Олег Окулов: «Люди собирались в кинотеатре для совместного просмотра матчей, хотя уже была ночь»
В прошлом сезоне «Енисей» Олега Окулова вышел в «Финал четырех» Кубка ФИБА-Европа. Главный тренер красноярцев – о сложных перелетах, кризисе тренерской школы и задачах на сезон.
- Какие цели вы ставите в этом сезоне в чемпионате Единой Лиги ВТБ?
– «Енисей» не может выйти в плей-офф лиги ВТБ уже несколько лет, поэтому именно попадание в «восьмерку» является для нас тем, к чему мы стремимся. Мы стартовали в турнире матчами с двумя топ-командами (ЦСКА и УНИКС – прим. ProTeam), которые сложились для нас не лучшим образом, но затем выдали серию побед и получили лестные отзывы. Но все это можно считать авансом, так как не прошло еще и половины сезона. К тому же, как вы знаете, осложняют обстановку расстояния, которые нам приходится преодолевать, учитывая, что мы, помимо чемпионата Единой Лиги ВТБ, принимаем участие в Кубке ФИБА-Европа. Например, из последних 5 матчей мы 4 провели на выезде, и дорога отнимала много сил. На действия на площадке очень влияет то, как игроки адаптируются после перелетов, в том числе и дома, потому что акклиматизация настигает именно по возвращении. Но если минусом для нас являются путешествия на большие расстояния, то безусловным плюсом – очень хорошие взаимоотношения внутри команды, что, как известно, зачастую служит очень важным фактором при достижении результата. В общем, повторюсь, наша цель – выход в Топ-8 Единой Лиги ВТБ.
- Давайте поговорим о целях в упомянутом вами Кубке ФИБА-Европа. В прошлом сезоне «Енисей» под вашим руководством вышел в «Финал четырех» этого соревнования. Чего вы ожидаете от клуба в этом году?
– Повторить результат не получится в силу того, что в этот раз «Финала четырех» не будет. В прошлом сезоне мы хотели выйти из группы в первом раунде, потом – во втором. Аппетит, как говорится, приходит во время еды, и затем уже нацелились на «Финал четырех». Сейчас не совсем ясно, что будет с турниром, так как ФИБА и Евролига не могут определиться в отношениях между собой. Конечно, наша цель – пройти как можно дальше. В Кубке участвуют команды очень приличного уровня, и с ними будет встретиться и интересно, и полезно. На руку нам должен сыграть удобный для нас график матчей, но к каждому из соперников нужно отнестись со всей серьезностью.
«Лукойл-Академик» – ведущая команда Болгарии, обладающая приличным по меркам этой страны бюджетом. Мы играли с «Лукойлом» в прошлом сезоне и знаем, как непросто с ними может быть. Правда, по сравнению с тем годом коллектив обновился полностью: в нем остался лишь один человек из прежнего состава. На 1-м этапе болгарский клуб показал себя хорошо. Что касается нашего второго соперника – голландского «Донара», то у него неплохой, достаточно качественный ростер, в котором большую часть составляют легионеры. Португальская «Бенфика» больше известна как футбольный клуб, а не баскетбольный. Баскетбол в Португалии не слишком популярен, и команда не особенно на слуху у специалистов. Но именно в Португалию у нас будет самый дальний перелет: самая восточная команда турнира поедет к самой западной. Помимо дальности перелета осложнит переезд и его логистика: пересадки и ожидание в аэропортах.
- Несомненно, выход «Енисея» в Финал четырех Кубка ФИБА-Европа стал вехой в истории клуба. А как еще можно рассматривать данный результат? Оказал ли он влияние на болельщиков?
– В прошлом сезоне наши болельщики были разочарованы тем, что «Енисей» не вышел в плей-офф Единой Лиги ВТБ. Так что этот результат улучшил их настроение, а также дал новый импульс к росту интереса к баскетболу в городе и регионе. Люди собирались в кинотеатре для совместного просмотра матчей, при том, что наши выездные игры проходили, когда в Красноярске была уже ночь.
- «Енисей» – единственная команда топ-уровня из восточной части нашей страны. Видите ли вы связь между вашими выступлениями и развитием баскетбола в регионе?
– Мы чувствуем определенную ответственность за то, что представляем регион в баскетболе. Так получилось, что в Единой Лиге ВТБ сейчас все команды с запада страны. Клубы из Сибири, Дальнего Востока, Урала играют в Суперлиге. Понятно, что коллективы из Европы и европейской части России не хотят ехать в Сибирь и на Дальний Восток – путь долгий и не всегда удобный. Но об этих регионах ни в коем случае нельзя забывать. Мы просто можем потерять здесь свой вид спорта. В КХЛ убеждены, что хоккей необходимо развивать по всей стране. Нам нужно строить не только ледовые арены, но и баскетбольные. При этом в России есть команды в восточной части, которые могут играть в Лиге, у них есть залы. Урал сейчас представлен в турнире ВТБ «Пармой» – отрадно, что Пермь, которая любит наш вид спорта со времен «Урал-Грейта», вернулась в большой баскетбол.
- Вы работаете в Красноярске второй год. Успели привыкнуть к разнице во времени, перелетам на длинные расстояния?
– Можно сказать, что я теперь знаю, чего ждать. Когда я только приехал работать в Красноярск после Екатеринбурга, то думал, что 4 часа разницы во времени с Москвой по сравнению с 2 часами, как в Екатеринбурге, не играют особой роли, что мне не придется к чему-то привыкать. Оказалось, что я ошибался. 4 часа это совсем не то, что 2. Помимо того, что перелеты на такие расстояния тяжелы сами по себе, непросто даются и пересадки – ожидания в аэропорту другого рейса. Перелет до Москвы занимает 5 часов, и зачастую несколько часов -пересадка. Например, недавно у нас был выезд в Косово: мы летели до Стамбула 5 часов, затем провели в аэропорту 6 и несколько часов еще потом добирались до пункта назначения. Акклиматизация наступает уже по возвращении домой, причем не сразу. Все это нужно учитывать при подготовке команды к матчу. К тому же, молодые игроки и игроки постарше восстанавливаются по-разному, у всех разные особенности психологии. В общем, угадать состояние парней, вернее, спрогнозировать его, очень сложно, даже учитывая уже имеющийся опыт работы.
- В каждом клубе, где вы работаете, вы уделяете внимание молодым игрокам. В нынешнем «Енисее» вы также работаете с ними…
– По моему мнению, все, кто занимаются баскетболом, должны понимать, что они оставят после себя. Наше наследие – не кубки или медали, а смена, следующее поколение. То, что сейчас происходит с подготовкой баскетболистов в стране, вызывает боль. В Ленинграде в ту пору, когда я рос, было 20-30 ДЮСШ, сейчас в Санкт-Петербурге, можно сказать, все свелось к закрытому первенству 2-3 школ. К тому же, многие игроки, после того как получают предложение из топ-клуба, остаются довольны тем, что они сидят там на лавке. Я отслеживаю молодых ребят, смотрю, какая у них мотивация. Иногда они переходят в топ-команду, хотя еще недостаточно готовы для нее. В этом году Денис Захаров переехал из «Енисея» в «Локомотив-Кубань». Денис – хороший игрок, он попал в обойму сборной России, и я уважаю его решение! Но, по моему мнению, ему рано было уходить в коллектив такого уровня, а стоило все-таки «заматереть», развить свои навыки.
Назвать молодыми тех игроков, которые у меня сейчас в «Енисее», можно с большой натяжкой. Молодые это те, кому 20 лет, как Сергей Митусов, а не 22-23. Владислава Трушкина все время старались сделать 4-м номером, хотя это не его позиция. У Игоря Каныгина, считаю, все впереди: ему нужно набраться опыта и игровой практики. У них просто не было шанса себя проявить.
- Каким вы видите выход из создавшейся ситуации в подготовке кадров в нашей стране?
– 10 лет назад я работал в Латвии и видел, что в этой стране уделяют внимание подготовке тренеров, дают возможность трудиться детским специалистам. За это десятилетие уровень латвийских баскетболистов очень вырос, что показывают результаты выступлений сборной и моих коллег. Например, Артурс Шталбергс, который сейчас является главным тренером «Нижнего Новгорода», играл у меня и учился в школе тренеров. Он и его коллеги затем входили в штаб молодежной сборной Латвии. У нас же, по сути, институт детских тренеров существует только формально. Вузы готовят кого угодно, но не детских тренеров, к тому же зарплата такого специалиста не позволяет молодым мужчинам содержать на нее свои семьи. Клубы оплачивают присутствие легионеров, в стране идет финансирование студенческого спорта... Здорово было бы выделять средства и на детских тренеров, и обязательно нужно развивать баскетбол в регионах – там есть залы, есть возможность заниматься баскетболом, есть интерес.
15 лет назад при моем участии была создана EYBL – Европейская юношеская баскетбольная лига, создана без всякой поддержки. За это время в ней приняли участие 20 тысяч детей. Этот проект наглядно показал, что такой формат жизнеспособен, и детям баскетбол интересен.
- Сейчас бытует мнение, что молодежь не заинтересована в том, чтобы работать, тренироваться, их интересуют только деньги. Вы с этим согласны?
– Не будем забывать, что сейчас наша жизнь очень зависит от современных технологий. Когда я был молод, нас интересовало живое общение, сейчас же ребят больше привлекают компьютер, всякие гаджеты. Во многих вещах они разбираются намного лучше, чем я в их возрасте. То, что они хотят денег, это понятно и объяснимо. Но все же финансы не для всех являются самым главным и определяющим в жизни или не означают все. Есть много ребят, которые готовы трудиться.
- Есть ли в России игроки, которые, вы считаете, в скором времени пополнят состав сборной?
– Да, такие ребята, безусловно, есть. И в этом году некоторых из них мы видели – они попали в расширенный состав команды, правда, в окончательную заявку не вошли. Что же, пусть дальше борются за место под солнцем. Конкуренция за путевку в главную национальную сборную – отличный стимул!
Фото: basket-enisey.ru