3 мин.

Почему российские юниоры сильнее всех, а взрослые бьют антирекорды?

История с десятками снявшихся с «Ижевской винтовки» юниоров имеет много граней: от моральных до уголовных. Одна из них – статистическая.

Начать с того, что РусАДА уже ловило на допинге молодых биатлонистов. В 2013 году положительные пробы сдали юниоры Денис Вдовин (в Ижевске) и Никита Марченков (в Екатеринбурге).

Совсем свежее дело – стероидная проба Виктории Коноваловой из Красноярска.

И вот теперь – предполагаемое массовое бегство от допинг-контроля. Впрочем, судя по первой реакции руководства СБР и запоздалой реакции кастрированного РусАДА, дело может закончиться пшиком.

Сразу отмечу, что выяснить реальные масштабы распространения допинга в юниорской среде крайне сложно, поскольку регулярный допинг-контроль физически не может охватить всех спортсменов даже международного уровня, не говоря уж о юниорах, соревнующихся на внутригосударственных турнирах.

Однако одно косвенное доказательство найти можно. Ни в коем случае не переоцениваю его значение, просто делюсь цифрами.

Здравый смысл подсказывает, что должна быть более-менее тесная связь между результатами биатлонистов одной страны на юношеском уровне и её результатами на взрослом уровне. Грубо говоря, медальные итоги взрослого ЧМ-2017 должны плюс-минус соответствовать медальным итогам ЮЧМ-2010 (средний возраст участника ЮЧМ – 19-20 лет, ещё лет 6-8 занимает окончательное становление спортсмена). Итоги ОИ-2014 должны как-то биться с итогами ЮЧМ-2007 и т.д.

Понятно, что эта зависимость не может быть абсолютно линейной: кто-то взрослеет раньше, кто-то позже. Кто-то не может подтвердить юношеские успехи на взрослом уровне, а кто-то, наоборот, первые медали выгрызает уже будучи взрослым. Где-то вмешиваются травмы и мотивация. Наконец, огромное значение имеет национальная стратегия подготовки спортсменов: одни выжимают из биатлонистов максимум с самого детства, другие предпочитают естественное взросление.

Однако в целом между результатами взрослых и юниоров должен быть стратегический паритет.

Так вот, результаты российских сборных на юношеских и взрослых чемпионатах мира (олимпиадах) вообще не связаны друг с другом.

Начиная с 2004 года на семнадцати ЮЧМ Россия 9 раз занимала первое место в медальном зачёте, четырежды была второй и дважды – третьей. Особняком стоит только предпоследний ЮЧМ, где россияне провалились и с двумя медалями стали лишь седьмыми. Впрочем, этот турнир в данную выборку в любом случае не входит, она включает ЮЧМ с 2004 по 2013 годы (будем считать, звёзды более поздних ЮЧМ ещё взрослеют).

Теперь смотрим, что происходит с россиянами на взрослом уровне. Собственно, это не секрет: на 10 последних ГС у россиян никогда не было больше трёх медалей, выиграно лишь три золота, в среднем они занимают 5-6 место в медальном зачёте.

Для сравнения: у сборной Германии на этом же временном отрезке результаты юниоров тоже чуть получше, чем у взрослых, но в целом они вполне сопоставимы. Взгляните на два эти графика (жёлтая линия – итоги ЮЧМ, синяя линия – взрослые ЧМ-ОИ):

Если коротко – грандиозные успехи российских юношей и юниоров испаряются, когда им приходится соревноваться с теми же соперниками на взрослом уровне. Это легко видно и из сопоставления следующих цифр: на ЮЧМ в 2004-2013 гг. было разыграно 160 комплектов наград, на ЧМ-ОИ в 2011-2020 гг. – порядка 110 комплектов наград. Российские юниоры выиграли за это десятилетие 109 медалей (в среднем две медали в трех гонках), а взрослые биатлонисты – только 18 медалей (в среднем одну медаль в шести гонках). Эффективность взрослых – в четыре раза ниже.

Опять же, для сравнения: у Германии за это время 94 юниорских медали и 55 – взрослых. Эффективность взрослых сопоставима (в 1,16 раза ниже).

Ну и, конечно же, любопытно взглянуть на сегодняшний день. Сборная России на Кубке мира бьёт рекорды безмедалья, тогда как 6-7 лет назад (на ЮЧМ-2014 и ЮЧМ-2015) выносила всех в медальном зачёте – 4-3-6 и 5-4-3 соответственно. Где те чемпионы и призёры?

Можно только догадываться, куда пропадают результаты россиян на выходе во взрослый биатлон. Но тот факт, что у взрослых начинается более-менее серьёзный допинг-контроль, вкупе с ижевским скандалом недельной давности наводят на неприятные мысли.

З.Ы. Разумеется, приведённая статистика далеко не идеальна: как в плане выборки, так и отдельных допущений. Но суть, я думаю, передана верно.