9 мин.

«Тур де Франс» был рок-н-ролльным: гонщики курили и принимали кокаин. Так стартовала борьба с допингом

На прошлой неделе гонщики Sky в честь победы Герейнта Томаса на «Тур де Франс» подняли традиционные бокалы с шампанским на Елисейских полях. За день до этого Томас грозился отпраздновать победу в многодневке бургерами с пивом.

Такое нарушение режима велогонщики могут позволить себе лишь в конце Гранд-туров – в остальное время они соблюдают жесткую диету. Но так было не всегда.

«Тур де Франс» первой половины XX века – кошмар для любого современного спортсмена. Причем от начала до конца: этапы были куда длиннее и иногда продолжались по 18 часов, гонщики питались в кафе тех городов, что шли по маршруту гонки, водоснабжения не было, а для восстановления использовали алкоголь и наркотики.

Как спортсмены выживали в таких условиях и зачем вообще добивали организм жутким рационом, Sports.ru рассказал врач «Газпром-РусВело» и трековой сборной России Вячеслав Ефремов.

Алкоголь

Пиво и шампанское были распространены среди гонщиков до 1960-х. На заре «Тура» проблема с водоснабжением была одной из самых острых. Но нашли простой выход: вместо того, чтобы останавливаться и пить из фонтанов и колодцев, гонщики делали привалы в барах.

Перерывы на еду и выпивку – нормальная практика для «Тура» прошлого века. Правда, в 1935 году произошел забавный случай: жители одного из сел, мимо которого ехал пелотон, устроили гонщикам прием. Все остановились на алкоперерыв, и только Жюльен Муанро поехал дальше. Перед этапом он запасся напитками и делал короткие остановки в пути. В итоге он выиграл этап и привез остальным больше 15 минут. Многие потом утверждали, что привал для гонщиков устроили друзья Муанро. Об этом «преступлении» говорили и запасы Муанро, и то, что перед началом этапа он внес в велосипед технические изменения, которые больше подходили для движения в одиночку.

Вторая причина, по которой гонщики прибегали к алкоголю, – скука. Если бы современным спортсменам предложили гонку на 18 часов, они, возможно, тоже не отказались бы от кружки пива.

«Я с 2009 года работаю в велоспорте и застал время, когда некоторые гонщики употребляли пиво. Не буду говорить где, но я видел спортсменов, которые «сушились» пивом: проехали объем – выпили. Таких на моей памяти было двое, они считали, что после этого у них разгонится жировой обмен и они подсушатся.

Пиво – это простой углевод – мальтоза, и это простой сахар, который очень быстро всасывается. Когда спортсмены проходят процедуру допинг-контроля, у нас даже иногда в холодильниках стоит пиво, но не для каких-то празднований, а чтобы гонщик быстрее сдал пробу.

Если рассматривать этот напиток в качестве регидратирующего, например, летом, то да, некоторые так делают. Но точно не профессиональные велогонщики, потому что концепция спорта и здорового образа жизни уже не похожа на ту, что была раньше. Если ты так сделаешь сейчас, на тебя посмотрят дико.

Еще одна причина, по которой алкоголь сейчас не используется, – он замедляет синтез гликогена, то есть организм спортсмена просто не восстанавливается. У нас в организме есть гормон роста, его активность ночью высокая; когда мы принимаем алкоголь или что-то сладкое вечером, у нас вырабатывается инсулин, а это антагонист гормона роста. Если сахара в крови больше, то гормон роста будет выделяться хуже. Так что алкоголь – не лучший восстановитель для спортсмена», – говорит Ефремов.

Курение

Помимо выпивки, на «Туре» и других крупных велогонках долго царил и сигаретный культ. Считалось, что курение помогает легким раскрыться, увеличивает дыхательную мощность и улучшает работоспособность организма, а никотин повышает выносливость. Существовало мнение, что особенно эффективны сигареты в затяжных подъемах.

В это сложно поверить, но не зря же самой продаваемой фотографией за всю историю «Тур де Франс» до сих пор считается снимок «Курильщики», сделанный в конце 1920-х.

«Я до сих пор не видел научных исследований о пользе курения во время занятий спортом. Но насколько понимаю, считалось, что сигаретный дым способствует раскрытию альвеол, легких, увеличивает вентиляцию, соответственно, и объем легких. И все это должно вести к тому, что кровь насыщается кислородом. Некоторые говорят, что якобы есть какая-то научная информация по этой теме. Но я ее не видел.

Я читал об исследованиях, посвященных тому, как курение может улучшать физические кондиции здорового человека. В организме человека, до этого не курившего, за счет гипоксии может возникнуть раздражающий эффект, который оказывает стимулирующее влияние на легкие и на организм в целом. Получается, что этот короткий перекур, раздражая легкие, заставляет организм быстрее усваивать кислород. Но из-за того, что курение вызывает очень быстрое привыкание, эта стимуляция имеет краткосрочный эффект. Поэтому в дальнейшем в велоспорте от этой практики отказались».

Наркотики

После этапа в 400 км гонщики, само собой, испытывали адскую усталость, а спортивная медицина, как мы видим, не очень выручала. Самым легким способом справиться с болью, небольшими травмами и перегруженностью были наркотики. Спортсмены принимали кокаин, амфетамины, стрихнин и другие препараты – пачками.

«Недавно в прессу попал такой термин, как «коктейль Родченкова». Понятно, что мы не знаем до конца, почему раньше применяли алкоголь, но есть вариант, что его могли употреблять для растворения лекарств – в спиртах некоторые препараты растворяются лучше, чем в воде. Так что, возможно, еще и для этого раньше использовали алкоголь, как и в том «коктейле».

Это не могло не привести к чудовищным последствиям. И если слегка подвыпивших к финишу гонщиков встречали снисходительными улыбками, то случай на «Туре»-1967 повлиял на отношение к выпивке и наркотикам и во многом определил развитие антидопингового движения.

13 июля во время восхождения на Мон-Ванту гонщики изнывали от жары в 45 градусов. Британец Том Симпсон, изможденный долгим подъемом, в очередной раз освежился. Он выпил из бутылки, в которую перед этапом, помимо воды, залил добрую порцию коньяка, и продолжил движение. Вскоре Том рухнул на землю, но попросил подоспевших на помощь вернуть его в седло. Проехав еще 500 метров, Симпсон упал второй раз. Но уже не поднялся.

Вскрытие выявило огромную дозу алкоголя и наркотиков в организме. А в кармане британца были обнаружены три упаковки амфетаминов – две пустые и одна полная.

Сейчас в том самом месте, где Симпсон упал в 1967-м, стоит гранитный мемориал.

«Насколько я знаю, даже исходя из механизма действия амфетаминов, именно высокая температура была причиной того, что ему стало плохо. Амфетамины послужили толчком ко всему этому, но основной причиной стал именно перегрев организма.

Довольно часто из-за перегрева случаются обмороки. Был случай на чемпионате мира в Катаре в 2016 году – там температура доходила до 47 градусов – спортсмен перегрелся, упал и ударился. Смертельного исхода там, конечно, не было, но все-таки такие случаи бывают».

После трагедии с Симпсоном МОК учредил медицинскую комиссию по борьбе с допингом, а в 1968 году утвердил список запрещенных препаратов и ввел обязательную процедуру сдачи мочи перед соревнованиями.

Это стало концом эпохи рок-н-ролла на «Тур де Франс», да и во всем спорте. Началась борьба с допингом в том виде, в котором мы ее знаем сейчас.

Современность

«В современном велоспорте вся эта история с сигаретами и алкоголем проявляется лишь в виде каких-то традиций – победной сигары или бокала шампанского. Сейчас концепция спорта и здорового образа жизни не подразумевает употребление алкоголя или курение.

Но когда заканчиваются гонки, спортивные мероприятия, особенно ответственные, к которым спортсмены готовились по полгода, а то и больше, то они тоже могут расслабиться.

Когда я учился на 6-7 курсе и первый раз приехал на гонку – это был Кубок мира в Колумбии – по окончании соревнований организаторы устроили дискотеку. Для меня было немного дико, когда я увидел, что все спортсмены из всех сборных пили алкоголь. Я спросил нашего гонщика: «Слушай, а что спортсмены пьют, что ли?». Он на меня так посмотрел и сказал: «А чем мы от тебя отличаемся? Только профессией. Мы такие же люди, как и ты. Мы так же хотим отдохнуть, расслабиться».

Для них это тоже часть обычной жизни, но в повседневной работе, на тренировках, конечно, это считается ненормальным.

Если сейчас спортсмен возьмет бутылку пива и начнет пить, то, наверное, на него посмотрят как на наших футболистов в Монако. Конечно, велосипедисты получают не столько, сколько футболисты, но на пиво хватит».

Из вредных продуктов сейчас на «Туре» и других гонках осталась, пожалуй, только кола, которую гонщики используют для регидратации – газировка быстрее доставляет воду в организм, хотя и негативно влияет на желудок.

«Когда я увидел, что кока-колой отмывают ржавчину, меня это немного смутило, – признается Ефремов, – но недавно мне тут один спортсмен сказал: «Знаешь, вот иногда выпьешь эту кока-колу после финиша, отрыжку сделаешь, и сразу как-то легко становится».

Наука наукой, но всегда нужно прислушиваться к спортсменам».

P.S. Мы против этой дряни. Наркотики – зло, пить и курить – плохо.

Фото: REUTERS/Marco Bertorello/Pool; Gettyimages.ru/Bettmann; amazon.com/Smokers-France-Print-Poster-Overall; Gettyimages.ru/Keystone/Hulton Archive; globallookpress.com/Christian Huetter; Gettyimages.ru/Mike Powell, Tony Lewis/Allsport