Как работает CAS
Внимание многих любителей спорта в эти дни приковано к Лозанне, где Международный арбитражный суд (CAS) решает судьбу десятков российских олимпийцев, пожизненно отстраненных от олимпийского движения.
Окончательный вердикт CAS будет известен в конце января, а пока – несколько слов о том, как построена его работа.
Основные рабочие документы CAS – Кодекс спортивного арбитража, принятый в ноябре 1994 года (действующая редакция с 1 января 2017 года) и Регламент. Согласно Кодексу, в ведении арбитражного суда находятся только споры, в которых участвуют федерации, ассоциации или другие спортивные организации, если их уставы прямо предусматривают юрисдикцию CAS. Регламент уточняет, что споры могут касаться принципиальных вопросов в области спорта, денежных интересов и других вопросов, возникающих в спортивной деятельности.
Каждый спор рассматривается группой (панелью, палатой), состоящей из одного или из трёх арбитров.
Всего деятельность CAS включает в себя три направления:
-обычная арбитражная процедура (рассмотрение споров между сторонами)
-апелляционная арбитражная процедура (рассмотрение жалоб на решения дисциплинарных органов) – именно эта процедура задействована сейчас по российским делам
-подготовка юридических заключений по просьбе различных спортивных организаций.
Арбитры CAS – это лучшие юристы в области спортивного права, причем работа в арбитраже не является для них основным видом деятельности. CAS в этом смысле больше похож на клуб, члены которого связаны друг с другом только сферой профессиональных интересов. Никаких отношений субординации между ними нет.
В настоящее время в списках арбитров CAS находятся:
14 франкоговорящих африканцев;
10 англоговорящих африканцев;
53 представителя Северной Америки;
7 человек от Центральной Америки и стран Карибского бассейна;
16 южноамериканцев;
43 азиата;
195 европейцев (28 британцев, 24 француза, 17 немцев, один россиянин);
30 представителей Океании.
Процедура формирования этого списка довольно громоздкая: в ней участвуют МОК, НОКи, международные федерации и спортсмены. При назначении арбитры подписывают декларацию, в соответствии с которой они обязуются выполнять свои функции лично, со всей объективностью. Каждый арбитр должен быть независимым от сторон спора и обязан немедленно заявить обо всех обстоятельствах, могущих скомпрометировать его независимость по отношению к сторонам или к одной из них.
Кроме того, любая сторона вправе заявить отвод арбитру, если обстоятельства позволяют законно усомниться в его независимости.
Обычно заседания CAS проходят в Лозанне (Швейцария), однако Регламент разрешает арбитрам после консультации со сторонами спора проводить заседания в любом другом месте. Рабочие языки – английский и французский.
Каждая сторона может быть представлена в CAS любым лицом по своему выбору; лично являться на заседания не обязательно.
Обращаться в CAS с апелляцией на решение спортивной организации можно только в том случае, если ее устав допускает такую возможность и апеллянт исчерпал другие юридические средства, гарантируемые ее уставом.
Подавая апелляцию, нужно сразу же указать фамилию арбитра, выбранного апеллянтом из списка, и внести денежный взнос (минимум 1000 франков).
Как правило, такие дела рассматриваются тремя арбитрами, однако стороны могут договориться прибегнуть к помощи одного арбитра. Кроме того, один арбитр может быть назначен на срочные дела, когда нет времени формировать коллегию из трех человек.
Если дело рассматривается коллегиально, второго арбитра назначает ответчик, а третьего (председателя) – Президент соответствующей палаты CAS.
Разумеется, апелляция должна сопровождаться указанием на фактические и правовые обоснования, а также сопровождаться документами и доказательствами, на которые ссылается апеллянт. В свою очередь, у ответчика есть 20 дней на подготовку своего аргументированного ответа на апелляцию.
По общему правилу, сторонам не позволено ни пополнять свою аргументацию, ни представлять новые документы, ни формулировать новые доказательства после подачи мотивированной апелляции и ответа.
Важный момент: согласно статье R58 Регламента, арбитры выносят решение в соответствии с правовыми нормами, избранными сторонами, а при отсутствии такого выбора – в соответствии с правом страны, в которой находится спортивная организация. В случае с МОКом – это швейцарское право.
Сами слушания в CAS (если панель придёт к выводу об их целесообразности; может ограничиться только изучением письменных документов) представляют собой типичное судебное заседание, в ходе которого заслушиваются стороны, свидетели, эксперты, а также заключительные речи сторон. По общему правилу, заседания являются закрытыми для публики, однако сами стороны могут согласиться на публичные слушания. Все дебаты протоколируются.
Тоже важно: стороны могут попросить, чтобы были заслушаны свидетели и эксперты, которых они предварительно указали. Таких свидетелей арбитры призывают говорить правду под угрозой наказания за лжесвидетельство.
Очень важно: каждая сторона может потребовать, чтобы другая сторона предоставила в ее пользование любые необходимые документы, относящиеся к делу. А арбитры могут в любое время потребовать представления дополнительных документов, предписать допрос свидетелей, назначить и заслушать экспертов или произвести другие следственные действия.
Решение выносится большинством голосов, а при отсутствии большинства – председателем панели. Возможно объявление по итогам слушаний только резолютивной части решения. По взаимному согласию сторон, кстати, арбитраж может оставаться полностью конфиденциальным, вплоть до самого факта подачи апелляции.
Внимание (для любителей играть в гражданские суды):
Решение CAS является окончательным. Обжаловать его можно только по формальному признаку, а именно: имел ли арбитраж полномочия вообще рассматривать данное дело. Понятно, что стороне, которая сама обратилась в CAS, довольно странно впоследствии отрицать наличие у него юрисдикции в данном споре.
Срок, в течение которого CAS должен вынести решение – 4 месяца с подачи апелляции. Ввиду уважительных причин этот срок может быть продлен.
Все расходы сторон по привлечению свидетелей, экспертов и переводчиков авансируются сторонами. Панель в своем решении указывает, кто несет эти расходы, принимая во внимание исход дела, поведение и финансовые возможности сторон.
1)сам факт обращения в КАС означает, что апеллянт ему доверяет и соглашается признавать его юрисдикцию и окончательный характер решения
2)одного из арбитров выбирает сам апеллянт
3)апеллянт участвует в выборе применимого права
4)апеллянт вправе привезти в Лозанну всех необходимых свидетелей
5)апеллянт имеет доступ ко всем доказательствам противоположной стороны.
То есть вся болтовня упоротых про то, что в КАС всё заранее решено, там нарушаются все процессуальные требования и россияне абсолютно бесправны - это пшик, ересь и мракобесие.
Я б еще добавил, что КАС имеет право по заявлению стороны принимать обеспечительные меры (provisional measures) - приостанавливать действия дисциплинарных органов. Такое заявление рассматривается в срочном порядке. Если мне не изменяет память.
П.С. Спасибо за статью, давно не читал пристально Кодекс КАС. Есть хорошая подборка статей от действующего арбитра КАС, но на украинском языке.
Они по-прежнему какими-то гражданскими судами грезят, тупорылые. До ишачьей пасхи будут ждать.
...
Один россиянин
...
30 представителей Океании.
...
Уахахаха
Читаю последние новости и офигеваю, насколько прогнил российский спорт.
Вообще всегда, читая новости, понимаешь, что где-то преувеличено, соврано и преподнесено таким образом, чтобы сформировать определенное общественное мнение.
Не так давно мне довелось познакомиться и пообщаться с сборником Сочи, запасным правда. Конечно, меня интересовала вся их кухня и события, связанные с олимпиадой в Сочи. То, что Россия жульничала, вообщем-ясно и понятно. Но все-таки я предполагала, что к России действительно предвзято настроены и в показаниях Родченкова слишком много такой информации, в которую трудно поверить. Соответственно, и вопрос мой был прост и короток: каков процент правды во всем потоке информации и обвинениях. И ответ меня поразил: абсолютно все лишенные медалей спортсмены были вовлечены и осмысленно участвовали во всей этой схеме. Меня смущали фамилии Зайцевой, Петухова, Вылегжанина. Скажем так, это мои личные представления о спортсменах. Всех замели по делу, а кому-то ещё и повезло.
Но ещё больше меня удивило другое: главной задачей Русада было, действительно, сокрытие положительных проб. Никто не банился, а просто извещались перед выездом на сборы заграницу. Жесть.....ну не на столько же....
Поэтому, я так полагаю, в этой слитой базе много всякой интересной информации
Не зря такие кардинальные меры предпринимаются, и какой вой уже стоит
53 представителя Северной Америки;
один россиянин.
Ответственно заявляю, что это однозначно англосаксонский заговор. Никто не хочет видеть сильную Россию