Бабиков и его тренер зря устроили сцену с винтовкой. Похоже, Антона больше не возьмут в сборную
Антон Бабиков улетел с Кубка мира в Россию без винтовки – и это новый виток взаимоотношений биатлониста и СБР.
Забудем пока про критерии отбора и здравый смысл. Фокус – только на винтовке: она осталась в Европе, а Антона вроде как ждут старты здесь – этап Кубка России в Чайковском уже начался. Как так вышло?
Виктор Никитин – личный тренер Бабикова – крайне возмущен: «Безумие в том, что все знали: сразу из Эстерсунда Антон летит домой. Купили ему билет. Знали, но винтовку оформили так, чтобы он не смог ее вывезти.
Что теперь делать? Ждать, когда все приедут. Выступать он пока не сможет. Я же не могу забрать оружие у другого спортсмена и отдать ему, правильно? Так не бывает. Вот так у нас работает СБР. Это очень некрасиво и непорядочно».
На самом деле Никитин говорит только часть правды, удобную себе, а молчащий Бабиков ему в этом не препятствует. Давайте искать всю правду.
1) Винтовку Антона оформили на ввоз и вывоз общим разрешением для команды: плановая дата вывоза из Европы в Россию у каждого нашего биатлониста – 24 декабря, через день после последней гонки Кубка мира в 2019-м.
Теоретически Бабиков мог бы воспользоваться разрешением на этой неделе в одиночку – привязки к 24 декабря нет, дело не в дате. Но понятно, что никто бы ему этого не позволил: общее разрешение тогда бы просто сгорело для остальных наших биатлонистов, находящихся сейчас в Европе.
В чем же оргпровал СБР? В том, что не оформлены дополнительные – дублирующие – разрешения, которые как раз в таких ситуациях дают простор для маневра. Это не вопрос денег – скорее, планирования и работы с документами/инстанциями. Во времена Прохорова такие разрешения делали пачками, чтобы всегда иметь возможность отправить в Россию кого угодно вместе с винтовкой – мало ли какие обстоятельства.
Ладно, СБР недоглядел, прозевал, забыл – это привычно... Проблему вполне можно решать в обход.
2) Оружие почти всегда оформлено на региональные учреждения: местный ЦСП, спортшколу и т.п. Учреждение-владелец винтовки в силах и вправе под влиянием обстоятельств оформить новое – индивидуальное – разрешение на ввоз-вывоз.
Бабикову еще в ноябре купили обратный билет из Европы. Но Башкортостан, за который бегает Антон, почему-то не побеспокоился о перевозке оружия. Надеялись на СБР и обманулись? Не договорились? Специально закрыли глаза, чтобы потом разыграть эту карту?
Sports.ru попытался связаться с Никитиным, чтобы задать в том числе эти вопросы, но тренер не ответил.
3) Будем считать, что невывоз винтовки из Европы – совместная накладка СБР и Башкортостана. Или пусть это косяк только СБР. Что делать?
На самом деле выходов по-прежнему много.
Когда мы говорим о строгом ввозе-вывозе, то имеем в виду прежде всего ствол. А вот ложу, которая создана и настроена под спортсмена индивидуально, вывезти может кто угодно и когда угодно. Ложа, в отличие от ствола, даже не пронумерована – нет никакой мороки с оформлением. Это, по сути, кусок дерева, который можно взять в багаж или в ручную кладь. А по прибытии – если уж ствола нет – прикрутить к ложе другой. Да, не родной, но качественный – лучший из тех, что есть в распоряжении: для спортсмена статуса Бабикова в регионе явно найдется ствол топ-уровня.
По достоверной информации от команды, Антон не забрал ложу из Европы, хотя ничто ему не мешало. Забыл? Или просто не собирался пользоваться до 24 декабря? Зачем тогда его тренер грустит о невозможности стартовать в России?
4) Еще нам известно, что у Бабикова есть две собранные под ключ и готовые к работе винтовки. Да, одна осталась в Европе, но вторая лежит в России как запасная. Говорят, в какой-то момент прошлого сезона она даже пригодилась Эдуарду Латыпову.
Почему Виктор Никитин молчит про вторую винтовку и прикрывается некими спортсменами, у которых он не может отнять оружие ради Бабикова? Не надо ни у кого ничего отнимать.
5) Иногда действительно случаются нестыковки между перемещениями спортсмена и его винтовки. Пример из прошлого года – с Антоном Шипулиным. Если помните, после полицейской облавы в Хохфильцене он пришел к мысли о финише карьеры и уехал домой. Его винтовка какое-то время оставалась в Европе; в Россию ее потом привез тренер Николай Загурский по отдельному разрешению.
Представим, что Бабиков забыл винтовку или ложу в Европе. По первому запросу от него и Никитина СБР оформит индивидуальное разрешение на ввоз-вывоз и одним днем отправит человека в Европу за оружием. Присутствие Бабикова при этом – не необходимость. В СБР никто не обратился? Все то же самое, кстати, мог сделать и регион.
***
Совсем не хочется смешивать само выведение Бабикова из состава и конфликт по винтовке.
Мы – за жизнь по правилам, по критериям; биатлону нужен порядок. Но когда критерии расходятся со здравым смыслом (четвертый из команды в последней гонке и в общем зачете не нужен на Кубке мира, потому что сделал что-то не так на отборе) – это сигнал: критерии слабые. Их надо дорабатывать и адаптировать – сейчас уже поздно, но, по крайней мере, нужны выводы на следующий год. И потом жить по улучшенным критериям.
Совсем не хочется служить адвокатом СБР, к которому за полтора года накопилось много вопросов по оргчасти. Даже в случае с винтовкой Бабикова СБР не проявил предусмотрительность.
Но позиция тренера Никитина и молчание Бабикова – это странно. Быть жертвой в медиа проще и удобнее, чем решать проблему? Это не конструктив – со стороны выглядит как истерика, обида на отправку домой – без попытки повлиять на ситуацию.
Сейчас сложно представить, что Антон вернется на Кубок мира при этом руководстве; помимо нелепой разборки из-за винтовки мы знаем и другие причины, почему он не очень нужен основе.
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф
Вот и вывод, что выход у Бабикова один: уходить в другую сборную и доказывать. Что его талант не пропал зря, и что все в вашем биатлоне майонезе души.
Могу только гадать, но дело может быть в постоянной ротации тренерских методик, а также отказе учитывать индивидуальные особенности биатлонистов. Тренеры успешно выступают в роли лебедя, рака и щуки, а если вспомнить, что еще недавно в сборной был Падин, чьи методики сильно отличаются от остальных, то картина складывается все более явно. Каждый хочет доказать, что именно его методы подходят больше, в итоге ни биатлонисты, ни тренеры уже толком не понимают, по каким планам кто работает. Это совсем не похоже на планомерную работу на перспективу. К тому же подливает масла в огонь стервятником вьющийся вокруг сборной Губерниев.
Но с Драчевым-то всё понятно, но спортс всегда был в оппозиции от всего этого навоза, что происходит в нашей стране. Плохо это или хорошо, сейчас опустим, оппозиция хотя бы была. Именно поэтому я ждала, что вы, ребята, встанете на защиту человека, которому откровенно губят карьеру, но тут выходит эта потрясающая статейка, которая вроде бы за Антона, но всем же ясен подтекст.
Браво 👏🏻