В биатлоне переизобрели отбор на Кубок мира – вышло так странно, что лидер команды не попала в состав
В Тюмени финишировал летний чемпионат России по биатлону – последний турнир на роллерах в межсезонье; дальше команда переходит на снег, и до Кубка мира остается два месяца.

Сами соревнования, увы, значат не так много: лидеры не воспринимают этот старт, а результаты, по сути, ни о чем не говорят. Главное на летнем ЧР – проект отбора на Кубок мира и Олимпиаду. Это те самые критерии, к которым предстоит возвращаться до весны – в нашем биатлоне их редко утверждают спокойно.
Так что же решили и все ли по справедливости?
Этапы в ноябре-декабре: едут лучшие по прошлому сезону, остальным доступна всего пара вакансий
Жесточайший фильтр – именно осенью: зачастую пробраться в основу к сезону сложнее, чем удержаться там зимой.
Из года в год в России колеблются между подходами: или отбор через контрольные тренировки в ноябре, или приоритет тренерскому решению. Сейчас победил второй вариант: старшие тренеры Михаил Шашилов и Юрий Каминский (на фото слева) предложили идеи, совет в Тюмени поддержал – осталось дождаться визы Правления СБР.

Вот нехитрая схема отбора на декабрь:
• Логинов, Латыпов, Елисеев, Гараничев, Халили точно в обойме.
Первые четверо прошли как люди из топ-30 Кубка мира по прошлому сезону. Халили получил право решением Каминского – Карим вне топ-30, но значительно моложе всех (23 года), прилично показал себя в феврале-марте, поучаствовал в бронзовой эстафете на ЧМ.
Это слегка расходится с весенним анонсом главы СБР Виктора Майгурова: если бы сейчас ориентировались на обещанные топ-25, то пострадали бы Гараничев и Халили.
Вакансия теперь одна, плюс, видимо, захватят еще запасного – за эти два места пойдет битва. Среди претендентов – чемпионы мира Бабиков и Цветков, призер ЧМ Поршнев, уже заглядывавшие на Кубок мира Стрельцов и Сучилов, молодежь с Серохвостовым на передовой.
Можно удивляться незащищенности Бабикова, который сработался с Каминским, или отсутствию того же Серохвостова, который явно прогрессирует. Но, по крайней мере, понятен принцип: лучшие по Кубку мира, плюс Халили (решением) – явно обиженных нет.

Каминский не оттолкнул даже дерзкого Матвея Елисеева, с которым у них открытый конфликт: не здороваются и припоминают друг другу что-то неприятное.
• В женском составе определенности меньше, а плотность выше: множество претенденток одного уровня, среднего.
В топ-30 прошлого Кубка мира всего двое наших (Миронова и Кайшева-Нигматуллина), но Шашилов уже наметил на декабрь пятерку – правда, не назвал фамилий. Эту идею ему удалось продавить с трудом – голосование на тренерском совете было близким, и понятно почему.
Есть ли шансы, что Шашилов заявит хоть одну девушку не из собственной группы? Параллельно, например, работала команда Евгения Куваева, которую позиционировали не как резерв, а как равноценную команду. Разумеется, Шашилов в предсезонку почти не видел девушек Куваева – как брать людей оттуда?
Работай у женщин аналогия с мужским составом, то к Мироновой и Нигматуллиной добавлялись бы Павлова-Буртасова, Казакевич и Куклина – первая пятерка по Кубку мира. Но так уже не складывается – в основу странно не взяли Нигматуллину, она лишь получит возможность отобраться на Кубок IBU через контрольные гонки. Речь о спортсменке, которая в конце сезона была лидером, закрепилась на последнем этапе эстафеты, заезжала в десятку и замкнула топ-20 общего зачета.
По Шашилову, проблема в том, что у Ульяны летом выпал большой блок работы – она пропускала сборы из-за травмы, да и в целом тяготеет к тренировкам в регионе (Удмуртия): год назад именно этот формат подготовки позволил ей выдержать весь сезон.
Похоже, что взаимного доверия между Шашиловым и Нигматуллиной нет, и тренер решил: раз Ульяна не в зоне видимости – рассчитывать на нее пока не стоит. «На Кубок мира однозначно нет – при подготовке она слишком много пропустила. На Кубок IBU она рассматривается под первым номером, уже оттуда она может попасть на Кубок мира. Не исключено, что после первого или второго этапа», – отрезал Шашилов.
Тем не менее на летнем ЧР – со скидкой на его специфику – Нигматуллина не выглядела биатлонисткой в разобранном состоянии. Заняла 4-е место в спринте и как будто оправдывалась:
«Возвращение в группу Шашилова? Я считаю, что мне все-таки необходимо сейчас тренироваться индивидуально, так как не понимаю, как возможно поддерживать свое стабильное состояние, продолжая тренироваться, как изначально тренировалась».

По сути, это разрыв с группой и тренером. А уж на отборе шансы Ульяны невысоки. На Кубок IBU огромная очередь (резервистки + регионы), и многие оттуда умеют подводиться к одной-двум гонкам – а вот Нигматуллина в ноябре как раз не бежит. Про это хорошо рассказывал Sports.ru экс-тренер сборной Виталий Норицын:
– Из года в год у Ульяны одна динамика, причем это касается и отборов. Ноябрь-2016, ноябрь-2018, ноябрь-2019 – всегда один и тот же результат, но уже в декабре резко положительная динамика. В ноябре-2017 мы не бежали отбор, но и тогда Ульяна тяжело провела контрольную тренировку в Бейтостолене. А 10 дней спустя впервые выиграла гонку на Кубке IBU – форма пришла через старты.
– То есть ей не подходит формат с отбором в ноябре?
– Ей и некоторым другим девочкам. Быть в хорошей форме в начале ноября – нет, для кого-то это чревато, можно просто не добегать сезон. Надо думать, кому вообще нужны отборы. У каждой спортсменки – своя динамика, на которую надо ориентироваться.
Этапы в январе: хватит двух финишей в топ-20. Если не получилось, спасет тренерское решение
Эти критерии не отличаются для мужского и женского составов.
На январские этапы поедут те пятеро, кто к Новому году окажутся в топ-30 общего зачета или дважды заедут в топ-20 личных гонок. Попыток достаточно – 8, если попадать в преследования; и 9, если зацепить масс-старт. Просто для понимания: пару олимпийских циклов назад на январь отбирались с финишами в топ-8 (или с одной медалью), а также с позициями внутри топ-15 общего зачета.
В случае неудач выручит тренерское решение. Вообще, это хороший инструмент, если спортсмен заболел/травмировался, сломал винтовку и объективно потерял шанс выполнить критерии. Но в нашем биатлоне метод чаще включают, когда тренер отстаивает своего по инерции/привычке.

Еще одного человека доберут с Кубка IBU – там нужно быть лидером команды и хотя бы раз взять призы. Про внутренние старты пока ничего не сказано. Вот почему по итогам ноября критически важно выбраться в Европу – пусть не в основу, так хотя бы в резерв: иначе шансов на Олимпиаду нет.
Февраль: олимпийский состав только тренерским решением
После семи этапов Кубка мира назовут заявку на Пекин-2022 – никаких критериев уже не нужно, все на усмотрение старших тренеров.
Пожалуй, так правильнее именно для российских реалий. В стране море биатлонистов, готовых выступать на Кубке мира плюс-минус одинаково – эпизодические заезды в топ-20, топ-30. Причем расклад сил быстро меняется: вчера был выше один, сегодня другой – и на кого положиться завтра? В этой ситуации лучше оставить выбор тренерам, которые видят спортсменов каждый день, знают о них все и могут просчитывать состояние на недели вперед.
Другое дело, что на практике:
• не всегда видят и знают (взять хотя бы ситуации Шашилова-Нигматуллиной и Каминского-Елисеева);
• не всегда просчитывают. Последние примеры – муки на ЧМ-2021 и особенно последовавший за ним март, когда команда вообще поникла.
Наконец, такая ставка на мнение тренеров уместна, когда сами тренеры все доказали и убедили. Кажется, это не вполне наш случай.
Лыжный суперспециалист Каминский всего второй год в биатлоне. Отчасти это плюс – до сих пор человек извне, со свежим взглядом, без связей и обязательств, без своих и чужих. Правда, успехи пока локальные, в основном держатся на Латыпове; а вот отказавшихся работать с Каминским достаточно – Логинов, Елисеев, Гараничев.

Шашилов в биатлоне давно, но в роли вожака сборной тоже лишь второй сезон – без особых достижений и с характерным поведением: открывает для себя новое, перебирает ассистентов и держится настороженно. Его опора – почти родные ученицы из Свердловской области (Миронова, Казакевич, Шевченко, Дербушева – бывшая Воронина), и это прослеживается по репликам и выдаваемым шансам.
Так что мартовский лидер сборной Нигматуллина выйдет на отбор в той же позиции, что и, например, Тамара Дербушева, весной не попавшая на централизованную подготовку, но все равно примкнувшая к группе Шашилова на межсезонье.
Фото: Gettyimages.ru/Christophe Pallot/Agence Zoom / Stringer; РИА Новости/Алексей Филиппов; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24; biathlonrus.com












Просто тренерский штаб не допер, что это Кайшева. Смотрят, Нигматуллина какая-то, ну и говорят - иди отбирайся через кубок IBU. Кайшеву взяли бы сразу же
Но почему от нас скрывают "великолепную пятёрку Шашилова"?
Чем они лучше Нигматуллиной? Пока только тем, что выполнили план тренировок.
По любому Ульяна блок скоростно-силовой работы выполнит. И разве в интересах СБР вместо поддержки после травмы создавать ей новые трудности.
Квоту им назначенные "будущим России" Шевченко и Гореева добывать будут?
То ли к КМ. То ли к КИБУ. То ли к отборам. То ли на КМ после КИБУ.
Может, он и шепнул своим на ушко, кто поедет на КМ, но остальные-то сборницы тоже имеют право знать свои расклады.
А критерии у мужчин и женщин одинаковые: пять спортсменов - по решению старших тренеров, один - по результатам отборов.
Каминский решил, что поедут Логинов, Елисеев, Гараничев, Латыпов и Халили. Но при этом оговорился, что они должны подтвердить свою квалификацию на контрольных стартах.
Шашилов вообще пока никого не назвал. Спросили про Ульяну, он назвал те же условия, что и Каминский для тренирующихся в сборной спортсменов: подтверждает квалификацию на отборах и едет на КМ.
Тем не менее, с другой стороны, в защиту позиции Шашилова хочу написать, что он не стремился на должность старшего тренера, это его уговаривали (и хорошо, что уговорили, он ни в коей мере не связан с допингом). Скорее всего, он согласился на условиях, что будет сам определять, кого брать в команду, и тренировать всех биатлонисток, личным тренером которых является, пусть и за счёт региона.
Забыли правда про то, что ещё было бы неплохо хоть что-то выигрывать... Но это дело десятое, да и задачи такой никто не ставит. Главное - пропихнуть и получить за это денежку.
По Ульяне, если Шашилов всё таки бортанет её на КИБУ, сработает бумеранг прямо по лбу тренеру, и скорее всего это будет на ОИ!
Бесследно такое не пройдёт, вангую! 🙄👎
А все мои предсказания сбываются, начиная с 2014 года. 🤔😒
Так что ..не надо быть семи пядей во лбу , чтобы предсказать безмедалье на ОИ )