Александр Винник: «В свободное время я работал радистом»
MVP финала Кубка России – о неординарном появлении в спорте, пермском баскетболе и небаскетбольных интересах.
- То, что ты в детстве занимался хоккеем, а в баскетбол пришел, уже будучи студентом, знают многие. А как это произошло и почему?
– С хоккеем я закончил где-то в 15 лет. Понял, что «стоять в раме», это не мое. Хоть и закрывал ее своими габаритами почти всю. Наверное, тренеру это и нравилось. А баскетболом занялся в 17. Поступил на первый курс нашего Пермского Государственного Педагогического университета на факультет информатики и экономики, проучился несколько месяцев, и как раз, когда началась первая сессия, впервые попробовал сыграть. Оказался на матче девушек с нашего курса, а тут в зал подошли парни, которые играли за университет. Они и предложили мне попробовать. Как потом выяснилось, их отправил наш тренер.
- Нестандартный ход…
– И верный. Моя мама однажды встретилась с ним и рассказала, что у нее сын два метра ростом, лежит на диване и ничего не делает. Тренер отвечает: «Пусть приходит к нам». Но если бы меня мама отправила, я бы вряд ли сам пошел. Тогда наставник и придумал эту историю с ребятами. Пацаны подошли ко мне, пригласили на тренировку, я согласился. Так все и началось.
- Осваивать игру с нуля было непросто?
– На самом деле до сих пор непросто.
- Чем можно компенсировать отсутствие школы?
– Желанием, наверное. Нужно больше работать, анализировать, хотеть развиваться.
- Хоккейные навыки помогают в баскетболе?
– Тут больше не хоккейные навыки, а семейное воспитание. Мы с сестрой с детства играли в волейбол, в баскетбол, в хоккей, в теннис большой и настольный, в хоккей на траве. И даже в шахматы и шашки. В общем, всем по чуть-чуть занимались. Участвовали в передаче «Папа, мама, я – спортивная семья». Мама у нас больше отвечала за школу, следила, чтобы мы хорошо учились, а папа – за спорт. Все игровые виды похожи. Нужно не только за счет физической силы действовать, но и головой думать. Поэтому так и получилось: не хоккей, так баскетбол.
- В какой момент почувствовал, что баскетбол может стать профессией?
– На четвертом-пятом курсе университета. Меня позвали тренироваться в «Урал-Грейт-2» в 2009 году – в последний сезон существования этого клуба. С нами работал Паша Коробков, который сейчас в ЦСКА. «Урал-Грейт» развалился, и я стал выступать за университет. Вдруг смотрю, Паша в «Нижнем Новгороде» играет. Человек только что рядом со мной был и тут уже на таком уровне оказался. Тогда-то я и понял, что все в моих руках и ногах. И в голове, конечно. С того момента начал трудиться еще усерднее…
- Совмещая тренировки с работой инженера в «Газпроме»…
– Пришел туда по баскетбольной линии. После четвертого курса стал бакалавром, поступил в магистратуру. Одновременно учился и работал. Играл в баскетбол за местное ЛПУМГ – линейно-производственное управление магистральных газопроводов. Ездил на Спартакиаду в Саранск. Меня устроили в «Газпром» как спортсмена, но и постоять на газовой заправке пришлось. Конечно, я не очень хорошо разбирался в тонкостях, но старшие инженеры помогали. Исполнял функции рабочего, гайки крутил. Чтобы кому-то указывать, надо самому понимать, как все устроено.
- Учеба с таким ритмом давалась совсем непросто?
– Скажу так: я еще в КВН периодически играть умудрялся. Защищал честь факультета. Сестра была активисткой, а я ее поддерживал. Морально и физически. Не сопротивлялся, когда она меня заставляла участвовать в сценках, где можно было как-то обыграть мой рост. Редко, но метко. Так вот однажды читал со сцены рэп. Про настоящих мужиковМоя строчка была, как сейчас помню: «Я – настоящий мужик! Точнее, во мне их два. В автобусе я плачу 24 рубля». Тогда проезд стоил 12. Пожалуй, это самое яркое впечатление от жизни «веселых и находчивых». Но по учебе все равно не отставал.
- Может, еще и как Саша Каун компьютеры голыми руками можешь собирать?
– Раньше мог. Собирал сам себе, по частям. Сейчас уже давно не до этого, и мы с ними на «вы» перешли. Хотя в то время даже детям в школе информатику преподавал в период практики. Саша Зуев, который сейчас в молодежных «Химках» играет, у меня в классе был. Позже и в университете делал то же самое. А чуть раньше в лагере с компьютера ребятам дискотеки включал.
- Был ди-джеем? А для этого не нужна была никакая музыкальная матчасть, или ты и в этом преуспел?
– Радистом. Так, в смысле,моя ставка называласьА по факту, да – можно сказать и ди-джеем. Правда, я просто кнопки нажимал. Это же лагерь. И на громкую связь выводил. Но детям нравилось. Они радовались и так гордо меня называли: мол, у нас тут свой ди-джей есть. Я тоже не грустил. Ведь, действительно, образования никакого музыкального у меня нет, а заработок, естественно, приходился кстати.
- Изначально местом проведения «Финала четырех» Кубка России была выбрана Самара, но потом его перенесли в Пермь. У игроков «Пармы» в связи с этим был особый моральный подъем?
– Конечно! Было очень приятно. Мы боялись, что в Самаре будут пустые трибуны, все пройдет не очень празднично. Слухи о том, что финал проведут в Перми ходили давно, поэтому мы немного удивились, когда сказали, что придется ехать в Самару. Мне кажется, лучше отдавать такие мероприятия городам, которые живут баскетболом. Поэтому перенос в Пермь нас очень обрадовал. Мы домашняя команда, это важный фактор для нас. Свои трибуны помогли выиграть Кубок России. За что им всем еще раз большое спасибо!!!
- Были опасения перед встречей с «Зенитом» в финале? Все-таки команда из Единой Лиги ВТБ…
– Мы с самого начала не сомневались, что будем биться с ними на равных. В прошлом году уже встречались с «Красным Октябрем» в Кубке России. Понимали, что у многих российских игроков «Зенита» мало практики, многие не на первых ролях в команде. Им нужно разбираться в новой для себя стихии. А мы уже третий, а то и четвертый год вместе. У меня не было другого сценария в голове: просто выходим и бьемся за победу. Силу соперника даже в раздевалке не обсуждали.
- Звание MVP финала Кубка и вообще личные достижения важны для тебя?
– Больше важна командная победа. Если посмотреть на весь путь «Пармы» в Кубке, я же не один по 80 очков в каждом матче забивал. Скажем, в Новосибирске у меня вообще 2 очка было и 5 фолов. В разных играх выстреливают разные люди. Победа в Кубке – это командный успех. То, что я получил MVP финала, говорит только о том, что я хорошо сыграл именно в тот день.
С родителями, сестрой и ее мужем
- После победы в Кубке России тебя стали чаще узнавать на улицах Перми?
– Все поздравляли с победой. Даже в тренажерном зале, куда я хожу, постоянно подходят, говорят, что смотрели трансляцию, благодарят за Кубок. Раньше многие даже не знали, что это за команда «Парма». Думали, что мы волейболисты. Или спрашивали про «Урал-Грейт», который с 2009 года не существует. Сейчас все узнали, что в Перми есть новая баскетбольная команда, которая выиграла Кубок России.
- У тебя есть спортивная мечта?
– Мечтаю играть за сборную России. Не просто попасть и отсидеть на скамейке, а именно играть. Стремлюсь к этому. Кубок России – это просто срез в моей работе. Он показывает, что я двигаюсь в правильном направлении, но расслабляться рано.
- А неспортивная?
– Жена, дети, дом.
- Здесь ты на правильном пути?
– Надеюсь…
Мнение тренера. Павел Гооге:
– Могу сказать, что впервые увидел Александра в декабре 2013 года на домашней встрече «Пармы» с барнаульским «Алтайбаскет».Приятно поразил его потенциал! Помимо габаритов, просматривались хорошее чтение игры, бойцовские качества, старательность и мотивация. После матча поинтересовался об этом игроке: каков он на тренировках, за пределами площадки, как давно занимается и прочее… Услышанное добавило позитива. Не так уж часто встречаются в игроке таких габаритов спортивные амбиции, ум, здоровье, трудолюбие и лидерские задатки. Подумал, что интересно было бы потрудиться соспортсменом, обладающим подобным набором качеств.
За период, прошедший с момента моего первого взгляда на игру Александра, виден значительные прогресс. В уровне навыков, соревновательном опыте, роли в команде на обеих сторонах площадки. Как и в понимании тренерской группы «Пармы» степени использования сильных качеств своего центрового.
Очевидно, что Винник обладает потенциалом, позволяющим ему выступать в ведущих клубах лиги ВТБ. Сам он делает все от него зависящее, чтобы играть лучше, чтобы приносить своей команде как можно больше пользы. Со стороны это очень заметно. Но насколько будет этот потенциал реализован, зависит не только от спортсмена.
Не имею понятия о спортивных программах индивидуальной подготовки (в течение сезона и в летний период), которые предлагаются игроку. Опыт подсказывает, что системное развитие индивидуальных двигательных качеств и игровых навыков позволило бы расширить игровой диапазон и помогло бы повысить игровые показатели. Что, в свою очередь, обеспечило было стабильное выступление в лиге ВБТ. Интенсивнее/быстрее в атаке и атлетичнее/быстрее в защите. Стандарты лиги ВТБ требуют играть быстрее, умнее и стабильнее.
Насколько быстро парень адаптируется к новым для себя скоростным режимам, к более сложной, чем в Суперлиге, тактике защиты и нападения, к противодействию центровым уровня Евролиги и Еврокубка, в большей степени зависит от качества труда тренерской группы. «Пармы» или какой-то другой команды, в которой Винник будет играть в лиге ВТБ.