19 мин.

Интервью Никиты Мазепина: выход из-под санкций, дружба с Хабибом, китайские авто

Последний раз российский пилот управлял болидом «Формулы-1» в гонке 5 декабря 2021 года в Саудовской Аравии.

22-летний Никита Мазепин сошел после 14 кругов из-за столкновения с Джорджем Расселлом. 12 декабря Мазепин должен был стартовать и в финале сезона в Абу-Даби за «Хаас», но поймал коронавирус и начал готовиться к сезону-2022. 

23 февраля 2022-го Никита сказал, что хочет принести России первую победу в «Формуле-1». Все знают, что было дальше – и уже 5 марта «Хаас» разорвал контракт, а 9-го Никита попал под европейские санкции.

В сентябре прошлого Евросоюз снял санкции.

За это время Никита поучаствовал в нескольких заездах («Шелковый путь», Азиатская серия Ле-Мана, «24 часа Дубая»), запустил фонд помощи спортсменам, пострадавшим от политических разногласий между государствами, и начал разговоры о возможном боксерском поединке.

По какой формуле строится жизнь Мазепина вне «Формулы-1»? Мы поговорили.

«Вероятность возвращения один к пяти». Сколько потерял из-за санкций и как добился их отмены

Если вы открыли это интервью, то, наверное, слышали и про отца Никиты – Дмитрия Мазепина. Уже несколько месяцев он – глава Федерации водных видов спорта России, а еще бывший босс Объединенной химической компании «Уралхим», один из богатейших людей России (по версии Forbes, его состояние – $2,4 млрд).

Мазепин-младший уверен: на него наложили санкции из-за деятельности отца.

– Вы стали одним из первых граждан России, кто вышел из санкционного списка. Как вам это удалось? 

– Что такое санкции? Это запрет на действия определенного характера и на наличие определенных возможностей. Это ограничения.

Почему они вводятся? Они вводятся, если вышестоящая инстанция – Евросоюз, Верховный суд Великобритании или SDN – считает, что вы позволили себе что-то аморальное или что-то, что они осуждают. Например, помощь Специальной военной операции.

В моем кейсе все было довольно просто. Но обошлось дорого, продолжалось долго и стоило мне карьеры.

Сначала нужно найти причину, по которой ты оказался в санкционном списке. По европейскому конституционному праву просто так санкционировать человека нельзя. В формулировке было написано, что я связан с бизнес-деятельностью отца.

Мой отец успешный предприниматель, основавший бизнес с нуля, крупный налогоплательщик в России. Государство, по их мнению, использует средства от налогов, чтобы финансировать наказуемые со стороны Евросоюза действия. Но за два с половиной года мы объяснили, что есть я и есть мой отец.

Мы разные физические лица, в бизнесе у нас нет ничего общего. А наличие семейных связей не разрешает Европейскому суду вводить против меня санкции. Поэтому их сняли. 

– Вы сказали, что санкции стоили вам карьеры. Как бы вы оценили материальный ущерб из-за попадания в санкционные списки? 

– Я потерял долгосрочный контракт с «Хаасом». В нем были немаленькие суммы, которые бы ежегодно умножались. Думаю, что получится несколько миллионов долларов.

Помимо этого, у меня было определенное европейское имущество, которое я потерял при заморозке [активов] и не получил его после разморозки (ранее в СМИ упоминалась вилла автогонщика в Италии. – Спортс”). 

– Ваша цитата от 22 января этого года «Автоспорт теперь мое хобби…» И от 25-го: «Если в «Формуле-1» снова появится россиянин, то им буду я».

– Важен контекст в заданных вопросах. Мне 25 лет. Я атлет как в физическом плане, так и в психологическом, и сегодня умею жить хорошо только как атлет. Тренироваться два раза в день, шесть раз в неделю для меня – комфортный способ существования.

По независящим от меня причинам и, прошу заметить, из-за несправедливого решения Европейского суда ввести в отношении меня санкции (которые они через два с половиной года отменили), моя карьера в «Формуле-1» закончилась.

Как человек, который хочет добиваться исключительно высочайших результатов и который заслуживает их (исходя из менталитета и образа жизни), но не имеет возможности продолжать выступление в самой конкурентоспособной автомобильной лиге планеты, я объявил о завершении карьеры.

И это решение было мотивировано единственной причиной – невозможностью возвращения на международную арену.

Также в моей жизни есть правило: при закрытии одной двери открывается другая. Соответственно, чтобы позволить себе достичь чего-то, нужно что-то исключить.

В случае со второй цитатой меня спросили: «Кто из молодых российских пилотов в ближайшее время может оказаться в «Формуле-1»?»

Объективно, я единственный российский гонщик, у которого имеется Суперлицензия. Да, есть очень талантливые молодые ребята, которым по 12-13 лет или по 18, но они все-таки далеки от «Формулы-1». А вероятность возвращения туда с определенными навыками и Суперлицензией в любом случае выше, чем вероятность попадания в нее человека, который моложе меня, представляет Россию и при этом Суперлицензии не имеет.

Я не отказываюсь от своих слов и подтверждаю, что нахожусь на пике формы и физически готов намного лучше, чем четыре года назад, когда дебютировал в «Формуле-1». Если справедливость и объективность восторжествуют, то я с удовольствием еще раз проверил бы себя на мировой арене. 

– Какая вероятность, что Никита Мазепин в ближайшие пять лет окажется за рулем болида «Формулы-1»?

 – Сказал бы – один к пяти. 

– Как много вы сейчас тренируетесь как пилот?

– В хорошую неделю 12 тренировок, в плохую – 7-8. Это обусловлено тем, что я выступаю в пяти видах спорта и еще имею хобби, которые тоже являются спортивными.

Кроме работы и спорта, у меня в жизни ничего нет, но мне ничего и не надо. Если сказать про опыт выступлений в «Формуле-1», то сегодня я тренируюсь за рулем больше, чем когда выступал. Например, вчера [разговор записан в середине февраля] вернулся из Санкт-Петербурга, где выступал на ралли, а неделю назад ездил в Тольятти.

– Учитывая, что у вас меняются машины, которыми вы управляете, как сейчас выглядит ваша тренировка?

– Когда ты гонщик «Формулы-1», у тебя нет возможности тренироваться за рулем. Мы не говорим о виртуальных тренировках, которые не очень коррелируют с реальностью. Пилоты тренируются в основном посредством триатлона, который помогает выступлениям в реальной жизни. В моем случае сейчас это тот же самый триатлон и всевозможные виды автоспорта.

– Что бы вы хотели сделать в 2025 году, чтобы 31 декабря сказать, что год был отличным?

– Достичь значимых успехов в трех проектах, которые сейчас веду с коллегами. Один связан со спортом и с одной спортивной федерацией. Другие связаны с реальным сектором бизнеса и экономики. Все три – совершенно новые вызовы для меня. И достижение успехов в этих направлениях меня бы порадовало в конце года.

«Хочу купить китайский автомобиль». Про деньги, новости в телеграме и китайский автопром

С самого начала карьеры у Мазепина получалось попадать в новости, даже если в них не было автоспорта.

Апрель 2016-го: драка с пилотом Каллумом Айлоттом.

Декабрь 2020-го: видео в сторис с девушкой по имени Андреа, которая впоследствии скажет, что конфликт и приставания в ролике были «попыткой позабавиться».

Декабрь 2024-го: телеграм-канал Mash сообщил, что пилот купил особняк в Барвихе, который (осторожно, будет залп из фамилий) архитектор Заха Хадид построила для Наоми Кэмпбелл по заказу ее бойфренда, миллиардера Владислава Доронина. Сейчас Кэмпбелл и Доронин уже не в отношениях, а Хадид ушла из жизни в 2016 году.

– Правда ли, что вы живете в этом особняке? Есть ли что-то, что хотели бы в нем перестроить или перекрасить?

– Отвечу честно, я там не живу. Но переделывать там, безусловно, что-то нужно, потому что дом не готов. Он в принципе не достроен.

– Бывает такое, что вы пишете свою фамилию в поисковом запросе или вам по умолчанию присылают дайджест публикаций о вас?

– У меня есть ежедневный дайджест новостей, которые выходят обо мне. В том числе и публикаций в телеграм-каналах. К счастью или к несчастью, давно не получал писем о том, что про меня ничего не вышло.

– В последнее время было что-то, что разозлило или рассмешило?

– Во-первых, я не отождествляю себя со своим брендом. В том смысле, что словосочетание из моего имени и фамилии является носителем определенной информации, но я как живой человек это нечто другое.

Более того, я не отождествляю свой разум и свое тело. Мое тело – это аватар для взаимодействия с материальным миром, но я есть что-то иное. Думаю, что тела в ходе эволюции своей души я буду менять. А то, что внутри, останется.

Положительные новости помогают формироваться общественному мнению, отрицательные – ухудшают его. Бывает и наглая ложь, без ссылки на какой-либо источник.

За годы в публичном поле я научился не обращать на это внимание. Любые публичные люди сталкиваются с хейтом наряду с позитивом. Главное – четко понять, кто ты есть на самом деле. Я все еще верю в то, что умные люди способны отличить ложь от правды и все в конце концов встает на свои места.

– Когда в последний раз вы ездили за рулем автомобиля серийного производства?

– Если говорить про автомобили без всякой доработки, которые выпускаются, чтобы ездить на дорогах общего пользования, то у меня был интересный и качественный опыт управления «Ладой» на льду на «Гонке чемпионов». Машина себя зарекомендовала намного лучше, чем можно подумать, если прислушиваться к мнению, сложившемуся в обществе. И наш гоночный союз был удачным.

В городе я довольно редко езжу за рулем, у меня много общения с людьми по телефону с помощью мессенджеров или Zoom. Когда я купил машину в 18 лет, то понял, что во время вождения точно не надо отвлекаться. И в таком случае получается, что за рулем сегодня ты выпадаешь из рабочих процессов. Поэтому сам я в городе давно не ездил.

Но если ответить на вопрос конкретно: пять дней назад в Москве водил и садился за руль сам в Дубае, когда был на гонке «24 часа Дубая», так что не могу сказать, что совсем этого не делаю.

– Самый популярный вопрос, который я сейчас слышу от людей с навыками вождения: «Что про китайцев думаешь?» Давайте задам его вам.

– Мне доводилось водить китайские автомобили, и сейчас я в стадии подписания контракта с одним китайским брендом как амбассадор. До этого у меня было недолгое взаимодействие с маркой, чья продукция, похожа на американские военные джипы… Китайская революция в автопроме – это очень круто.

Потому что у большинства людей сейчас впечатление, будто хорошая машина – это «Мерседес» стоимостью от 15 миллионов. За эти деньги ты гарантированно получаешь определенное качество. Но приходят китайцы и говорят, что ты можешь получить не «Мерседес», но стоить это будет в два раза дешевле и, как я это ощутил, качество будет таким же или лучше.

Вдобавок я против монополии на рынках. Так что если потребитель выигрывает, это хорошо. Меня китайская автопродукция впечатляет, хочу купить для себя. 

– Как для автогонщика выглядит езда в городском потоке – правда ли, что все видишь как в замедленной съемке? 

– Такого ощущения нет. Дело в том, что в городе я стараюсь водить максимально спокойно.

Во-первых, передо мной с детства стояла задача ехать быстро. Если я, скажем, в 10 лет медленно ехал, меня за это ругали. Соответственно, отношение к быстрому перемещению переходит из формата удовольствия, как это бывает у большинства автолюбителей, в формат «надо».

Поэтому всякая любовь к гонкам в уличном формате пропадает. Если тебя заставляют бегать с понедельника по субботу, хочешь или не хочешь, в любую погоду и при любом самочувствии, то в единственный выходной ты навряд ли возьмешь кроссовки и отправишься бегать по парку в удовольствие. 

Во-вторых, у меня как у профессионального спортсмена есть большой практический опыт неудачных инцидентов на дороге. Я ошибался, разбивал машину, врезался в стену и так далее. Это все сопряжено с физической болью.

Такой опыт сильно отличает меня от большинства стритрейсеров, у которых часто есть одна возможность попасть в аварию, и обычно это заканчивается летальным исходом. А я, получив большой опыт попадания в аварии, прекрасно знаю, насколько это непросто, и не хочу повторения.

Ехать быстро, как это делают многие ребята на улице, я бы и не смог, потому что у меня есть инстинкт самосохранения и понимание, чем это все может закончиться. Поэтому я всегда водил очень спокойно. 

– Если в Москве надо будет добраться из точки А в точку Б максимально быстро, при этом мы исключим возможность аварийной ситуации и что вы кому-то навредите, какой автомобиль из серийного производства вы бы выбрали? 

– Если мы еще говорим про летние условия и отсутствие снега, я бы выбрал «Мерседес» AMG GT, просто потому что хорошо разбираюсь в автомобилях этой марки и знаю, что на этой машине точно можно быстро ехать.

Мазепин вне гонок: хочет пробежать Ironman в апреле и провести боксерский бой в конце года

После последнего заезда Мазепина в Саудовской Аравии пилот получил приглашение в Дагестан от Хабиба Нурмагомедова.

С 2023-го Мазепин регулярно появляется на турнирах ММА-промоушена Ural FC, финансируемого компаниями Мазепина-старшего; а во второй половине 2024-го промоутер Камил Гаджиев стал говорить, что организовал бы для Никиты поединок по правилам бокса. 

Общаясь с «Матч ТВ», автогонщик отметил, что боксерский бой для него был бы способом проверить себя, в то же время в обязательном порядке должен стать финансово прибыльным проектом.

Там же Мазепин ответил, может ли он подраться с кем-то из других популярных пилотов, сказав, что если в поединке будет хоть небольшой намек на «кринж-бой», то точно нет. Должен быть поединок с оговоренной весовой категорией и по-спортивному интересным соперником. 

– Вы еще в 2024-м сказали, что хотите провести боксерский бой. Сейчас вероятность проведения такого боя изменилась? 

– Думаю, вероятность та же. Я много раз в жизни говорил, что сделаю что-то – люди смеялись и не верили, а у меня получалось. Я точно знаю, что это возможно. При наличии должного подхода и дисциплины возможно все, что зависит от нас. Финальная подготовка начнется за 6 месяцев до конца года. В июле можно будет говорить о вероятности. 

Пока мы с Володей [Мышевым, чемпион WBC Youth] работаем в регулярном режиме 3-4 раза в неделю. Чувствую свою ответственность за более медленный прогресс, чем мне бы хотелось, но бокс не является единственной целью в моей жизни. 

Чтобы хорошо выглядеть, хорошо питаться, ходить в спортзал и тренироваться, мне нужно в жизни что-то делать. Заниматься только боксом возможности нет. Нет и ответа на то, зачем только это делать.

Ближайшая цель – выйти на старт Ironman в апреле. К сожалению, два дня назад был вынужден сняться с гонки в Омане из-за травмы икроножной мышцы. В апреле планирую закрыть этот гештальт и перейти уже на пять тренировок в неделю по боксу.

– Вы рассказывали, что тренировались по ММА в клубе Р.О.Д.Ъ. Судя по датам, это было больше 10 лет назад, а в то время этот зал считался довольно жестким. Какими были ваши тренировки? 

– До 16 лет занимался, тренировки в групповом формате, без преференций. Работал в партере, в стойке, руки-ноги, жесткие спарринги. Однажды при неудачном проходе в ноги сломали нос. Собирался делать операцию, но постоянно переносил. Сейчас уже делать не буду, потому что после знакомства с Владимиром вероятность сломать нос где-нибудь в декабре возросла.

– Вы хоть раз визуализировали, что стоите в ринге, что уже ничего нельзя отменить и ринг-анонсер Александр Загорский говорит: «В красном углу Никита Мазепин»? 

– Не визуализировал этот момент, потому что я не могу представить, чтобы его не случилось однажды. Мы с вами общаемся, а ровно 12 часов назад мы с Владимиром Мышевым стояли в ринге Академии бокса, спарринговали, и я старался уйти оттуда живым.

В ринге мне комфортно, даже если приходится находиться там с человеком, который отвешивает мне удары. Так что я уверен, что через время такой момент настанет, и все. 

– Владимир не распространяется, но недавно вскользь упомянул, что вы стараетесь пить много воды и с интересом относитесь к здоровому образу жизни. Три важных правила в этом вопросе. 

– Первое – прислушиваться к самочувствию. При этом я не забываю посматривать на датчики, которые ежедневно мониторю. Я ставлю себе довольно вызывающие цели в плане спорта, в их достижении прислушиваться исключительно к мозгу не стоит. В таком случае многое не захочется делать.

Но делать и не слушать себя – такое тоже может плачевно закончиться. Нужен баланс между цифрами, какие ты видишь, и тем, что чувствуешь. Это позволяет мне выбирать график и периодически тормозить до того, как заболею. 

Второе – 80% времени чисто питаться. Исключительно сильно верю в принцип Парето. Нас в жизни определяет 80% нашего действия, остальное можем отдавать инстинктивным чувствам. Я, например, люблю сладкое. Если я 4-5 раз в неделю хорошо поел на завтрак и обед, то несколько раз в неделю могу съесть хот-дог или торт на ужин. 

И третье – относиться к своему организму как к ресурсу, у которого не хочется брать в долг. Я сильно уверен и ощущаю, что без ментального и физического здоровья в жизни ничего не будет мило. Можно иметь бесконечное количество денег, но если самочувствие плохое, то радости не будет. Поэтому не стоит пользоваться своим телом как кредитной карточкой. 

– Как часто вы сдаете кровь? 

– Есть разные анализы крови. Я делаю по всем показателям каждые 6 месяцев, углубленный ТО своего организма раз в год.

Знаете, есть демоны в голове, которые говорят, что вставать в 7 утра не надо, надо еще поспать, можно заболеть... Или ты бежишь на пульсе 200, 10 км позади, и думаешь: «Не, сердце остановится, что-то не так». Но если знаешь, что месяц назад врач сказал, что тебя можно в космос отправлять, то психологически ты можешь идти дальше и тренироваться усиленнее.

При этом у меня есть определенные показатели по маркерам крови, которые нужно мониторить. Могу их наблюдать чуть чаще. У кого-то это может быть холестерин, билирубин или еще что-то. Тут ничего сложного нет, сейчас можно их отслеживать за две тысячи в клинике, которая есть в почти в каждом московском дворе. Но это может очень сильно вас сохранить в случае чего.

– У вас есть фотографии с Хабибом и Усманом Нурмагомедовыми. Когда встречаетесь, о чем говорите? 

– Хабиб сейчас глава большого семейства. А я считаю, что сильнее его, как человека, только его род. И в общении с ним и его семьей, с кланом Нурмагомедовых (царство небесное Абдулманапу) понимаешь масштаб его личности. 

Я очень дружен с командой Хабиба, очень приятно общаться с настоящими мужчинами, обладающими большой силой духа. Они мне нравятся тем, что выросли в Дагестане со многими, но при этом держатся особняком и немногих к себе подпускают.

Я летом приезжал в Дагестан по приглашению ребят, но поскольку живу в Москве, то всегда приглашаю их увидеться: Умара, Усмана, Магомеда (родного брата Хабиба). Можем пообщаться, в баню сходить, в тире пострелять, поговорить не о боях, поскольку все Нурмагомедовы очень образованные.

Наверное, с Хабибом мы всегда больше обсуждали рабочие проекты, а не спорт. Хабиб любит говорить о работе и футболе, но не о боях. Думаю, что с ним у нас сложилась определенная химия в общении. 

В гонках денег больше, чем в ММА. Но и таланта нужно не меньше

– Кто для вас самый талантливый пилот, если мы берем период после Михаэля Шумахера? 

– Тяжело выделить, потому что процесс отсеивания спортсменов на пути к «Формуле-1» очень большой. Как следствие гонщиков «Формулы-1» меньше, чем астронавтов.

И если в беге ты бежишь за счет своих ног, то тут ты зависишь от слаженной работы нескольких сотен человек, у каждого из которых своя жизнь, есть хорошие и плохие дни. В такой ситуации очень трудно отличить талант от остальных переменных.

Из тех, кого я видел, вероятно, Макс Ферстаппен самый талантливый гонщик. Благодаря феноменальному таланту ему дано быстро понять машину. Но без трудового детства, как у него или как у Льюиса Хэмилтона, как у ряда других гонщиков, тоже ничего бы не было. То есть в нашем виде спорта тоже верным будет сказать, что успех это 10% таланта и 90 – твоей работы.

– Есть мнение, что в ММА, если ты убийца, то неизбежно попадешь в элиту. В автоспорте шансы попасть в элиту сокращаются, если у тебя или родителей нет финансовых возможностей. Представьте, что вы 10-летний ребенок из российской, бразильской или французской семьи. Какие вложения родителям придется сделать, чтобы дать ребенку шанс в автоспорте? 

– У меня простой пример относительно единоборств: Шара Буллет был не готов к бою, плохо себя чувствовал, был болен, но не снялся и в итоге проиграл.

А до этого Арман Царукян был травмирован и не стал выходить на бой. Никто не считает, что Арман поступил не по-мужски, но эта ситуация показывает, что даже лучшие спортсмены иногда принимают бои в невыгодных условиях. И я считаю, что было много талантливых атлетов в одной только России, которые в 18-20 лет загубили карьеры, потому что принимали поединки в неудачный для себя момент. 

Если вернуться к автоспорту – сегодня появилось много механизмов, которые не были доступны при моем спортивном взрослении. В индустрии стало глобально больше денег. Чем выше уровень спортсмена, тем зрелищнее спорт, тем больше на нем могут заработать.

Следовательно, есть стороны, заинтересованные в том, чтобы взять бразильского талантливого парнишку даже без денег, найти и довести до «Формулы-1». Сделать из него бразильского чемпиона или французского, или английского. Каждой стране хочется иметь национальную гордость. И не только стране, но и спонсорам, потому что есть фанаты, которые будут болеть за него.

В этом всем тоже есть деньги, и это главный двигатель прогресса. Минимальные вложения, которые потребуются родителям, это оплата картинг-клуба и так далее. В принципе и это приличная сумма. Думаю, что потребуется от миллиона рублей в год.

Фото: instagram.com/nikita_mazepin ; Gettyimages/Joe Portlock – Formula 1 / Contributor, Jared C. Tilton / Staff, Mark Thompson / Staff, Hamad I Mohammed; РИА Новости/Рамиль Ситдиков; FLORENT GOODEN via www.imago-ima/www.imago-images.de/Global Look Press