5 мин.

Матвей Елисеев шел на медаль, но за круг вылетел даже из топ-30 – как и почему с ним это происходит?

Наши биатлонисты зашли в сезон как обычно – невнятно и суетливо.

В первых гонках не складывается даже у чемпиона мира Александра Логинова, но он хотя бы уже побывал в десятке; остальные пока совсем беспомощны. Важный сигнал – динамика по дистанции и особенно финиш Матвея Елисеева в сегодняшнем спринте.

Призер ЧМ-2019 чисто отработал оба рубежа и – как казалось после стойки – претендует, по крайней мере, на цветы (топ-6). Даже сейчас есть отметка для истории: после стойки у Матвея – 5-е время, в 5 секундах от бронзы. Но затем с Елисеевым случилось то, что ему в принципе свойственно – крах на последнем круге.

За Матвея все говорили движения: он толкался вяло и редко, а на финишной прямой просто не находил сил на движения руками.

Из 100 секунд суммарного проигрыша ногами Елисеев отдал 71 на последнем из трех кругов (3,3 км), мало кто прошел этот отрезок медленнее: болгарин, бельгиец, эстонец… 92-е время круга из 104 участников.

А ведь это спринт – всего 10 км, самая короткая гонка, не считая командных.

В чем глобальная проблема Елисеева, доступно объяснял Sports.ru бывший шеф основы (сейчас старший в резерве) Сергей Белозеров:

«Я начал работу с Матвеем два года назад. Достаточно было тестирований, чтобы понять: мышечно он талантлив не меньше Логинова, но находится как бы на противоположной стороне от Саши.

Логинов – аэроб, ему от природы даны хорошие возможности утилизации лактата. Скажем так, он более приспособлен для нашего спорта. Матвей обладает высокими координационными способностями, у него высокий анаэробный потенциал – что для нас, может быть, не столь важно. Утилизационные возможности ограничены, но это подлежит тренировке.

За счет участия в соревнованиях это все будет разрушаться. Соревнования – не оздоровительные мероприятия, а стресс и разрушение для организма. И у Матвея это происходит быстро.

Поэтому пока что его надо готовить точечно. Если впоследствии получится естественным путем четыре месяца бороться за Кубок мира – дай бог! Но в большей степени нужна подводка к отдельным стартам».

Увы, всего третья гонка за шесть дней что-то разрушила в Матвее, который последние полгода экспериментировал с самоподготовкой – вне команды. Матвей попытался объяснить, что именно не так:

«Я тоже тревожусь, что же произошло на последнем круге. Пока ответа нет. Старался работать максимально с первого круга – и не хватило сил.

Уже на стойке было закисление. Когда стоишь и не работаешь – лактат накопился, там уже совсем перекрыло. В мышцы свинца налили – примерно половину веса тела добавили, и пытайся с этим бежать на уровне.

Экстренных корректив почти никаких нельзя внести, только тактическое прохождение гонки».

Звучит на самом деле печальнее, чем может быть на самом деле – еще год назад Елисеева (с теми же проблемами, но при более мудрой раскладке) хватало на медали в спринтах. Но возможно, с самоподготовкой так не получится.

***

По другим нашим – совсем коротко.

• Со стойкой Логинова что-то не то: промахнулся на всех четырех рубежах в сезоне. И если сегодняшние три круга отчасти можно списать на порывы ветра, то в предыдущих гонках погода не особо мешала.

По скорости Саша в порядке. Через гонки, несмотря на микроповреждения (локоть, спина), он добирает ту работу, которой не хватило в ноябре: все контрольные тренировки он пропустил. Логинова, как и Елисеева, ведут отдельно от команды – по плану личного тренера Александра Касперовича.

• Антон Бабиков с вынужденной задержкой дебютировал в сезоне – ожидаемо скромно, мимо топ-50: разумеется, сказались 10 дней на карантине. Антону разрешили тренироваться по ночам, но не сразу – да и много ли натренируешь ночью вне трассы? Впервые за изоляцию Бабиков покатался только сегодня утром – проверил снег за час.

Еще предстоит понять, как сильно сказался ковид, если он был. Антон надеется, что был – тогда у него есть антитела, которых хватит на сезон.

• Остальные – Пащенко, Сучилов, Латыпов – пока совсем невразумительны. Петр и Семен объективно потерялись на Кубке мира; Эдуард бежит плюс-минус на уровне Логинова, но стрельбы нет. Как нет и готового решения:

В скорости добавляю, стрельба почему-то пропадает. Вроде уверенно стреляю, но пока не могу объяснить, почему промахи. Надо найти ошибку и исправить ее».

И не просто так шеф сборной Юрий Каминский, к которому копятся вопросы, уже намекнул на скорую ротацию. На третьем-четвертом этапах в Австрии ждут Евгения Гараничева и Карима Халили. Возможно, они принципиально изменят команду.

Никого в топ-30 – худшая гонка в истории нашего мужского биатлона. Несколько лет назад иногда что-то подобное выдавали женщины.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов