5 мин.

«На «Уимблдоне» лучшая трава. На футбольных полях такой нет». Александр Метревели – о главном теннисном турнире

Финалист «Уимблдона»-73, культовый комментатор тенниса Александр Метревели – о голубях, лисах, очередях за билетами и, конечно, клубнике со сливками.

Без комментариев

Я сейчас в Тбилиси, на «Уимблдон» не поеду. К сожалению, впервые за сорок лет турнир не будет показан на российском телевидении. Выходит, что и я впервые за столько же лет не посмотрю матчи вживую. После той работы, тех эфиров, которые мы провели за эти годы, ехать просто так неинтересно. Если бы я попросил – мне бы сделали специальный пригласительный, но не хочется.

Обидно, что в этом году без тв-трансляций. Непонятно, что происходит с показом тенниса в России. «Евроспорт» – единственный канал, где можно посмотреть матчи, но он не рассчитан именно на российского болельщика. Там важнее отбор матчей – российские теннисисты попадают в эфир редко. Это не то, что мы делали на НТВ. Если нет российских игроков, то, как правило, нет зрительского интереса. Посмотрю в Тбилиси – здесь будут показывать.

Прямые трансляции «Уимблдона-2014» – только на Sports.ru!

Пригород Уимблдон

Как такой деревни на «Уимблдоне» нет. Есть тихий спокойный пригород – Уимблдон, между собой мы его называем деревней, хотя там, конечно, живут не бедные люди. Все красиво, чисто, цветочные клумбы вдоль дорог.

Там даже гостиниц нет, только одна совсем маленькая. Теннисисты из года в год арендуют частные дома на время турнира – жители получают немаленький доход. Особенный комфорт в том, что все расположено в шаговой доступности – даже транспорт не нужен.

Один полицейский

За последние 30-40 лет атмосфера на турнире сильно изменилась. Раньше ведь вообще не было охраны. Был один полицейский, который всех знал в лицо, ему не надо было даже аккредитацию предъявлять. Атмосфера была почти семейной, идешь и встречаешь только знакомые лица. Но и был минус в тесноте: мало кортов, мало пространства, помещений, раздевалок.

Вообще, у «Уимблдона» всегда была проблема с территорией – потому что вокруг частные владения, которые никто не хотел отдавать. Но с годами удалось на довольно ограниченном участке создать великолепный стадион. По компактности, думаю, «Уимблдону» равных нет. Сейчас нет проблем с тренировочными кортами – их много, и они все на одной территории.

Охота на голубей

За несколько дней до начала турнира организаторы начинают разгонять голубей. Они живут на крыше стадиона 12 месяцев в году, за исключением двух недель – их никто не беспокоит. А ближе к турниру туда отправляют соколов или коршунов – некоторые голуби погибают, некоторые улетают. Точно так же делают, например, в аэропортах.

А лис в деревне сколько хочешь – они там как собаки. Каждый день можно встретить на улице, принять за собаку. Они совсем не агрессивные: люди к ним привыкли, они привыкли к людям. Если кто-то оставил на улице пакеты с недоеденной пищей – лисы роются, доедают.

Встречи в парке

Теннисисты тренируются в парке, но сейчас там более-менее закрытая зона. На первой неделе там очень многолюдно, но просто так встретиться с Шараповой или Федерером практически невозможно. Шанс есть – если просто повезет, и они появятся где-то в зоне свободного доступа. Такое бывает редко.

Очередь

Очередь за билетами на Центральный корт – это традиция «Уимблдона». Сама очередь называется «The Queue», люди в ней специально ночуют – такой своеобразный ритуал. Провести ночь на «Уимблдоне» – это что-то да значит. Если болельщикам из очереди предложить билеты – они даже обидятся, потому что пришли сюда именно за тем, чтобы переночевать и только потом их купить.

Дорога в десять тысяч лиц. Иван Калашников – об уимблдонских очередях

Клубника со сливками

Обязательное блюдо турнира – едят все: журналисты, игроки болельщики. В июне в Англии больше всего клубники. Я бы не сказал, что поедание клубники – это целая церемония. Просто отличительная черта. В США подают сосиски с пивом, в Англии – клубнику с шампанским.

Корт №1

Он всегда отличался уютом, камерностью – вмещал около пяти тысяч и постепенно стал непригоден для принятия больших матчей. Правильно сделали, что снесли его – все-таки он слишком устарел. На его месте построили большой комплекс для журналистов и игроков, столовые, раздевалки и т.д., а сам Корт №1 перенесли на другое место.

Я играл на этом корте, но время берет свое. Это было культовое место. На Центральном корте ставили такие матчи, чтобы заинтересовать англичан. На Корте №1 всегда была более демократичная обстановка.

Мужской турнир

В этом году для меня одинаково интересны и мужской, и женский турниры. Явного лидера в мужском теннисе, каким в свое время был Федерер, уже нет. Тем более это трава… Если можно утверждать, что на песке лучший – Надаль, то на траве круг претендентов очень широкий.

Уверен, что выиграет тот, кто уже когда-то побеждал на «Уимблдоне». Что касается Федерера, то у него уже потерялась скорость – ему из-за этого очень тяжело играть. Раньше он побеждал, имея преимущество в скорости. С другой стороны, если он и может сыграть хорошо на каком-то из турниров «Большого шлема», то в первую очередь на «Уимблдоне».

Хочется, чтобы появились новые имена. Буду внимательно следить за Григором Димитровым, за Милошем Раоничем. Молодых ребят много, кто-то из них, безусловно, способен пройти далеко.

Женский турнир

В прошлом году мне было неинтересно наблюдать за женским турниром – было много отказников, да и вообще женский профессиональный теннис… К нему у меня особое отношение. Сейчас это гибрид шоу-бизнеса со спортом. Здесь круг претендентов на победу меньше, чем у мужчин.

Если Серена Уильямс пройдет первые круги, то наверняка сможет победить. С ведущими теннисистками у нее проблем нет – важно пройти соперниц из второго эшелона. По сути, для нее главное – не вылететь рано.

Что ждет Россию на «Уимблдоне»?

Трава

Траву выращивают на севере Англии. Есть такая поговорка: траву к «Уимблдону» надо сто лет сеять, сто лет поливать и сто лет стричь – получится газон. Ускорить этот процесс очень тяжело. Выращивают специальные лаборатории. Это лучшая трава – ни на одном футбольном поле такой нет.

Но из-за сложностей с выращиванием от травы постепенно отказываются. Раньше три турнира из четырех игрались на траве, но ее тяжело содержать и поддерживать в нужном качестве. Остался только «Уимблдон» – в этом его главная привлекательность.

За кого мы будем болеть на «Уимблдоне»?

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин; Fotobank/Getty Images/Steve Bardens