Эстафета Олимпийского огня в Красноярске. Высокая концентрация людей в оранжевом: глазами участника
26 ноября эстафета олимпийского огня прошла в Красноярске. Мне удалось принять в ней участие в качестве волонтера. И вот, как это было…
Эстафета Олимпийского огня в Красноярске еще до своего явления в город уже вызывала споры, начиная от рассуждений о том, зачем вообще факел проносят по всей стране, мол, «понты», «трата денег» и т.д., до подсчета баллов на «Яндекс Пробках». К слову, именно пробки нашли больше всего возмущенных возгласов от горожан, ведь мы край, а не автономия и не можем сделать этот день выходным. Но о пробках чуть позже.
Еще в октябре проводился набор волонтеров: все желающие заполняли анкету на сайте kraysport.ru и через некоторое время с ними связывались замечательные ребята, работающие с добровольцами. В анкетах мы указывали три желаемых направления, желаемые пункты сбора; позже нас разделили на сферы работы и на прошлой неделе провели несколько собраний, где рассказали, кто и что конкретно будет делать, и выдали волонтерскую форму (оранжевую ветровку, шапку и рукавицы).
И вот, наконец, 25 и 26 ноября олимпийский факел доехал до Красноярска. В понедельник его торжественно встретили на городском железнодорожном вокзале и отправили в город Дивногорск, где находится Красноярская ГЭС (та, что на 10-рублевой купюре). На ГЭС в честь этого даже зажгли всю иллюминацию, чем порадовали всех присутствующих, ведь такое происходит крайне редко.
На фото: Один из самых красивых кадров всей эстафеты – Олимпийский факел в заповеднике «Столбы»
Вечером огонь, попутешествовав по Дивногорску, вернулся в Красноярск на горнолыжный склон в фан-парке «Бобровый лог», откуда спустился на горных лыжах и сноуборде. Но все это вы, наверняка, хотя бы краем глаза зацепили в новостях.
Во вторник меня поставили работать на маршрут эстафеты непосредственно с факелоносцем, что, по сути, означало отправить своего факелоносца в путь на 200 метров с факелом и принять предыдущего участника эстафеты. И, конечно, поговорить с ним. Именно так на первом пункте еще в 9 утра я встретила самого молодого участника нашей красноярской эстафеты Рамазана Алибекова, а проводила Максима Савельева. Днем мы помогали на участках в центре и, на улице Ленина возле стадиона Локомотив, отправили в эстафетный путь Екатерину Комзолову, 15-летнюю талантливую спортсменку из Шарыповского района. А затем убежали помогать подруге на улице Мира через пару слотов от министра спорта РФ Виталия Мутко.
На фото: Александр Горовой и Максим Савельев
Всего в Красноярске бежало 193 факелоносца (203 человека), включая 16 олимпийских чемпионов. 33 раза красноярские спортсмены становились призерами Олимпийских игр, наиболее титулованным чемпионами у нас являются: борец Бувайсар Сайтиев, которые трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала почета, гандболистка Любовь Одинокова, биатлонистка Ольга Медведцева и фигурист Артур Дмитриев (все – дважды). Немудрено, что честь зажигать огонь на стадионе выпала именно Ольге Медведцевой – первой олимпийской чемпионке по зимним видам спорта нашего края.
Самым сложным заданием в моем волонтерском дне оказался даже не подъем в 4:40 утра, так как в 6:00 мы уже должны были быть в Академии биатлона, а продержаться до самого вечера. Итак, рано утром мы стартовали от Академии биатлона. Автобус высаживал волонтеров на назначенных слотах, все старались не замерзнуть, хотя погода была довольно комфортная: примерно -5. Каждому волонтеру на выходе давали связку флажков и информацию о факелоносце. На моем первом листочке был написан номер слота, имя факелоносца и, вместо информации о нем, прекрасная запись: «Говори что-нибудь». Так я и осталась стоять на улице Копылова в окружении веселых, но уже замерзших первокурсников, думая, что же говорить. Улицу тогда еще не перекрыли и мы с ними прыгали и шутили, согреваясь.
К слову об улицах: горожан пугали страшными пробками, по местным популярным пабликам ходили страшные картинки, предвещающие полный автомобильный коллапс. Немало масла в огонь подливали и все местные новости, да и маршрут эстафеты был очень глобальным – 34 километра по городу. И это еще и по центральным улицам, которые ежедневно забиты автомобилями. В общем, ждали эстафету, как судного дня. Но… ночью неправильно припаркованные машины оперативно эвакуировали, дороги все расчистили, полили специальной смесью, образующей вместо льда кашу на дорогах и оказалось, что улицы у нас очень даже широкие! И ни одной пробки утром, хотя обещали перекрывать дороги за два часа до начала эстафеты, не было. То ли все испугались и уехали пораньше, то ли пошли пешком или воспользовались общественным транспортом, но уже к обеду шутили, что было бы здорово, если бы факел носили по улицам города каждое утро, чтобы пробок не было больше никогда. Перекрытия улиц за два часа тоже не было, все работали очень слаженно: как только выдвигался кортеж, минут за 15-20 улицу перекрывали и открывали почти сразу после того, как он проходил. Полицейские на самом деле молодцы, в основном все были доброжелательны и общительны. Некоторые даже шутили и охотно отвечали на вопросы. Задействованный полный состав полиции работал очень здорово, кроме одного эпизода, о котором речь пойдет чуть дальше.
На улицах стояло много студентов, школьников, кто-то был даже с плакатами и с разрисованными в триколорах лицами. После того, как проезжал кортеж эстафеты, волонтеров собирал автобус. Мы весело махали прохожим из его окон, на что те нам не менее радостно отвечали. Самый милый и сентиментальный момент был на набережной Енисея, когда нам махали совсем маленькие дети, по 3-4 года, из детского сада ближайших домов.
Ближе к вечеру мы отправились на Коммунальный мост, чтобы поприветствовать биатлонистку, а ныне тренера, Ольгу Ромасько – серебряного призера Олимпиады-98 и трехкратную чемпионку мира. Она много улыбалась и, кажется, чуть-чуть волновалась, понимая важность предстоящего момента, но все прошло хорошо.
На фото: Ольга Ромасько
Самый неприятный эпизод состоялся вечером, за несколько минут до церемонии зажжения чаши огня на Центральном стадионе: многие люди (не только волонтеры), которые были на Коммунальном мосту, где проходил завершающий этап эстафеты, не успели спуститься к стадиону и их остановили сотрудники полиции. Волонтеров, несмотря на то, что их форма являлась аккредитацией, также не пропустили. Уж не знаю, чей «косяк» это был на самом деле: тех, кто им это объяснял, или тех, кто слушал, но зажжение чаши мы не увидели. Мы его только услышали и вглядывались в экран, который находился очень далеко. Общее впечатление, конечно, эта ситуация смазала по полной программе.
Пока мы стояли на мосту, Валерий Медведцев передал огонь своей жене, и она отправилась зажигать чашу. Как позже призналась сама Ольга Валерьевна, она очень волновалась, но смогла сдержаться. Думаю, этот день вошел в ее память, как один из самых ярких и эмоциональных.
После официального выступления Ольги Медведцевой, Льва Кузнецова и Виталия Мутко, на стадионе был небольшой концерт неизвестной мне девушки-исполнителя, спонсоры раздавали светящиеся бутылки газировки, горящие палки-махалки и все желающие могли сфотографироваться с факелом.
Если вы имеете какое-то отношение к спорту и уважаете олимпийское движение, то понимаете, что стать хотя бы небольшой его частичкой – большая честь. И, несмотря на немалый «косяк» в конце моего путешествия за факелом по Красноярску, те ощущения, когда факелоносцы передают друг другу огонь, непередаваемы. Это действительно красиво! Мы - волонтеры и зрители объединились, чтобы помочь. И это было очень здорово! Ведь Олимпиада – большой спортивный праздник, в первую очередь, для атлетов. Когда факел уходит все дальше и дальше, понимаешь, что Игры уже совсем близко и совсем скоро на глазах любимых спортсменов загорится чаша с олимпийским огнем на главном стадионе Сочи.
Во вторник днем случайно поспорила с одним фотографом, взрослым серьезным дядечкой, который, ссылаясь на новости о том, что у нас эстафету бегут две династии, наивно утверждал мне, что Медведцевы – это отец и дочь. Он достал мне список факелоносцев в доказательство, показал отчество Ольги Валерьевны и имя Валерия Алексеевича. Мне стоило немалых усилий, чтобы объяснить ему, что они муж и жена, и что мужа и папу могут звать одинаковыми именами и ничего страшного в этом нет. А также то, что папу Ольги зовут Валерий Петрович... Заморозов. Матчасть надо знать))
А династий бежало действительно две: хоккейные Ломановы и биатлонные Черноусовы.