Провалище в биатлоне: 26 гонок подряд без медалей – кто все испортил и как теперь спасти сезон?
Наш биатлон влип в историю: 26 гонок подряд мимо подиума на Кубке мира – антирекорд на все времена.
Это не самое страшное, что переживала сборная России по части результатов. Всего пару лет назад случилась первая в истории Олимпиада без призов; 4 года назад – такой же «нулевой» чемпионат мира.
Но серия длиной в полсезона – все равно важнейший симптом: наш биатлон опять движется не туда. То ли методически, то ли кадрово, то ли организационно – попробуй разбери.
Как к этому пришли?
26 стартов подряд без медалей – в первую очередь все-таки про подготовку: вряд ли есть прямая связь между скромным бюджетом СБР и тотальной беспомощностью Эдуарда Латыпова (в любой гонке).
Подготовка у нас, как и в каждый из предыдущих сезонов, с выдумкой. Тренеры заходили в зиму на форсаже, преследуя несколько целей:
1) сразу проверить летние задумки. Если что-то не работает, до ЧМ в Антхольце достаточно времени на исправление;
2) вселить в спортсменов уверенность – иначе стартовые неудачи давят и сеют сомнения. Начинается поиск, который обычно перерастает в конфликт – и так рушится весь сезон;
3) пройти зиму с двумя акцентированными подъемами: начало декабря и ЧМ в феврале – на большее наших биатлонистов просто не хватает.
По собственным меркам команда вкатилась достойно: Логинов дважды заезжал на подиум (и это вскоре после травм локтя и спины), Елисеев и Миронова взяли первые личные награды, девушки зацепили серебро в эстафете. Огрызались Куклина, Бабиков, Резцова…
К третьему этапу в Анси пошел спад – у кого-то резкий, у кого-то не настолько вызывающий. Но параллельно всплыла тема сервиса; уже тогда возникло чувство, что команда чересчур увлеклась лыжными разборками и упустила кое-что важное.
Окончательно всех доломал новогодний сбор. Старшие тренеры Сергей Белозеров и Виталий Норицын в интервью Sports.ru конкретизировали:
• спортсмены среагировали на тренировки в Обертиллиахе не так, как ожидалось – вероятно, высота слишком серьезная для них и для предложенной работы;
• разнобой в заезде на сбор – кто-то провел в горах полноценные две недели, кто-то 10 дней, кто-то 5;
• недоделки в домашней работе: команду ненадолго распускали в конце декабря – и не все заехали на сбор в тонусе.
Последствия мешают уже месяц, сдвига к лучшему не видно – хотя январский блок всегда дает объективную картину: этапы в Оберхофе, Рупольдинге и Поклюке совершенно разные по условиям, высоте, профилю трассы, стрельбищу и другим параметрам. Даже если ты не особо стабильный специалист узкого профиля – в форме проявишь себя хоть где-то.
Но у нас этого нет.
Как все исправлять?
Чемпионат мира стартует 13 февраля; из Поклюки команда уезжает на сбор в Риднау, где проведет две недели. Как и Обертиллиах, это высота, но мягче.
Белозеров и Норицын уверены: до чемпионата мира реально все поправить – тем более, наработок по Риднау много, они позитивные.
Сбор наверняка даст прибавку; только соперники ведь тоже спрогрессируют. Да и наша работа в Риднау – это уже не столько вывод с хорошей формы на пик, сколько восстановление – по сути, подъем из ямы к средним, базовым настройкам. Пока идут этапы, график не позволяет передышку и коррекцию – все разворачивает (или ухудшает, как вышло у нас) только сбор.
Спортсмены давали это понять: сначала в Риднау надо откататься и перевести дух, потом – браться за работу. Многого в такие сроки и в такой ситуации не поменяешь.
А людей, способных усилить сборную, нет?
Усилить до борьбы за медали – пожалуй, нет; но кандидатов на укрепление хватает: на разных стадиях сезона это могли бы быть как минимум Бабиков, Малышко, Глазырина. В хорошей форме они готовы к борьбе за топ-15, плюс потенциально это важные звенья для эстафет, с которыми у нас все плохо (кроме женского серебра в Хохфильцене – по нулям и у мужчин, и в микстах).
Вообще, команде пригодился бы крепкий резерв – с активной скамейкой нагрузка на основу снижается. Речь даже не о лидерах: вряд ли Логинов, борющийся за высокую позицию в Кубке мира, просто так уступал бы место резервисту.
Скорее это касается костяка, который очевидно наелся, но если и пропускает гонки – то лишь потому, что не проходит туда по результатам (пасьюты, масс-старты). Характерна реплика Матвея Елисеева на днях: я бы пропустил индивидуалку, но тогда мое место будет пустовать.
За 2,5 недели до ЧМ рассчитывать на ротацию поздно; но лучше всего о ее возможной пользе говорят два факта:
1) на этапе в Поклюке абсолютный новичок сборной Кирилл Стрельцов набрал столько же очков, сколько и Логинов, и больше всех остальных в основе;
2) Ирина Старых, которую готовили к сезону вне сборной и не взяли на декабрьские этапы, в той же Поклюке стала лучшей из наших по очкам и наверняка оформила себе визу в эстафету на ЧМ.
Выходит, во всем виноваты тренеры – их уволят?
Вряд ли уволят – руководство СБР во главе с Владимиром Драчевым выступает против метаний и говорит о стратегии к Играм-2022.
Работу тренеров оценят по ЧМ: Россия точно не будет там доминировать, но шансы на 2-3 медали в обширной программе есть. Даже в Анси и провальном январе нашим несколько раз по чуть-чуть не хватало до призов.
Серия из 26 гонок без подиумов указывает на значительные тренерские ошибки/заблуждения, но не исключает спасения на ЧМ – если из ошибок/заблуждений сделать выводы. Пока расклад такой: России может повезти в Антхольце (при правильной работе в следующие недели), но предпосылок к этому мало.
Весной главный тренер сборной Анатолий Хованцев говорил в интервью Sports.ru: этот сезон – решающий, чтобы защитить предложенную методику.
Пока что защита проваливается.
***
Когда-нибудь эта серия оборвется – возможно, даже эффектно, как случилось с предыдущим антирекордом: после 25 гонок подряд без медалей Антон Бабиков и Максим Цветков сделали дубль, не пустив вперед пикового Фуркада.
Пролетело три года; в СБР новое руководство, в команде новые тренеры, да и соревнуются в основном новые люди. Результат – в целом прежний, печальный.
Хотя казалось, что после Александра Кравцова, который оставил биатлон в тяжелейшей депрессии и с эпохальным набором провалов, хуже ну никак нельзя. И вот, нечто хуже уже случилось – относительно локальное, но все равно памятное, историческое.
Что самое страшное, ответа нет: либо нашим биатлоном каждый раз управляют не те люди – так уж ему не везет; либо беда вообще не в людях.
Тогда в чем?
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф
Ну нет там результата, чего о нем писать?
Попробуйте писать о лыжах... О Непряевой, Большунове, Устюгове.
О тех, кто результат даёт.
О коньках наших, да много о чем.
И замените биатлон на лыжи на Матче