Легенда Биатлона. Часть 1.2
Часть 1.2.
Начинается новый олимпийский цикл. В команде уже нет Виктора Маматова. Двукратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира в 35 лет уходит тренировать молодежную сборную. Александр Тихонов становится безусловным и единственным авторитетом в сборной СССР по биатлону.
1973 год – это, пожалуй, пик карьеры Тихонова. Он с огромным преимуществом побеждает на чемпионате мира в Лейк-Плэсиде, опередив занявшего второе место Геннадия Ковалева на 2.47, при том, что промахнулся дважды, а Ковалев – только раз.
И тяжелейшая победа в эстафете. На сей раз с Александром Тихоновым бежали Геннадий Ковалев, Ринат Сафин и Юрий Колмаков. На последний этап против Тура Свендсбергета Тихонов уходил вторым. Метров за 100 до финиша Тихонов догнал норвежца, а на последнем метре вырвал победу. Именно после этого финиша Александр Привалов произнес фразу, которую цитируют уже почти сорок лет: «Я преклоняюсь перед Тихоновым. Не было в истории отечественного лыжного спорта бойца более стойкого, более мужественного, чем Александр Тихонов». И это была истинная правда в отношении Тихонова – спортсмена. На тот момент. Хотя в отношении отечественного лыжного спорта в целом Привалов слегка погорячился: весь мир уже видел феноменальный последний этап лыжной эстафеты на Играх в Саппоро Вячеслава Веденина. Саша Тихонов и тогда до Веденина явно не дотягивал.
А потом – два сезона поражений. В 1974 г. на чемпионате мира в Раубичах, под Минском, обе дистанции выигрывает финн Юхани Суутаринен. Именно на этом чемпионате впервые был проведен биатлонный спринт, 10 км с двумя рубежами. Но в спринте у Тихонова только 11-е место с пятью промахами. Лучшим из наших стал Николай Круглов – 6 место. А в индивидуальной гонке лучшим в сборной СССР был Тихонов, но только на пятом месте. Четыре промаха, больше двух минут отставания от победителя. И только эстафета вновь за советской командой: Тихонов, Ушаков, Круглов и Колмаков одержали седьмую подряд победу на ЧМ и Играх.
На чемпионате мира 1975 г. в Антерсельве Тихонов выступил не лучше. Седьмой в индивидуальной гонке с шестью промахами, шестой в спринте с тремя. А лидером команды стал Николай Круглов. Он выиграл спринт, опередив на 28.5 сек Александра Елизарова и на 59.7 сек КлаусаЗиберта из ГДР (того самого «Зибыча», которому недавно передавали привет белорусские биатлонистки). В гонке на 20 км у Круглова серебро: он проиграл 39 сек финну Икола. Но самым неприятным итогом этого чемпионата мира стал проигрыш эстафеты. Ушаков бежал 3 круга штрафа, Елизаров – 2, Круглов – 3, и только Тихонов обошелся без штрафных кругов. На финише наша команда отстала от сборной Финляндии на 25.6 сек, при том, что у финнов было только три штрафных круга.
Следующий год – год Олимпийских игр в Инсбруке. Поскольку спринт в программу Игр еще не входил, чемпионат мира разыграли 31 января в той же Антерсельве. Наши заняли три первых места. 1. Александр Тихонов 36.48.2 (4); 2. Александр Елизаров +3.3 (1); 3. Николай Круглов +31.7 (2). Подкачал только Ушаков – у него 18-е место, пять промахов, и на Игры поехал Иван Бяков.
Индивидуальная гонка в Инсбруке – это очередной кошмар Тихонова. Перед последней стрельбой он уверенно лидировал, выигрывая у ближайшего конкурента больше двух минут. Уже все считали, что Тихонов с третьей попытки одержит наконец-то свою главную победу. Более того, все желали ему победы. А уж как я за него болел… Похоже, Тихонов тоже посчитал, что победа у него в кармане. Увы, на последней стойке он стрелял в стиле Магдалены Нойнер: промахнулся пять раз. Личный рекорд. А олимпийским чемпионом стал Николай Круглов: 1.14.12,2 (2). Второй – финн Икола: +1.41.9 (2), третий Елизаров: +1.53.4 (3). Александр Тихонов только пятый: +3.06.1(7).
В эстафете, за которую бежали Александр Елизаров, Иван Бяков, Николай Круглов и Александр Тихонов, тоже не обошлось без сюрпризов. Елизаров на первом этапе привез Бякову преимущество в 43 сек. Начался второй этап, и у Бякова ломается носок ботинка, к которому крепится лыжа. Лыжу можно поменять только с ботинком (такая конструкция была, Adidas). Помог французский биатлонист – отдал ботинок. Бяков всё же не потерял лидерства, а потом Круглов (особенно хорош был Круглов!) и Тихонов добили соперников. Преимущество наших спортсменов перед финнами составило 3.50.0, а перед сборной ГДР – 6.13.0.
Следующий сезон – переход на малокалиберные винтовки. Это сезон последней личной победы Тихонова. На чемпионате мира 1977 г. в Норвегии он выигрывает спринт, опередив Круглова и Ушакова. Впервые Тихонов стрелял безошибочно. А индивидуальную гонку наши снова проиграли. Тихонов на первом рубеже получил 2 мин, но бежал исключительно сильно. Перед последней стойкой он – лидер. На этой стойке лидер и споткнулся. Две минуты штрафа. Победил финн Икола – 1:10.51.8 (1), второй – норвежец Зиглейф Юхансен +24.5(2), третий – Тихонов +26.3(4). Эстафету наши вновь выигрывают более чем уверенно: финны отстали на 1.45.1, сборная ГДР проиграла почти 3 минуты.
А следом – два провальных сезона. На чемпионате мира 1978 г. в Хохфильцене – полное доминирование сборной ГДР. И если в индивидуальной гонке немцам смог противостоять норвежец Одд Лирхус, выигравший у Франка Ульриха 9 сек и Эберхарда Рёша 38 сек за счет более удачной стрельбы, то в спринте немцы уверенно занимают три первых места. Столь же уверенно сборная ГДР побеждает и в эстафете, где сборная СССР занимает только четвертое место. Тихонов в индивидуальной гонке семнадцатый, и в спринте на том же 17-м месте. Он не бежит и не стреляет. По три промаха на каждой дистанции. Впрочем, остальные наши не намного лучше. Сильнее других смотрятся Владимир Барнашов и Николай Круглов, но и они далеки от медалей.
Чемпионат мира 1979г. в Рупольдинге прошел чуть приличней. В индивидуальной гонке Тихонов выигрывает серебряную медаль. Чемпион мира – Клаус Зиберт. Кстати, в своих воспоминаниях Тихонов немного неточен. Не 20 сек проиграл он Зиберту, а 1.42.0. У Зиберта 1 мин штрафа, у Тихонова – 2. Владимир Аликин занял 8 место с пятью промахами, проиграв чемпиону 3.47.9. В спринте победил Франк Ульрих. Тихонов – шестой (3 круга) с отставанием 1.36.8. В эстафете Аликин, Барнашов, Круглов и Тихонов выиграли бронзу.
Следующий год – Игры в Лейк-Плэсиде. 1980 год. Тихонов вспоминает, что его брать на Игры не хотели. Лукавит. Он вновь набрал форму и был одним из лидеров команды. Он снова быстро бежал, а главное, хорошо стрелял. Тихонов был знаменосцем команды на открытии Игр. Так что я не очень верю, что его там как-то ущемляли.
Индивидуальную гонку в Лейк-Плэсиде Тихонов не упоминает нигде и никогда. Будто ее не было в его жизни. Это гонка, на которую он всё поставил и в которой он проиграл всё. Гонка жизни. В которой всё зависело только от самого Тихонова. Он ее проиграл так, как никогда и нигде не проигрывал.
А складывалась эта гонка очень интересно. Тихонов со старта пошел с невероятной скоростью. Ко всему прочему, еще и стрелял потрясающе. Три рубежа – и всего одна минута штрафа.
Перед последней стойкой Тихонов выигрывал столько, что мог промахнуться ЧЕТЫРЕ раза. Он мог получить ЧЕТЫРЕ штрафные минуты, и всё равно стать олимпийским чемпионом. Мой товарищ, с которым мы смотрели гонку, сказал: «Всё, сейчас Тихон наконец-то выиграет».
«Нет» - ответил я, - «Сейчас он намажет ровно столько, чтобы проиграть».
Тихонов настрелял шесть минут. Одна пуля вообще ушла в молоко, остальные не попали в центр мишени. Этот рекорд не повторить и не превысить никому и никогда.
Прошу меня извинить. Это всё происходило в Инсбруке. Тихонов в Лейк-Плэсиде индивидуальную гонку не бежал. К сожалению, от перемены места действия и времени мало что изменилось.
Победил Анатолий Алябьев, который чисто прошел все рубежи. Еще один претендент на золото, Франк Ульрих, на последней стойке заработал 3 минуты и отстал от Алябьева на 11.5 сек. Барнашов занял седьмое место, Аликин восьмое, Тихонов – где-то в конце двадцатки.
Спринт выиграл Ульрих, за ним Аликин и Алябьев. Тихонов бежал с температурой (как он пишет в воспоминаниях) и был девятым. Впрочем, в Лейк-Плэсиде половина олимпийской сборной СССР, и не только СССР, была с температурой – в Олимпийской деревне свирепствовала эпидемия гриппа.
Эстафету выиграла советская команда: Владимир Аликин, Александр Тихонов, Владимир Барнашов и Анатолий Алябьев. Они обошлись без штрафных кругов. Сборная ГДР заработала три круга и отстала на 53.7 сек.
На следующий год Тихонов уже не выступал. Его торжественно проводили. А старшим тренером сборной СССР был назначен Виктор Маматов.
И у Легенды Биатлона началась другая жизнь. Но об этом – в следующей главе.
****
Когда я читал книжки Александра Бурлы и Елены Вайцеховской, меня не оставляло ощущение, что чего-то не хватает. Потом понял. Тихонов хорошо отзывается только об умерших. И о тех, кто никак не переходил ему дорогу, не противоречил. И о каких-то безымянных стариках и старухах. Еще об Отари Квантришвили. Ну, может еще кого я пропустил. Все его поражения – исключительно вражеские козни (мазь, стартовая группа, погода, тренеры, а потом – начальники, губернаторы, министры и далее по списку). Все его победы – это лично его персональные заслуги.
О Маматове –с утра выпивает бутылку водки и за день выкуривает пачку «Мальборо». Об Аликине и Барнашове – читайте его интервью. Никогда не вспоминал о тех, с кем выигрывал Олимпийское золото в эстафетах.
Уже с юных лет Саша Тихонов довольно пренебрежительно относился к тем, кого он обыграл на трассе. К тем, кто в силу возраста или природной одаренности уступал ему. Словом к тем, кто, как он считал, в чем-то уступали ему. Уже с юных лет Саша довольно легко умел находить нужные слова и налаживать контакты с теми, кто был ему нужен, с теми, от кого зависела его спортивная судьба или материальное благосостояние. Но с такой же легкостью они превращались в его «врагов», если не исполняли того, что Саше было надо. А если переставали быть нужными – стирались в памяти.
По молодости лет казалось, что это – преходяще. Повзрослеет – поумнеет. К сожалению, возраст прибавляет ума не всем. Во второй половине семидесятых Тихонов уже и тренеров начал «учить». Ставил свои условия, требовал к себе особого отношения. И с режимом дружил от случая к случаю (как ни смешно, об этом он сам пишет). Именно это, как мне кажется, не позволило Тихонову стать Бьорндаленом ХХ века.
Конечно, Маматов не оставил Тихонова в сборной. И не мог, и не должен был оставлять.
Маматов Виктор Федорович. Родился 21.07.1937 г., двукратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, тренер, спортивный функционер, судья международной категории. Кандидат педагогических наук, профессор.
Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (1964) и Омский ГИФК (1974).
Инструктор Спорткомитета СССР (1966—1973); старший тренер молодежной сборной команды СССР (1973—1976); директор Новосибирского техникума физической культуры (1976—1981); старший тренер сборной команды СССР (1981—1985). Тренер сборной команды СССР на Олимпийских Играх-1984 в Сараево. Заслуженный тренер СССР (1984). Начальник управления зимних видов спорта Госкомспорта СССР (1985—1987 гг.), заместитель Председателя Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту (1987—1992 гг.). Президент Федерации биатлона СССР (1989—1992).
Руководитель спортивных делегаций на зимних олимпийских играх в Калгари (1988, СССР); в Альбервилле (1992, Объединенная команда); в Нагано (1998, Россия); в Солт-Лейк-Сити (2002, Россия), 1-й заместитель руководителя — в Лилехаммере (1994, Россия). Заслуженный тренер России. Вице-президент Международной федерации биатлона (1993—1998). Первый вице-президент Международной федерации биатлона.
Профессор кафедры зимних видов спорта МГАФК.
Именно о нем так лихо «вспоминает» Александр Тихонов.
Продолжение следует.
Только почему-то в Лэйк-Плесидской индивидуалке в протоколах (http://www.sports-reference.com/olympics/winter/1980/BIA/mens-20-kilometres.html) Тихонова нет и от каждой страны по 3 человека, а значит он физически бежать не мог
«Нет» - ответил я, - «Сейчас он намажет ровно столько, чтобы проиграть».
Тихонов настрелял шесть минут. » - извините, но тогда промах стоил 2 минуты. Он мог промазать не четырежды, а дважды. И промазал трижды. Вполне бывает так.
Убираю.
c другой стороны, не совсем уж он не попал все пять выстрелов - четыре всё же попал. В минутные штрафы :)
Ну и про то, насколько у него тогда была по времени фора, в статье сказано, про 4 минуты - Привалов говорил не так давно в интервью, что 5 минут в плюсе было у Тихонова перед стрельбой, а до того звучали слова, не раз, что «больше 2 минут»...