Бессеберг и Диак - близнецы-братья
Новость о том, что с экс-Президента IBU Андерса Бессеберга сняты обвинения в крышевании российского допинга, позабавила.
Я напомню, что дословно сказал адвокат Норберт Весс (тот ещё, кстати, независимый источник информации):
"Власти Норвегии взяли на себя часть расследования, связанную с подозрением в коррупции. Это значит, что предполагаемое участие Бессеберга в допинг-мошенничестве со стороны российских биатлонистов больше не будет предметом расследования ни в Норвегии, ни в Австрии. Утверждение о допинг-мошенничестве было связано с тем, что Бессеберг якобы "помогал" российским биатлонистам участвовать в соревнованиях, даже если они использовали допинг или запрещенные методы. Это обвинение больше не является частью расследования".
Не сомневаюсь, что патриотически настроенные товарищи уже вдоволь отпраздновали очередную победу здоровых сил (к которым в этот раз почему-то примкнули норвежские следователи) над всемирной русофобией. Товарищам не привыкать радоваться фейкам, поскольку их измученная психика готова хвататься за любую соломинку.
Начнем с азов. Фраза "Это обвинение больше не является частью расследования" буквально режет слух любому, кто хоть немного знаком с уголовным процессом. Поэтому пропагандисты поспешили истолковать ее в более удобном смысле: как снятие с Бессеберга соответствующих обвинений. Хотя на самом деле она означает буквально следующее: норвежцы не будут расследовать эту версию.
Не будут - и всё тут. И причины тому могут быть самыми разными. Например, этот состав по норвежским законам полностью поглощается более тяжким обвинением. Или эти действия Бессеберга не входят в юрисдикцию норвежских властей (международный чиновник брал взятки на территории иностранного государства). Или ни норвежские, ни австрийские власти не видят, каким образом действия Бессеберга причинили ущерб охраняемым их законами интересам. Или обвинение считает, что мотив трудно будет доказать в суде и нет точной информации по конкретным эпизодам (за чью пробу, когда и сколько). Это, кстати, нередко встречается в западной уголовной доктрине: если у обвинения есть убойные доказательства какого-то преступления обвиняемого, оно не напрягается по поводу расследования сопутствующих преступлений, особенно если нет конкретных пострадавших (коррупция - как раз из таких составов, здесь страдает публичный порядок в целом).
Обратите внимание, что Весс ни слова не сказал о том, что данное обвинение не подтвердилось или было опровергнуто. Хотя разумно предположить, что в интересах защиты преподнести дело именно таким образом.
Рискну выдвинуть свою версию того, что там на самом деле происходит. Следствие нашло доказательства коррупции Бессеберга, но решило не копать русский след, поскольку это требует согласованных с российской стороной действий в рамках правовой помощи.
Скорее всего, эту часть обвинений как наиболее сложную для доказывания австрийцы захотели спихнуть норвежцам, а те разумно отказались, сославшись на правила о территориальной юрисдикции. Именно так я толкую фразу Весса "...не будет предметом расследования ни в Норвегии, ни в Австрии". Речь идёт именно о разделении обязанностей, и никто не захотел марать руки.
О том, как Россия сотрудничает с международными органами, когда дело касается ее действий, общеизвестно. Про это могут рассказать комиссии МОК и ВАДА, Международный Суд ООН, ЕСПЧ, следственная группа по "Боингу" и т.д.
Понятное дело, что ожидать от россиян честного ответа на вопрос о целях регулярной матпомощи Бессебергу - верх наивности. В платежках не написано "за сокрытие положительной пробы Шипулина", на купюрах специальным раствором - тоже. Поэтому гораздо проще сосредоточиться на самом факте коррупции и не рисковать в суде, выдвигая более конкретные обвинения, основанные лишь на предположениях.
Об этом, кстати, говорит даже Марьянчик из "Спорт-Экспресса":
"Прагматичная норвежская полиция решила, что ввязываться в это ради не самых тяжелых обвинений не имеет смысла. В деле Бессеберга есть еще много всего, в том числе и коррупции".
Резюмирую: Бессеберг - это биатлонный Ламин Диак, с той лишь разницей, что норвежская осмотрительность смотрится чуть приличнее африканской непосредственности. Отсюда и другой масштаб, и более сложные схемы.
А деньгам российских налогоплательщиков безразлично, как и в чьих карманах оседать.







----------------------------
А ещё они не стесняются предъявлять справки из несуществующих больниц и о том, что их спортсмены являются генетический мутантами.
Россия же щедро анонсировала какие-то нужды ИБУ, швырялась деньгами на всяких камчатских проектах, организовывала чартерные рейсы и т.д.
То есть схема "пробы-деньги" вслух вообще не проговаривалась: обе стороны понимали друг друга без слов.
Это хорошо согласуется с откровениями Тихонова, что Бессеберг лично предупреждал его об огромном числе аномальных проб. А потом банил по-минимуму, получая в ответ всякие удовольствия для ИБУ.
Формально тут может вообще не быть состава преступления ни по норвежским, ни по австрийским законам.
И этот расчет оказался верным)
Но местные патриоты тут же размашистым жестом устранили эти подозрения сами)
Налицо - отсуствие надлежащей координации и общих подходов в правовом регулировании мировой "спортивной ниши". С одной стороны - национальные уголовные и уголовно-процессуальные нормы, с другой - международная спортивная юрисдикция со своей спецификой. Ясно, что в нише спорта они тесно переплетены и нуждаются в тесном взаимодействии и взаимной корректировке - это явно отсуствует.
При этом, важно понимать, что антидопинговое законодательство, расследования ВАДА и разбирательства в CAS находятся лишь на начальном этапе своей истории. Рабочий инструментарий у этих структур пока явно недостаточен, отсюда заниженные требования к доказательствам и их исследованиям.
Признаем, жестокие политические противостояния не позволяют ожидать необходимого прогресса на этом направлении - обмену ударами конца не видно.
Отсюда всё понятнее становится ошибочность ввязывания в длительную войну по допинг-вопросам, где шансов выиграть у России не было.
"Слон не может победить акулу за сто метров от берега!" - за эту глупую попытку теперь платим дань в виде многомиллионных штрафов и унизительных просьб по допуску спортсменов к соревнованиям.
В этом ряду и дело Бессерберга. Неважно - какой навар он имел; главный факт налицо - позорный побег с должности и отказ от публичных высказываний.
Полная аналогия с Нагорных, Родионовой, Желановой и прочими нашими фигурантами взаимоотношений с Родченковым по допингу. У них такой же уход "в подполье" и полная молчанка...
В смысле, IBU может усилить давление на Россию и устроить, например, такой же нейтральный статус до лучших времен? Так вроде в биатлоне новых допинговых случаев не слышно, а в л/атлетике их до сих пор полно...