими глазами.  Это будет, что называется, «a moment to remember».

Shipulin #1

 

ship

Казалось бы, для болельщиков Антон Шипулин сделал все, что было нужно еще на своей стойке в олимпийской эстафете. Но этот сезон показал, что аппетиты у поклонников биатлона куда выше героической победы в Сочи. И одно из главных ожиданий грядущего Чемпионата Мира связанно именно с нашим олимпийским чемпионом. И вот почему…

За все эти годы, что сборная России выступает под триколором, для болельщиков определение «лидер мирового биатлона» всегда было чем-то норвежско-немецко-французским. Славные эпохи «доминаторства» Тихонова или абсолютного чемпионства Медведцева – это эпохи союзных побед, которые мы хоть и любим перенимать на свой счет, но, все же, это не кажется нам чем-то слишком близким. Всем нам хочется своего, родного россиянина-чемпиона. Конечно, в свое время чемпионами были Драчев или Ростовцев. Тот же Устюгов несколько сезонов был в числе топ-спортсменов. Но среди них так и не случилось того самого «лидера мирового биатлона». Спортсмена с харизмой и обаянием. Победителя, который может провести «скучную» гонку, не позволяя преследователям даже приблизиться к его первому месту или выгрызть победу кинжальной атакой в финишном створе. Россиянам хотелось, чтобы их спортсмен, наконец, стал не тем, кто побеждает на промахах и плохой форме других, а тем, до кого не может дотянуться кто бы то ни был в свой оптимальной форме. И, похоже, несколько превосходных побед Антона дали нашим болельщикам почву для подобных сверхожиданий.

И это не кажется плохим. Все эти «страсти по Шипулину», его возвеличивание – это не плохо. Это даже хорошо. Небожители, подобные Бьорндалену, рождаются крайне редко и их сияние невозможно пропустить с первых лет их выступлений, но вот героями не рождаются, ими становятся. В том, числе и благодаря болельщикам. И Антон Шипулин как раз из этой категории.

Он герой и лидер. Он лучший биатлонист России последних лет. Он реально – один из лучших биатлонистов мира. И это нужно и важно использовать. Но использовать мудро, не пытаясь обрести в Шипулине спасение от всех комплексов большой страны. Не пытаясь вложить в его победы попытки доказать всему миру что-то там про наше величие и их чужестранную низость. Нет, так не должно быть в спорте. Главное доказательство величия в спорте – это любовь.

И это не шутка. И нашим болельщикам это понять проще простого. Мы годами, десятилетиями любили чужих спортсменов. Со скрипом на сердце или с распахнутой настежь душой мы восхищались величием других. Завидовали. И вот теперь у нас появился спортсмен, которого может полюбить весь мир. Которым будут восхищаться и которого будут ставить в пример.

Такое может случится, но только если мы сами поможем ему в этом. Если мы покажем другим, что мы наслаждаемся этим моментом, когда Антон среди лидеров мирового биатлона. Что мы наслаждаемся Антоном. Что его победы важны для нас, но мы не отвернемся от него и когда он проиграл. Потому, что он достоин нашей поддержки в любой ситуации. Потому, что мы любим его как спортсмена и как личность, а не как того, кто просто занимается первые строчки делая нашу нацию сильнее других в глазах остальных. Ведь все эти «сильнее других» в спорте слишком зыбкие. Пять-десять лет назад трудно было представать, что на обе сборные Германии по биатлону будет всего один реальный претендент на победы. И что теперь? Немцы больше не великая биатлонная нация? Конечно, же нет. Они были и остаются великими.

Так же и тут. Шипулин может проиграть все гонки чемпионата. Он может выиграть лишь одну из них. Он может стать триумфатором. Но он не может стать другим для нас. Просто не должен потому, что «не отрекаются, любя». Мы не должны переставать ценить спортменов после их неудач. Потому, что если это так, то значит их «удачи» нам нужны были для чего-то другого. Чего-то, что не очень достойного для тех, кто хочет считать себя великой нацией.