5 мин.

Тренерская доля. Зачем в биатлоне нужны критерии отбора?

Как новые критерии отбора повлияют на судьбу Максима Чудова, который очень хочет вернуться в сборную? Фото: biathlonrus.com

Неделю назад на официальном сайте Союза биатлонистов России появился долгожданный документ – «Проект критериев отбора в сборную России на сезон 2012-2013». В наступающем сезоне управлять биатлонными судьбами планируется иначе, чем год назад.

Впрочем, оно и неудивительно – у ребят, например, отбор-2011/12 неожиданно выиграл не блиставший по сезону Алексей Волков, а заодно с ним отличились еще и Максим Буртасов с Кириллом Щербаковым, проведшие потом на двоих четыре гонки в Кубке мира. Зато будущие звезды российской команды Дмитрий Малышко и Тимофей Лапшин закончили мини-тур во втором десятке и вынуждены были продираться в сборную через Кубок IBU. Да и Евгений Устюгов с Антоном Шипулиным без дополнительных иммунитетов могли проскочить мимо основы.

Вот почему в новых критериях – их, видимо, можно величать «критериями Майгурова-Барнашова» (именно на электронные адреса этих функционеров предложено отправлять свои замечания по новому проекту) – от предыдущих сохранилась только структура. Как и год назад, сборная России будет формироваться трижды – на декабрьские этапы, январские и на чемпионат мира. На этом сходства заканчиваются, а дальше начинается игра «кто найдет больше отличий».

Первое, что бросается в глаза в новых правилах – резкое усиление тренерского влияния. Например, первый вариант сборной – декабрьский – целиком отдан на откуп тренерам. Он формируется «на основании решения тренеров основной команды, председателя тренерского штаба сборных команд СБР и председателя тренерского совета СБР, из числа спортсменов прошедших централизованную подготовку в подготовительный период (май-ноябрь 2012 года)». Кто не помнит, год назад версия Польховского подразумевала сложные математические подсчеты по итогам сразу шести гонок – четырех лыжероллерных и пары традиционных.

Решение на первый взгляд логичное – тренеры готовят команду, они лучше кого бы то ни было знают состояние подопечных, им, в конце концов, отвечать за результат. Определяют же как-то футбольные тренеры основной состав, так почему бы и биатлонным не назначать стартовую семерку эмпирически? Только причем здесь тогда громкое название «критерии», если по существу прозрачность первого этапа отбора – определяющего для двух следующих – свелась к банальному тренерскому «верю – не верю».

Дальше не менее интересно. Чтобы продолжить выступления в Кубке мира после Нового года россиянам достаточно дважды заехать в двадцатку в индивидуальных видах программы, либо продержаться после трех стартовых этапов в верхней пятнашке общего зачета. Этот пункт старательно списан из «критериев Польховского» и велосипед изобрести тут действительно сложно – сильнейшие идут дальше, слабейшие отсеются.

Очевидно, дописанный в «новой версии» пункт про пару удачливых выходцев с Кубка IBU (там нужно оказаться в пятерке тотала по итогам трех этапов) как раз рассчитан на неожиданно резвых выскочек вроде прошлогодних Малышко или Лапшина – вдруг тренеры, определяя декабрьский состав, кого-то проглядели и по недоразумению отправили во второй эшелон.

Сомнения вызывает лишь тот факт, что и на декабрьские этапы Кубка IBU состав тоже будут определять тренеры – человеку со стороны, не прошедшему централизованную подготовку, путь тогда практически закрыт. Даже несмотря на размытую сноску (которая действительна только для женской сборной) про возможный допуск на последний сбор команды двух человек по результатам летнего чемпионата России.

Зато дорога на чемпионат мира для основы с этого года станет куда короче. Оставим в стороне излюбленный пункт про тренерское решение для четверки биатлонистов (по паре в каждую сборную) и туристический ваучер для победителей отборочного первенства России до 27 лет (напоминание, что эти биатлонисты займут в заявке на чемпионат мира 7-е и 8-е место в официальном документе на сайте даже выделено смайликами) и обратим внимание на спортивную часть вопроса.

Если год назад для поездки в Рупольдинг биатлонистам нужно было заехать хотя бы раз в восьмерку или дважды в пятнашку на январских этапах КМ, то теперь, чтобы попасть в Нове Место, достаточно пару раз очутиться в двадцатке любой личной гонки, причем не принципиально – в декабре это произойдет или в январе. Здесь может выйти недоразумение – в прошлом году через столь широкое сито проскочили бы сразу шесть девушек (в том числе и Екатерина Юрлова) и семь парней, тогда как квота, прописанная нынче – лишь четыре человека. Я хоть и не член тренерского совета, но дарю разработчикам свое замечание – по какому принципу из семерки выполнивших это требование будут лепить четверку? И как в таком случае поступить с туристами от первенства России – ведь обещанное им седьмое место может оказаться занятым.

Главное резюме предложенного проекта (который, конечно, может и должен претерпеть изменения) – всемерная защита сборников. И без того полный карт-бланш в руках тренеров теперь приобретет максимальные размеры – пробиться на Кубок мира и особенно чемпионат мира посторонним почти нереально. Даже через узенькое окошко Кубка IBU, закрытое почти наглухо.

И ведь не сказать, что это плохо или неправильно – тренеры должны быть хозяевами в сборной и понимать, что главный критерий при выборе состава – их наметанный взгляд, накопленная тренировочная и соревновательная информация, а иногда и тонкое чутье. В свою очередь, спортсмены должны спокойно работать, ощущая тренерское доверие, а не подсчитывать в блокнотике количество баллов для попадания в сборную на следующий месяц.

Только в таком случае может не стоит морочить биатлонистам и болельщикам голову всякими проектами и критериями, а раз и навсегда объявить: определение состава – исключительно тренерская прерогатива. Ведь не прописаны же критерии отбора в сборную для Фабио Капелло, Эцио Гамбы и в куче других спортивных дисциплин. Не стоит ли и в биатлоне пойти тем же путем, чтобы спортсмены могли целенаправленно готовиться к новому сезону, следующему этапу и конкретному старту без оглядки на эти трижды пережеванные, работающие в одном направлении и подогнанные под нужный формат критерии отбора. К чему этот трактат под видом серьезного документа?

Неужели никто из членов тренерского совета еще не внес такого предложения?