Все праздники Россию прессуют из-за допинга. Если вы запутались, мы объясним
У этого сериала нет конца.
Стык 2018-го и 2019-го – крайне тревожное время для нашего спорта, хотя, казалось бы, главные неприятности и разборки с остальным миром позади.
Накануне праздников подвис вопрос со статусом РУСАДА: здесь все настолько угрожающе, что в ближайшие недели нам светит полная спортивная изоляция – без международных соревнований в стране и без участия наших в любых топ-турнирах. Судьбу России решат 14-15 января на заседании комитета по соответствию WADA.
7 абзацев ниже помогут сориентироваться в ситуации.
РУСАДА восстановили в правах – откуда новые проблемы?
Да, в сентябре нашему антидопинговому агентству вернули статус соответствия, снятый еще в 2015-м по следам нескольких облав.
РУСАДА восстановили. Хоть кто-то понимает, что изменилось для России?
В России это подали как победу, хотя на самом деле нам выдали большой аванс: пошли навстречу до того, как наша сторона выполнила все критерии. Последним стало признание выводов из доклада Шмида (хотя в первоначальной дорожной карте был прописан доклад Макларена), которое Россия совершила предельно непублично: министр спорта Павел Колобков согласился с ним в переписке с WADA.
Но по сути, сентябрьское восстановление РУСАДА было временным – с парой критически важных требований:
• допуск до 31 декабря 2018 года экспертов WADA к данным Системы управления лабораторной информацией (LIMS) Московской антидопинговой лаборатории, которую закрыли еще в 2015-м.
• доступ к любым образцам проб из лаборатории, заинтересовавшим WADA после проверки всех электронных данных, не позднее 30 июня 2019 года.
Первый же пункт Россия провалила – как минимум по дедлайну.
Эксперты до сих пор не попали в нашу лабораторию?
Попали, но поздно и почти бесполезно.
Отряд из пяти экспертов во главе с испанским ученым Хосе Антонио Паскуалем прилетел в Москву 17 декабря – за две недели до дедлайна. Хотя с конца сентября ничто не мешало переговорам и подготовке к визиту.
Три дня спустя группа Паскуаля покинула Россию, получив только часть базы лаборатории. Процедуру не завершили потому, что оборудование, привезенное экспертами, не прошло сертификацию по российским законам. Теперь вариантов два: либо оборудование здесь все же сертифицируют, либо в виде исключения разрешат экспертам работу в Москве без бюрократических проволочек.
Серьезно, наш спорт могут закрыть из-за такой мелочи?
Никто с обеих сторон не конкретизировал причины, но пока все выглядит так, что дело в возможностях оборудования: эксперты приехали в лабораторию не просто переписать данные с диска на диск (это очень утрированно), а еще и распознать изменения, когда-то вносимые в базу, отследить удаленные файлы etc.
Вероятно, арсенал Паскуаля оказался настолько мощен, что Минспорта и Следственный комитет, контролирующие процесс, нажали на тормоз. По нашему законодательству они правы: такое оборудование в России используют только силовые структуры (ну и еще кто угодно, но уже нелегально).
Но, по сути, проблема сертификации – проблема принимающей стороны, а не экспертов. Они все равно когда-нибудь исследуют базу целиком, но сейчас срыв важнейшей процедуры по такому формальному поводу намекает: России есть что прятать.
Как отреагировало WADA?
Там точно не обрадовались: президент Крэйг Риди «глубоко разочарован», вице-президент Линда Хеллеланд призывает к экстренному заседанию комитета по соответствию. Комиссия спортсменов WADA в гневе, полтора десятка национальных антидопинговых агентств рассчитывают на оперативный вердикт по России.
Линда Хеллеланд
Относительно спокоен только глава комитета по соответствию (ключевое слово – за ним) Джонатан Тэйлор: он готов к просрочке даже до 14 января – лишь бы эксперты получили полную базу. Вряд ли эта риторика означает симпатию и лояльность: Тэйлору важно соблюсти заявленный распорядок, избежать подозрений в дискриминации России и, если дойдет до суда, занять там сильную позицию.
Как отреагировали в России?
Гендиректор РУСАДА Юрий Ганус, вообще не допущенный к работе с экспертами в лаборатории, забил в колокола еще до дедлайна: сначала предупредил о разрушительных последствиях, потом написал открытое письмо Владимиру Путину.
Юрий Ганус
Кремль ответил через пресс-секретаря Дмитрия Пескова: «Гендиректор РУСАДА не в курсе рабочего процесса и не знает деталей».
Это правда – несмотря на топор, занесенный над РУСАДА, его почти исключили из процедуры, которой с российской стороны управляют государственные структуры – Минспорта и Следственный комитет России.
Так что теперь будет?
Зависит от того, попадут ли люди Паскуаля (и то самое оборудование) в Московскую лабораторию на этой неделе.
• Если вдруг нет, то Россию не пощадят: не считая гигантских имиджевых потерь прилетит целый каскад санкций вплоть до убийственной – недопуска наших спортсменов до международных стартов. Во всех видах – летних и зимних. Это те самые разрушительные последствия, о которых говорил Ганус.
Наверное, даже в этом случае какие-то послабления сделают: допуск после жесткого фильтра, в нейтральном статусе, без гимна, под флагом условной международной федерации. Почетный член МОК, например, уже представляет наших лыжников на ЧМ под флагом FIS.
Это максимальное наказание за невыполнение критически важных требований по новой редакции Международного стандарта по соответствию. Он вступил в силу весной 2018-го – старое законодательство было мягче: несмотря на затяжной бан РУСАДА (2015-2018), наши спортсмены в подавляющем большинстве по крайней мере выступали на Кубках мира и ЧМ без всяких ограничений.
• Если да, то возможны варианты. Дедлайн сорван, поэтому наказание все равно не исключено – но вряд ли слишком чувствительное. Куда интереснее станет исследование базы, добытой экспертами WADA: там почти наверняка нескучно.
Когда все решится?
14-15 января на заседании комитета по соответствию WADA – там вынесут рекомендации, который оперативно рассмотрит Исполком.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Илья Питалев; Global Look Press/Vegard Wivestad/ZUMAPRESS.com, Fredrik Varfjell/ZUMAPRESS.com
Народу по барабану.