Великие отечественные. История олимпийских побед. Часть 2
1992 — Альбервиль (Золото индивидуальной гонки — Евгений Редькин; Золото спринта — Анфиса Резцова)
Олимпийский дебют биатлонисток был ознаменован уникальным достижением Анфисы Резцовой – для победы в спринтерской гонке бывшей лыжнице (уже добывшей одно олимпийское золото и два золота чемпионата мира в своей «прежней жизни») хватило 70% точности в стрельбе. Олимпийскими чемпионами в спринте с тремя штрафными кругами не становились (уже вряд ли и станут) даже мужчины. Это ей, Резцовой, Сурков адресовал из своей комментаторской кабинки: «Последний выстрел и бегом со стрельбища, Анфиса! Нечего тебе здесь делать!!».
Зато было что делать на огневом рубеже Евгению Редькину. В Альбервиль уроженец Ханты-Мансийска приехал «глубоким» запасным – ему даже не выдали официальной формы олимпийской сборной, даже лыжи Редькину пришлось откатывать лишь за день до гонки (окончательно выяснилось, что считавшийся фаворитом Сергей Тарасов на старт не выйдет, а менять его решительно не на кого). Отстрелявшись на ноль на четырех рубежах, Редькин, стартовавший под 20 номером в глубине души (счастливый уже от того, что так уверенно провел первую в своей жизни олимпийскую гонку) рассчитывал на 5–6 место. Но фортуна в этот день явно благоволила ему – с десяток его более опытных соперников катастрофически мазали на огневом рубеже. Последнее золото биатлонного турнира – наше!
1994 — Лиллехаммер (Золото индивидуальной гонки — Сергей Тарасов; Золото спринта — Сергей Чепиков, Золото эстафеты — Надежда Таланова, Наталья Снытина, Луиза Носкова, Анфиса Резцова)
Лихие 90–е уже вовсю бушевали в России, а отечественный биатлон по-прежнему жил за счет внутренних резервов. Почти нулевая материальная база, дефицит всего и везде, но все новые спортивные победы. Переживший в 1992 клиническую смерть Сергей Тарасов, спустя пару лет «на зубах» выигрывает индивидуальную гонку у Франка Люка и Свена Фишера (преимущество в 4 и 17 секунд – соответственно).
Затем вместе с неистовым Сергеем Чепиковым Тарасов поднимается на пьедестал спринта – Чепиков на первую, а Тарасов на третью ступень.
Женщины в личных гонках не потрясли, но в эстафете собрались так, что немки отстали в итоге на 3.57! Надежда Таланова, Наталья Снытина, Луиза Носкова и Анфиса Резцова своей победой увенчали пока самый успешный для отечественного биатлона олимпийский турнир.
1998 — Нагано (Золото спринта — Галина Куклева)
Как и в 1972 году, Япония подбрасывала нашим олимпийцам-биатлонистам каверзу за каверзой. В 1996 и 1997 наши мужчины блистали на чемпионатах мира – в Нагано пришлось довольствоваться эстафетной бронзой. В те же годы Ольга Ромасько считалась едва ли не королевой спринта, а Ольга Мельник называли снайпером – на Олимпиаде все смешалось в нашем биатлонном хозяйстве. Выстрелила Галина Куклева! 0,7 – таково было ее итоговое преимущество в спринте над реактивной Уши Дизль. Именно с этой Олимпиады женщины на долгое время стали «локомотивом отечественного биатлона».
2002 — Солт-Лейк-Сити (Золото гонки преследования — Ольга Медведцева)
В Солт-Лейк-Сити Ольга Медведцева (в ту пору еще Пылева) плакала дважды. В первый раз после финиша индивидуалки. До последнего рубежа претендуя на победу, она краем уха услышала чью-то «подсказку»: «Стреляешь ноль – ты чемпионка». Неодержавшая на тот момент ни одной личной победы Пылева с такой психологической нагрузкой не справилась и промахнулась дважды (от первого места ее отделили 44 секунды, а от бронзы – 5). Второй раз «самая обаятельная и привлекательная» не сдержалась после гонки преследования – той самой, где на последнем рубеже на два штрафных круга зашли сразу три лидера и догонявшая лидеров Уши Дизль. Шедшая во «второй волне» преследовательниц Пылева ушла на финишный круг чуть позади Кати Вильхельм, но уже на выходе со стадиона обошла немку и далее лишь наращивала преимущество (с ее финишной скоростью в те годы не мог конкурировать никто). Пересекая линию финиша и улыбаясь затем в микс-зоне наша чемпионка, кажется, еще не до конца понимала, что случилось. Поняла часом позже, когда прямо на пресс-конференции ей передали телефонную трубку. За тысячи километров от Солт-Лейк-Сити, в Красноярске в голос плакала Олина мама. Тут уже сдержать слезы не смогла и чемпионка.
2006 — Турин (Золото индивидуальной гонки — Светлана Ишмуратова, Золото эстафеты — Анна Богалий, Светлана Ишмуратова, Ольга Зайцева, Альбина Ахатова)
Для того чтобы одержать свою первую личную победу в элитных Светлане Ишмуратовой понадобилось 166 стартов! Она одержала ее в декабре 2005 в Осрбли и сама, кажется, не вполне готова была увидеть в этом что-то знаковое. Устала, видимо, верить в свой личный успех. Ведь сколько уже было завоевано эстафетного золота (у немки Катрин Апель, часто пересекавшейся с Ишмуратовой на эстафетных этапах, даже «СВЕТАбоязнь» развилась – так уверенно переламывала россиянка соперниц в этих гонках). Стоя в финишной зоне олимпийского Турина (в ее олимпийской победе уже не было сомнений) Света по-прежнему затыкала уши и избегала поздравлений, а после очередной попытки убедить – мол, помешать победе больше никто не сможет – даже погрозила своим маленьким кулаком (Ну, если сглазил – вот этими вот руками задушу!). Потом были улыбки, совместное фотографирование с Ольгой Пылевой (на тот момент еще обладательницы серебра – а тремя днями позже олимпийского изгоя…), потом переживания.
После истории с Пылевой, казалось, что эстафеты нашему женскому квартету ни в жизнь не выиграть. Но Анна Богалий, Ольга Зайцева, Светлана Ишмуратова и Альбина Ахатова доказали обратное. И снова этап Ишмуратовой, снова Апель уходит на штрафные круги (да и кто бы не дрогнул – на четырех эстафетных этапах наши девушки позволили себе лишь два дополнительных патрона?) и вся ясно, и Ахатова катит к финишу с российским триколором, и вся страна счастлива!
2010 — Ванкувер (Золото масс-старта — Евгений Устюгов, золото эстафеты — Светлана Слепцова, Анна Богалий, Ольга Медведцева, Ольга Зайцева)
После того как в шести подряд гонках не было добыто ни одной (!!!) медали, казалось – вот он судный час нашего биатлона. Тем более, что и сама Олимпиада складывалась не слишком удачно. После второго «чистого» рубежа Евгения Устюгова в сердцах оптимистов зародилась надежда. Когда с четвертого рубежа красноярец кинулся догонять Павола Хурайта – вся страна, кажется, превратилась в безудержных и счастливых болельщиков. Золото Устюгова стало для российских биатлонистов первым за 16 лет успехом – до этого на трех Олимпиадах страну радовали только женщины.
Ну, а женскую эстафету мы выиграли просто потому, что проиграть не могли – да и немки словно сдались заранее (все эти«непонятные» замены Нойнер, Вильхельм – на первом этапе…). На третьем этапе Ольга Медведцева настолько оторвалась от Мартины Бек, что потерявшая ее из виду многоопытная немка в какой-то момент решила, что «заблудилась» и бежит не по той трассе. Победа была безоговорочной. Помните?
Текст:
Константин Бойцов.
Фото:
Андрей Голованов, Сергей Киврин, Александр Вильф, Виталий Белоусов.
Источник:
СБР
То, что нужно перед началом стартов и в преддверии такого важного сезона.
Мы помним, да только "заблудилась" уже не Бек (первый-то круг они с Медведцевой вместе прошли, так что маршрут ноги успели запомнить), а Хенкель - на этапе четвертом, Зайцеву с самого старта вообще не видя )))
--------------------------------
Помните, у наших мужчин был примерно такой же отрыв и тоже от немцев?
А ведь взяли мы всё-таки золото в эстафете!!!